Материалы к педсовету «Организация образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС»

Материалы к педагогическому совету
«Организация образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС.

Вид: нетрадиционный « Педагогический совет – защита инноваций»
1часть: актуализация ( выступление завуча , форма- проблемный диалог).
2часть: защита инноваций ( каждой группе участников педагогического совета дается задание – предварительно подготовиться (познакомиться с опытом) и в лаконичной форме изложить идеи и особенности педагогической инновации.)
Группа выбирает исполнителей следующих ролей:
автор-новатор, носитель передовых идей, спикер группы;
оптимисты-защитники идеи, ее пропагандисты;
пессимисты-консерваторы и скептики - противники идей;
реалисты-аналитики., способные взвесить все «за» и «против» и сделать необходимые выводы.
Работа творческих групп по направлениям:
Организация учебной деятельности на основе учебных ситуаций.
Баринова Г.Э., спикер группы №1
2.Новые подходы в системе оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО.
Нимгирова Б.В., руководитель группы №2
3.Формирование ИКТ - компетентности младших школьников в условиях реализации ФГОС.
Буваева М.С.,носитель передовых идей, руководитель группы №3
4.Проектная деятельность в воспитании младших школьников.
Шурбаева Д.В., автор-новатор, руководитель группы №4.

В зависимости от количества людей и обсуждаемых инноваций можно выделить творческие группы по ролевым направлениям. В результате педсовет приходит к решению о целесообразности или нецелесообразности инновации.

Цель педсовета: формирование у педагогического коллектива представления о современных подходах к организации образовательного процесса в соответствии ФГОС.

часть. Проблемный диалог.
Завуч: Организация образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС – одна из актуальных тем современного образования.
Прежде чем начать с вами разговор, я думаю, что вы должны ответить
- Что же является методологической основой ФГОС? (ответы учителей)
-системно-деятельностный подход.
- Верно. А как сформулированы планируемые результаты образования?
Что это? (варианты ответов)
-обобщенные способы действий с учебным материалом.
Правильно, эти понятия при реализации ФГОС входят в число приоритетных.
Необходимо серьезное совершенствование образовательного процесса. На первый план должны выйти новые принципы его организации:
Самоценность каждой возрастной ступени образования.
Именно поэтому ФГОС разрабатываются для каждой из ступеней образования. Соответственно этому в ОУ разрабатываются три ООП: начального, основного и среднего (полного) общего образования. Такой подход позволит с максимальной точностью учесть в образовательном процессе специфику каждого возраста.
Субъект-субъектный характер взаимоотношений в образовательном процессе.
Реализация данного принципа дает возможность повысить активность и инициативность обучающегося, его мотивированность к обучению, реально индивидуализировать образовательный процесс в соответствии с потребностями конкретного ученика и его способности.
Вариативность образования.
Системно-деятельностный подход как основная методологическая доминанта ФГОС.
- Как должна измениться организация образовательного процесса после введения ФГОС НОО? ( варианты ответов)
- иная структура урока;
-созданы необходимые условия, а именно: образовательная среда, материально-техническая база; и т.д.
Правильно, с введением ФГОС НОО в отечественном образовании завершается эра организации образовательного процесса в форме передачи большого количества информацию. До этого программы учебных курсов были ориентированы на передачу знаний в ущерб умениям и навыкам. Такой подход создал серьезную дистанцию между знаниями и умениями: к примеру, знание учеником теоремы совершенно не свидетельствует об умении ее применять. И как не увеличивай число изученных теорем, умения их использовать не прибавится. Память не беспредельна, расширять до бесконечности число изучаемых дисциплин и фактов невозможно.
Кроме того, наша система измерения результатов образования была также ориентирована на оценку именно знаний, а не умения. Поэтому неудивительно, что так сложно идет процесс привыкания к ЕГЭ.
Повлиять на устаревшую организацию образовательного процесса можно за счет:
трансформации «обучающего» процесса в образовательный;
замены существующих критериев оценки образовательных результатов на новые;
поиска «новых ролей» учителя и ученика в образовательном процессе.

Поэтому главный смысл введения ФГОС – ориентация системы образования на достижение качественно новых результатов образования посредством реализации парадигмы деятельностного развития с помощью новых механизмов:
планируемых результатов как элемента целеполагания образовательного процесса;
системы оценки образовательного процесса, позволяющий реализовывать переход от модели «контроля» к модели «обеспечение качества».
Для реализации требований ФГОС необходимо трансформировать «обучающий» процесс в «образовательный»
Так чем же отличается обучение от образования? (варианты ответов)
В итоге получаем:
Обучение – это инструмент, дающий человеку возможность накопить «фонд знаний», большинство из которых часто остаются невостребованными и уходят из активной памяти в память пассивную, где и теряются.
Образование- это процесс свободного определения каждым обучающимся своего собственного места в жизни и обучении, а соответственно, и места, которое знание должно занять в его жизни. Знания при таком подходе не залежалый товар, они не «ядовиты « от старости, а активны, инструментальны, «обслуживают» конкретную и востребованную деятельность личности, формируют интеллектуальный и социальный опыт личности.
В современной школе должна быть ярко выражена именно образовательная «доминанта».
-Какова же при этом роль учителя?
-Прежде всего, учитель должен отойти от роли «оракула», когда он выступает единственным источником знаний. Не годится также роль «тренера», когда педагог приносит информацию в готовом виде и помогает ее использовать. Сегодня учитель должен выступать в роли «помощника», способствуя ориентации ученика в выбираемых им самим потоках информации, выбору им эффективных способов присвоения и обработки этой информации.
Системообразующим и инновационным компонентом ФГОС являются планируемые результаты. Для более полного и правильного осмысления изменений, вносимых ФГОС в понимание образовательного результата, введено несколько уровней их описания.
Первый уровень описания – обобщенный или целевой (требования к планируемым результатам). Максимально обобщенный уровень – это портрет выпускника, который представляет собой самое сжатое описание итогового продукта современного образовательного процесса ( рассчитан на массовую аудиторию)
Второй уровень описания планируемых результатов преимущественно представлен в документах, сопровождающих ФГОС: в частности в целевом и содержательном разделах ООП НОО. Здесь описание носит инструментальный характер, т.е оно:
-дано в развернутом виде;
-детально структурировано по трем группам
(личностные, предметные, метапредметные);
-осуществлено с использованием профессиональной педагогической лексики.
Другими словами, этот уровень описания предназначен для профессионального сообщества и в совокупности всех элементов дает целостную картину современного понятия «планируемые результаты образования».

- Так в чем же заключается эта специфика и в чем проявляется достижение планируемых результатов? (варианты ответов)
Вывод:
Достижение планируемых результатов образования- это овладение детьми системой учебных действий с изучаемым учебным материалом:
личностные способы деятельности: самоопределение, смыслообразование, морально-этическая ориентация;
метапредметные способы деятельности: саморегуляция, коммуникация, познавательная деятельность;
предметные способы деятельности: освоение систематических знаний, преобразование, применение и самостоятельное пополнение знаний;

Самым главным и системным учебным способом деятельности является умение учиться или, как сейчас говорят, «компетентность к обновлению компетенций». Под компетентностью понимается способность обучающихся к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач.
ФГОС НОО – новые Стандарты, выделив в отдельную группу метапредметные результаты, поставили перед учителем глобальные задачи, связанные с развитием личных качеств, способностей, умений. Этот учебный год стал вторым годом, когда все педагоги в своих методических комментариях к уроку стали обосновывать не только предметные, но и метапредметные цели. Обосновать и сформулировать мало – необходимо создать учебную ситуацию, где обозначенные метапредметные цели можно будет реализовать.
-Что же нужно изменить учителю в своей деятельности, чтобы на уроках эффективно развивать метапредметные умения?
-С чего начать?
Учитель: Мы считаем, что решение этого вопроса можно начать с анализа своего методического багажа и личностного ресурса. Давайте поразмышляем вместе с вами и попытаемся сформулировать последовательность задач, которые помогут проанализировать методический багаж педагога.

1. Для того чтобы работать профессионально, мне нужно поставить реальные цели, то есть ответить на вопрос: какие метапредметные умения я развиваю у детей в этом учебном году?

2. Для того чтобы поставить реальные цели в соответствии с возрастом ребенка, мне нужно разобраться, что же это такое – метапредметные умения, то есть иметь представления о сути тех или иных умений и понятий.
3. Для того чтобы реализовать свои профессиональные задачи, мне нужно знать, как я могу это развивать, то есть мне нужно найти, освоить или создать метод.
4. Для того чтобы эффективно развивать эти умения, мне нужно посмотреть на ресурсы каждого предмета: найти в своих УМК тот материал, на котором можно будет сделать все наиболее органично для ребенка, то есть мне нужно провести анализ развивающих ресурсов предмета и урока.
5. Для того чтобы реализовать все это, мне нужно честно и самокритично (независимо от возраста и квалификации) проанализировать свои профессиональные возможности, то есть оценить себя как специалиста и ответить, какие дополнительные знания и профессиональные умения необходимо освоить, чтобы решать новые задачи.

Завуч: Итак, это были шаги по анализу методического багажа. Но одного этого мало, так как новые Стандарты – программный документ, который затрагивает и мировоззрение педагога. Поэтому в настоящее время так важно осознать свой личностный ресурс. Увидеть то, что запросы времени и документы ФГОС, отражающие эти запросы, ставят каждого педагога в ситуацию профессионального поиска и профессионального роста. Осознать что я как человек саморазвивающийся «здесь и сейчас» нахожусь, подобно ребенку, в ученической позиции. Что я осваиваю новые горизонты профессионального мастерства. Я вижу, понимаю, что не только я, но и ШКОЛА в целом стоит перед проблемной ситуацией. Я понимаю суть вызова в разрыве между прошлым опытом и новой задачей. И я осознаю себя причастным к решению этой общей задачи. Все мы находимся сейчас в самом начале пути, когда проблема поставлена и почти принята как профессиональная задача. Уже произошло осознание того, что прежние способы решения не подходят. А мы, как целинники, стоим перед нераспаханным метапредметным полем, готовые к новому опыту и новым идеям.
Вопросы: ради чего и как учить? – почти шекспировские, потому что от них зависит, «быть или не быть» новому человеку. Мы, к сожалению, нередко слышали такую реплику коллег после знакомства с материалами ФГОС: «Знакомые цели, зачем изобретать велосипед? Мы и так все это всегда развивали!» Да, все понятия, ценности и задачи знакомы, никто ни сейчас, ни в прошлом их «чужеродными» для образования не считал. Только условия изменились, время другое, поэтому и акцент сделан на воспитании личности, компетентного деятеля, человека, открытого к новому опыту, готового учиться и развиваться всю свою жизнь. То есть мы учим ради воспитания личности.
В Стандартах указана и новая для многих стратегия достижения этой цели: учим с использованием методов, организующих деятельность ребенка «запускающих его активность и осознанность в освоении универсальных учебных действий. Методологическая основа этих методов – деятельностный подход в образовании. Это -большая и серьезная тема, которая освещена в трудах таких теоретиков педагогики и психологии, как Л.С. Выготский, -А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, и их учеников. Однако мало познакомиться с теорией – нужно увидеть и понять ее суть на практике.
Давайте попытаемся описать суть этого подхода на примерах в модельных ситуациях, где различным образом представлено «как учить». В каждой ситуации будет рассмотрена одна и та же образовательная задача – освоение практических навыков работы с ножницами, клеем, бумагой.
Учитель: Ситуация 1: метод проб и ошибок
Отметим сразу, что ситуация модельно-фантастическая, поэтому вопросы безопасности в ней волшебным образом решены, и ребенок не может причинить себе вреда. Представим себе, что мы предложили ребенку лет 6–7 зайти и побыть одному в уникальной комнате целых (!) 45 минут. Пригласили его туда и сказали: «Займись здесь чем-нибудь!» Вошел он в эту комнату -и увидел много новых предметов: необычные материалы, инструменты, этикетки, шаблоны, папки и много всего, что и не перечислить. Ребенка все это очень заинтересовало. Он с удовольствием занимался там чем-нибудь 45 минут и даже не хотел уходить. В следующий раз ученик увидел эти предметы и материалы на уроке, но теперь он получил задание – сделать модель корабля. «А из чего и как мне ее делать?» – спрашивает маленький деятель. «Да вот из этих материалов и инструментов. Ты же уже с ними занимался. Ты же уже знаешь, как с ними можно работать», – говорит взрослый. «Нет, – отвечает ребенок, – не знаю...» – «Не знаешь – пробуй!»

Учитель: Ситуация 2: мастер и подмастерье
А вот другой подход к этой же задаче. «Смотри, как я буду делать, и повторяй за мной. И если ты будешь делать так же, то у нас с тобой получится модель корабля...» (Прошло 45 минут, и у меня с ребенком это получилось.)
А завтра наш маленький деятель, листая детский журнал, увидит чудесную поделку из природных материалов и захочет сделать сам нечто похожее. Только он умеет с помощью ножниц и клея из бумаги делать лишь модели кораблей. И что, вновь мастер и подмастерье? Смотри, как я делаю, и делай подобное? А если не подобное, то что? Он уже никогда не сможет создавать без нашей помощи ничего, не научится быть самостоятельным. Да и мы все ли можем сделать, всему ли можем научить?
Но есть и другой опыт.
Учитель:Ситуация 3: учебная
Это ситуация, когда ребенок не только изготавливает поделку, но и понимает, почему он делает именно эту поделку. Он задумывается о том, какой опыт и какие знания он сейчас получает. Взрослый в такой ситуации не только демонстрирует образцы и алгоритмы выполнения работы, но и помогает ребенку осознать, какими инструментами он пользуется, для чего они нужны, как они работают, в каких случаях освоенные способы
смогут пригодиться. Педагог дает возможность освоить разнообразные способы работы с инструментами. И всякий раз, выполняя работу, он предлагает маленькому созидателю ответить на следующие вопросы:
Что ты будешь делать?
Зачем?
Как ты это будешь делать?
Из каких материалов и с помощью чего ты это будешь делать?
Как ты проверишь, правильно ли выполнена работа?
Как ты поймешь, что работа сделана хорошо?
Для нас эта ситуация более всего на практике отражает суть деятельностного подхода, так как в ней ребенок понимает мотивацию и цели своей деятельности, способ достижения цели, может сказать, как проверить и оценить работу. Ребенок может, получив и осознав такой опыт, в следующий раз либо использовать его, либо преобразовать в зависимости от тех задач, которые перед ним стоят.
Завуч: Дети в наших модельных ситуациях овладевали практическими инструментами.
Как же быть с УУД? К примеру, с теми, что описаны в п. 11: «Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать 10) ...овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям » (из материалов ФГОС, http://standart.edu.ru/).
Для нас освоение логических действий анализа, синтеза, сравнения, обобщения,классификации и других познавательных УУД – это тоже вопрос освоения инструментов, но только интеллектуальных. К сожалению, по отношению к этим инструментам мы с вами ведем себя, как в ситуации 1: мы считаем, что если ребенок, решая предметные задачи, оперировал этими логическими действиями, то он понял и осмыслил, как работают ножницы (анализ), клей (синтез), линейка (сравнение), что этого уже достаточно
для развития УУД и что завтра ребенок сможет самостоятельно в новой ситуации грамотно применить тот или иной интеллектуальный инструмент. Но ведь ФГОС поставили перед нами задачу воспитания компетентного человека в широком смысле этого слова. Значит, мы должны передать детям осмысленный способ, то есть и в случае логических действий нужно тоже организовывать учебную ситуацию, «запускать» деятельность, помогать ее осознавать.
Итак, мы второй год занимаемся организацией образовательного процесса в соответствии новых требований. Каждая творческая группа представит перед вами новые подходы в образовании.
II часть. Защита инноваций.
Первая творческая группа объяснит, как правильно организовать учебную деятельность на основе учебных ситуаций.
Баринова Г.Э.
- Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя:
обнаруживают предмет своего действия;
исследуют его, совершая различные учебные действия;
преобразуют его, например, переформулируют или предлагают свое описание ит.д.
частично – запоминают.
Как видим, учебная ситуация – особая структурная единица учебной деятельности, содержащая ее полный замкнутый цикл. Другими словами, необходимо создать систему условий, провоцирующих детское действие. Изучаемый учебный материал выступает при этом как материал для создания учебной ситуации, в ходе которой , ребенок осваивает характерные для данной области способы действия, т.е приобретает определенные компетентности. создание правильной учебной ситуации позволяет формировать у каждого ученика индивидуальные средства и способы действий, позволяющие ему быть «компетентным» в различных сферах.
Для того чтобы учителю было легко структурировать учебную ситуацию для реализации требований ФГОС нужно использовать технологическую карту урока. Она помогает и визуально, и содержательно закрепить приоритет деятельностных форм педагогического взаимодействия на уроке. Кроме этого, карта позволяет фиксировать виды универсальных учебных действий, формируемых содержанием конкретного урока. (группа разыгрывает фрагмент учебной ситуации)
( реалист-аналитик отвечает на заданные вопросы )

Чудидова Р.А., заместитель директора по УВР
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415



13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
15