Контрольное сочинение по картине А.К.Саврасова Грачи прилетели.


Дидактический проект урока русского языка.
Учитель: Кочанжи Т.П.
Учебная дисциплина: русский язык
Класс: 6б
Дата: 24.03.2017год.
Продолжительность урока: 45 мин.
Тема урока. Контрольное сочинение по картине Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели».
Субкомпетенции:
Научиться «читать» произведения живописи.
Применять на практике приобретённые знания.
Работать над написанием связного текста.
Научиться «оживлять» картину.
Цели урока (в конце урока ученики будут способны):
Ц 1. Соблюдать нормы русского литературного языка, культуру русской речи.
Ц 2. Исследовать предложенный учителем материал для наблюдения, делать самостоятельные выводы.
Ц 3. Познакомиться с жизнью и творчеством А.К.Саврасова.
Ц 4. Развивать речь, образное и логическое мышление..Ц 5.Воспитывать художественный вкус, любовь к родному слову .
Ц 6. Реализовывать на практике приобретённые знания, аргументировать свою точку зрения.
Ц 7. Быть способным работать с новыми словами и применять их в тексте.
Ц 8.Уметь правильно составлять план к сочинению .
Ц 9. Объяснять орфограммы в словах.
Ц10. Работать с теоретическим материалом .Ц11.Общаться в паре корректно .Ц12. Общаться в группе доброжелательно.
Ц13. Оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников.
Ц14. Радоваться своему успеху и успеху своих товарищей.
Тип урока: урок развития речи.
Используемое оборудование:
компьютер, проектор, слайды, экран, школьная доска, учебник, иллюстрации картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» на каждой парте, толковый словарь С. И. Ожегова, аудиодиск- классика для релаксации, П. И. Чайковский «Времена года».
Методы и приёмы:
исследовательский, продуктивно – практический, проблемный, объяснительно - иллюстративный.
Формы работы:
индивидуальная, фронтальная, групповая, парная.
№ Этапы урока Цели Содержание урока Что оценивается Чем оценивается
I Представление. Ц1. Друзья мои, я очень радаВойти в приветливый ваш класс,И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз.Я знаю, каждый в классе – гений,Но без труда талант не впрок.Скрутите шпаги ваших мнений,
Мы вместе сочиним урок.Мои соавторы и судьи,Оценкой вас не накажу, За странный слог не обессудьте, А дальше прозой я скажу.
Тема нашего урока. Контрольное сочинение по картине А. К. Саврасова “Грачи прилетели .”
Восприятие, понимание целей и задач урока. Наблюдение
II Актуализация ЗУН.
Слова-ассоциации
(Паучок)
История одной картины презентация Ц2.
Ц.5.
Ц.6.
Ц.3.
Учитель: Начать наш урок я хотела бы с загадки, а вот её отгадка здорово поможет нам сегодня в теме нашего урока. Итак,
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой – улей пчела
Первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Весной.)
Правильно, ребята, всё это происходит весной.
А какие у вас ассоциации со словом весна?
(Давайте обуем паучка.)
Весна – это удивительная пора года, когда природа пробуждается от долгого зимнего сна, осматривается по сторонам и приводит себя в порядок. Каждый художник изображает весну по-своему, музыканты перебирают самые изысканные ноты о ней, а поэты и писатели необычайно красивые эпитеты и метафоры.
Задача нашего урока, ребята: научиться читать картину. Мы привыкли любоваться картиной, размышлять над ней, а сегодня попытаемся прочитать, понять её, что же автор хочет нам сказать произведением живописи. Также опишем её, соберём материал и составим план, по которому на следующем уроке напишем обо всем увиденном, прочувствованном ярко, выразительно, образно. У вас на партах есть листы-помощники, где вы можете записывать понравившиеся слова, словосочетания, которые можно будет использовать в сочинении.
А сейчас я вам предлагаю побывать в картинной галерее или на вернисаже картин о весне разных художников, но особое место в этом многообразии занимает картина, о которой мы будем с вами говорить. А для этого слово даю Ольге.
Ученица рассказывает об Александре Кондратьевиче Саврасове и его картине.
Ребята прослушивают загадку и дают отгадку.
Умение находить слова-ассоциации.
Слушают рассказ об авторе и картине. Умение слушать,
анализировать,
отгадывать.
Ответы на вопросы
(Прилёт птиц, солнце ярче светит, травка, проталинки и т.д.)
Ольга рассказывает о картине.
III
IV
V Развитие.
Применение
Игра «Третий лишний»
Работа по картине.
Вывод.
Работа с картиной.
Работа в группах.
Узнай звуки.
Вопросно-ответная беседа.

Физкультминутка.
Составление плана сочинения вместе с учащимися.
Составление плана сочинения.
Рассмотрение грача на картинке.
Чтение отрывка из рассказа Скребицкого»Грачи прилетели» и анализ текста.
Анализ текста.
Словотолкование.
Орфографическая разминка.
Литературная страничка
Чтение примерного текста сочинения.
Составление синквейна.
Рефлексия.
Подведение итогов.
Домашнее задание.
Оценивание. Ц3.
Ц5.
Ц. 2.
Ц.7.
Ц.7.
Ц.4.
Ц.5.
Ц.6.
Ц.8.
Ц.4.
Ц.6.
Ц.7.
Ц.13.
Ц.8.
Ц.6.
Ц.10.
Ц.10.
Ц.4.
Ц.9.
Ц.5.
Ц.4.
Ц.4.
Ц.12.
Ц.13.
Ц.14. -Вот так попала картина в Третьяковскую галерею. А хотите послушать самого художника, что именно натолкнуло его на написание этого замечательного полотна?
(Слайд 2)
(Уч-к рассказывает о написании картины.)
-Вот такими эмоциями был охвачен Саврасов перед началом работы над картиной.
В 1871 году художник создает одну из лучших своих работ «Грачи прилетели». Когда смотришь на картину, кажется, что она написана с натуры. Но это не так, картина явилась результатом долгой работы художника над эскизом.(слайд 3)
В 1872 году Саврасову было впервые заказано повторение картины «Грачи прилетели». Позже им было сделано ещё несколько реплик (Слайд4,5, 6, 7) картины.)
– Сравните следующие две реплики картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели».
– Какие изменения в деталях, форме, рисунке, цвете вы заметили?
Ребята, мы сегодня говорили, что картина написана в жанре пейзажа. А кто скажет, что такое пейзаж?
Давайте проверим, правильно ли мы ответили.(слайд 8.)
Саврасов – родоначальник лирического русского пейзажа(Слайд 9)
Выберете из данных определений такое, которое характеризует значение сочетания
«лирический русский пейзаж»
Лирический — род поэзии;Лирический — поэтический, взволнованный, задушевный;Лирический — мягкий, нежный тембр голоса .– На своей картине Саврасов мастерски передает состояние природы. Это своего рода рассказ о том, что происходит в природе с приходом весны. Образ весенней природы, созданный художником, – это лирическое переживание увиденного, несколько грустное, трогательное, волнующее зрителя.Пришло время очень внимательно рассмотреть картину, проникнуться ее настроением, обратить внимание на все детали. Для этого я вам предлагаю быть предельно внимательными и всё фиксировать у себя на листах.
– Какое настроение вызывает у вас картина: грустное, печальное или радостное?
– Что изобразил художник на картине?
– Какой образ главный на картине? Что видим на переднем плане? (Слайды 10-15 )– Что вы видите на заднем плане?
Группы описывают:
Первая группа: пейзаж, цвет, звук, ощущения.
Вторая группа: передний план (грачи, берёзы, снег, домики)
Третья группа: задний план (небо, церквушка, пруд, верба.)
– Можно ли назвать этот пейзаж красивым?
– Что вы ощущаете, глядя на картину?
А давайте попробуем оживить картину.
– Какие звуки можно услышать?.)(включить колокольный звон, птичий крик, журчание воды).
– Какие краски преобладают на картине?
– Что сразу задерживает взгляд зрителя на переднем плане?
– Саврасов стремится прежде всего показать то, что окружает человека в обыденной жизни и что заставляет поверить в реальность изображения. Обратите внимание на то, как художник тщательно прописал каждую веточку не только на дереве, но и на снегу, на земле, с какой любовью показал на ближнем плане грача на снегу с веточкой в клюве.
– И деревню, и поля на заднем плане художник описывает не очень подробно. Почему?
Опорные слова (Слайды 15-21 )Снег.
Берёзы.
Облака.
– Что, на ваш взгляд, было дорого самому художнику на этой картине?
Грачи. Обживая гнёзда, хлопочут на деревьях чёрные птицы. Они суетятся над своими разлапистыми гнёздами, кружат в небе, радуясь возвращению на родину и началу новой жизни.
– Удалось ли художнику передать ту красоту, которая его однажды поразила?
– Художник открыл нам красоту и поэзию в, казалось бы, скромной и привычной картины родной природы. Лиризм пронизывает каждую её деталь. Нам радостно от вида колоколенки, открывшегося простора, высокого неба… Сколько ни гляди на полотно, не ослабевает его притягательная сила, остается до конца не открытой тайна его.
(«Деревья, кусты, трава») «Деревья» - поднимаемся на носочки, руки вытягиваем вверх и тянем к солнышку, как молодые веточки деревьев. «Кусты» - опускаем руки вдоль туловища, встаем на полную ступню. «Трава» - присаживаемся на корточки. Сначала учитель называет: «Деревья, кусты, трава», сопровождая слова правильным показом движений. Но особенно интересно физминутка проходит, если учитель неправильно показывает движения, постепенно увеличивая темп. Задача ребят – быть внимательными и не спутаться в движениях.
– Для того чтобы красиво, последовательно написать сочинение, нужен план.
– Из скольких частей он состоит? (Вступление, основная часть, заключение).
– О чем вы будете писать во вступлении?
– Как перейти от вступления к основной части – описанию картины?
– О чём напишем дальше? (подробнее опишем пейзаж, передний и задний вид картины, затем перейдём к описанию грачей).
– Что мы напишем в заключении? – Чем закончим сочинение?
Составление плана сочинения.
1.Алексей Кондратьевич Саврасов – основоположник лирического русского пейзажа. Его картина «Грачи прилетели».
2.Описание картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели»:
– пробуждение весны;
– грачи – главные герои картины;
– изобразительные средства картины: цвет, ощущения, запах.
3. Чувства, которые вызвала у меня эта картина. (Слайд 22)
Работа с текстом (Слайд23 )Чтение отрывка из рассказа Г. А. Скребицкого «Грачи прилетели» (показать грача на картинке)
Вот и грачи прилетели. Как они хороши! Все черные, только вокруг клюва широкое белое пятно. За это грачей и зовут белоносыми. В нашем саду грачи на всех березах гнезда построили. Из одного гнезда черный хвост торчит, из другого тоже. Чуть-чуть друг друга хвостами не задевают. И ничего, сидят, не ссорятся. А вечером гвалт поднимут. Михайлыч слушает и похваливает:
– Отлично поют! Милые птицы, первые весной прилетают. Послушав грачей, Михайлыч возвращается домой, идет в кабинет. Там, на стене, напротив письменного стола висит его любимая картина «Грачи прилетели». Я тоже очень люблю смотреть на эту картину, особенно под вечер. Лучи заходящего солнца розоватым светом разливаются по стене. Вот они осветили картину, и вмиг ожила березовая роща, и старая колокольня за ней, и уходящие вдаль весенние поля.
Мне кажется, что я вижу это не на картине, а просто гляжу через окно на двор, на березы, на поля за рекой. Михайлыч тоже смотрит на эту картину и улыбается. И лицо у него такое доброе, счастливое и немножко грустное.
Анализ текста (Слайды 23)
– Какова тема текста?
– Какова основная мысль текста?
– Каков тип речи текста?
– Найдите в тексте эпитеты, с помощью которых автор описывает грачей.
– Скажите значение слова «гвалт».
(Крик, шум.)
– Объясните написание подчёркнутых орфограмм: белоносые, ссорятся, чуть-чуть, письменный (стол), счастливый, грустный.-- Как вы думаете, почему художник назвал свою картину «Грачи прилетели», а например, не «Весна», «Март»?
А вот как увидел эту картину поэт Владимир Плотников и запечатлел её в своём стихотворении. Чтение стих-я Карапиря Юля (Слайд 25)
10. Пример сочинения (Слайд 26)
Весна – это удивительная пора года, когда природа пробуждается от долгого зимнего сна, осматривается по сторонам и приводит себя в порядок. Каждый художник изображает весну по-своему, но мне понравилась картина Саврасова «Грачи прилетели».
Художник отошел от обычного изображения весны, а основное внимание уделил ее вестникам, которые притаились на деревьях, а некоторые грачи храбро прыгают по весеннему снегу. Птицы обустраиваются всерьез и надолго, о чем говорят их гнезда, которые эти маленькие труженики уже начали сооружать.
Грачи и березы выдвинуты автором на первый план не случайно. Он подчеркивает, что животные и птицы слышат весну раньше человека, поэтому нужно ориентироваться на их поведение, а не на случайную капель среди зимы.
Рядом с березами мы видим воду, которая появляется в низинах из-за таяния льда и снега. Эти маленькие озера долго будут питать своей влагой выбивающуюся на поверхность траву и помогут деревьям набраться живительной силы.
На заднем плане художник изобразил деревню, обнесенную высоким забором. Из-за забора ясно виднеется купол церкви, которая в деревнях считалась центральным местом. Вообще, трудно было представить настоящую русскую деревню с ее размахом и широкой душой без церкви, в которую ходили в былые времена не по принуждению, а по зову сердца.
Картина нарисована в темных тонах, так как весна наступает медленно, размеренно. Кажется, что эта молодая красавица просто плохо выспалась. Она немного хмурится и потягивается в своей пуховой постели.
Полотно Саврасова «Грачи прилетели» - это уникальное творение, которое не похоже ни на одно другое произведения искусства. Художник увидел весну с другой стороны, с которой ее не рассматривал никто до него, поэтому картина меня просто покорила.
Составление синквейна со словами: весна и грачи
Рефлексия. Блиц-опрос.
Что понравилось в течение урока? Что не понравилось?
Что вы открыли для себя? На что посмотрели по-новому? Чему удивились?
Какой этап урока был самым интересным? Почему?
Инструктаж по домашнему заданию.(Слайд 27)
Отредактировать написанное.
Проверить по орфографическому словарю написание слов, вызвавших сомнения.
Переписать в тетради.
Оценивание учащихся.
Спасибо за урок. Рассказ подготовленногоученика.
Умение войти в образ художника, прочувствовать главное.(Ник.К.)
Словотолкование -реплика
Дают ответы
Выбирают нужное
Вопросы учителя и
ответы детей.
Слушают звуки и пытаются определить, что это такое.
Ответы на вопросы
Записывают в оценочном листе.
Делают движения за учителем.
Составляют план к сочинению.
Ответы на вопросы и записи на листках-вкладышах.
Запись плана в тетрадях.
Чтение текста.
Осмысление текста.
Дают словотолкование слова гвалт.
Дают объяснение подчёркнутых орфограмм.
Вопросы уч-ся
Слушают учителя.
Слушают и запоминают.
Рассматривают реплики и дают ответы.
Анализируют картины-реплики разных лет.
Отвечают на вопросы учителя.
Пейзаж - (фр. Paysage, от pays — страна, местность) —рисунок, картина, изображающая виды природы.
Лирический — поэтический, взволнованный, задушевный;
(Несмотря на серое небо, тёмный снег, картина проникнута настроением ожидания,пробуждения. Радостно, светло,немного грустно. Снег, небо, деревья, начало весны – всё проникнуто большим и сильным чувством).(Скромную русскую природу).
(Весенняя природа, грачиные гнезда, деревья с грачами, грачи, весна.)
Деревню, бескрайние дали, просторы, широту русской земли.)Подбирают прилагательные к существительным и записывают их в тетради.
(Пейзаж очень простой, скромный, Все очень просто в нем, но показано с каким-то волнующим чувством.)
(Легкий ветерок, запах талой земли, ласковое весеннее солнышко, свежесть весеннего воздуха.)
(Птичьи крики, гомон, шум, взмах крыльев, журчание воды, стекающей в пруд.)
(Желто– голубые, серовато-коричневые, желтовато-бурые, голубые, голубовато-серые.)
(Деревья с густой сеткой ветвей, с многочисленными грачиными гнездами.)
(Он хочет, чтобы наше внимание ничто не отвлекало от грачей, они ведь самое главное на картине.)
(Грачи. Они обрадовали художника своим прилётом, художник ощутил радость от прилёта птиц, вернувшихся ни родину.. Здесь их родина, и выводить свое потомство они будут только здесь.)Да.
Упражнения за учителем.
Устанавливают пункты плана.
Из 3 основных
-О художнике Саврасове как о родоначальнике русского лирического пейзажа.
-«В композиции картины выделяется…».
-Подробнее опишем пейзаж, передний и задний вид картины, затем перейдём к описанию грачей.
-Напишем о своем впечатлении от картины, о том, какие чувства она у нас вызвала.
Внимательно слушают и отвечают на вопросы.
Гвалт – это шум и гам.
Белоносые, ссорятся, чуть-чуть,
письменный,
счастливы, грустный
Ученица под музыку рассказывает стихотворение.
Слушают учителя.
Отвечают. Весна
Теплая, яркая
Расцветает, зеленеет, радует.
Природа просыпается.
Здорово!
Грачи
Остроносые,
проворливыеПрилетели, разгалделись,селиНа ветках жильё себе
Строят
Работяги.
Записывают домашнее задание.