Доклад на тему: Формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе


МБОУ Кубухайская ООШ
Доклад на тему:

«Формирование коммуникативных компетенций на уроках
в начальной школе »
Доклад подготовлен учителем
начальных классов
МБОУ Кубухайская ООШ
Мыльниковой Екатериной Николаевной
2016 г.
«Формирование коммуникативных компетенций на уроках
в начальной школе»
Учатся у тех, кого любят.
Начальное звено обучения – фундамент для умственного развития человека, для формирования нравственных устоев, здесь впервые появляются таланты и способности. Здесь всё очень важно и нет мелочей, начиная от материально – технической базы обучения и воспитания, наличие тепла, уюта, домашней обстановки в школе и кончая вниманием и заботой со стороны всех, кто старше.
В школе я работаю 32 года. Из них 32 года учителем начальных классов.
Я считаю, что эффективным современное начальное образование может быть только при максимальном развитии мыслительной активности младших школьников, их творческих способностей, поэтому целью моей работы является: «Использование ключевых компетенций как один их факторов повышения качества знаний младших школьников».
Сейчас я работаю над темой: Формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе.
ЦЕЛЬ:
формирование коммуникативных компетенций в процессе обучения младших школьников.
Изучение теоретических наработок по данному вопросу, повышение эффективности обучения, выработка новых педагогических приёмов и методик.
Разработка материала для апробации на уроках с целью диагностики. Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя. Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные.
Моя позиция - каждый ребенок нуждается в развитии желания учиться и уверенности в себе; необходимо научить его учиться, самому делать открытия в изучаемом предмете и в самом себе.
Готовясь к очередному уроку, каждый учитель задает себе вопрос – как организовать работу на уроке, чтобы умения и навыки стали необходимы ученику в жизни, мотивировали на самостоятельное приобретение новых знаний?
Реализация компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования. Чтобы убедиться, что разработанный урок действительно и в полной мере отражает компетентностный подход, надо спросить себя, на что направлена организованная мною деятельность ученика? То, что они делают, значимо для них, востребовано ли это в современном обществе? Где и в чем выражается применение их сегодняшнего опыта? Умение взаимодействовать в реальных жизненных условиях, а не сумма фактических знаний - вот чему необходимо учить наших ребят.   Компетенция – это набор Универсальных Учебных Действий, а компетентность – это качество владения ими, это то, каким образом компетенция проявляется в деятельности.
Исследовательская деятельность, проектная деятельность на уроке и внеурочное время, участие во внеклассных мероприятиях, интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, проектах, концертах - все это способствует формированию ключевых компетенций. Специфика компетентностного обучения состоит в том, что усваивается «не готовое знание», кем-то предложенное к усвоению, а «прослеживаются условия происхождения данного знания».
Со своими ребятами я много времени уделяю проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности . Ребята с интересом работали над такими проектами, как: «Картофель-это интересно», «Почему мы растём?», «Физкультминутки», «Редкие виды птиц», «Русской речи государь по прозванию словарь», «Математика в нашей жизни», «Моя семья», «Выращивание лука», «Растения Забайкальского края», «Почему снег белый?», «Птицы нашего края», «Волшебные сказки» и др.
Проведена работа по: - Формированию обучающих компетенций у учащихся через сознательную самостоятельную познавательную деятельность на уроках. 
- Планированию работы со способными учениками и слабоуспевающими. Изучение теоретического материала
1. Методические новинки
2. Программы и учебники
3. Материалы лекций курсов учителей начальных классов
4. Посещение уроков коллег
 5. Разработка уроков по темам
6.Изучение нормативных документов.
Формирование коммуникативных компетенций является актуальной проблемой, решение которой важно как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом. Общество немыслимо вне общения. Именно в сфере коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов и потребностей. (Слайд2) Поэтому коммуникативные умения и навыки – это ключ к успешной деятельности субъекта, да и к успешной жизни в целом.
В литературе, в кино есть много примеров, когда люди, отличающиеся высокими достижениями в изучении явлений материального мира, оказываются беспомощными в области межличностных отношений.
Учащиеся не всегда могут ясно и точно выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для их развития. В области общения многие школьники испытывают проблемы и страхи.
Поэтому результатом образования, сегодня должны быть не просто знания, умения и навыки, а нечто большее. (Клик.) Это воспитание и развитие свободной, образованной, творческой личности, способной жить в современном мире, готовой к саморазвитию, как в своих собственных интересах, так и в интересах общества.
Вступая в мир взрослых, дети начинают больше взаимодействовать социумом. Им приходится обращаться к незнакомым людям за справкой, получать информацию необходимую им. Это и постоянные контакты с продавцами в магазинах, пассажирами в транспорте. Хотя это и поверхностный уровень общения, он требует хороших коммуникативных навыков (навыков уверенного поведения).
Глубокий уровень общения с близким человеком, с подругой, другом, с родителями требует умения хорошо понимать как другого человека, так и себя. Что я хочу от этого общения, понимаю ли я свою позицию, мотивы поведения, что я могу допустить в отношении себя, а на что я отвечу отказом, защищая “границы” своей личности, умею ли сказать: “нет, я отказываюсь от твоего предложения”. (Слайд 3)
Каково же значение коммуникативной компетенции для младшего школьника? Клик
1. Она влияет на успешность ученика в учёбе. Если ученик стеснительный, чрезмерно скромный, или просто испытывает сильную тревогу при ответе у доски, его ответ будет намного хуже имеющихся знаний. Его оценка, соответственно, ниже. Клик
2. От коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребёнка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Ребёнок должен привыкнуть не только к новому виду деятельности (обучению), но и к окружающим людям. Если он легко находит язык с одноклассниками, то испытывает большой психологический комфорт и удовлетворённость ситуацией. И напротив, неумение общаться со сверстниками сужает круг друзей, вызывает ощущение одиночества в классе, может провоцировать асоциальные формы поведения. Клик
3. Коммуникативная компетентность рассматривается в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни. ( Слайд 4)
Коммуникативная компетентность включает в себя:
· Говорение · Чтение · Слушание · Письмо · Понимание информации
· Способность к внешкольной и внеклассной деятельности
Имея уже достаточный опыт работы с учащимися начальных классов, хочется сказать, что возможности, способствующие развитию коммуникативной компетенции, огромны.
Не секрет, что 60- 70% учебного времени занимает речь учителя. Это связано с объективными (сокращением кол-ва часов, трудности содержания программы) причинами. Но есть причины, связанные с неумением разумно распределять время урока, правильно выбрать формы и методы, способствующие развитию учащихся. Все это убивает речь детей, приводит к пассивной и незаинтересованной работе учащихся, провоцирует порой агрессивное поведение.
Первые коммуникативные умения (умение общаться, обосновывать свою точку зрения, слушать высказывания другого, подбирать какие-то доказательства и даже возражать) первоклассники получают с первых дней обучения в школе. С первых страниц учебников программы «Перспективная начальная школа» я стараюсь поставить своих ребят в ситуации необходимости слышать и слушать, принимать решения, высказывать свою точку зрения на следующие вопросы – прав ли, помоги, а как ты думаешь, ты тоже так считаешь, а ты сумеешь ответить и т. д. Этому способствует методический аппарат учебников.
Приобретение коммуникативных компетенций осуществляется на уроках русского языка, литературного чтения, математики и др.
Слайд 5 Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на уроках русского языка
В своей работе я уделяю большое внимание развитию коммуникативных компетенций младших школьников, мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения, анализирования, сопоставления. С этой целью используются следующие задания:
разбор слов по составу;
выделение группы слов с одинаковым корнем;
нахождение слов с одинаковыми приставками и без приставок, объединение их в группы;
нахождение слов с одинаковыми суффиксами;
объяснение лексического значения слов.
Большое внимание уделяю практической направленности обучения русскому языку, сотрудничеству с детьми, организации учебного диалога, созданию проблемных ситуаций, использованию творческих заданий. Все это помогает активизировать и формировать основные компоненты учебной деятельности.
С целью развития языковой компетентности младших школьников на уроках русского языка использую творческие работы, мини-сочинения, работу с пословицами и фразеологизмами.
Курс русского языка предполагает целенаправленное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, чтения и письма.
Очень важно обучать детей не только созданию, но и восприятию высказываний. После самостоятельного написания изложения или сочинения каждый ученик сначала редактирует свою работу. Затем несколько учеников читают свои работы вслух. Одноклассники дают авторам рекомендации, как сделать текст лучше. Затем дети вновь возвращаются к своим сочинениям, улучшают их структуру и содержание.
Взаимное рецензирование служит воспитанию толерантного отношения к мнению окружающих. Способность к сотрудничеству в процессе обучения развивается при работе в группах. Ребята учатся договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат, координировать различные мнения и приходить к одному, общему. Таким образом, у учащихся появляется потребность в высказывании, достаточно уверенное владение монологической и диалогической речью, умение передавать на письме собственные мысли и чувства, способность размышлять. Учащиеся умеют сотрудничать друг с другом и с учителем.
Слайд 6 Введение комплекса специально организованных упражнений в уроки литературного чтения способствует получению устойчивых положительных результатов. Диалог, живое общение, тренинги, языковая коммуникация являются тем фундаментом, на котором будут расти и развиваться школьники. Основная характеристика коммуникативного подхода в обучении – «учиться общению общаясь».
Тренировка в общении в ходе учебного занятия даёт ученику возможность не только повысить свои учебные достижения, но и повлиять на будущий профессиональный выбор.
Для создания эмоционально – благоприятной ситуации на уроке необходимо использовать:
игровые приёмы;
задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения:
сказать комплимент литературному герою;
сочинить свою волшебную сказку, ввести в название сказки новый объект;
придумать другое окончание сказки, рассказа;
составить литературный кроссворд на тему греческих или славянских мифов.
При работе по созданию проектов по литературному чтению ребята сами сочиняли сказки. В 2015-2016 учебном году мои ученики приняли участие в районном конкурсе «Слово» и за сочинённые сказки заняли первое и второе место. За сказку «Про ученика Вовочку» (автор Большакова Маргарита) первое место и второе место за сказку «Иван Царевич и трёхглавый дракон» (автор Водолагин Андрей). Ребята были награждены грамотами.
Работа в парах и группах помогает организации общения, т.к. каждый ребёнок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником. Одно из главных организаций диалога – это создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчества равных и разных. Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между детьми доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.
На занятиях математикой освоение коммуникативной компетенции подразумевает использование различных коллективных приёмов: работа в группе, дискуссия, дидактические игры и другие. Например, при изучении в 3 классе темы « Решение задач» класс разбивается на несколько групп. Каждая группа получает своё задание, где указан алгоритм решения задачи, заданной одним и тем же условием. Результаты работы каждой группы демонстрируются на доске. После этого организуется этап обсуждения использованных способов решения задачи, вносятся предложения, оцениваются достоинства и недостатки каждого способа, делается вывод. В результате применения такой формы организации деятельности ученики приобретают навыки работы в группе, овладевают способами взаимодействия с окружающими людьми. У них формируется умение задавать вопросы, выслушивать другого. Развивается «чувство локтя», способность работать не рядом, а вместе, внимание к окружающим.
Считаю, что такие приёмы способствуют повышению учебно-познавательного процесса у детей, формированию у них умений самостоятельно ставить цели, выполнять учебные действия, осуществлять контроль за ходом выполнения учебных действий и оценивать результат своей деятельности.
Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках на уроках окружающего мира
Из форм работы, стимулирующих совершенствование коммуникативной компетенции учащихся на уроках окружающего мира, можно назвать следующие:
• проведение заочной экскурсии по выставочным залам, музеям, улицам и площадям городов мира (ролевая игра, где один или несколько учеников выполняют обязанности экскурсовода, а другие — туристов),
• работа в группах и парах, когда дети выполняют задания: Может ли человек жить, не оказывая влияния на окружающую среду? Обоснуйте оба варианта ответа: «Да, может», «Нет, не может»; Предложите одноклассникам угадать животное по его описанию и др.
• составление вопросов для интервью с художником, писателем, режиссером, актером.
Эти упражнения, развивают у учащихся умение соотносить содержание и форму высказываний с речевой ситуацией, дисциплинируют мышление, оттачивают чувство языка, приучают гибко пользоваться им, имеют большое воспитательное значение, так как повышают речевую культуру и культуру поведения в целом.
Любая экскурсия предполагает большой объем информации, учащиеся учатся умению слушать, слышать, воспринимать и обрабатывать информацию: после экскурсий дети делятся впечатлениями в устной форме, пишут отзывы, путевые заметки.
Использование компьютерных технологий на уроках окружающего мира позволяет формировать и развивать у учащихся такие ключевые компетенции, как учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные.
Ребята готовят к урокам свои сообщения (подбирают материал, выделяют главное, рассказывают на уроке одноклассникам, демонстрируют фото, картины, продумывают вопросы и т.д.)
На уроках технологии дети часто выполняют групповые виды работ: композиции, поделки из различного материала. Такая работа требует от учащихся умения договариваться, обсуждать, слушать, обосновывать и т.п..
Большое значение для развития навыков общения младших школьников имеет внеурочная деятельность. Она расширяет рамки школьной программы, формирует любознательность, повышает эрудицию школьников, создаёт ситуацию успеха для всех учеников, и сильных, и слабых. Виды, использованных мною внеклассных мероприятий различны: викторины, конкурсы, тематические классные часы, праздники. При подготовке этих мероприятий я стараюсь использовать метод творческих проектов: в 1 – 2 классах составляю сама или привлекаю родителей, в 3 – 4 классах обучающиеся учатся выполнять самостоятельно, а я только направляю. Творческие группы формируются в зависимости от вида деятельности: артистическая, танцевальная, вокальная, художники.
Систематическая работа по формированию коммуникативных компетенций приводит к тому, что:
Во – первых, неуклонно повышается успеваемость и качество знаний учащихся.
Во – вторых, возрастает интерес учащихся к учению. Ученики не просто слушают готовую информацию, а учатся добывать ее сами, в том числе из дополнительных источников.
В – третьих, учащиеся меньше устают на уроке. Так как, общаясь, им приходится передвигаться с места на место, а активные формы обучения играют не последнюю роль в здоровьесберегающем обучении.
В – четвертых, увеличивается количество учащихся с высоким уровнем коммуникативности.
В – пятых, улучшается память учащихся, внимание.
Таким образом, коммуникативные компетенции в свете новых требований к образовательному процессу имеют одно из главных значений - они наделяют человека “самой главной роскошью – роскошью человеческого общения”, влияют на формирование гражданской зрелости, профессионального и личностного самоопределения.
Информационные ресурсы:
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.:Просвещение, 2010.
3. Якимов Н.А. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников // Исследовательская работа школьников. – 2003. №1. – С. 48-51.
4. Капустин Н.К. Педагогические технологии адаптивной школы. – М., Академия, 2001.
5. Приёмы формирования коммуникативных компетенцийШаркаева И.М.http://www.rae.ru/forum2012/264/1218Список использованных ресурсов:
http://m-proektov.narod.ru/data/main-5/topic-1/page08.htmlhttp://www.nachalka.com/book/export/html/326http://school3aksay.ucoz.ru/load/vystuplenija/doklady/proektnaja_dejatelnost_uchashhikhsja_nachalnoj_shkoly_kak_odin_iz_metodov_lichnostno_orientirovannogo_obuchenija_iz_opyta_raboty_esmagulova_g_s/22-1-0-251