Формирование ключевых компетентностей учащихся начальной школы


Формирование ключевых компетентностей учащихся начальной школы
Сегодня главной задачей школьного образования является подготовка выпускника такого уровня, чтобы, попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение.
Формирование ключевых компетентностей – одна из приоритетных задач, стоящих перед образовательным учреждением.
Успешность работы педагогического коллектива по формированию базовых ключевых компетентностей детей начальной школы возможна благодаря серьёзной методической работе, осуществляемой в следующих направлениях:
совершенствование теоретической и методической подготовки педагогов через проведение постоянно-действующих семинаров по наиболее актуальным вопросам компетентностного образования и воспитания дошкольников и младших школьников;
создание ситуации успеха для каждого педагога, построение системы стимулирования педагогов к использованию современных образовательных технологий в ОУ.
Овладение ключевыми компетентностями учащимися школы возможно при соблюдении целого ряда требований.
Дидактические требования
Чёткое формирование образовательных задач
Определение оптимального содержания урока
Прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний
Выбор наиболее рациональных методов, приёмов, средств обучения, стимулирования и контроля
Реализация на уроке всех дидактических принципов
Психологические требования
Особенности самоорганизации учителя
Организация познавательной деятельности
Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений
Организованность учащихся
Учёт возрастных особенностей
Требования к технике проведения урока
Урок должен быть эмоциональным
Темп и ритм урока должен быть оптимальным
Полный контакт учителя и учащихся
Атмосфера доброжелательности и активного творческого труда
Смена видов деятельности
Обеспечение активного учения каждого ученика
Требования к гигиене урока
Температурный режим
Проветривание
Освещение
Предупреждение утомления
Чередование видов деятельности
Физкультминутка
Правильная рабочая поза учащихся
Соответствие роста школьной мебели
Формируются компетентности, если
Обучение носит деятельностный характер
Идёт ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности ( для этого необходимо увеличить долю самостоятельных работ творческого, поискового, исследовательского и экспериментального характера)
Создаются условия для приобретения опыта и достижения цели
Применяются такие технологии преподавания, в основе которых лежат самостоятельность и ответственность учителя за результаты своих учеников (проектная методика, реферативный подход, рефлексия, исследовательский, проблемный методы, программированное обучение, интеграция, дифференцированное обучение, развивающее обучение, КСО)
Усиление практической направленности школьного образования (через деловые, имитационные игры, творческие встречи, дискуссии, круглые столы)
Ещё Дистерверг говорил, что «плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить», а для этого он (хороший учитель) должен сам обладать педагогической компетентностью: т.е. быть – предприимчивым, ответственным, коммуникабельным, творческим, самостоятельным человеком, способным видеть и решать проблемы автономно и в группах, готовым и способным постоянно учиться новому в жизни и на рабочем месте, работать в команде, владеть методиками диагностики своего предмета и психологического развития детей, быть культурным и привлекательным.
Современные образовательные технологии,
через использование которых идёт формирование ключевых компетентностей младших школьников.
Использование в учебно-воспитательном процессе личностно-деятельного подхода (единство личностного и деятельного компонентов), предполагающего, что в центре обучения и воспитания находится ребёнок: его мотивы, неповторимый психологический склад, физиологические и возрастные особенности. Компетентностное образование и воспитание через построение учебно-воспитательного процесса на основе законов личностно-ориентированного обучения и воспитания предполагает:
признание ученика основным субъектом процесса обучения;
основная цель – развитие индивидуальных способностей ученика;
развитие ребёнка является не побочным, пусть и весьма желательным эффектом, а выдвигается на первый план и является основной целью всего периода обучения;
сравнение результатов не по горизонтали, а по вертикали (сравнение результатов ребёнка с собственными достижениями).
Использование в учебно-воспитательном процессе групповых форм работы. Такая работа позволяет вводить схему субъект-субъектного, равнопартнёрского учебного сотрудничества, при котором
возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, приобретается теплота, человечность;
сплочённость класса резко возрастает, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя;
растёт самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют;
учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: откровенность, такт, умение строить своё поведение с учётом позиции других людей.
В ходе парной работы в форме диалога происходит активное речевое развитие: детям необходимо правильно сформулировать вопрос и выразительно адресовать его своему напарнике, затем поменяться ролями.
Активное использование элементов проектной деятельности и проектной деятельности в начальной школе. Метод проектов
отвечает современным требованиям,
формирует у детей умение ставить проблему и самостоятельно находить пути её решения,
развивает у учащихся интерес к научно-исследовательской работе,
приучает учащихся умело использовать все имеющиеся ресурсы: словари, справочники, интернет и другое (ИКТ),
учит использовать уже имеющиеся знания, умения.
Базовые ключевые компетентности развиваются прежде всего через игру, которая является ведущим видом деятельности дошкольника и сохраняет важное значение в жизни младшего школьника. Именно игра позволяет сформировать у ребёнка важнейшие новообразования.
Использование в учебном процессе самостоятельной работы учащихся. Самостоятельная работа – это целенаправленная, внутренне мотивированная деятельность, структурированная обучающимися и регулируемая ими по процессу и результату. У учащихся должна быть, прежде всего, сформирована система представлений о своих возможностях и умениях их реализовывать. Нужно уметь
понимать предложенные учителем цели,
ставить цели самому, удерживать цели до реализации, не позволяя вытеснять их другими, так же представляющими интерес,
выделять условия, важные для реализации цели,
применительно к условиям выбирать средства достижения цели,
уметь оценивать конечные и промежуточные результаты своих действий, чтобы субъективная оценка соответствовала объективной,
уметь корректировать свои действия,
иметь определённые коммуникационные умения,
иметь необходимые практические сформированные навыки работы.
Отечественная и зарубежная педагогическая практика установила, что высокий уровень развития учебно-познавательной деятельности ученика достигается лишь тогда, когда эта деятельность становится предметом его сознательности и воли, то есть основана на самостоятельной постановке цели, умении выбрать способы деятельности, согласовывать и координировать свои действия и отношения с другими, на самоконтроле.
К навыкам самостоятельной познавательной деятельности ученика относятся следующие умения:
ставить цели самому,
определять последовательность действий,
оценивать конечные и промежуточные результаты своих действий, чтобы субъективная оценка соответствовала объективной,
корректировать свои действия,
определённые коммуникационные умения.
Учебная деятельность, организуемая первоначально взрослым, должна превращаться в самостоятельную деятельность ученика, в которой он сам формулирует учебную задачу, ставит цель деятельности, производит учебные действия и действия контроля, оценивает результат, то есть учебная деятельность через рефлексию на неё превращается в самообучение.
Помощь в достижении поставленных целей учителю могут оказать технологические карты, которые дают ребёнку возможность оценить дозированную достижимую учебную задачу, понять её и сформулировать собственную конкретную цель на определённый этап деятельности.
В технологическую карту закладывается возможность работы с алгоритмами, что само себе развивает речь при проговаривании и всей цепочки рассуждений. Технологическая карта одновременно является элементом контроля, позволяющим отследить порядок действий, их содержание, напоминающим об аналитическом сравнении цели и полученного результата действий.
ОБРАЗЕЦ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ
_________________ как часть речи
Технологическая карта ученика _____________ класса _______
№ Этап, цель Содержание Результат
1. Определение темы:
«Я буду …» Прочитай текст, вставь пропущенные слова.
Кружатся снежинки ___ холодном воздухе. Катаются дети ___ коньках ____ гладкому льду. Весело ребятам ____ зимнее время _____ улице.
Определи части речи в тексте, попробуй назвать тему урока. Тема:
____________________
2. Знакомство с темой: «Я хочу узнать …» (к) морю, (в) поле, (на) поле
Побежал ___ класс
Побежал ____ класса
Нарисуй маленький домик. Поставь стрелки в разных направлениях. Запиши предлоги, соответствующие стрелкам. Используй слова шёл и дом.
Узнай дополнительно в учебнике на стр. … Предлог – это _____________________
Складывай предлоги в корзину.
3. Подведение итогов Проверь, что узнал сам и что узнал твой сосед. + или -
4. Использование предлогов в словосочетании Используя предлоги из корзины, составь словосочетания со словом стол.
Отметь своё задание! Выполни упр. из учебника. Проверь, чтобы предлоги были записаны раздельно!
5. Использование предлогов в предложении Составь в группе историю о путешествии осеннего листочка так, чтобы в ней было как можно больше предлогов. Оцени работу своей группы.
6. Подведение итогов Проверь, что узнал сам и что узнал твой сосед. Оценка.