ПРЕЗЕНТАЦИЯ. КУРСЫ для обучающихся с ОВЗ. Особенности психолого-педагогического сопровождения учащихся с ОВЗ в условиях введения ФГОС НОО ОВЗ


Особенности психолого-педагогического сопровождения учащихся с ОВЗ в условиях введения ФГОС НОО ОВЗ Зав.кафедрой психолого-педагогического и специального образования БелИРО, к.п.н., доц. Годовникова Л.В. Глава 11. Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихсяСтатья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.  ФЗ ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РФ от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ 3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ. ФЗ ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РФ от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ (Статья 79. ) 4. Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.5. Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ОВЗ. ФЗ ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РФ от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ (Статья 79. ) Современная статистика по детям с ОВЗ Ежегодно в России у 65% рождающихся детей диагностируются ограничения здоровья разной степени.56% от общего числа детей с ОВЗ обучаются в инклюзивных школах.20% школ России в 2016 учебном году являются инклюзивными.13 000 специалистов подготовлены к реализации инклюзивного образования по программе «Доступная среда». Количество детей с особыми образовательными потребностями и распространенность инклюзии в странах ЕС Special Needs Education. Country Data. 2010 страна дети с ООП инклюзияИсландия 24,5% 95,4%Литва 11,8% 90,1%Германия 5,8% 17%Дания 4,7% 5,9%Нидерланды 4,3% 38%Англия 2,8% 50,2%Франция 2,8% 33,6%Португалия 2,7% 86,7%Испания 2,4% 83,3% * 4 пути решения проблемы: Отказ от инклюзии в образовании.Социальная инклюзия без решения образовательных задач.Социальная инклюзия, снижение требований к ребёнку с ОВЗ, оценивание его по индивидуальной шкале.Создание условий для ребёнка с ОВЗ в классе, которое обеспечит его движение по индивидуальной образовательной траектории, ориентированной на постоянную поступательную динамику. Введение ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ ФГОС образования обучающихся с ОВЗ  ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТНАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1598 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599 Материально-технические условия Оборудование для реализации особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ (учебные места и т.п.);Оборудование для выполнения профессиональных проб (специализированные приборы, станки и др.);Специальные спортивные сооружения;Компьютерная техника, позволяющая проводить как аудиторные, так и дистанционные занятия. Программно-методические условия Программно-методическое обеспечение должно отвечать особым образовательным потребностям детей с ОВЗ в соответствии с выбранным вариантом ФГОС НОО ОВЗ.Школы должны быть обеспечены специальными учебными программами, учебниками и УМК в соответствии с АООП и АОП.Необходимы методические пособия для педагогов.Дидактические материалы для учащихся. Кадровые условия Учитель-дефектолог по профилюУчитель-логопедПедагог-психологСоциальный педагогТьюторДополнительные специалисты в соответствии с требованиями ФГОС НОО ОВЗ Комплексное сопровождение Дефектологический модуль – повышение уровня общего развития обучающихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения; индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков; коррекция отклонений в развитии познавательной сферы, подготовка к восприятию нового учебного материала.Логопедический модуль – коррекция нарушений речи.Психологический модуль – активизация высших психических функций, повышение возможностей самоконтроля, укрепление психологического статуса ребёнка.Социально-педагогическое сопровождение родителей интегрируемых детей. Алгоритм организации комплексного сопровождения ребёнка с ОВЗ Первичная диагностика.ПМПк.Разработка индивидуального образовательного маршрута.Разработка адаптированной образовательной программы.Реализация индивидуального образовательного маршрута.Динамическая диагностика.Оценка результатов определённого этапа сопровождения. Предложение БелИРО по подготовке специалистов к комплексному сопровождению детей с ОВЗ ДПП ПК «Актуальные вопросы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья» Председатели ПМПК (к)ДПП ПК«Актуальные вопросы психологического сопровождения образовательного процесса» Педагоги-психологи ООДПП ПК«Современные подходы к организации коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда ОО» Учителя-логопеды ООДПП ПК«Психолого-педагогические основы социальной работы в образовательной организации» Социальные педагогиДПП «Психолого-педагогическая компетентность педагога в сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС ОВЗ» Педагоги, работающие по адаптированным основным образовательным программам Спасибо за внимание!