Технологическая карта урока Древний Вавилон история 5 класс


История 5 класс
Тема:. Древний Вавилон
Педагогические цели Способствовать формированию представления о законах Хаммурапи как уникальном источнике по социально-политическим отношениям в древневавилонском обществе; создать условия для ознакомления учащихся с устройством древневавилонского общества, социальными группами, положением рабов
Тип и вид урока Изучение и первичное закрепление новых знаний / урок-исследование
Планируемые результаты (предметные) Овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого
Личностные результаты Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом трудеМетапредметные результаты Владение умением работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях
Основное содержание темы, понятия и термины Образование Вавилонского царства. Вавилон – центр ремесла и торговли. Правление Хаммурапи (1792–1750 гг. до н. э.). Появление законов Хаммурапи. Устройство вавилонского общества по законам Хаммурапи. Законы, ростовщик, раб-должник
Образовательные ресурсы Учебник. Электронное приложение к учебнику. Карты: «Древние государства мира», «Древний Восток», «Вавилонское царство в XVIII в. н. э. Ассирийская держава в VIII–VII вв. до н. э.». Схемы: «Вавилон – центр ремесла и торговли», «Виды преступлений, названные в законах Хаммурапи». Рабочая тетрадь № 1
Организационная структура урока
Этапы урока Формы,методы, методическиеприемы Деятельность учителя Деятельность учащихся Формаконтроля
характеристика основных видов деятельности формируемые УУД I. Организационный момент Фронтальная. Словесный. Слово учителя Приветствует учащихся.
Проверяет готовность к уроку Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место Быстрое включение в деловой ритм II. Постановка учебной задачи Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя Сообщает тему урока.
– Вы – историки-исследователи, предположите, что вам предстоит исследовать сегодня на уроке
Слушают учителя. Формулируют учебные задачи Регулятивные: принимают учебные задачи, сформулированные вместе с учителем III. Усвоение новых знаний и способов действий.
Образование
Вавилонского царства. Вавилон – центр ремесла и торговли Фронтальная. Словесный, наглядный, проблемный. Рассказ учителя, работа с картой, схемой, беседа В ходе рассказа о возвышении Вавилона в Двуречье организует работу с картой. Предлагает, вспомнив природные условия, предположить, что покупали и продавали купцы в Вавилоне.
Организует работу со схемой (см. Приложение 1) Находят на карте Вавилон, описывают его местонахождение. Называют природные условия Вавилона, выдвигают предположения продаваемых и покупаемых
товаров Регулятивные: осуществляют коррекцию, вносят необходимые дополнения и коррективы.
Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи Работа с картой, беседа по вопросам
Вавилонский царь Хаммурапи Фронтальная. Словесный, наглядный. Рассказ учителя, работа с текстом, иллюстрацией, беседа Знакомит с царем Вавилона Хаммурапи и временем его правления.
Организует работу с текстом (п. 1 § 12), иллюстрацией. Предлагает составить план текста Под руководством учителя характеризуют вавилонского царя Хаммурапи. Составляют план текста Регулятивные: учатся работать по предложенному учителем плану.
Познавательные: находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях Работа
с текстом, беседа по вопросам, план текста
Законы Хаммурапи Фронтальная, групповая, коллективная. Словесный, исследовательский, практический. Работа с документом, таблицей, беседа Формулирует задания для работы
с текстом § 12 (п. 1), документами «Из законов Хаммурапи», «Из вавилонской таблички». Проводит беседу, организует заполнение таблицы
(см. Приложение 2)и стр. 71 Проводят поиск необходимой ин-
формации в текстовых источниках Познавательные: овладевают навыками смыслового чтения; осуществляют анализ; строят логическую цепь рассуждений.Коммуникативные: высказывают свое мнение Работа с документом, беседа по вопросам
IV. Закрепление знаний и способов действий Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Рассказ учителя, работа с текстом, «линией времени»,
иллюстрацией, беседа, работа с контурной картой Организует работу с § 12 п.2-3 Читают и отвечают на вопросы.
Показывают на карте Вавилонское царство Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.
Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других Работа с «линией времени», беседа по вопросам, контурная карта
V. Рефлексия Фронтальная. Практический. Тест Предлагает проанализировать свою
деятельность, работая с тестом:
«V» – ответил по просьбе учителя, но ответ неправильный;
«W» – ответил по просьбе учителя, ответ правильный;
«|» – ответил по своей инициативе, но ответ неправильный;
«+» – ответил по своей инициативе, ответ правильный;
«0» – не ответил Обсуждают в конце урока результаты своих наблюдений, на листке условно отмечают свои ответы Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества; оценивают свою активность и качество работы на уроке Письменный тест
VI. Информация о домашнем задании Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя Комментирует задание.
Воспринимают задание, уточняют Регулятивные: принимают учебную задачу Задания в рабочей тетради
Ресурсный материал к уроку
Приложение 1
Вавилон – центр ремесла и торговли
Привозное сырье: камень; металлы (железо, медь, бронза, олово, свинец, серебро, золото, элект); строевой лес (кедр, кипарис, дуб, бук и др.)Местное сырье: глина, тростник, кожа, шерсть, лен, нефть
Вавилон – торговый и ремесленный центр Древнего Востока
(Здесь можно было купить и продать любой товар, известный древнему миру)
Вывозили в соседние страны: полированную мебель с инкрустациями из золота, серебра, слоновой кости, драгоценных камней; косметику, парфюмерию; вино; изделия, украшенные стеклянной глазурью (бирюзовой, синей, желтой, белой, зеленой, коричневой, красной и др.); флаконы и другие изделия из стекла; поделки из синего стекловидного сплава, имитировавшего лазурит; шерстяные и льняные ткани; зерноИспользовали в быту: сырую нефть для заправки светильников; асфальт и битум как растворы для кладки кирпича и средство для придания водонепроницаемости; циновки, ковры, корзины, сумки, сосуды из тростника и пальмовых волокон; обувь; кожаные предметы вооружения (колчаны, щиты, панцири, шлемы) и конской упряжи (уздечки, ремни, вожжи, хомуты, шлеи, поводья, бичи); кожаные мехи для хранения жидкостей и бурдюки, надувавшиеся воздухом, на которых переправлялись через реку; глиняную посуду
Приложение 2
1. Почему за кражу вещи, скотины и раба наказывали одинаково?
2. Что означает выражение «око за око, зуб за зуб»?
3. Согласно законам Хаммурапи бежавшему от хозяина рабу отрезали ухо, оставляя ему возможность трудиться и отвечать на вопросы господина. Подумайте, останавливало ли такое жестокое наказание рабов от желания бежать из неволи? Обоснуйте свой ответ.
4. В Древнем Вавилоне преступников заставляли испытывать то же самое, что они причинили своей жертве. Подумайте, мог ли данный метод наказания остановить преступников? Обоснуйте свой ответ.
Виды преступлений, названные в законах Хаммурапи
Государственные Против царя, измена
Должностные Взятка, изменение судебного режима
Религиозные Чародейство, святотатство, колдовство
Воинские Дезертирство, отказ от воинской повинности и присвоение имущества воина
Против семьи Браки между родственниками, измена жены
Против личности Ложное обвинение, умышленное и неумышленное убийство, оскорбление, лжесвидетельство
Против собственности Кража, укрывательство и кража чужого раба, снятие с раба знака его рабства, повреждение или уничтожение чужого имущества, плохое качество работы