Лэпбук как средство формирования информационной культуры младших школьников.



В условиях реализации ФГОС учителю приходится искать новые средства обучения, которые соответствуют требованиям и целям современного Российского образования - «научить учиться самому». Перед педагогом стоит задача научить школьника ставить перед собой цели и задачи, находить способы их решения, а главное находить нужную информацию для решения поставленного вопроса среди огромного множества источников информации. Всем нам известно, что лучше запоминается то, что нам интересно, что было эмоционально окрашено. Как же сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ученика, чтобы он мог научиться пользоваться теми знаниями, которые получил на уроках по определенной теме, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по данному вопросу. Одним из способов достижения этой цели является использование методики создания и работы с лэпбуком на уроках и внеурочной деятельности. Это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного… исследовательская работа, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке материала, систематизирует знания. Ну и наконец это просто интересный вид совместной деятельности родителей и ребенка, педагога и ребёнка, ребенка с ребенком.
В дословном переводе с английского языка лэпбук означает «книга на коленях», или как его еще называют тематическая интерактивная папка (коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками), которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Это книга, которую собирают, склеивают ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы. Чаще всего основой для лэпбука является твердая бумага или картон.
Разновидности ЛЭПБУКОВ - тематических интерактивных папок
В зависимости от назначения:
учебные;
игровые;
поздравительные, праздничные;
автобиографические (папка-отчет о каком-то важном событии в жизни ребенка: путешествии, походе в цирк, каникулярном досуге и т.д.)В зависимости от формы:
стандартная книжка с двумя разворотами;
папка с 3-5 разворотами;
книжка-гармошка;
фигурная папка.
Организация материала:
стандартные кармашки;
обычные и фигурные конверты;
кармашки-гармошки;
кармашки-книжки;
окошки и дверцы;
вращающиеся детали;
высовывающиеся детали;
карточки;
теги;
стрелки;
пазлы;
чистые листы для заметок и т.д.
Готовые тематические шаблоны для лэпбуков и кармашков для них, можно скачать бесплатно в интернете – лучший вариант для новичков. Однако вы можете попробовать сделать и что-то свое, оригинальное. Поверьте, это не так уж и сложно – главное, начать и увлечься процессом.
Определитесь с темой своей папки. Если вы изготавливаете лэпбук для более младших школьников, то темы и материалы для них должны быть элементарными, для школьников 3-4 классов можно подобрать материал посложнее.
Первое, что необходимо сделать, создать основу тематической папки.
Существует три основных варианта:

Базовый вариант основы для лэпбука
Базовый вариант основы с расширениями (1-2)

Сдвоенный базовый вариант основы
Затем надо запланировать, какую именно информацию по выбранной теме будет содержать ваша папка. Нарисуйте несколько ориентировочных макетов на простом листе, выберете оптимальный вариант для размещения необходимой информации. Продумайте, какой вид будут иметь ваши кармашки (подтемы) и как будет организована в них информация. Если все шаги выполнены, можно приступать к изготовлению лэпбука.
Необходимо отметить, что метод лэпбука наиболее эффективен на уроках закрепления или уроках обобщения и повторения, когда учащиеся в определенной степени владеют информацией по заданной теме.
Лэпбук хорошо подойдет как для индивидуальных занятий, так и занятий в парах, тройках, группах, где одновременно будут заняты несколько детей. Можно выбрать задания под силу каждому. Лэпбук развивает творческие способности и коммуникативные навыки.
В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками (с помощью взрослого (родителей или учителя) книжку. Лэпбук можно использовать и в качестве творческого домашнего задания. Дать другому ученику поработать…..


Почти все лэпбуки, а их у меня более 20 штук выполнены дома родителями с детьми
4 тематические папки было изготовлены мной совместно с детьми на внеурочных занятиях.
Мастер –класс работы с лэпбуком по сказкам А.С. Пушкина.
Урок Литературное чтение-уроки слушания. Тема А.Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди (Отрывок)
Дети дома смотрят мультфильм и фильм – сказку, читают произведение, а затем с удовольствием работают с лэпбуком. Давайте вместе рассмотрим, какие задания можно предложить……………………
Согласитесь, что работа с лэпбуком на уроках литературного чтения развивает навык чтения в широком смысле этого слова. Т.е идет работа по развитию смыслового чтения.
В условиях модернизации образования, учителю необходимо искать новые методы и технологии обучения, которые помогали бы ему обучать и воспитывать личность, которая нужна новому современному обществу. Личность, которая может нестандартно мыслить, предлагать и реализовывать различные идеи.
Применяя в своей работе технику создания и работы с лэпбуком на уроке и во внеурочной деятельности, у вас появится возможность подготовить именно такую личность к новой жизни в новых условиях. Лэпбук — это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания на уроке, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача учителя лишь придавать учащимся уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.
У меня самый обычный 1 класс, в котором 21 человек. Из них 15 мальчиков и 6 девочек.
Поступление в школу - в жизни каждого ребенка переломный момент, который кардинальным образом меняет его образ жизни. Эти трудности настолько существенны, что в первые недели школьной жизни организм первоклассника выдает такие изменения в его характере и поведении, какие до этого времени ему были несвойственны.
Мои первоклассники только начали свой путь к знаниям и несмотря на все сложности уже стали активными участниками различных конкурсов, олимпиад и соревнований.
Выступили на празднике День города перед огромным количеством жителей. Читали стихи, посвященные городу.
Приняли участие в муниципальном конкурсе - Фестиваль юных талантов и заняли призовые места: Ершкова Софья -2 -еТотолина Вероника – 3-е, Соломонов Илья –за активное участие.
Участвовали в общешкольном концерте, посвященном Дню учителя. Читали стихи и разыгрывали веселые сценки.
Записали ко дню матери - Видео-поздравление, которое мы разместили на сайте Одноклассники в нашей группе «1-Г класс МАОУ ПСОШ № 2», образовательном сайте Дневник .ру, на YouTube и на мини сайте- учителя..
Обучающиеся моего 1-Г класса активные участники, призеры и победители Образовательной платформы Учи.ру «Олимпиада Плюс» по математике; МетаШкола Открытая Российская интернет – олимпиада для школьников по русскому языку; Информационные технологии - участники-победители и призеры.
В декабре и январе приняли участие в Международном краусорсинговом интернет-проект «Страна Читающая» «Читаем Лермонтова», «Читаем Маяковского» и получили сетртификат и благодарность. Я хочу научить детей понимать мир, в котором они живут, осознать свою роль и значимость в этом мире, подготовить моих воспитанников к решению проблем, связанных с разными сторонами реальной жизни, к самоопределению и саморазвитию в изменяющемся современном обществе… и уверена, что лэпбук является одним моих из помощников в этом важном деле.