Статья на темуОсобенности формирования информационной грамотности в процессе организации самостоятельной деятельности на уроках информатики


Особенности формирования информационной грамотности в процессе организации самостоятельной деятельности на уроках информатики
Иманбекова Динара Рустемовна,
учитель информатики Затобольской школы-гимназии
То, что мы знаем – ограничено,
А то, что не знаем – бесконечно.
П. Лаплас.
Информатика – в настоящее время одна из фундаментальных областей научного знания, формирующая системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации, стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий. Информационная грамотность - основа для развития и деятельности современной личности.
Уточним понятие информационная грамотность. Сама грамотность традиционно и до последнего времени относилась к умению читать и писать.
Информационная грамотность - это оптимальные способы обращения со знаками, моделями, данными, информацией и представление их заинтересованному потребителю для решения теоретических и практических задач; механизмы совершенствования технических сред производства, хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств, информации и телекоммуникаций.
Интерес к изучению информатики во многом зависит от того, как проходят уроки. Здесь предполагается применение нетрадиционных форм проведения уроков. Даже на самых хороших уроках элемент обязательности сдерживает развитие увлеченности предметом. Самым привлекательным для детей является занимательность, и у самых слабых учеников можно вызвать интерес к предмету, используя на уроках занимательный материал. При наличии компьютерной техники в классе провожу уроки на основе проблемно-ориентированной технологии ( уроки-практикумы, составляем проекты. На этих уроках ребенок получает индивидуальное задание и пытается сам выполнить его, используя полученные теоретические знания. Включение элементов проектной деятельности в обычный урок, позволяет уйти от авторитарности в обучении, учащиеся не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения практических задач, а также умение работать в сотрудничестве. Самые разнообразные и еще по- детски наивные, эти проекты помогают школьникам научиться работать с источниками информации, анализировать ее и доступно, четко формулировать мысли, понимать других и успешно взаимодействовать с ними.
На уроках, где применяются элементы проектной деятельности, работая над проектом, учащиеся начинают понимать, где и как они смогут применять полученные знания, важным фактором становится достижение цели проекта.На уроках информатики для успешной оптимизации учебного процесса мною разработан учебно-методический комплекс “Информатика в начальной школе” по самым доступным и поэтому основным понятиям .
УМК" Информатика в начальной школе" представляют из себя четко структурированный рабочую тетрадь формата А4 с теорией и заданиями, к которым имеется алгоритм выполнения. Сжатый и дозированный учебный материал позволяет очень быстро изучить необходимую информацию и приступить к её практическому использованию в задании. К заданию же имеется стандартный алгоритм выполнения, что позволяет ученику, изучившему учебный материал, тут же приступить к работе. Выполнив часть работы, ученик изучает следующий материал и тут же реализует его на практике. Тем самым достигается прямая связь между теорией и практикой, которая и обеспечивает качественное усвоение учебного материала.
Комплекс рассчитан на учеников 3-4 классов, начавшие только начальное обучение основам компьютерной грамотности. Комплекс объединяет теоретические и практические задания , призванные закрепить усвоенные знания. Каждый следующий учебный материал сложнее предыдущего и содержит как закрепляющую информацию, так и новый учебный материал. После выполнения каждого учебного материала ученикам дается практическое задание, для успешного выполнения которого необходим изученный материал, но на этот раз задание дано без алгоритма выполнения. При возникновении затруднения ученик может обратиться к учебному материалу и найти аналогичный пример выполнения задания.
Дозированность изучаемого материала позволяет ученикам запомнить основные приемы работы. Каждое следующее задание содержит элементы предыдущих заданий, тем самым достигается постоянное повторение изученного материала.
Для развития познавательных умений личности в содержание учебного материала включены разнообразные задания эвристического характера, при выполнении которых ученики самостоятельно решают реальные проблемы, связанные с использованием компьютера.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: применение УМК" Информатика в начальной школе" - благоприятно сказывается на формировании основ компьютерной грамотности учениками на уроках.
И, в заключении хотелось бы сказать, что знания, умения и навыки, полученные на занятиях по информатике, учащиеся используют в повседневной деятельности школы. Возникает процесс сотворчества, благодаря которому и ребята, и взрослые повышают свой образовательный уровень, знакомятся с новыми социальными ролями. Например, с ролью не только потребителя окружающей информации, но и создателя, аналитика и распространителя.
Сегодня, в век компьютерных технологий, без знания основ общения посредством телекоммуникаций и знания ресурсов компьютерных сетей – никуда, особенно подрастающему поколению. Грызть гранит науки – дело не простое, тем более сегодня. Чем шире и больше знаний ребенка, тем проще ему ориентироваться в окружающем мире, адаптироваться в складывающейся обстановке.
Список использованной литературы:
1. Государственная программа развития образования РК на 2011-2020 годы/ Указ Президента Республики Казахстан №1118. – Астана: Акорда,7 декабря 2010 года
2. Национальный план действия на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников» 3. Особенности формирования функциональной грамотности учащихся старшей школы по предметам естественно-научного цикла методическое пособие Министерство образования и науки Республики Казахстан РГКП «Национальная академия образования им. И. Алтынсарина» 
4.Горячев А. В. Информатика. 3 класс «Информатика. Мой инструмент компьютер»  [Текст] : . / А. В. Горячев. – 3-е изд., испр. – М. : Баласс; Школьный дом, 2014. -64 с.