Статья на педагогическую тему Проблемы педагогики: общество потребления


Проблемы педагогики: общество потребления.
Современная педагогика все больше сталкивается с тем, что подрастающее поколение выбирает тот минимум знаний, который позволяет ему относительно комфортно прожить дальше. Речь идет о золотой середине, так как в любом обществе всегда есть те, для кого нет пределов в познании мира, но есть и те, для кого порог познания крайне низок. Если брать среднестатистического ученика средней российской школы, то большинство экспертов в области педагогики отметят резкое снижение уровня общих знаний.  Мир развивается семимильными шагами, новые технологии, о которых нельзя было мечтать еще какие-нибудь 10-15 лет тому назад вошли в каждый дом, но при этом, более развитое, в техническом и информационном плане, общество воспитывает менее образованное поколение.  Желание упростить решение многих жизненных проблем с одной стороны привело к невероятному усложнению техники и процессов вокруг нее, с другой стороны оно поставило невыполнимые задачи.  Среднестатистический человек часто не в состоянии решить эти проблемы самостоятельно. Без современных компьютеров уже стал невозможным полноценный учебный процесс, а современный ученик уже давно не решает простейшие задачки у себя в голове.  Интернет-ресурсы, которые заменяют целые библиотеки, практически всегда находятся под рукой, в обыкновенном смартфоне и нет необходимости держать определенную информацию у себя в голове.  Современное общество направлено на стимулирование потребления. Чем больше, лучше и проще будет обращаться с предметами материального и нематериального мира, тем легче будет человечеству. Современные изобретения, безусловно, значительно облегчили жизнь человека, но при этом существенно сузили объем общих познаний об окружающем мире. Парадокс, но чем легче получить доступ к информации, тем меньше уровень знаний. Узкий круг необходимых навыков для обращения с многочисленными гаджетами становится вполне приемлемым минимумом. Привнесла свой вклад в эту проблему и система Единого Государственного Экзамена, которая часто вырабатывает механическое запоминание, а не логическое мышление. Современное общество, к сожалению, превратилось в общество потребления, что можно в полной мере отнести и к системе образования. Мы привыкли рассматривать подобное общество с точки зрения материального мира. Его понятие сформулировано на основе массового потребления материальных благ с формированием соответствующей системы ценностей и установок. Общество выходит за рамки борьбы за свое физическое существование, человек берет больше чем ему нужно. С развитием технического процесса, для функционирования общества нужно все меньше людей. Жизнеспособностью, обеспечением прогресса занимается все более тонкая прослойка населения. Именно она поддерживает необходимый уровень знаний, она обеспечивает широкие массы технологическими новинками, для которых эти знания становятся необязательными. Нужно понять, что общество потребления имеет и другую сторону, связанную материальным миром только косвенно. Это информационное пространство, сфера общения, знания о мире, в котором мы живем. К великому сожалению и здесь для функционирования процессов мирового познания требуется все меньше людей. С развитием технологий истинные знания нужны только узкому кругу человечества, остальные же превращаются в обыкновенных потребителей этих знаний. Именно потребителями, а не их обладателями. Их задачей является обеспечение бесперебойной работы техники, которая все чаще заменяет человека. Ценность такого специалиста многократно ниже, чем обладателя знаний.  Современная российская школа, все больше выпускает в лучшем случае потребителей, но не носителей знаний. Достаточно точно эту проблему описал Владимир Арнольд, академик РАН: «низкий уровень школьного образования в стране – осознанное достижение ради экономических целей». К подобным выводам его привело изучение западного общества, которое уже достаточно давно превратилось в общество потребления. Более образованный человек – очень плохой покупатель, а от этого страдает экономика. Развитие в постсоветской России общества потребления, безусловно, должно было ударить по системе образования, что и было сделано. Сегодня мы наблюдаем только первые плоды этих изменений – резкое падение уровня знаний выпускников школ и Вузов. Для страны победившего общества потребления советский уровень образования был не нужен, обществу потребления нужна куда более узкая прослойка носителей знаний.