Рекомендаци для родителей с детьми синдром Дауна

Рекомендации для родителей ребенка с синдромом Дауна.

Развитие эмоций
(развитие выразительных движений мимики)
Ранний возраст это особый период, когда эмоциональная сфера играет важную роль в жизни ребёнка. Эмоции и чувства доминируют над другими сторонами его жизни, отражая все стороны действительности, с которой приходится сталкиваться малышу. Ребёнок эмоционален: смех сменяется горьким плачем, после слёз наступает радостное оживление. Эмоции маленького ребёнка обнаруживаются преимущественно в момент наглядного восприятия того объекта, к которому они направлены, возникают в ответ на конкретную ситуацию и не обладают устойчивостью. Малыша легко отвлечь от неприятного чувства, показав ему привлекательный предмет, например, яркую игрушку.
Учим ребёнка выражать эмоции: радость, грусть, злость, страх, удивление.
Для этого на квадратах из картона рисуем схемы:


Игры с предметами и игрушками
Игра «Где звенит?»
Взрослый сначала звенит погремушкой перед лицом ребёнка, затем перемещает её в стороны. Отходит от кроватки. В дальнейшем игрушку можно прятать за ширму.
Игра «Достань игрушку»
Взрослый предлагает малышу игрушку так, чтобы, потянувшись за ней, он совершал необходимые движения (протягивал руку к висящей игрушке лёжа на спине, тянулся к игрушке лёжа на животе, передвигался за игрушкой по кругу или вперёд). Взрослый обязательно называет игрушку. Когда ребёнок сможет самостоятельно передвигаться возле опоры, например, возле дивана, можно класть игрушку на край дивана, чтобы ребёнок мог дойти до неё, потом обратно.
Игра «Неваляшка танцует»
Взрослый показывает неваляшку и говорит: «Вот какая неваляшка, динь-дон, динь-дон!» и раскачивает её сначала сам, потом рукой ребёнка.
Игра «Куда катится мячик?»
Взрослый перемещает мячик в разных направлениях перед глазами ребёнка, затем рукой
ребёнка толкает мяч.
Игра «Право выбора, или выбери игрушку»
Взрослый предлагает ребёнку две игрушки с разным звучанием, цветовым
оформлением и спрашивает: «Какая игрушка тебе нравится?»
Игра «Позвони в колокольчик»
Один или несколько колокольчиков висят на шнурке на уровне вытянутой руки ребёнка (из положения сидя или стоя у опоры). Взрослый сначала сам показывает, что будет, если дотронуться до колокольчика: он зазвонит «дзинь-дзинь»; потом дотрагивается до колокольчика рукой ребёнка.
Аналогично можно провести игру «Оттолкни мяч» с воздушными шарами или лёгкими мячами.
Игра «Брось зайчику морковку»
На полу лежит обруч, внутри которого сидит игрушка зайчик. Взрослый даёт ребёнку морковку и вместе с ним бросает её зайчику. Затем показывает, как зайчик ест морковку: «Ам, ам! Вкусно!» и благодарит ребёнка: «Спасибо!» (кивком головы).
Игра «Постучи музыкальным молоточком»
Взрослый показывает молоточек и называет его, затем стучит им по коробке и даёт возможность сделать это ребёнку (так же и с другими простыми музыкальными инструментами: барабаном, бубном, звучащими игрушками).
Игра «Брось собери»
Взрослый предлагает ребёнку брать из коробки или таза игрушки, шишки, поролоновые шарики и бросать их на пол. Затем вместе собрать, потом попросить ребёнка сделать это самостоятельно.
Игра «Покорми гуся»
Взрослый вместе с ребёнком надевает большие кольца на шею игрушечному гусю, приговаривая: «Ешь, гусь, баранки, круглые, вкусные».
Игра «Построй башню, поезд»
Взрослый показывает ребёнку, как ставить кубик на кубик или кубик к кубику.
Игра «Покатай машинку»
Взрослый предлагает ребёнку взять кольцо на верёвке, к которой привязана машинка, и потянуть машина поехала!
Игра «Где?»
Постоянно проходя мимо часов, висящих на стене, показывать на них и говорить: «Часики, тик-так!» и рукой ребёнка указывать на них. Также выбрать доступное место для игрушки и не убирать её долгое время, при этом всё время обращая внимание ребёнка: «Мишка сидит, там мишка». Потом, через некоторое время спросить: «Где часики? Где мишка?»
Игра «Мыльные пузыри»
Взрослый выдувает пузыри и говорит: «Фу-фу! Малыш, поймай пузырик!»

Развивающие игры и упражнения для детей с синдромом Дауна от 1 года до 3 лет
Двигательное развитие ребёнка
Игры на развитие крупной моторики
Игра «Кошечка крадётся»
Взрослый становится на четвереньки и ползает по полу, приглашая ребёнка сделать то же самое, приговаривая:
Котик по двору идёт,
Ищет мышек Васька-кот.
Тихо мышка сидит,
На кота она глядит,
На кота она глядит.
Ползание можно усложнить переползанием через препятствие (диванную подушку).
Игра «Домик»
Ребёнок сидит в большой коробке, с каждой стороны которой вырезаны окошечки. Взрослый зовёт малыша по имени и предлагает взять игрушку через «окошко» с каждой стороны коробки. Обязательно приговаривая, например: «Алёша, посмотри, кто к тебе в гости пришёл! Собачка! Ав-ав!»
Игра «Крокодильчики»
Взрослый берёт ребёнка за ноги, поддерживая его руками под коленями (ребёнок находится в положении вниз головой). Пусть он сделает несколько шагов на руках. Если ребёнок затрудняется, поддерживайте его в области таза. Стимулируйте движения впереди стоящей игрушкой.
Игра «Дотянись до игрушки»
Взрослый на верёвочке развешивает 23 игрушки на большом расстоянии друг от друга и предлагает ребёнку достать их. Аналогично можно провести игру, разложив игрушки на стульях, на диване.
Игра «Поздоровайся с мишкой»
Взрослый «обозначает» дорожку (лучше всего по обеим сторонам разложить подушки, чтобы ребёнок не сворачивал ни влево, ни вправо). В конце дорожки положить игрушку мишку.
Игра «Всё дальше и выше»
Сначала взрослый предлагает ребёнку игру с воздушным шариком, затем берёт лёгкий мяч.
Я кидаю высоко,
Я кидаю далеко.
Игра «По маленькой дорожке, по большой дороге»
Взрослый предлагает ребёнку пройти по доске (по длинной «большой», по короткой «маленькой») и приговаривает:
По большой дороге идут наши ноги.
По маленькой дорожке идут наши ножки.
Аналогично можно провести игру, взяв клеёнку («гладкая дорожка») и специальный коврик с шипами («шершавая дорожка»). Это можно заменить и специально сшитой дорожкой с разными наполнителями (гречка, поролоновые шарики и тому подобным):
По гладенькой дорожке
Шагают наши ножки:
Раз, два, три, четыре.
По шершавой дороге
Шагают наши ноги:
Раз, два, три, четыре.
Пусть ребёнок потрогает «шершавую» дорожку из разных материалов.
Катя, Катя маленькая,
Катенька удаленька,
Пройди по дороженьке,
Топни, Катя, ноженькой!
Игра «Баскетбол»
Очень полезно играть с ребёнком в подобные игры: забросить мячик в корзинку ведро, таз, коробку, в специально подвешенную на стенке баскетбольную корзинку.
Игра «Кегли»
Можно купить специальные кегли, а можно использовать пустые бутылки и любой небольшой мячик.
Игры на развитие умения перешагивать через предметы
Пусть ребёнок перешагивает через верёвочки, палки, низкие скамеечки, ходит через диванные подушки, валики.
Игры на умение стоять на носочках, на пяточках, на одной ноге, держась за опору, прыгать как пружинка, ходить по лестнице, ступенькам.
Игры на знакомство со схемой тела
Конечно, мы и раньше, когда ребёнок был совсем маленький, говорили ему про носик, ротик, ножки, животик, но теперь мы обязательно спрашиваем его: «Где наш ротик? Покажи», и так далее.
Игры на различение правой и левой сторон
Вначале предлагаем ребёнку яркую погремушку с ручкой или расписную ложку (например, с росписью «хохлома»). Когда ребёнок проявил интерес и протянул ручку, даём ему возможность взять предмет. При этом комментируем: «Какой ты молодец, взял в правую ручку, а теперь возьми в другую! Молодец, взял левой ручкой!» Можно предлагать аналогичным образом разные игрушки и предметы с обязательным комментированием.
Так же можно играть, доставая игрушки и предметы из ведёрка, тазика или бочонка; надевая колечки на палочки.
Список литературы
1. Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трёх лет: Пособие для воспитателей и родителей. М.: «Мозаика-синтез», 2003.
2. Жиянова П. Л., Поле Е. В. Малыш с синдромом Дауна: Книга для родителей. М., 2007.
3. Малер А. Ф. Помощь детям с недостатками развития: Книга для родителей. М., 2006.
4. Литус А. Беби-гимнастика от года до трёх. М., СПб.: СОВА, 2005.
5. Развивающие игры с малышами до трёх лет: Пособие для родителей и педагогов / сост. Галанова Т. В. Ярославль: «Академия развития», 1998.
6. Ньюмен С. Игры и занятия с особым ребёнком: Руководство для родителей. М.: Теревинф, 2004.
7. Кузин М. В. Развивающие игры для детей от 0 до года. М., 2007.
8. Дмитриева В. Г. 125 развивающих игр для малышей от рождения до трёх лет. М., 2007.
9. Воскресенская И. Развивающие игрушки своими руками. – Новосибирск, 2008.
10. Лоза О. 365 игр для крох и крошечек. М., 2008.
15