Семинар-практикум для воспитателей Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством тестопластики


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 3 «Ласточка» г. Ипатово
Ипатовского района Ставропольского края
Семинар – практикум
«Развитие мелкой моторики рук
посредством тестопластики»

Подготовила и
провела:
Снадная Т.П.,
воспитатель
г. Ипатово, 2017 год
Уважаемые педагоги!
Приглашаю вас принять участие в семинаре «Развитие мелкой моторики рук посредством тестопластики».
Семинар проводит Снадная Татьяна Павловна, воспитатель «МБ ДОУ д/с № 3 г. Ипатово». Образование — средне-специальное. Категория – высшая. Стаж педагогической деятельности-23 года.
Цель:Создание условий для повышения педагогической грамотности воспитателей по теме «Развитие мелкой моторики рук посредством тестопластики».Задачи: 1. Представить воспитателям актуальность проблемы развития мелкой моторики рук посредством тестопластики.2. Познакомить со значением тестопластики для всестороннего развития дошкольников.3. Представить технологии выполнения работ методом тестопластики.4. Вовлечь воспитателей в работу по созданию подковы счастья из соленого теста.5. Обобщить результаты работы.
План семинара:
1. Вступительное слово «Развитие мелкой моторики рук»;
2. Буклет для воспитателей «Чудеса тестопластики»;
3. Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики рук детей посредством тестопластики»;
4. Памятка «Приемы лепки из соленого теста»;
5.Мастер-класс для воспитателей по лепке из соленого теста;
6. Презентация «Лепим, играем, себя развиваем»;
7. Выдача свидетельства участника семинара.

Ход мероприятия 
«Разминка для ума и тела».
Ведущий: «Наверное, каждый из вас хорошо помнит свое детство. И, глядя на своих детей, мы часто думаем о том, как хорошо было в нашем детстве… И конфеты были слаще, и мороженое вкусней… . Предлагаю вам не надолго окунуться в прекрасный и волшебный мир детства…».
Включается фрагмент песни «Волшебная страна», просмотр фрагментов детства1975 -2000 годы.
Ведущий: Представим на минуточку себя на месте малыша, поиграем …
Маша в гости собиралась,
Маша в платье наряжалась,
Туфли новые надела,
Долго в зеркало глядела.
Причесалась не спеша,
До чего же хороша!
Бусы новые надела,
Застегнула неумело,
Разбежались бусы вскачь,
Тише, Машенька, не плачь! 
Разминка: Далее воспитателям предлагается помочь собрать бусы (кто быстрее?) (макароны) Музыкальное сопровождение фрагмент из песни «Усатый нянь». Перед вами лежат части, для игры «Собери бусы».
Ведущий: Оказывается нелёгкая это задача. Представляете, каково же малышам…
Счастливое детство, говорим мы, часто не подозревая, что быть ребенком трудно. Это огромная, непрерывная, сложная работа: расти, открывая мир, узнавать людей, учиться…
И порой им приходится очень трудно без поддержки взрослых.
Уважаемые коллеги!
Сегодня мы с вами поговорим о значении развития мелкой моторики рук на развитие познавательных процессов посредством тестопластики.
1.Вступительное слово «Развитие мелкой моторики рук»
Эпиграф нашей встречи – слова Сухомлинского В.А. «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».     В настоящее время у многих детей недостаточно развита мелкая моторика. Дети неумело держат карандаш, ручку или кисть в качестве рабочего инструмента. Что сказывается на результатах обучения в школе, развитие речи.    Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, так как слабость движения пальцев и кистей рук затрудняют овладение простейшими, необходимыми умениями и навыками самообслуживания. К тому же уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.     Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.     
Для развития моторики рук на занятиях используются следующие приемы, игры и упражнения:- самомассаж кистей рук;- пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;- выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины)- рисование (пальчиками, пластилином, штриховка по образцу, закрашивание, лабиринты);- аппликация, оригами, тестопластика, бумагопластика, торцевание и т.д.
2.Буклет для воспитателей «Чудеса тестопластики»
Как занять ребенка, когда он говорит: «Мне нечего делать!», используя все то, что находится под рукой? Тестопластика - лепка декоративных изделий из соленого теста - одно из увлекательных занятий.
Дети с удовольствием изготавливают мелкие предметы-медальоны, колечки, лепят фрукты, фигурки животных, создают картины (панно).
Предлагаем вам рекомендации по изготовлению сувениров, которые не только украсят ваш дом, но и станут прекрасным подарком к любому празднику.
ПРИГОТОВЛЕНИЕ ТЕСТА:
РЕЦЕПТ СОЛЕНОГО ТЕСТА
1 стакан муки (желательно высший сорт) 1 стакан соли «Экстра» 0,5 стакана воды 1 ст. ложка растительного масла. Смешать муку солью в глубокой емкости, добавить воду и масло; тщательно вымесить тесто руками, пока оно не станет однородным и эластичным. Хорошо вымешанное тесто - крутое и мягкое - не должно липнуть к рукам и рваться при растяжении. Качества соленого теста улучшаются при хранении. Лучше использовать его через сутки после приготовления.
Соленое тесто может долго храниться в целлофановом пакете в холодильнике. Если оно станет размягчаться, перед лепкой добавьте в него немного муки.
ПОДКРАШИВАНИЕ ТЕСТА
Готовое вымешанное тесто можно подкрасить, придать всему тесту или его отдельным кусочкам различные оттенки (в зависимости от замысла) с помощью пищевых или натуральных красителей, гуаши. Из натуральных красителей используются свекольный и морковный соки.
Если добавить в тесто какао-порошок, разведенный в теплой воде, можно получить светло-бежевое или коричневое тесто.
СУШКА ГОТОВОГО ИЗДЕЛИЯ:
ВОЗДУШНАЯ СУШКА
Изделие сушится на воздухе в теплом месте (но не на батарее).
Время сушки - 3-5 суток (в зависимости от толщины)
В процессе воздушной сушки тесто остается естественного светлого цвета.
СУШКА В ДУХОВКЕ НА ПРОТИВНЕ
Начинать сушку следует с низкой температуры (от 75 °С) и сушить 1 час, затем температуру можно повысить до 100-150°С и досушивать изделие с учетом того, что 5 мм толщины просушивается за 1 час. В процессе сушки в духовке тесто подрумянивается, изделие приобретает приятный золотистый оттенок.
9618980-125793500РОСПИСЬ ГОТОВОГО ИЗДЕЛИЯ:
Вылепленное и высушенное изделие при желании можно расписать. Для этого используют водорастворимые краски: гуашь, акварель, темпера.
В зависимости от замысла можно выбрать тот или иной вид росписи.
ПЛОТНАЯ, ЯРКАЯ РОСПИСЬ
Нанести на изделие жесткой кистью слой белой гуаши, высушить, затем раскрасить разноцветной гуашью мягкими кистями разных размеров. Изделие будет выглядеть нарядно.
«ПРОЗРАЧНАЯ» РОСПИСЬ
Без грунтовки (без нанесения белой гуаши) расписать изделие акварелью или гуашью мягкими кистями. Естественный цвет теста должен немного просвечивать сквозь краску - это дает очень красивые эффекты.
Для такой росписи должен быть сохранен белый цвет теста (при воздушной сушке).
Возможен вариант росписи отдельных элементов изделия. Например, выполняя задание «Фрукты в корзине», фрукты можно раскрасить, а корзину оставить цвета теста, либо подрумянить с помощью глазурования.
Расписывать следует только высушенные изделия.
ГЛАЗУРОВАНИЕ
Глазурование - нанесение соляного или яичного раствора на изделие из теста перед сушкой в духовке.
Глазуруют изделие для придания ему румяных, теплых оттенков.
Глазуровать следует на противне непосредственно перед сушкой мягкой кистью, смоченной в растворе.
Берется либо соляной раствор, он должен быть насыщенным (1-2 ст. ложки на полстакана воды).
Изделия, глазурованные таким способом, приобретут приятный бежевый цвет.
Либо яично-водный раствор. Для приготовления яично-водного раствора необходимо смешать 1 желток с 1 ст. ложкой воды. Изделие, покрытое такой смесью, приобретает насыщенный оранжевый цвет.
3.Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики рук детей посредством тестопластики» (1 слайд)
Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика».
Что же такое мелкая моторика? (2 слайд) Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека находятся центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и.т.д.
Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.
В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: (3 слайд) застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.Мелкая моторика (4 слайд) - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности ребенка. Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром. Когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук. Маленькому ребенку трудно поворачивать и вращать запястье, поэтому он заменяет эти движения движениями всей руки от плеча. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья.
 Таким образом, возможности освоения  мира   этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, его самооценку. Вот поэтому необходимость развития тонких движений пальцев рук давно уже признана педагогами, работающими в дошкольных учреждениях.
Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, я решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями и специалистами детского сада, в частности психологом. Перед нами была, поставлена цель.
Цель работы: (5 слайд) Развитие мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста посредством тестопластики. Для решения этой цели были поставлены следующие задачи: (6 слайд)
Развивать мелкую моторику рук, координацию и тактильные ощущения рук.
Сформировать у детей навыки лепки.
Приобщать детей к коллективной творческой деятельности, совместному труду, взаимопомощи.
Развивать фантазию, воображение, мышление.
Воспитывать интерес детей к декоративно – прикладному искусству через приобщение к народному промыслу.
Лепить можно из пластилина и глины, но в нашей работе по развитию мелкой моторике с детьми дошкольного возраста, я предпочла использовать нетрадиционную технику изобразительной деятельности – тестопластику.
(7 слайд) Преимущества соленого теста перед пластилином и глиной в том что:
Можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег.
Легко отмывается и не оставляет следов.
Безопасно при попадании в рот.
Не липнет к рукам при лепке.
Можно сушить на воздухе.
Можно лепить из окрашенного теста и можно расписать уже готовое изделие.
(8 слайд) В своей работе мы использовали технические приемы при работе с лепкой;Разминание - надавливание руками и пальцами на кусочек теста.
Отщипывание - отделение от большого куска теста небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек теста, а затем отрывают его.
Шлепанье - энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами. Размах движений можно варьировать.
Сплющивание - сжимание куска теста с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусок пластичного материала можно сплющить при помощи пальцев.
Раскатывание-раскатывание теста круговыми и прямыми движениями кистей рук, а также при помощи скалки.
Перед решением поставленных целей и задач проводим (9 слайд + 4 щелчка) предварительную работу, наблюдение за живыми объектами, чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций, народных игрушек, муляжей и т.д.
Характер проведения занятий – эмоционально-игровой. Своеобразие данной техники состоит из двух этапов – лепка из соленого теста, сушка изделий и раскраска.
Для развития познавательного интереса вводной части необходимо следующие использовать приемы; чтение художественных произведений, загадывание загадок, приход сказочного героя. Делается это для того, чтобы создать у детей хорошее настроение и заинтересованности занятия.
(10 слайд по щелчку +5 фото) Дети на занятиях учатся лепить и украшать плоские фигуры — декоративные пластины с налепом, сердечки, цветочки, листья, овощи и фрукты. Для раскатывания используются скалочки, а для вырезания — формочки для печенья, вареников, крышки от бутылок. и т.п.).
Дети умеют анализировать свои творческие работы, умеют выделять главное.
Нужно сказать, что разработанная и проведенная система игр-занятий с соленым тестом является одним из важнейших и естественных путей решения проблемы развития мелкой моторики.
(11 слайд) В рамках реализации данной программы была определена система работы с родителями (законными представителями) воспитанников. Разнообразие форм и методов работы помогает найти точки соприкосновения с разными категориями родителей. Взаимодействие с родителями направлено на обмен опытом, повышение педагогической компетентности родителей, формирование у них педагогических умений и др. Организуются разные формы работы с родителями, разработана тематика родительских собраний, консультации по вопросам развития ручной умелости у детей среднего возраста, беседы.
(12 слайд) Изучив эту тему можно сделать следующие выводы: развитие мелкой моторики следует начинать как можно в более раннем возрасте, и проводить регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от занятий и упражнений.
Литература:
Лыкова, И.А. Мы лепили, мы играли [Текст]: кн. для педагогов / И.А. Лыкова; под ред. И. А. Лыкова. - М.:КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА, 2005. – 125с.
Лыкова, И.А. Лепим с мамой, азбука лепки [Текст]: кн. для педагогов дошкольного образования / И.А. Лыкова; под ред. И. А. Лыкова. - М.: КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА, 2007. – 134с.
Фирсова, А.И. Чудеса из солёного теста [Текст]: кн. для педагогов образовательных учреждений /А.И. Фирсова; под ред. А.И. Фирсова. – М.:АЙРИС – ПРЕСС, 2008. – 243с.
Хоменко, В.А. Солёное тесто, шаг за шагом [Текст]: В.А. Хоменко. – Харьков: Клуб Семейного Досуга, 2007.- 64с
(13 слайд+ 3 щелчка)
Спасибо за внимание!
Памятка для родителей
«ЧУДЕСА ИЗ СОЛЁНОГО ТЕСТА»
ЭТО ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
Познакомить ребенка с соленым тестом можно в достаточно раннем возрасте (8-9 месяцев). Конечно, первое, что ребенок сделает - это попробует тесто на зуб. Но поскольку оно очень соленое, то всякое желание повторять это у ребенка отпадет, и в дальнейшем тесто будет использоваться только по своему непосредственному назначению.
В процессе занятий лепкой у детей развивается
мелкая моторика пальцев рук,
творческие способности,
пространственное мышление,
усидчивость,
художественный вкус.
Также формируется навык реализации замысла, дети учатся доводить начатую работу до конца. А самое главное – они никогда не останутся равнодушными ко всему прекрасному.
Популярность лепки из соленого теста постоянно растет. Как интересно лепить маленьких зверушек, а потом с ними играть! А можно подарить поделки родным и друзьям.
Тестопластика (мукосолька или биокерамика) это увлекательный вид рукоделия, не требующий ни больших денежных затрат, ни особых умений.
Лепить из соленого теста это одно удовольствие. Причем этот процесс будет одинаково интересен как детям, так и взрослым. Из невероятно пластичного, податливого и абсолютно безопасного материала для творчества получаются чудесные фигурки.
ЧТО НУЖНО ДЛЯ РАБОТЫ
Мука, соль «Экстра», баночка с водой для смачивания пальцев и кисточки, полиэтиленовый пакет для хранения теста, стеки, пластмассовый нож, доска для лепки, скалка для раскатывания теста, кисти, краски, зубочистки и многое другое.
Первый рецепт:
Мука пшеничная – 2 стакана,
Соль «Экстра» – 1 стакан,
Вода – 3/4 стакана.
Второй рецепт:
Мука пшеничная – 1 стакан,
Соль «Экстра» – 2 стакана,
Сухой обойный клей – 1 ложка,
Вода – 1 стакан.
КАК ВЫСУШИТЬ ПОДЕЛКУ
На открытом воздухе при комнатной температуре: высушить поделку можно на открытом воздухе в сухом месте. Чем изделие толще, тем понадобится больше времени.
В газовой или электрической плите: просушите дня два поделку сначала на открытом воздухе, затем в духовке при 50°С, постепенно повышая температуру, но не выше 150°С около полутора часов. Однако все зависит от толщины готового изделия. При слишком высокой температуре изделие может вздуться, лопнуть.
На отопительной батарее: поделку положите на фольгу или ткань и оставьте на батарее до полного высыхания.
(1 слайд) Мастер – класс «Лепим из соленого теста».
(2 слайд) Соленое тесто – замечательный и доступный материал для лепки. (3 слайд) Забавные игрушки, композиции, сделанные своими руками, украсят ваш дом или станут необычным подарком.
(4 слайд) Рецепт соленого теста для лепки. Для начала нужно приготовить тесто для лепки. Нам понадобится мука, соль и вода. Берем две части пшеничной муки, соль класса экстра (2 части) и воду. Если у вас нет мелкой соли, то с помощью кофемолки ее можно изготовить из соли крупного помола. Замешивать соль для лепки нужно в холодной воде. От того, как хорошо было вымешано тесто для лепки, будет зависеть его эластичность. Сначала перемешивается соль и мука до однородного состояния, а затем туда добавляется вода. Тесто после вымешивания не должно прилипать к рукам и крошиться. Для большей эластичности в тесто в процессе замешивания можно добавить немного обойного клея или крахмала. Из такого теста легче лепить, но придется следить, чтоб маленькие дети не попробовали его на зуб. Соленое тесто можно приготовить и из ржаной муки, изделия из него будут своим цветом напоминать деревенский хлеб. Закрасив воду растворимым кофе, можно получить коричневое тесто.
(5 слайд) Лепка из соленого теста. Лепят из соленого теста, так же как и из пластилина. Лепить из соленого теста можно и детям. Тесто для лепки не содержит токсических ингредиентов, а значит безвредно. (6 слайд) Почти все элементы для поделок лепят из шарика(колобка) и колбасок. Из них всегда можно раскатать или расплющить лепешку или ленточку, скрутить спираль. Большие композиции готовятся путем вырезания с помощью трафарета. Тесто раскатывается толщиной 0,5 см, на него кладется шаблон из картона и по его периметру вырезается будущая деталь. Картон может приклеиться к тесту, поэтому делать это нужно аккуратно.
(7 слайд) Во время лепки из соленого теста можно пользоваться различными подручными средствами. С помощью зубочисток можно прорисовывать мелкие детали. Если нужно сделать волосы для фигурок пользуются чесноковыжималкой, пропуская через нее тесто. Декоративные узоры делаются с помощью насадок на кулинарный шприц, колпачками от фломастера. (8 слайд) Так же можно воспользоваться формочками для выпекания и вырезать с их помощью нужные детали. Воспользуйтесь вашей фантазией, она обязательно вам поможет. (9-12 слайды)
В процессе лепки из соленого теста применяют такие методы как отпечатки и выпуклые рельефы. (13-14 слайды) Отпечатки делают из пуговиц, веток, твердых цветов и т.п. Выпуклые рельефы можно сделать с помощью специальных форм. Такие формы можно сделать самому из гипса или воспользоваться металлическими, с не очень глубокими рисунками. (15-22 слайды)
(23 слайд) Перед тем как с помощью формы сделать рельефное изображение ее нужно пересыпать мукой, так тесто легче будет извлечь.
Отдельные части композиций из соленого теста можно приклеить с помощью воды. Для этого кисточкой, смоченной в воде, мажется места склеек. Затем детали не сильно прижимают друг к другу. Благодаря клейким способностям теста они через несколько минут будут держаться достаточно крепко.
После того как фигурки или композиция выполнена, ее нужно высушить. Делают это на солнце в жаркую погоду, в духовом шкафу или на батарее центрального отопления. (24 слайд)
Готовую сухую поделку из соленого теста можно окрасить и покрыть лаком. Лак защитит краски от выгорания и поделку от попадания на нее влаги, которая со временем может разрушить изделие.
Изготовление поделок из соленого теста это увлекательное занятие. Оригинальные фигурки из теста не оставят равнодушными ваших друзей и близких.
ИТОГ:
Уважаемые педагоги!
Просим Вас высказать свое мнение по проведению семинара-практикума. Оправдались ли ваши ожидания, получили ли практический опыт совместной деятельности с детьми?
(25 слайд)
Список литературы
1.     http://festival.1september.ru/articles/314061/
2.     Беззубцева Г. В., Андрианевская Т. Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму. – М.: Изд-во «Гном и Д», 2003.
3.     Лопухина И.С. 550 упражнений для развития речи. СПб., 2004.
4.     Озеров В.П. Психомоторные особенности человека./ Озеров В.П. – Дубна.
5.     Соковых С. В. Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики.
6.     Шанина С. А., Гаврилова А. С.. Играем пальчиками – развиваем речь. – М.: 2008.