Разработка внеклассного мероприятия ко Дню толерантности


Федотова Наталья Петровна.
Методическая разработка мероприятия ко Дню толерантности:
"Путешествие в город Толерантность" для младших школьников
Цели:
Познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной личности.
Способствовать формированию терпимого и уважительного отношения к людям разных рас и национальностей, уменья видеть в каждом собеседнике прежде всего Человека.
Учитель: Здравствуйте, дорогие друзья! Я очень рада, что мы собрались здесь сегодня все вместе. Посмотрите в глаза нашим гостям, родителям, друг другу, возьмитесь в своих группах за руки. Ведь всего через несколько минут, мы отправляемся в город, где ценятся доброта, взаимопонимание, уважение к окружающим тебя людям – город Толерантность. А чтобы нам в пути подружиться, споем песню “Вместе весело шагать…”.
1 ведущий: Перед вами схема путешествия, улицы в нашем городе необычные: улица Доброты, улица Дружбы народов, улица Взаимопонимания, площадь Согласия, улица Крылатых выражений.
2 ведущий: Город Толерантность. Что это означает? Что скрывается за воротами города, нам предстоит сегодня узнать. Давайте войдем и узнаем. Улица Доброты – главная улица города Толерантность. На ней живет сказка
Учитель: Итак: “Жила была сказка” (на фоне тихой музыки учитель читает сказку, а на экране мультимедиа появляются герои).
Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому. Прожившему сто лет волшебнику:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса еще не просохнет…
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
- Вот выбирай, – сказал волшебник. – Одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую – Доброта.- Они все прекрасны, – сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…- Твоя правда, – ответил волшебник, – они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними. А может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
А кого выбрали бы вы? Почему? (Звучит музыка и продолжение сказки):
Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.
Почему Любовь выбрала Доброту?
Дети: Да потому, что доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям. Я думаю, что со мной согласитесь, что в школе нужно учиться доброте.1 ведущий: Движемся дальше на улицу Дружбы народов. Посмотрите, из окон выглядывают дети разных стран. Да вот же они (слайд 2) жители разных стран.2 ведущий: Попробуйте найти сходства, которые сближают и роднят детей разных стран.Дети: У всех есть нос, рот, глаза, уши, пять пальцев на руке.1 ведущий: Посмотрите, какие эмоции на лицах.Дети: Они радуются, веселятся, улыбаются.2 ведущий: Зависит ли настроение от цвета кожи и разреза глаз?Дети: Нет.1 ведущий: На Земле проживает более 3000 народов. Каждый из них отличается от других своей культурой, песнями. Танцами, языком, на котором люди думают и говорят.2 ведущий: А сколько народов проживает:
в Краснодарском крае (100) – сообщение детей первой группы;
в нашем районе (40) – сообщение детей второй группы;
в нашей школе (7) – сообщение детей третьей группы.
Учитель: Жители улицы Дружбы народов предлагают поиграть в дагестанскую игру “Подними платок”, кубанскую – “Петушок”, украинскую – “Перепелочка”(проводятся игр
Игра "Подними платок"
Игроки становятся в круг, в центре его кладут головной платок. Звучит национальная мелодия, все участники танцуют дагестанскую лезгинку. С окончанием музыки каждый участник игры старается первым поднять платок.
Правила игры: нельзя тянуться за платком и выходить из круга раньше, чем прекратиться музыка.
1 ведущий: Понравились вам игры. Зависит ли настроение во время игры от того, какого народа эта игра?2 ведущий: Нельзя судить о человеке по его принадлежности к этой или иной расе или народу. Судить о человеке надо по его поступкам.
Учитель: Предлагаю вам заглянуть в библиотеку и узнать. Что обозначает слово толерантность на разных языках мира (слайд 3).
На испанском языке – толерантность это способность признавать отличительные от своих чужие идеи и мнения;На английском языке – толерантность это готовность быть терпимым, снисходительным.На китайском языке – толерантность это быть по отношению к другим великодушным к людям.На русском языке – толерантность это способность терпеть что-то или кого-то(быть выдержанным, спокойным).
1 ведущий: Какое объяснение вам больше всего понравилось? А что объединяет все эти объяснения? Почему так важно в наше время говорить о толерантности? (ответы детей).
2 ведущий: Если люди будут обладать всеми этими качествами, то на Земле исчезнут войны, ссоры и споры. Люди не будут страдать, и ненавидеть друг друга. Ведь не имеет значение, какой мы расы, к какому народу принадлежим. Мы все жители планеты Земля, граждане единого человечества.
1 чтец:
На Земле под синим небосводомСоздано немалое народом.Разных стран, обычаев, культур.И любой народ велик и мудр.
2 чтец:
Будь толерантен – попросту терпим,К культурам и обычаям иным,Все в мире важно, все его лицоИ все достойно быть, в конце концов.
Учитель: В 1996 году Генеральная Ассамблея ООН предложила государствам ежегодно 16 ноября отмечать Международный день толерантности (терпимости). Выходя из библиотеки, мы попадаем на главную городскую площадь Согласия.
1 ведущий: Поиграем в игру “Клубочек” (передавая и разматывая клубочек другому нужно назвать качество, помогающее жить в мире со всеми).
2 ведущий: Что же у нас получилось. Мы все связаны друг с другом одной ниточкой. Вот также связать между собой люди в обществе. А чтобы люди понимали друг друга нужны правила, которые мы сейчас составили.
Изготовление коллажа “Толерантность” (работа в группах).
Давайте вместе обобщим все сказанное, слово толерантность у вас изображено в виде “солнышка”. Давайте, изобразим наши ответы в виде лучиков. Составим правила толерантного человека.

1 ведущий: Толерантность это не только терпимое и уважительное отношение к людям другой национальности, но и умение понимать друг друга, умение жить среди людей, одноклассников.
2 ведущий: Если вы решили помочь себе и другим внести порядок в свою жизнь, сделать ее радостнее, то возьмите памятки с этими правилами и пользуйтесь ими.
Учитель: Вот и заканчивается наше путешествие по городу Толерантность, возвращаться мы будем по улице Крылатых выражений. Эта улица украшена плакатами, на которых написаны мысли выдающихся мудрых людей. Давайте медленно пройдем и прочитаем их.
Добру человек у человека учится.
Ч. Айтматов.
Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.
А.Н. Толстой.
Доброму все друзья.
Кто добро творит, того Бог благословит.
Поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой.
Учитель: Да это есть Золотое правило этики.
1 ведущий: Вот мы и очутились снова на улице Доброты. Жители этой улицы предлагают нам исполнить танец – традиционный хоровод Кубанской поэтессы И. Мирошниченко.
Этот танец очень простой (2 хлопка),Повторяй его вместе со мной (2 хлопка).Как кораблик плывем по волнамМы навстречу веселым ветрам (руки кладут на плечи, движутся по кругу).Руку другу скорей протяниИ покрепче в ладони сожми,Карусель наша мчится вперед,Всех друзей она в танец зовет.Хлопну друга теперь по плечу,Обниму его и закричу:- Мне с тобой хорошо и легко,Мы подпрыгнем с тобой высоко.А теперь соберемся в кружокИ помчимся тихо, дружок,Скажем ласково: “Счастье тебе я желаю всегда и вежде!”.
Итог: игра “Рефлексия”, что понравилась? Что запомнили? Что означают слова и цифры: 3000 человек, 16 ноября, 100, 40, 7, терпимость (синоним).
Вывод:
Люби того. Кто ест не такИ носит странную одежду,Пусть он иной, но он не враг,Он занят в жизни тем же.Он любит, создает семьюИ строит дом, как все земляне,Он так же падает в бою…Не лучше ли нам всем быть друзьями?!
Список литературы:
М.И. Рожков, Л.В. Бойбородова, М.А. Ковальчук “Воспитание толерантности у школьников”.
Классный руководитель №4 2006 год, Г.А. Абозина, Ростовская область, классный час для старшеклассников “Толерантность”.
Педагогический вестник, 2008 год, С.Брунько, “Будь толерантен – попросту терпим”.
Классный руководитель №4 2008 год “Воспитание толерантности”.
Начальная школа плюс до и после “Воспитание толерантности в начальных классах” (из опыта работ педагогов школы №1120, г.Москва.
Психологические игры – тренинги.
О.Д. Ушакова “Афоризмы и крылатые выражения”, справочник школьника, Санкт – Петербург, 2005 год.
И.С. Витенко, Г.И. Теплицкий “Мудрость жизни”, Киев, 1990 год.