Внеклассное мероприятие по математике Что? Где? Когда?


Математическая игра «Что?Где?Когда?»
Ход мероприятия.1.С тех пор, как существует мирозданье, Такого нет, кто б не нуждался в знанье. Какой мы не возьмем язык и век - Всегда стремился к знанью человек… 2 .Мы рады приветствовать всех собравшихся в этом зале. Приветствуем всех, кто любит математику, кто учит математике, кто занимается и увлекается математикой.1.Сегодня мы собрались, чтобы провести игру « Что?Где? Когда?»,
в которой вам предстоит показать свои знания по математике, проявить смекалку, узнать что-то новое для себя, расширить свои представления о математике, истории математики и ее применении.2.Сегодня мы приглашаем на сцену сборные команды 7-8 классов. Давайте с ними познакомимся поближе. Представление команд
Представление команд, девиза, капитанов, жюри. («РИТМ» - решать, искать, творить, мечтать, «XYZ» - хотеть, уметь, знать).
1.Запомни, что Гаусс всем сказалНаука математика - царица всех наук. Не зря, поэтому он завещал - Творить в огне трудов и мук. Безмерна роль её в открытии законов, В создании машин, воздушных кораблей Пожалуй, трудно нам пришлось бы без Ньютонов Каких дала история до наших дней
Итак,начинаем игру.Крутит барабан 1 команда.Вопрос 1 команде.Если не будет ответа от 1 команды ,отвечает 2 команда.
1вопрос.2балла .Петр Первый хорошо знал адицию, субстракцию, мультипликацию и дивизию. В его времена эти действия знали далеко не все, и Петр настойчиво заставлял изучать это своих сподвижников. Сейчас это знает каждый школьник. Как он это называет? ( + - * /)2вопрос.2балла
Уважаемые знатоки! Сказочница рассказывает сказку Волк и лиса: взял дед лису положил на воз, а сам пошел впереди. А лисица улучила момент и стала выбрасывать из воза рыбу. В первую минуту она выбросила одну рыбу, во вторую 2, в третью - 4, в четвертую - 8... Через 7 минут лиса выбросила всю рыбу и сама потихоньку ушла. Сколько рыбок досталось лисе?(127:1+2+4+8++16+32+64)
3 вопрос.3балла • 1.Переведите на русский язык греческие слова - моно, ди, поли и латинские - уни, би, мульти (один, два, много)4 вопрос.3балла.Скажите по-гречески окружность, если для нас это часть страны, области, города, отдаленная от центра. (периферия)
Внимание ,черный ящик.!
Ведущий: В «черном ящике» находится предмет, связанный с математикой. Участникам игры задаются 9 вопросов – подсказок относительно предмета, находящегося в ящике. Цена подсказок за каждый вопрос постепенно падает: с 8 баллов (первая подсказка) до 0 баллов (последняя подсказка)
Вопросы – подсказки для первого предмета:
1.(8 баллов) Историк 20 века Роуз сказал: «Это задушевная беседа без слов, лихорадочная активность, триумф и трагедия, надежда и отчаяние, жизнь и смерть, поэзия и наука, Древний Восток и современная Европа»
2.(7 баллов) Источник множества интересных математических задач. Термины из этой области можно встретить в литературе по комбинаторике, программированию, кибернетике.
3.(6 баллов) Когда в каждой семье можно будет найти эту игру, появится надежда на то, что со временем исчезнет скудость истинных государственных умов.
4.(5 баллов) Родина – Индия. Возраст – 15 столетий. Имя изобретателя неизвестно. Древнее старинное название – чатуранга.
5.(4 баллов) Уроженец Праги по имени Стейниц первым прославил свое имя в связи с этой игрой.
6.(3 баллов) Это постоянный спор «двух К».
7.(2 баллов) Это дворцовая жизнь в миниатюре.
8.(1 баллов) Эта игра связана с населенным пунктом.
9.(0 баллов) На квадратиках доски
Короли свели полки.
Нет для боя у полков
Ни патронов, ни штыков.
Ведущий:
•Известен интересный исторический факт: 16 декабря 1776г. Произошло крупное сражение при Тринстроне между британской армией во главе с генералом Ролем и восставшими северо – американских колоний. Генерал Роль забыл прочесть донесение от своих разведчиков, так как был занят игрой. И битва была проиграна. Он играл в шахматы!
•Многие известные люди обожали играть в шахматы. Это Лев Толстой, Илья Репин, Тургенев. Менделеев, куда бы ни шел или ехал, всегда брал с собой шахматы.
•Шахматы - символ мудрости и справедливости.
•Все до сих пор спорят, что такое шахматы – искусство, спорт или игра? Для кого –то это труд, для кого-то отдых. Однако очевидно, что для игры в шахматы нужны воля, упорство, настойчивость в достижении поставленной цели, хорошая память, логическое мышление, математические способности и, несомненно талант.
5 вопрос.4балла
Греки считали за честь учиться математике у Пифагора. Но он требовал от своих учеников выполнения обета, который нашел отражение во фразе «бык на языке».
Выполнение какого обета требовал от своих учеников Пифагор?
(Обет молчания: «Держи язык за зубами»)6 вопрос.4балла
Он готовился стать математиком, а стал гениальным инженером. К
За свою жизнь Архимед сделал так много, что трудно подробно рассказать. Он с большой точностью определил отношение длины окружности к ее поперечнику.Что такое поперечник?
Чему равно это отношение? (Число «пи» = 3,1428…)
7 вопрос.4балла
Пифагор верил: чтобы познать суть, меру и связь явлений, надо погасить в себе суетность. В геометрии его привлекали правильные фигуры и тела. Вспомним, как у Гете.
Мефистофель. Нет, трудновато выйти мне теперь,
Тут кое-что мешает мне немного:
Волшебный знак у вашего порога.
Фауст. Не пентаграмма ль этому виной?
В средние века пентаграмма предохраняла от нечистой силы, что, впрочем, не мешало называть ее «лапой ведьмы». Сегодня трудно отделить истинные взгляды пифагорийцев от всего мистического
Какой знак называется пентаграммой?
(правильная пятиконечная звезда)
8 вопрос.5баллов
-Супер-блиц . Вопрос1. Наименьшее простое число.(2) Вопрос 2. На столе стояли три стакана с ягодами.Вова съел один стакан и поставил его на стол.Сколько стаканов на столе?(3) Вопрос 3. В доме 100 квартир.Сколько раз на табличке написана цифра 9?(20)
Внимание,черный ящик!
Вопросы – подсказки для второго предмета:
1.(8 баллов) Год рождения игры – 1974г.
2.(7 баллов) Изобретатель – архитектор, преподаватель вуза.
3.(6 баллов) Если играть без системы, то для достижения цели потребуются миллионы лет.
4.(5 баллов) Используя определенную систему, можно достичь цели за 23 с.
5.(4 балла) Эта игра – наглядное пособие по алгебре, комбинаторике, программированию.
6.(3 балла) Игру называют «игрой столетия». Она полезный спутник в дальней дороге.
7.(2 балла) Внешний вид – правильный многогранник.
8.(1 балл) Состоит из 27 одинаковых разноцветных
9.(0 баллов) Игра носит имя автора.
Ведущий:
•Преподаватель из Будапешта Эрне Рубик придумал эту игру для развития пространственного воображения студентов.
•Одно время увлечение кубиком Рубика было всеобщим. В 1982 году даже проходил чемпионат мира по собиранию кубика Рубика. Лучшее время скоростной сборки кубика 22,95 секунд. Теоретически собрать кубик из любого положения можно не более, чем за 23 хода.
•Изобретатель этой игры прославился на весь мир.
9 вопрос.5баллов
: Как вы знаете, значение слов указываются в толковом словаре. Но бывает интересным узнать и о происхождении слов. У математических слов оно сразу понятно. Например,“делимое” - ясно, так назвали число, которое делят на другое число, т.е. это слово происходит от глагола “делить”. Еще пример: “вычитаемое”.Это слово происходит от глагола “вычитать”.Внимание, вопрос! А от какого слова произошло слово точка?
(От русского слова “ткнуть” - как бы результат мгновенного прикосновения, укола.Н.И. Лобачевский, впрочем, считал, что слово“точка” происходит от глагола “точить” - как результат прикосновения острия отточенного пера.
10вопрос.5баллов
. В музее изобразительных искусств в Москве хранится древнеегипетский папирус, которому около 4 тысяч лет. Люди в глубокой древности так же, как и вы, решали математические задачи. Вот одна из задач, содержащаяся в этом папирусе.“Число и его половина составляют 9. Найти число”.Решите и вы эту древнюю задачу. (6)
11 вопрос.5баллов
В переводе на древнегреческий язык слово“столик” или словосочетание “обеденный стол”означает один из геометрических терминов.Назовите этот термин. (Трапеция, трапеза,трапезная)
Подведение итогов.Награждение победителей.