Выступление на семинаре по теме: Компетентностный подход в образовании — текст к презентации

1) Тема семинара - «Компетентностный подход в современном образовании»

2) В документе «Стратегия модернизации образования в РФ» определена основная задача, стоящая перед каждым учебным заведением:
«Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах»

3) В основу обновленного содержания образования положены «ключевые компетенции».
Определилась в связи с этим основная проблема современного
российского образования: «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования»

4) Принципы применения компетентностного подхода
Смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся.
Содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем.
Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.
Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения.

5) Результат компетентностного подхода - овладение компетенциями
Новый подход определяет новую модель образования, при которой компетенции - результат современного образовательного процесса. Необходимость обучения компетенциям является ответом образования на вызовы современного общества.

6) Компетенция и компетентность
Компетенция – заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его качественной продуктивной деятельности в определенной сфере.
Компетентность – владение, обладание учеником компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Компетентность – уже состоявшееся личностное качество ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере.
Компетенции предлагаются ученикам для овладения, формирования компетентностей.
Этим определяется их место в двухуровневой структуре образовательных стандартов: компетенции входят в "Минимумы содержания", а компетентности – в "Требования к выпускникам".

7) Иерархия компетенций. В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или областей) и предметное (для каждого учебного предмета), выделяют
трехуровневую иерархию компетенций:
Ключевые компетенции - относятся к общему содержанию образования, определяются на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения;
Общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;
Предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

8) Что такое «ключевые компетенции»?
Ключевые компетенции - способность осмысленного применения учеником комплекса знаний, умений и способов деятельности в отношении междисциплинарного круга вопросов.
Ключевые компетенции определяются как важные во многих жизненных сферах и служащие залогом жизненного успеха и эффективного функционирования общества
(Европейский проект «Определение и отбор ключевых компетенций»).

9) Ключевые компетенции - это наиболее общие (универсальные) способности и умения, позволяющие человеку понимать ситуацию и достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях возрастающего динамизма современного общества
умения и качества, необходимые каждому члену данного общества для его
успешной социализации.

10) Новый смысл образования
В контексте социализации смысл образования состоит в освоении какой-либо культурной традиции как системы ранее выработанных средств (компетенций), позволяющей взаимодействовать с окружающим миром, развивать свои способности.
Иными словами, человек учится реализовать себя как «я» и быть успешным в обществе.

11) Цель компетентностного подхода
Компетентностный подход в обучении сосредотачивается на том, чтобы не увеличить объем информированности человека в различных предметных областях,
а помочь людям самостоятельно решать проблемы в незнакомых ситуациях

12) Задачи компетентностного подхода:
формировать умения и навыки критического мышления в условиях работы с большими объемами информации
формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием ИКТ
формировать навыки самообразования, развитие способности к мобильности обучающихся
формировать навыки работы в команде
развивать умение сформулировать задачу и кооперативно ее решить
формировать навыки самоконтроля

13) Компетентностный подход в образовании и традиционное обучение
Традиционный подход: «Усвоение знаний, умений, навыков»
Компетентностный подход: «Освоение умений, навыков, знаний»
Причем особое значение придается умениям, позволяющим действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств.

14) Из доклада «Образование: сокрытое сокровище» на Международной комиссии по образованию для XXI века«Четыре столпа", на которых основывается образование
научиться познавать
научиться делать
научиться жить вместе
научиться жить

15) Основные подходы в определении основных компетенций Во время симпозиума Совета Европы по теме «Ключевые компетенции для Европы» был определен следующий примерный перечень ключевых компетенций. Изучать: уметь извлекать пользу из опыта; организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их; организовывать свои собственные приемы изучения; уметь решать проблемы; самостоятельно заниматься своим обучением.   Искать: запрашивать различные базы данных; опрашивать окружение; консультироваться у эксперта; получать информацию; уметь работать с документами и классифицировать их. Думать: организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий; критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ; уметь противостоять неуверенности и сложности; занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение; видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа; оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой; уметь оценивать произведения искусства и литературы. Сотрудничать: уметь сотрудничать и работать в группе; принимать решения улаживать разногласия и конфликты; уметь договариваться; уметь разрабатывать и выполнять контракты. Приниматься за дело: включаться в проект; нести ответственность; входить в группу или коллектив и вносить свой вклад; доказывать солидарность; уметь организовывать свою работу; уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами. Адаптироваться: уметь использовать новые технологии информации и коммуникации; доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений; показывать стойкость перед трудностями; уметь находить новые решения.
Их может быть всего две – уметь писать и думать
Или десять:
учение
исследование
думание
общение
кооперация
взаимодействие
уметь делать дело
доводить дело до конца
адаптироваться к себе
принимать себя

16) Ключевые компетенции отечественного образования Основные ключевые компетенции
1.Ценностно-смысловая компетенция
2.Социально-трудовая компетенция.
3. Компетенция личностного самосовершенствования
4.Учебно-познавательная компетенция
5.Информационные компетенции
6.Общекультурная компетенция
7.Коммуникативная компетенция
Деятельностная форма представления компетенций Чтобы перейти к обучению, необходимо задать компетенции в деятельностной форме. В этом случае само название компетенции будет определять суть соответствующего метода обучения. Приведем примеры формулировок компетенций в деятельностной форме: Ценностно-смысловые компетенции предполагают умения: - формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к изучаемым учебным предметам и сферам деятельности; - владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок; - осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм. Учебно-познавательные компетенции: - ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель; - организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; - задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; - ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; использовать элементы вероятностных и статистических методов познания; описывать результаты, формулировать выводы; - выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации); - иметь опыт восприятия картины мира. Социокультурные компетенции: - владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина, работника, собственника, потребителя, покупателя; уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы; - определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве; владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; владеть эффективными способами организации свободного времени; - иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и других странах; иметь осознанный опыт жизни в многонациональном, многокуль¬турном, многоконфессиональном обществе; - действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной пользой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений; - владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя, ремесленника и др. Коммуникативные компетенции: - уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление; - уметь представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур, использовать для этого знание иностранного языка; - владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог; - владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями; - владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы; - иметь позитивные навыки общения в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп. Информационные компетенции: - владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-Rom, Интернет; - самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; - ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ; - владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, телефона, мобильного телефона, пейджера, факса, принтера, модема, копира; - применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет; Природоведческие и здоровьесберегающие компетенции: - иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и др.); - знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми; - позитивно относиться к своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля; - знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой медицинской помощи; - владеть элементами психологической грамотности, половой культуры и поведения; - иметь многообразие двигательного опыта и умение использовать его в массовых формах соревновательной деятельности, в организации активного отдыха и досуга; - уметь подбирать индивидуальные средства и методы для развития своих физических качеств.

17) Что такое знания?
Античная метафора - метафора восковой таблички, на которой отпечатываются внешние впечатления.
Более поздняя метафора - это метафора сосуда, который наполняется либо нашими внешними впечатлениями, либо текстом, несущим информацию об этих впечатлениях.
Главное здесь - память

18) Метафоры знания
Метафора Сократа
- это метафора родовспоможения: у человека есть знание, которое он не может осознать сам, и нужен помощник, который сможет помочь родить это знание.
Евангельская метафора выращивания зерна. Знание вырастает в сознании человека, как зерно в почве. Знание возникает как результат познающего воображения, стимулированного посредником.
Место педагога-посредника

19) Компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера школьного образования (в том числе и предметного обучения).

20) Внедрение компетентностного подхода:
через включение специально организованной деятельности учащихся в образовательный процесс
через использование интерактивных технологий
изменение оценки деятельности обучающегося
через освоение уровней достижений ключевых компетенций (диагностирование и самодиагностика, самооценка)
через развитие самостоятельности обучающихся

21) Внедрение компетентностного подхода:
через изменение смысла термина «развитие», введение понятие «развивающей среды»
через применение компететностно-ориентированных заданий
через изменение профессиональной позиции учителя
через формирование профессиональных компетенций учителя

22) Формула компетентности
Компетентность =
мобильность знаний
+
гибкость метода
+
критичность мышления

23) Технологии компетентностного подхода:
Технология сотрудничества
Личностно-ориентированное образование
Профильное, разноуровневое обучение
Технологии интерактивного, проблемного обучения
Технология «Портфель или портфолио ученика» («Портфолио»).
Технология проектной деятельности
Технология учебно-исследовательской деятельности

24) «Об уровне цивилизации говорят не размеры городов, не собранный урожай, о нем говорят качества человека, которого производит страна». У. Эмерсон

Необходимость действовать в условиях непредсказуемых ситуаций и стратегий требует безусловной самостоятельности человека.
Это обеспечивается рядом качеств:
- умением видеть проблему;
- превращать ее в набор задач и создавать технологи и способы их решения;
- принимать решения и владеть информационными технологиями.
Это минимум способностей, которые следует поддержать, развить для организации личного ресурса человека в современных условиях.