Статья Формирование исследовательских умений на уроках чтения


Формирование исследовательских умений на уроках литературного чтения в начальной школе
Винницкая Тамара Григорьевна,
учитель начальных классов, 1категория, стаж работы 24 года,
МБОУ СОШ№5, город Ноябрьск, ЯНАО.
"Современный национально – педагогический идеал, - по Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования второго поколения, - это ответственный, инициативный, компетентный гражданин России".
Только тот человек может полноценно действовать в изменяющемся мире, изменить этот мир, внести в него что – то новое, который способен самостоятельно выйти за пределы ключевых компетентностей, сделать самостоятельный выбор, принять решение.
А если ребёнок владеет алгоритмом исследования, то он изучит ситуацию. Для этого надо отточить исследовательские умения. Чтобы это получилось, учитель должен уметь моделировать урок в разных технологиях.
Один из ключевых принципов построения стандартов второго поколения:- рассмотрение в качестве основных концепций развивающего обучения, теории деятельностного подхода, при которой ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности.
Это связано, сегодня, с применением интерактивных методов обучения, где происходит взаимодействие или беседа, диалог с чем – либо или кем – либо. Следовательно, интерактивное обучение на уроках, в частности литературного чтения – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.
Чтение, наравне с русским языком и математикой, занимает особое место в учебном материале ФГОСа второго поколения.
Какие основные группы умений, входящих в исследовательскую компетентность, разработаны в стандартах второго поколения:
умение объективно воспринимать те процессы, которые происходят в различных ситуациях;
умение анализировать соотношения «цель – средства – результат» применительно к выбору ситуации;
умение требовать и доверять;
умение быстро ориентироваться и переключать внимание;
умение проявлять позиционную гибкость при организации деятельности;
умение в одной и той же ситуации пользоваться разнообразными приёмами;
Следует признать, что интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что формирует исследовательские умения.
Я составила карту "Характеристики учащихся по уровню сформированности исследовательских умений и навыков".
1 группа - умеют находить несколько обоснованных способов решения учебных задач и свободно переключаются с одной умственной операции на другую;
2 группа-умеют анализировать, делать несложные выводы на основании изученного; к обобщению материала в состоянии подойти только после выполнения целого ряда промежуточных видов работы;
3 группа-отличаются инертностью мышления, не могут руководствоваться правилами даже в знакомой ситуации.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс формирования исследовательских навыков.
Основная идея: проблемное обучение рассчитано на максимальное раскрытие личностных качеств ученика и учителя в процессе совместной деятельности.
Какие формы взаимодействия, по характеру общения с учениками, можно использовать в ходе различных этапов учебной деятельности?
1. Коллективно – распределённая деятельность – коллективное размышление, дискуссия и совместные поиски:
использование на многих структурных этапах урока прогнозирования;
формулирование учащимися темы и цели урока;
интерактивные экскурсии;
коллективное сочинение сказок с продолжением.
2. Диалоговое общение между учителем и учащимися, между обучающимися:
на уроках чтения проводится работа над текстом: какие использованы описания; найти предложения, определяющие главную мысль текста; озаглавить; найти образное выражение; найти слова, которые усиливают настроение текста и т. д.;
обмен мнениями о прочитанных книгах на уроках чтения;
экспресс – исследования по предложенной тематике;
возвращение время от времени к ранее выполненным работам с целью редактирования и правки.
3. Общение по типу «учитель – ученик» в момент постановки проблемы:
установление соответствия реальности прогнозируемого результата поставленной цели.
4. Работа в паре «ученик – ученик» во время проведения самоконтроля и самооценки:
взаимообучение;
совместная исследовательская деятельность;
взаимопроверка, взаимооценка.
5. Групповая работа в процессе поиска способа решения учебной задачи.
Работа в группе осуществляется по следующему плану:
чтение и разбор задания (по группам);
выполнение задания (в группах);
обсуждение задания (в группах);
осуждение задания (в классе);
выводы.
- перенос акцента на поисковую и творческую деятельность;- круглый стол;- учебные групповые дискуссии.
6. Межгрупповое взаимодействие при обобщении, выведении общих закономерностей, формулировании выводов.
Деление класса на группы по способностям учащихся. В каждой группе равное количество сильных и слабых детей. Ученик – консультант обязательно руководит ходом работы в каждой группе.
деловая игра (так же, как и при работе в малых группах, только на последнем итоговом этапе еще и умение выстраивать диалог между группами, критически оценивать работы оппонентов, задавать «каверзные» вопросы, находить компромиссные решения);
состязание (развивает «командный дух», умение приходить к общим решениям, сопереживать);
чтение по ролям, обыгрывание ситуаций, дети выступают в роли театральных «постановщиков»;
работа в малых группах (у каждого своя «роль» в группе и, если эта «роль» не выполнена, то группа проиграет).
7. Индивидуальная работа во время выполнения заданий по пройденному материалу и творческих работ:
написание сочинений:
теоретические экспресс – исследования (задача ребёнка – собрать материал из книг и других источников по заранее предложенной теме);
при подготовке к написанию сочинений использую упражнение – составление стихотворений;
использую метод основанный на знаменитом магическом выражении К.С.Станиславского «если бы...» (ребёнок переносит себя или воображаемый персонаж из реальной ситуации в воображаемую, но конкретно представляемую, пытается осмыслить предлагаемые обстоятельства и сочинить текст о себе или воображаемом персонаже);
использую метод трансформации текстов или составление одного вида текста на основе другого (текст, воспринимаемый в одной знаковой системе – словесной, изобразительной, музыкальной перекодируется в другую, более доступную возрасту ребёнка).
На уроках литературного чтения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми; организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идёт работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.
Таким образом, интерактивные методы обучения способствуют формированию исследовательских умений.Фрагмент урока в 4 классе по теме "Сказка мудростью богата".Цель: сделать сравнительный анализ сказок о мудрости.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Белова И.С.Школа педагогического мастерства: семинары – практикумы, фестиваль педагогических идей. Волгоград: Учитель,2009.
2.Кондаков А.М. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения // Начальная школа. 2009. №9