Конспект НОД Как цифры четверку искали. Старшая группа


Конспект НОД "Как цифры четверку искали". Старшая группа. Воспитатель Федорина Т. В.
НОД №1
Цели:
-Формировать умение ориентироваться на листебумаги, выполняя задания под диктовку;
-Оперировать условными мерками;
-Закреплять знание состава числа, применять знания на практике;
-Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве;
-Закреплять понятия и знаки больше, меньше, равно, совершенствовать умение сравнивать предметы по величине и количеству;
-Развивать мелкую моторику, умение конструировать с опорой на схему;
-Развивать чувство взаимопомощи.
Оборудование:
Цифры, ленточки разной длины, линейки или условные мерки, дорожки разной ширины, кочки, сказочные герои, набор знаков <, >, =, листы в клетку, простые графитные карандаши, наборы среднего и мелкого конструктора, примерная схема постройки.
- Ребята, вы любите сказки? Я предлагаю вам отправится в сказку, но не простую, а математическую, и помогут нам в этом, конечно же, цифры. А вот и одна из них, смотрите. Наверное, на прогулку вышла. Попробуем подойти поближе и посмотрим, куда она отправилась:
-Закрываем глазки,Попадаем в сказку.
Рано утром цифра Пять Как-то вышла погулять. Пять косичек заплела, Пять игрушек собралаИ в кармашек поскорейПоложила пять рублей.
-Ребята, а вы умеете заплетать косички? Смотрите, сколько красивых ленточек приготовила вам цифра Пять. Давайте заплетем их в косички. Измерьте получившиеся косички(линейкой или условной меркой). У кого получилась самая длинная косичка? У кого самая короткая? Выложите косички по убыванию от самой длинной к самой короткой.Назовите размеры косичек.
Молодцы! А теперь подскажите цифре Пять, что она сможет купить в магазине на пять рублей.
(Дети выбирают покупки за пять, один и четыре, три и два рубля).
-Вы большие молодцы! Но посмотрите, цифра Пять уже идет дальше. Как бы нам не отстать!
Шла по лесу, Шла по лугу,Повстречала там подругу,Остроносую девицу,Озорную Единицу.
-Здравствуй!-Здравствуй, цифра Пять!Ты одна идешь гулять?А возьми меня с собою,И тогда нас будет двое!
-Посмотри-ка, посмотри,Там, у речки, цифра Три.Мы ее с собой возьмемИ пойдем гулять втроем!
-Чтобы дойти до речки, нам надо повернуть налево, пройти пять шагов по узкой дорожке, повернуть направо и перепрыгнуть через пять кочек. Справились? Можно чуть-чуть отдохнуть и поиграть.
(Дети бегают, затем по сигналу встают парами. Тройками),
Тройка, Пять и ЕдиницаВместе шли, как три сестрицы.Повстречались им соседи:Змей Горыныч, Три медведя,Странный дяденька в перчаткахВместо тапочек на пятках И забавный старичок,Он тащил свой сундучок,Там четыре таракана распевалиИ сверчок.
- Ребята, вспомните, из каких произведений эти герои и какое отношение они имеют к нашим цифрам. А что еще бывает только одно, два, три , четыре и пять?
Поставьте знаки "больше", "меньше" между героями:
змей Горыныч - человек рассеянный,Михайло Потапыч - змей Горыныч,Михайло Потапыч - Мишутка,один сверчок - четыре таракана.
- Ребята, пока мы составляли неравенства, там что-то случилось! Цифры встревожены!
Им навстречу цифра ДваНоги волочет едва.-Что случилось? Что случилось?-Там четверка заблудилась!-В трех соснах? -Ты не шути!Мы должны ее спасти!
Вот несчастье, так несчастье!Все идут в глухую чащу.
-Мы готовы идти вслед за цифрами? Тогда будьте внимательны, в чаще очень легко заблудиться. Чтобы этого не случилось, мы должны запоминать дорогу и идти все вместе.
Графический диктант.
- Все дошли? Ни кто с пути не сбился? У нас получились карты пути в глухую чащу. Посмотрите, цифры устроили привал перед дальней дорогой. Но погода портится, сейчас будет дождь, ураган. Мы можем как-то помочь цифрам?
-Можно построить для них шалаш.
(Конструирование).
-Ну, что ж, теперь цифры смогут отдохнуть и набраться сил. А поисковую операцию придется пока прекратить, чтобы дождаться хорошей погоды. Предлагаю вернуться в детский сад, иначе мамы будут о нас беспокоится. А завтра мы снова продолжим поиски, мы сможем быстро сюда дойти, ведь карту пути мы уже начертили.
-Глазки закрываем, сказку покидаем!
-Ребята, где мы с вами побывали?
-В сказке.
-Мы чем-то смогли помочь героям? Что-то было для вас трудным ? А что понравилось больше всего? Тогда до встречи. Я желаю вам хорошо подготовится к следующему путешествию.
НОД №2
Задачи:
-Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги;
-Закреплять операции анализа и синтеза, определять предмет по характерным признакам и свойствам;
-Рисовать радугу, соблюдая последовательность;
-Закрепить понятия объем, форма;
-Совершенствовать умение решать задачи;
-Закрепить знание знаков +,-,=.
-Познакомить с составом числа шесть;
-Закрепить умение сравнивать предметы по количеству, определять, на сколько больше;
-Формировать понимание связи математики с жизнью, применения знаний в быту и экстренных ситуациях;
-Учить делить круг на восемь частей;
-Развивать мелкую моторику, умение ориентироваться на листе бумаги;
-Воспитывать желание помогать, совершать добрые поступки.
Оборудование:
Листы с графическим диктантом, карточки с изображением насекомых, акварель, кисточки, листы А4, емкости для воды разной формы, но одинакового объема, счетный материал, наборы цифр и знаков, листы с лабиринтом, фломастеры, домики для состава числа, карточки с изображением грибов и ягод, карточки с номерами телефонов экстренных служб, круги, ножницы.

-Ребята, сегодня нам предстоит отправиться на поиски цифры четыре, которая пропала. Отправляемся в сказку, где наши путешественники тоже готовы продолжить путь.
Закрываем глазки,Попадаем в сказку!
У нас есть карты, которые мы составили во время первого путешествия. Кто сможет определить путь по карте?
( Чтение графического диктанта детьми, слабо ориентирующимися на листе).
-И вот перед нами глухая чаща, цифры готовы двинуться в путь.
Дождик прыснул, зазвенел,Дождик песенку запел,И легла на берега В небе радуга - дуга.
Кто по покажет им дорогу?Но, конечно, на подмогуЦифры Шесть и Семь идут,Стрекозу с собой ведут.
-Ребята, а вы сможете определить, на какой из карточек изображена стрекоза? ( Показ карточек лицевой стороной к доске):
-Это насекомое. Оно имеет полосатую окраску и жало. Погибает, если ужалит.
-Это насекомое, самцы которого питаются нектаром, а самки пьют кровь, используя для этого хоботок.
-Это насекомое
-Я летала, я видала,Что Четверка пробегалаМимо логова чертей,Там, где лес растет черней,Там, где черт лишь ногу сломит,Где в трясине путник тонет.Ни за что и никогдаНе дойдете вы туда!А Четверку, вы поверьте,Утащили, видно, черти!
Говорит Семерка -В путь!Проберемся как-нибудь!Дождик, дождик,Ты полей Для меня и для друзей.Очень - очень надо бы Нам с друзьями радугу!
А чтобы радуга быстрее появилась на небе, ее нужно правильно нарисовать, располагая цвета в определенной последовательности.
(Рисование акварелью).
Дождик прыснул, зазвенел,Дождик песенку запел,И легла на берега В небе радуга - дуга.
Посмотрите, сколько воды налил дождик! Давайте попробуем перелить воду в другую емкость. Как вы думаете, больше или меньше стало воды? Изменилась ли ее форма, объем?
(Переливая воду сколько раз, дети приходя к выводу, что объем воды не изменился, менялась только ее форма). Дождик прыснул, зазвенел,Дождик песенку запел,И легла на берега В небе радуга - дуга.
И друзья по ней отличноПрямо к черту на куличкиДобрались.Глядят вперед :Перед ними старый Черт.
-Ну, здорово. Заходите, И чего же вы хотите?И зачем средь бела дняВы тревожите меня?
Говорит тут цифра Три:-Ты давай-ка не шали!Отдавай подружку нашу!-Хорошо, я вас уважу,Но того, не просто, значит. Порешайте мне задачи:
В теплом гнездышке,В кусточке, Спят три ежикиных дочки.В это время еж с ежихойПо лесочку тихо -тихоПробираются с добычейИ несут мышей отличных.Каждой ежишке По одной мышке,Мышку - ежихе,Мышку - ежу.Сколько мышей,Я вам не скажу!
Решение задачи с помощью счетных палочек. Выкладывание равенства 5=5. Возможные задания: покажите второго, четвертого, пятого по счету ежа. Покажите третьего ежа слева. Покажите третьего ежа справа. Покажите самого высокого ежа, самого низкого. Расположите ежей и мышей от самого высокого зверя до самого низкого. Измерьте рост мышей и ежей.
-Долго нечего считать: Пять ежей и мышек пять!Справились с твоей задачей,Отдавай Четверку, значит!
-Не спешите. Эка жалость -Пара мышек убежала.Сколько голодных ежейОстались совсем без мышей?
Решение задачи. Выкладывание примера 5-2=3
-Мышки бежали до выхода из норы одну минуту. Давайте отмерим минуту на стрелочных, электронных, песочных часах.
В ежиной норке много поворотов. Все ли мышки добегут до выхода?
ЛАБИРИНТ
-Справятся с этим и дети!Ежиха и еж на диете!Так что задачу решили!
-Нет, вы опять поспешили.Ежинки решили с мышам дружитьИ вместе в родительском гнездышке жить.Вот сколько теперь у ежейСтало в гнезде малышей?
Решение задачи, выкладывание примера 3=3=6.
-Раз мышей не стали есть,Три плюс три, и будет шесть!
Ежата и мыши никак не могли решить, как им разместиться. Если одной комнате поселится ... малышей, то сколько будет в другой? ( Состав числа шесть).


-Ох, хитры вы! - Черт сказал,Чертенят своих позвалИ вернул Четверку личноМатематикам отличным!
И теперь уж как-нибудь Двинулись в обратный путь.
-Помогите цифрам сварить суп из съедобных грибов и компот из съедобных ягод. Девочки пусть собирают ягоды, а мальчики грибы. У кого сколько получилось? У кого больше? У кого меньше? На сколько?
Силы все уж на исходе -Не завязнуть бы в болоте.Чтоб в трясине не остаться,Набирают 112( Это сразу нужно делать,Коль окажетесь в беде вы ).
-А по каким еще телефонным номерам можно вызвать помощь?
И сейчас же на подмогу, Услыхавши про тревогу,Мимо елок, мимо сосенЦифра Девять, цифра ВосемьК ним летят на вертолете.-Эй, ура! Вы нас спасете!
-Один вертолет летит до болота 1 час. Сколько времени потребуется двум таким вертолетам, чтобы долететь до болота?
Через час за чашкой чая,Без тревоги и печали,Цифры долго, до рассвета,Сочиняли сказку эту.
-Цифра Четыре испекла своим спасителям пирог. Сама она не любила сладкое, поэтому разделила пирог поровну между остальными цифрами. Как она это сделала? (Сложение и разрезание окружности на восемь частей).
Все закончилось хорошо, благодаря дружным цифрам и вам, ребята. Нам пора возвращаться в детский сад.
Глазки закрываем,Сказку покидаем!
-Ребята, мы вместе с цифрами спасли четверку и выполнили много заданий. Что вам больше всего понравилось? А что показалось сложным? Как вы думаете, почему мы справились? (Были дружными, решительными, смелыми, упорными). Я надеюсь, будут помогать и вам и станут вашими надежными друзьями!