Контрольно — оценочная деятельность в условиях реализации ФГОС


«КОНТРОЛЬНО – ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»
Введение ФГОС НОО ставит перед учителями задачу изменения традиционных подходов к оцениванию достижений учеников и расширения оценочного инструментария. В связи с этим предлагается внедрить в практику формы формирующего подхода оценки учебных достижений. Что же такое формирующее оценивание? Это когда учеником последовательно формируются важнейшие умения, которые в новом стандарте отнесены к общеучебным:
- анализировать и понимать новую информацию, а не просто приобретать знания;
- вписывать новые идеи и концепции в имеющиеся у обучающегося контексты;
- оценивать свои результаты и результаты соучеников, соотнося их с четко определенными учебными целями и ясными критериями качества.
Это и есть основа, необходимая для того, чтобы учиться в течение всей жизни.
Для того, чтобы в полной мере решить задачу поддержки обучения, оценивание должно:
- быть частью эффективного планирования, преподавания, обучения;
- фокусироваться на учебной деятельности ученика;
- занимать центральное место в учебном процессе, происходящем в классе;
- учитывать возможность мотивированности ученика;
- позиционироваться как ключевое профессиональное умение педагога;
- поддерживать ориентацию на учебные цели и общее понимание критериев, по которым оценивается их достижение;
- обеспечивать учеников конструктивными рекомендациями о том, как достигнуть улучшения результатов;
- развивать способность у учеников к самооцениванию, чтобы они овладели рефлексией и самоорганизацией;
- охватывать широкое поле разнообразных достижений учащихся.
Существуют следующие инструменты формирующего оценивания:
- критериальное самооценивание (оно позволяет оценивать не только результат деятельности, но процесс работы, приводящий к этому результату);
- критериальное взаимооценнивание (оно позволяет учащимся оказывать помощь друг другу и получать нужную и объективную информацию о своих достижениях и проблемах)
Критерии заранее устанавливаются учениками и учителем.
Один из эффективных оценочных инструментов является оценочная методика, применяемая на практике учителями разных классов, - это карта понятий. Карты понятий существуют двух видов: кластерная карта и карта причин и следствий.


Карты понятий позволяют оценить, как хорошо ученики могут видеть «общую картину» предмета или отдельной темы. Карта понятий представляет собой иерархически организованную сетевую диаграмму, которая отражает структуру знаний в определённой предметной области, какой её видит ученик. Карта состоит из названий понятий, помещённых в рамки; они связаны линиями, фиксирующими соотношения этих понятий в направлении от общего к частному. Рассматривая карту от вершины к основанию, преподаватель может:
- проникнуть в то, как ученики воспринимают научные темы;
- проверить уровень понимания учеников и возникшее у них ложное толкование понятий;
- оценить сложность установленных учеником структурных взаимосвязей.
Основой этой методики является противопоставление осмысленного и механического усвоения знаний. Осмысленное усвоение происходит, когда новые знания на основании существенных (не случайных) связей сознательно и целенаправленно соотносятся с уже существующими внутри определённой рамочной структуры.
Основное положение карты понятий состоит в том, что соотнесённость понятий, «взаимосвязанность» – это наиболее существенное качество знания, и что понимание может быть представлено как богатая сеть связей между существенными понятиями из контекста данного предмета.
Для оценивания проектной деятельности подходит методика карт самоотчета. Карты самоотчета представляют собой таблицу, в которой ученику предстоит оценить качество своей работы над проектом по следующим направлениям:
- В ходе работы над проектом я пробовал новые вещи
- В ходе работы над проектом я ждал своей очереди
- В ходе работы над проектом я работал вместе
- В ходе работы над проектом я спрашивал, помогал
- В ходе работы над проектом я решал проблемы
- В ходе работы над проектом я делал правильный выбор
- В ходе работы над проектом я проверял свою работу
Каждое из данных направлений деятельности оценивается учеником по 3 бальной шкале, что дает учителю возможность объективно оценить роль и участие каждого из учеников в создании коллективных проектов.
Следующая оценочная методика: составление тестов. Ее суть – учащиеся самостоятельно формулируют вопросы по теме. Составление тестов представляет собой индивидуальную творческую работу учащегося, которая выявляет не только его знания, подготовленность, но и мотивацию. Данная методика позволяет:
- повысить качество выполнения домашнего задания;
- выявить уровень понимания материала учащимися и разобрать моменты, вызвавшие затруднения;
- развить критическое мышление;
- построить обучение на основе сотрудничества учителя и учеников, повысить активную роль детей в процессе обучения.
Применяя данные методики формирующего оценивания, учителю следует придерживаться следующих рекомендаций:
- Будьте уверены, что каждый ученик может стать лучше.
- Создавайте среду, способствующую партнёрству учителя и учеников.
- Используйте оценивание, чтобы получать информацию об учении и преподавании.
- Обсуждайте с учениками результаты оценивания и вместе устанавливайте ясные и достижимые учебные цели.
- Давайте обратную связь, помогая ученикам определить свои следующие шаги и то, как их осуществить.
Используемая литература:
Критериальный подход к оцениванию продуктов образовательной деятельности учащихся. Инструменты оценивания. О.А.Брыксина
Новые формы оценивания. Начальная школа. М.А. Пинская, И.М. Улановская