План открытого урока на тему Культура питания. Особенности питания детей и подростков.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«СШ № 16 города Евпатории Республики Крым»






Открытый урок биологии
в 8 классе




Тема урока:
«Культура питания.
Особенности питания детей и подростков»





Подготовила

учитель биологии МБОУ«СШ №16»

Маслова Наталья Анатольевна











Евпатория – 2017 год


Цели урока:
формирование у обучающихся основ культуры питания, как одной из составляющих здорового образа жизни;
формирование понятия о рациональном и здоровом питании подростков; о возрастных особенностях питания.
Задачи урока:

Образовательная – расширить знания обучающихся о культуре питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья; обучить правилам здорового питания; познакомить с полезными и вредными продуктами; повысить потребительскую грамотность учащихся; 
научить ориентироваться в выборе продуктов для здорового рационального питания; развивать здоровье сберегающие компетентности; 

Воспитательная – воспитывать культуру питания, потребность в здоровом образе жизни; формировать экологическую культуры; эстетическое и этическое воспитание.

Развивающая – продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры, формировать умения работы с учебником, таблицами, составлять схемы, делать выводы; развивать здоровье сберегающие компетентности; сознательное отношение к своему здоровью с помощью рационального питания – как норме поведения.


· Тип урока: урок формирования новых знаний; форма: урок – исследование.


· Методы ведения урока: словесный, наглядно-демонстрационный, практический.
(объяснение учителя, беседа, самостоятельная работа с учебником).


·Образовательные технологии: педагогика сотрудничества, проблемное обучение, информационно -коммуникативные, развивающие, индивидуальный и дифференцированный подход, гуманно - личностные технологии, здоровье сберегающие.


· Виды контроля: индивидуальный, групповой и фронтальный.


· Межпредметные связи: химия, экология, валеология, медицина.


· Материально-техническое обеспечение: интерактивный комплекс, ПК, МПП, видеофрагмент- «Культура питания», учебник: Сухорукова Л.Н. «Биология. Человек. Культура здоровья», 8 класс, раздаточный материал: карточки с заданием на повторение пройденной темы; рабочие листы для выполнения практической работы (индивидуальные); таблица классификации пищевых добавок и их влияния на организм; набор продуктов для каждой группы; оценочные листы для шести групп.


· ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ: культура питания, режим питания, рациональное питание, пищевые добавки.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА:


· I. Организационный момент: (2 мин.)
– Приветствие – Проверка явки учащихся.





Здравствуйте! Я рада приветствовать вас на уроке биологии. Хочу подарить вам добрые и позитивные эмоции анимационной картинкой «Хорошо зимой в лесу».

Желаю вам активной и плодотворной работы сегодня на уроке. Мы работаем в микрогруппах, поэтому хочу напомнить вам правила работы учащихся в группе: умение распределить работу в команде; умение выслушать друг друга; согласованность действий; правильность и полнота выступлений, активность. Направлять и координировать работу в группе мне будут помогать ученики-консультанты. В ходе урока они будут фиксировать ответы учеников группы в оценочный лист, по которым в конце урока будет подведен итог и будут выставлены отметки ученикам группы.



13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415



· II . Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности (7 мин.)

· Задания на повторение темы «Витамины». Слайд 2-7 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Блиц-опрос проводится письменно по карточкам


13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415


· Определение темы урока, целей урока учащимися. Слайд 8-9
* Какие цели на уроке вы можете перед собой поставить? (Ответы учеников).



13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415



· III. Изучение нового материала: § 40, стр. 96; сост. ОК. / ММП), (15 мин.) Слайд 9
«Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтобы прыгать, кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться,
Чтоб расти и развиваться
И при этом не болеть.
Нужно правильно питаться,
С самых юных лет уметь!»


· 1. Введение в понятие “Культура питания”. Зачем мы едим? Видеофрагмент. Слайд 10

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
· 2. Составление кластера «паучка» - составить логическую схему «культура питания» - это Слайд 11-12
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 14
·15

Работа с текстом § 40, стр. 96; Запись в биологический словарь понятия «Культура здоровья»






· 3. Подростковый возраст и потребность в питании. Слайд 13



Сообщение учащейся (Тупахиной Дарьи)
о результатах анкетирования
«Исследование питания подростков
13 -15 лет в 8 – К классе»

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415


· 4 . Рациональное питание. Режим питания. Распределение пищи по приёмам в течение дня Слайд 14-17
Давайте вспомним, какова роль белков, жиров и углеводов в обмене веществ?
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Работа с текстом § 40, стр. 96-97. Запись в биологический словарь понятия «Рацион питания», «Режим питания». * Давайте вспомним, каким должен быть режим питания у подростков? Чем он отличается от режима питания взрослых людей?



«Ребята, мера нужна и в еде,
Чтоб не случиться нежданной беде,
Нужно питаться в назначенный час,
В день понемногу, но несколько раз.
Этот закон соблюдайте всегда,
И станет полезной ваша еда».


13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415


· 5. Выполнение практической работы № 6 «Определение качества пищевых продуктов» (по рабочим листам). (10 мин)
«Одним из основных условий здорового питания является то, что продукты питания должны быть безопасными и соответствовать санитарным нормам.
Проблемный вопрос: Ребята, знаете ли вы, что такое пищевые добавки? (Предполагаемый ответ: красители, консерванты, ароматизаторы, усилители вкуса и т.д.)
Пищевые добавки – это вещества, которые никогда не употребляются самостоятельно, а вводятся в продукты питания при изготовлении. Современные пищевые добавки выполняют две главные задачи: увеличивают срок хранения продуктов питания, что необходимо для их транспортировки и хранения; придают продуктам питания необходимые и приятные свойства – красивый цвет, привлекательный вкус и аромат, нужную консистенцию.
Вопрос классу: а обращаете ли вы внимание на состав веществ, входящих в данный продукт?
Зачастую рядом с перечнем всех понятных составляющих можно обнаружить сложные названия и загадочное для многих «Е». Это пищевые добавки: те, что в народе называют «ешками».

· Предлагаю ученикам самостоятельно определить цель практической работы, записать ее в рабочий лист и приступить к выполнению. Слайд 18-20


13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
* (каждой группе предлагается 2 продукта для определения даты производства, срока годности, наличия пищевых добавок).
* Предлагаю ученикам сформулировать вывод (его озвучивают ученики) и записать его в рабочий лист.


· ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (музыкальная) (1мин). Слайд 21-26

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415


· 6. Правила питания детей (изучить текст параграфа на стр. 97). Слайд 27-28

Самостоятельно, используя текст параграфа и слайд, сформулируйте правила питания детей.

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415





· IV. Подведение итогов урока. Закрепление: (5 мин)

Задания на этапе закрепления предлагаю выполнить устно Слайд 29-37
Каждый ответ предлагаю аргументировать и объяснить

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

Какой вывод вы сегодня сделали для себя? (Нужно серьезней относиться к своему питанию).

· Рефлексия: (2 мин) Слайд 38
Что мы сегодня узнали о культуре питания.
Продолжить фразу: «Сегодня на уроке я узнал (а)..  
Что нового вы для себя открыли?
Что больше всего вас заинтересовало на уроке?
Где можете применить полученные знания?


· V. Домашнее задание (с комментарием): (2 мин) Слайд 39


· § 40 (читать, вопросы устно);


· ОК (повторить);

Биологический словарь (выучить новые понятия)


· По желанию:
Подготовить памятку- рекомендацию по употреблению продуктов питания, обращение к одноклассникам «Есть или не есть, пить или не пить?»
(с лучшими памятками ученики проведут беседу для учеников других классов).


· Выставление отметок (с комментарием + оценочные листы). (1 мин)

Спасибо за плодотворную работу на уроке.
Желаю вам хорошего, позитивного настроения.
15