Сказка в экологическом образовании


Сказка
в экологическом образовании

Известный итальянский писатель, автор «Грамматики фантазии» Джанни Родари, писал: «Воображение все еще находится в нашей школе на положении бедного родственника – вниманию и запоминанию отдается куда больше предпочтения; умение внимательно слушать и тщательно запоминать и по сей день составляет отличительную особенность примерного, то есть наиболее удобного, наиболее податливого ученика». К сожалению, это утверждение во многом справедливо и по отношению к нашему образованию. Малыш приходит в детский сад, школу с большим творческим потенциалом, реализация которого во многом зависит от педагогов и методов обучения. Развить фантазию ребенка, сделать обучение привлекательным, интересным, творческим процессом могут помочь сказки.
Использовать сказки можно в работе с детьми разного возраста: при проведении игр, экскурсий, различных экологических праздников, на занятиях по экологии. Нестандартный подход к сказкам помогает сделать интересными и семинары для педагогов, совместную деятельность детей младшего возраста и их родителей. Излишне не доказывать, что чтение сказок и анализ их сюжетов с интересом воспринимаются всеми детьми: от детского сада до старших классов. Особенно серьезно относятся к сказкам дошкольники. Поэтому при работе с младшими ребятами очень важно бережно относиться к сказочному сюжету: просто читать и обсуждать текст, использовать сюжетные моменты, поступки и образы сказочных героев для объяснения материала, придумывать театрализованные и кукольные постановки по сюжетам сказок, задание в виде рисунков по их мотивам.
Известно, что дети лучше воспринимают и запоминают эмоциональное окрашенный материал. Внимание ребенка привлекают также новизна, необычность исследуемых объектов, нестандартный взгляд на привычные предметы. Интерес детей к теме рассказа или занятия делает обучение более эффективным. С этой точки зрения уместность использования сказок в обучении не вызывает сомнений, поскольку любовь к ним проявляется у человека в раннем детстве и сохраняется порой всю жизнь.
Народные сказки во многом «экологичны»: в них нашло отражение осмысление человеком окружающего мира, изменение взаимоотношений людей со средой обитания. В течение долгого времени люди воспринимали природу как нечто враждебное, непознанное, таящее опасность. В мифах и сказках народов мира леса, болота населены злыми духами и прочими отрицательными персонажами.
Со временем человек все лучше понимал природу, постигал ее законы, учился использовать ресурсы. Теперь он выражал в сказках не только свою зависимость от окружающей среды, но и благодарность в природе. Например, земля стала называться ласково – матерью-кормилицей. Правда, бережное, уважительное отношение к природе предполагает, что она отплатит человеку тем же: удовлетворит его потребности в пище, крове. Чем старше становилось человечество, тем оно стремилось покорить природу, взять у нее как можно больше богатств, подчинить своей воле. Сказки впитывали исторический опыт человечества.
Великое множество сказок пришло к нам из глубины веков, когда зависимость людей от природы была более ясной, чем сейчас. Известный исследователь фольклора В.Я. Пропп писал, что волшебная сказка уходит корнями в первобытные времена и связана с обрядами инициации, сопровождающими выступление человека в пору зрелости.
В сказках, как правило, очень точно подмечены особенности многих животных, растений, природных явлений, ландшафтов, описываются национальные, культурные традиции и праздники. Произведения такого характера могут оказать неоценимую помощь педагогу, работающему в области экологического образования.
Однако человеку индустриальной эпохи присущ антропоцентрический взгляд на окружающую среду, что, в частности, выражается в потребительском отношении к природе. Только в конце XX в. люди стали понимать, что они должны рассматривать себя лишь как часть природы.
Во многих народных сказках природа воспринимается именно с точки зрения ее житейской пользы для человека. Отсюда описание сказочных полей, по которым летают жареные куропатки, и молочных рек с кисельными берегами. Часто спастись героям помогают широкие реки и дремучие леса. И это тоже отражение нашего отношения к природе. Особое внимание уделяется животным-помощникам человека. Впрочем, помогать людям они начинают только в определенных условиях, в которые их поставил человек, например, чтобы сохранить свою жизнь или жизнь своих детей: «Не ешь меня: я тебе еще пригожусь!» А отношение Емели к щуке или Старика к золотой рыбке – это уже настоящий шантаж со стороны человека!
Анализируя сказки, можно выделить группу животных, которые люди считали своими врагами. Это почти всегда хищные звери. Например, во многих народных сказках волк – злой, явно отрицательный герой. Это связано с опасностью, которую он представляет для людей и их хозяйства. В то же время большинство травоядных зверюшек, особенно если они симпатичные, пушистые и вызывают сочувствие, выделяются положительными чертами.
Как показали опросы, у многих детей и взрослых существует стереотип: хищные животные плохие, злые, им не место рядом с человеком, волк и крокодил не нуждается в нашей защите и помощи. В формировании такого отношения вносят вклад и сказки. Насколько стойки эти взгляды даже среди преподавателей, свидетельствует такой факт. Победителем одного из российских региональных конкурсов на лучшее экологическое сочинение стал пятиклассник, придумавший историю о сказочном лесе. В этом лесу не было ни одного волка, зато счастливо жили многочисленные зайцы. В природе такое невозможно: истребление хищников всегда приводит сначала к росту, а потом – к уменьшению количества их жертв. Исчезают волки – размножаются зайцы, поедают все что могут. Пища, в конце концов, кончается, зайцы голодают, болеют и гибнут. Так что без хищников не так-то просто быть счастливым! А вот на решении членов жюри в данном случае сказался стереотип отрицательного отношения к волкам.
Дети очень хорошо усваивают характеристики животных-героев сказок: волк – злой, лиса – хитрая, заяц – трусливый. И часто эти представления у них остаются на всю жизнь. Поэтому важно помнить, что в таких характеристиках нашли отражение взаимоотношения людей с птицами и зверями и наблюдения за ними во время охоты или защиты от них домашних животных. Конечно, у человека более теплое отношение к корове, дающей молоко, чем к волку, который может напасть на эту корову.
Во многих сказках присутствует деление животных на красивых и безобразных. Последние, естественно, не вызывают сочувствия. Вспомним хотя бы крайне неприятного крота и не менее противную жабу в сказке Г.Х.Андерсена «Дюймовочка». Такое отношения автора к персонажам передается детям. С другой стороны, Э.Успенский, сделав обаятельным и симпатичным крокодила Гену, вызвал у детей доброе отношение к этому животному, которое, как правило, в сказках многих народов выполняет ту же роль, что и волк в русских сказках.
Существует еще один тип сказок, которые многими педагогами рассматриваются как природоохранные, хотя на самом деле также отражают потребительский подход людей к природе. Сюжет их строится следующим образом: сначала дети узнают, как много благ дает нам природа. Например, лес рассматривается как источник пищи, древесины, как место для охоты, а затем делается вывод: именно поэтому природу надо беречь.
В сказках разных народов можно найти сведения о природных особенностях тех мест, которые они населяют. Так, в восточных сказках часто подчеркивается ценность воды, ее роль в жизни человека, а в сказках северных народов – роль солнца. В сочинениях североамериканских индейцев отчетливо ощущается почтительное отношение к природе, как к живой, так и к неживой. Например, к камням, горам, солнцу. Учитывая интерес к жизни индейцев, особенно у мальчишек, можно эффективно использовать эти сказки в целях экологического образования.