ОБРЯДОВОЕ ТВОРЧЕСТВО РУССКОГО НАРОДА В ФОЛЬКЛОРЕ И АВТОРСКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ (к 170-летию романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» ).




XV научно- практическая конференция «Юность Севера»











ОБРЯДОВОЕ ТВОРЧЕСТВО РУССКОГО НАРОДА В ФОЛЬКЛОРЕ И АВТОРСКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ
(к 170-летию романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» ).










Выполнила Черкасова Эльвира,
Ученица 7 «Б» класса
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Основная общеобразовательная школа №19» г. Кандалакша
Руководитель Холоша Татьяна Викторовна,
учитель русского языка и литературы







2014 год

ОБРЯДОВОЕ ТВОРЧЕСТВО РУССКОГО НАРОДА В ФОЛЬКЛОРЕ И АВТОРСКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ (к 170-летию романа А.С.Пушкина«Евгений Онегин» ).

Аннотация:
Объектом исследования является роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин».И Обрядовое творчество русского народа.
Цель исследования:
-при внимательном прочтении романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» выяснить, является ли обрядовое творчество, включенное в 3,5,7 и 8 главы художественным вымыслом или литературной обработкой проводимых на Руси обрядов. Насколько А.С.Пушкин был точно осведомлен об обрядовой стороне народного творчества. Это определяет уровень его уважения к народному творчеству, уважение любви к родной земле.
-приобщение к духовным традициям русского народа,
- изучение обрядового творчества и понимание мировоззрения прошлых поколений
Задачи:
внимательно прочитать роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин».Особое внимание обратить на главы(3,5,7,8 к которые автор включил обрядовую поэзию)
Изучить научную литературу по данной теме.
Собрать материал об обрядовом творчестве русского народа и сравнить детали описываемых А.С. Пушкиным обрядов
Воспитывать у учащихся любовь к Родине через знание традиций, обрядов.
Взглянуть на А.С Пушкина, как на знатока русской обрядовой поэзии.

Гипотеза
В наши дни, когда мы хотим возродить народные традиции, постичь вечные ценности знание народной поэзии необходимо. Только знание народно – обрядовой поэзии дало возможность А.С. Пушкину написать поистине народный роман «Евгений Онегин», который В.Г. Белинский назвал «энциклопедией русской жизни»

Методы исследования:
-изучение и анализ справочной литературы
-сопоставление
-сравнение
-обобщение
-классификация

Вывод:
В ходе написания работы мы достигли цели исследования ,выполнив все поставленные задачи. Обряды, отраженные в романе, в сне Татьяны имеют народные корни. Все детали выписаны верно, что свидетельствует о широких познаниях А.С Пушкина народного творчества, любви и уважение к своему народу..






.


ОБРЯДОВОЕ ТВОРЧЕСТВО РУССКОГО НАРОДА В ФОЛЬКЛОРЕ И АВТОРСКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ (к 170-летию романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» ).

План исследований:

1.Гипотеза: при написании работы, в первую очередь, меня интересовала правдивость в описании обрядовой стороны в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Не авторский ли это вымысел? Или А.С. Пушкин настолько любил народное творчество, что создал поистине народный роман, осмелившись первым из русских писателей включить в повествование обрядовое творчество. В.Г. Белинский назвал роман «энциклопедией русской жизни» , что понимал критик, давая такую высокую оценку произведению?
2. Предметом исследования является: роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» , обрядовое творчество русского народа (традиции, приметы, ритуалы, магические заклинания песни, обряды) 3. Детальное исследование проведения обрядов и сопоставление их с описанием в романе. 4. Работа с научной литературой и литературой по устному народному обрядовому творчеству. 5. Просмотр интернет- ресурсов по исследуемой теме.
6. Обработка найденной информации.
7. Деление общего текста на части.
8. Повторная обработка текста.
9. Согласование с научным руководителем содержания статьи.
10. Библиография.






























1

I. Введение
«Чем лучше мы будем знать прошлое, - писал А.М. Горький, - тем легче, тем более глубоко и радостно поймем великое значение творимого нами настоящего». Речь в моей работе пойдет об обрядовом творчестве русского народа и использование его в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Обряды – установленные традиции, обычаи действия, имеющие для исполнителей магическое, бытовое, ритуальное и эстетическое значение. Знание обрядовой поэзии позволяет соединить прошлое и настоящее духовной жизни русского народа, показывает красоту и поэзию русской души, формирует национальное самосознание учащихся.
Русская классическая литература, в которой во всю мощь начинает звучать голос народа, в которой используется обрядовая сторона жизни предшествующих поколений, начинается с творчества А.С. Пушкина. Именно поэтому роман «Евгений Онегин» В.Г. Белинский назвал «энциклопедией русской жизни». Роман дает возможность постичь красоту слова, народных обрядов, природы, искусства.
Предметом рассмотрения является верование (мифологические представления, обряды (ритуальные действия), фольклор (тексты, относящиеся к разным жанрам, а также использование их в авторских произведениях , в частности ,в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» .

Объектом исследования является роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин», обрядовое творчество русского народа.

Цель исследования:
-при внимательном прочтении романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» выяснить, является ли обрядовое творчество, включенное в 3,5,7 и 8 главы художественным вымыслом или литературной обработкой проводимых на Руси обрядов. Насколько А.С.Пушкин был точно осведомлен об обрядовой стороне народного творчества. Это определяет уровень его уважения к народному творчеству, уважение любви к родной земле.
-приобщение к духовным традициям русского народа,
- изучение обрядового творчества и понимание мировоззрения прошлых поколений

Задачи:
1.Внимательно прочитать роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин».Особое внимание обратить на главы(3,5,7,8 к которые автор включил обрядовую поэзию)
2.Изучить научную литературу по данной теме.
3.Собрать материал об обрядовом творчестве русского народа и сравнить детали описываемых А.С. Пушкиным обрядов
4.Воспитывать у учащихся любовь к Родине через знание традиций, обрядов.
5.Взглянуть на А.С Пушкина, как на знатока русской обрядовой поэзии.
.
Гипотеза:
В наши дни, когда мы хотим возродить народные традиции, постичь вечные ценности знание народной поэзии необходимо. Только знание народно – обрядовой поэзии дало возможность А.С. Пушкину написать поистине народный роман «Евгений Онегин», который В.Г. Белинский назвал «энциклопедией русской жизни»

2
Методы исследования:
-изучение и анализ справочной литературы
-сопоставление
-сравнение
-обобщение
-классификация

Практическая направленность.
Использование работы на уроках литературы при изучении романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин, на уроках мировой художественной культуры.









































3
Это - РоссияРусь

Необозримая ширь полей. Звон колосьев тугих. Разливы могучих рек. Это-Россия...Русь...- Русь... Короткое - в один слог всего!- а какое просторное и загадочное слово! Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами. Ученые высказали много соображений, что оно обозначает: и кто из ученых прав, а кто-то нет, не знаю. Положа руку на сердце, я считаю, что у слова <Русь> много значений, как много притоков у великой реки. Русь. Русские. Россия. Россиянин. Мне представляется, что слова эти родственны словам: русло, русалка, роса. Есть у слова "Русь" еще одно значение, которое я не вычитала в книгах, а услышала из первых уст от живого человека. На севере, за лесами, за болотами, встречаются деревни, где старые люди говорят по-старинному .В Ковде я слышала много старинных слов, но значение одного меня поразило. Моя бабушка, Галина Федоровна , как-то внесла в дом горшок с красным цветком. Говорит, а у самой голос подрагивает от радости: -Цветочек-то погибал. Я его вынесла на Русь , - он и зацвел! -На Русь?- удивилась я. -А что такое Русь? -Русью светлое место зовем. Где солнышко. Да все светлое, почитай, так зовем. Русый парень, русая девушка. Русая рожь- спелая. Я слова вымолвить не могла. Русь- светлое место! Русь-страна света. Милая, светоносная моя Русь, Родина. В истории русской литературы творчества А.С.Пушкина представляет собой явление исключительной идейной и эстетической ценности. С Ганзы до Петра. Картина эта - "Тысячелетний памятник России" Задача всех писателей- черпать в океане русской народной жизни, в котором черпал Пушкин и Гоголь, И будут черпать вперед и никогда не исчерпают неиссякающего моря, которое все более раздвигает свои берега. А.С.Пушкин- писатель исторический. Ничто до нового времени не ускользнуло от его зоркого ока. Он писал русскую жизнь с натуры ,и у него вышла одна бесконечная картина.




·
·
·
·
·
·Обряд. Классификация обрядов

Что такое обряд ? Обряды - это установленные традиции, обычаи, действия, имеющие для исполнителей магическое, бытовое, ритуально-игровое и историческое значение. Магические обрядовые действия отражали языческим представлениям народа о природе и обществе. Люди думали, что с помощью магических действий они сумеют обезопасить себя от сверхъестественных сил, повелевающих грозами, наводнениями, дикими зверями и прочее, или добиться с их помощью благополучия. Однако , хотя в обрядовой жизни народа еще в семнадцатом веке можно было наблюдать остатки древнего поклонения земле, солнцу, воде, животным, цель совершения обрядовых действий была вполне земная, реальная: помогать человеку в его борьбе за существование, облегчать его тяжелый физический труд, способствовать получению богатого урожая, приплода скота и т.д. В современной науке все народные обряды принято делить на два цикла: 1 - календарный, связанный с хозяйственной деятельностью (земледелие, животноводство, рыбная ловля, охота..) 2- семейно-бытовой (рождение, вступление в брак, проводы в армию, смерть и прочее)

Миф не может существовать отдельно от ритуала. Обряд, праздник- это вся суть оживления мифа. Они (обряды, праздники) являются актом воспроизводства мифологических систем, а миф, в свою очередь , воздействует на реальность через ритуал. Праздники и обряды на Руси были связаны с определенными традициями и мифологическими представлениями.
«Сон правду скажет, да не всякому»
Гипносв греческой мифологии – персонификация сна, божество сна, сын Ночи и брат Смерти Гипнос спокоен, тих и благосклонен к людям, в противоположность беспощадной Смерти.
Сон всегда был тайной, загадкой для человека. Как всякая тайна, он необыкновенно привлекателен, недаром вокруг этой загадки столько всего: и народные верования, и сказки, и предсказания, колдовство. Интерес к снам характерен для всех эпох человеческой культуры. Знаменитый психиатр Фрейд считал, что сон – это иллюзорное осуществление вытесненных желаний. Другой психиатр, Юнг, рассматривает сны как предшественников будущих тенденций развития личности. Романтики считали, что сны играют решающую роль в творческом процессе. Сны – одна из самых привлекательных и распространенных сфер человеческого духа как для писателей, так и для читателей. Особенно сны привлекают поэтов: ведь лирика непосредственно выражает чувства поэта.
На Руси испокон веков ко сну и сновидениям было серьезное отношение. Порой даже более обстоятельное, чем к бодрствованию. Не зря существовала традиция в качестве приданого дарить перины и пуховые подушки. Русские были значительно более набожным народом, чем более «гуманитарные» европейцы. Из Священного Писания они помнили, какую значимость может иметь сон. Так, из Ветхого завета русские знали, что Авраам при заключении завета с Господом «меж рассечённых частей» впал в крепкий сон, в котором Бог открыл ему судьбу его потомков. Помнили о снах и мудрых толкованиях сновидений Иосифа и Даниила, о
5
чудесных видениях пророка Иезекииля. И, конечно, как Господь ввел Адама в состояние сна, чтобы извлечь ребро для создания Евы. Из Нового завета русские знали о явлении ангела

спящему Иоакиму, который известил его о нежданном зачатии его женой Анной ребёнка девы Марии.
Все это повлияло на отношение русского народа ко сну. Интересно, что в русской традиции, в отличие от западной, очень мало трактатов, объясняющих сновидения. Те, которые есть, как правило, адаптации западных «черных книг». Трактовать сны по шаблонам считалось бесовским занятием. Иными словами: русские были уверены, если сон от ангела (отсюда «ангельский сон»), то человек и сам все поймет, без чернокнижников. Если от беса, то попытки его объяснить, введут «в прелесть». Кстати, именно поэтому, чтобы не попасть в сети лукавого, на сон грядущий непременно следовало прочитать молитвы. Людей, которые не спят ночью, на Руси сторонились и называли «шатунами». Считалось, что «бодряки» вольно или невольно водят дружбу с бесами. Такое же предубеждение было и к излишней активности зимой времени дремы. Зимой человек спит больше, чем летом. А русский человек, в силу того, что зима у нас более суровая и долгая, спит крепче и дольше. Считалось, что в морозные зимние деньки грань между сном и бодрствованием практически стирается и вырастает опасность впасть в прелесть и стать шатуном. Не случайно, что именно в зимний период совершались русские революции.

« И снится чудный сон Татьяне»
Сны отражают внутреннее состояние героев, их изменения, предчувствия. Например, сны Катерины в пьесе А.Н. Островского «Гроза» раскрывают внутренний мир героини. Они неопределенные, смутные, волнующие. «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся А то будто я летаю по воздуху». В этих снах мечтательность, поэтичность Катерины. Сны героини А.Н. Островского психологически оправданы, они отражают ее внутреннее состояние, изменение ее души под влиянием любви, ее неспособность бороться с «грехом». Сон ее и предчувствие: «Точно я стою над пропастью, и меня кто-то туда толкает, и удержаться мне не за что». Сон Софьи из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» - реальное состояние героини, узнаваемость ее возлюбленного, фон – луг, цветы, да и сам герой. К тому же сон оказался вещим. Сон Татьяны в романе А.С. Пушкина – средство раскрытия самых глубоких, самых сокровенных, неосознанных глубин, основ душевного склада мечтательной и одновременно «русской душой» Татьяны. Сон у А.С. Пушкина употребляется как синоним «мечты». «мечта» в церковнославянском языке поддерживалась семантикой слова «призрак», «сновидение».
Сон в художественном произведении может служить тем же целям, что и «эзопов язык», являясь как бы аллегорией, иносказанием. Уникально его присутствие в композиции художественного произведение, Оно приобретает некое символическое значение.


6
Девичье зеркало

На месяц зеркало наводит
А под подушкою пуховой
Девичье зеркало лежит.


С давних времен зеркало использовалось с различными магическими целями ,и прежде всего-при гадании. Приписывание волшебных свойств основано на его физической природе, состоящей в способности отражать действительность(находящиеся перед зеркальной поверхностью «Актуальный мир»). Создаваемое отражением удвоения(а при нескольких расположенных друг против друга зеркалах-многократное повторение отраженного),а также неправильная ориентация зеркального изображения(мена сторон левой на правую и на оборот-так называемая «зеркальная инверсия») явились основой представления о «зеркальном» мире как о потустороннем мире ,инфернальном, что и стало главной причиной мифологизации этого предмета. Отсюда обилие связанных с зеркалом примет. Отсюда же - многочисленные и самые разнообразные формы гаданий «с зеркалом» (или «на зеркало» которые ввиду их доступности и эффективности широко практиковались как на святках, так и в другие календарные периоды. Зеркало становилось «своеобразным окном в будущее лишь после установления связи с потусторонними силами»
В Древней Руси отношение православной церкви к зеркалу было резко отрицательным: «Стенных зеркал у русских вообще не было». Церковь не одобряла их употребление. Особенно духовным лицам собор 1666 положительно запретил иметь зеркала в своих домах; благочестивые люди избегали их как одного из заморских грехов; только зеркала в малом формате привозились из-за границы в большом количестве и составляли принадлежность женского туалета»
«Девичье зеркало», которое Татьяна кладет под подушку, загадывая на сон, представляло собою небольшое зеркало с ручкой (так называемый «ручник»), которое, будучи редкостью еще в XVII в., с петровского времени превратилось в обязательную принадлежность особ женского пола; окантовка таких зеркал бывала различной:
от простых деревянных или костяных ободков и ручек до отделки оправы эмалью,
драгоценными металлами, камнями, слоновой костью, кораллом и пр.

«Сбираясь ночью ворожить»

Начало пятой главы выдержаны Пушкиным в тонах, близких народной поэзии песен и сказок: зимний русский пейзаж, святочные гадания, приметы и поверья, связанные с ними, зимняя ночь, таинственный страшный сон Татьяны, богатый образами русских народных сказок, светлое и радостное пробуждение, атмосфера девичьей влюбленности, девичьей мечты – причем все это выражено в глубоко русских народных мотивах и красках, чтобы подробнее развернуть характеристику героини:

Татьяна, по совету няни
Сбираясь ночью ворожить,
Тихонько приказала в бане
На два прибора стол накрыть;
Но стало страшно вдруг Татьяне
И я – при мысли о Светлане
Мне стало страшно – так и быть

· С Татьяной нам не ворожить.
7
Эпиграфом к главе поэт взял слова В.А. Жуковского из баллады «Светлана»: «О, не знай сих страшных снов// Ты, моя Светлана». Образ Светланы привлечен автором потому, что он созвучен национальным русским мотивам, широко показанным поэтом в образах сна Татьяны. В балладе Жуковского святочный сон фигурирует в функции, противоположной фольклору: вся святочная фантастика привиделась героине во сне и объявляется несуществующей перед лицом веры в Провиденье. Вещая, предсказывающая роль сна снята. Пушкинская трактовка сна бытовая: ничего вне обыденной реальности в сюжет не вводится. Гадание на зеркало у Пушкина происходит в бане, а не в светлице, как оно и должно быть.
Славянский дух Банник (Баенник) живетв крестьянской бане. Всему честному народу он известен за духа недоброго, а порою и злого. Баня издревле признается нечистым местом. После всех, считали в старину четвертым паром моются черти, лешие, русалки. С принятием христианства отношение к бане не изменилось, это помещение, где нет иконы.

Сон снится Татьяне на святки.

С этого языческого праздника начинается год. Святки идут от сочельника до Крещения, то есть с 7-го до 19 января. В эти дни девушки обычно гадают на судьбу, на суженого-ряженого. Гаданий великое множество – и на бобах, и на свечах, и на черной курице, и на зеркале. Святочными гаданиями занимаются вечером или ночью. На Руси гадали на вещах, снимали башмак и бросали его за ворота ,гадали на луковицах (сажали, чья луковица первой даст росток, та из девушек выйдет прежде других замуж), гадали яйцом (по расположению белка в стакане воды судили о будущем), гадали на зеркале( ставили ночью перед зеркалом зажженную свечу и вглядывались в отражение, пытаясь увидеть образ суженого), гадание на сон и т.д. Святки – время, когда девушки, согласно фольклорным представлениям, в попытках узнать свою судьбу вступают в рискованную и опасную игру с нечистой силой. С.В. Максимов писал: »Почти на протяжении всех святок девушки живут напряженной, нервной жизнью. Воображение рисует им всевозможные ужасы, в каждом темном углу им чудится присутствие неведомой, страшной силы, в каждой пустой избе слышится топот и возня чертей, которые до самого Крещения свободно расхаживают по земле и пугают людей»
А.С. Пушкин сохранил в описании сна дух народных поверий. Сон Татьяны – органический сплав сказочных и песенных образов с представлениями, проникшими из святочного и свадебного обрядов.

Татьяна поясок шелковый
Сняла, разделась и в постель
Легла. Над нею вьется Лель,
А под подушкою пуховой
Девичье зеркало лежит.
Утихло все. Татьяна спит.

Присутствие Леля поясняет нам характер сна. Татьяна любит Онегина, все время думает о нем. Мысли о будущем связаны с любимым.
Лель – божество страсти, любви в славянской мифологии. Он сын богини красоты Лады, а красота, естественно, рождает страсть. Изображался он в виде златоволосого, как и мать, крылатого младенца: ведь любовь свободна и неуловима. Лель метал из рук искры: ведь страсть – это пламенная, жаркая любовь! Он то же, что греческий Эрос или древнеримский Амур, только те поражают сердца людей стрелами, а

\8
Лель возжигал их своим ярым пламенем. В русском языке о Леле до сих пор напоминает слово «лелеять», то есть нежить, любить.
Гадание «на сон» представляет собой обычное для святочных гаданий опасное действие, в ходе которого гадающий вступает в общение с нечистой силой. Приступая к такому гаданию, девушки снимают с себя кресты, пояса (пояс – древний языческий символ защитительного круга – сохраняет значение оберега и в русской этнографии), он указывает на призывание черта. А.С. Пушкин был осведомлен в этой черной стороне
святочных гаданий. Во время его «на сон» под подушку кладут различные магические предметы. Среди них зеркало занимает первое место. Не случайно он подчеркнул, что Татьяна «поясок шелковый сняла». Это не простое описание раздевание девушки, готовящейся ко сну, а магический акт, равнозначный снятию креста. Великорусы носили пояс на голом теле и не снимали его даже в бане. Таким образом, гадание на сон происходит в обстановке страха, характеризующего всякое ритуальное общение с нечистой силой. Мир нечистой силы – мир перевернутый, в колдовском гадании жених часто оказывается подмененным мертвецом или чертом. Такое переплетение фольклорных образов в фигуре святочного «суженого» оказывалось в сознании Татьяны созвучным «демоническому» образу Онегина, который создался под воздействием романтических «небылиц».

Как на досадную разлуку,
Татьяна ропщет на ручей;
Не видит никого, кто руку
С той стороны подал бы ей;
Но вдруг сугроб зашевелился,
И кто ж из-под него явился?
Большой взъерошенный медведь;
Татьяна ах! А он реветь,


И лапу с острыми когтями
Ей протянул; она скрепясь
Дрожащей ручкой оперлась
И боязливыми шагами
Перебралась через ручей;
Пошла – и что ж? медведь за ней.

Медведь в славянской мифологии – лесной воевода «Медведь - лешему родной брат, не дай Бог с ним встренуться» - говорят подлесные жители. Его считали свирепым лесным чудовищем. Из этнографических материалов следует, «Медведя видеть во сне предвещает женитьбу или замужество». В обрядовой поэзии мы видим связь образа медведя с символикой сватовства, брака:

Медведь пыхтун по реке плывет
Кому пыхнет во двор, тому зять в терем.
(поблюдная песня «к свадьбе»).

Медвежью шкуру на Руси связывали со свадебной символикой плодородия и богатства: молодых на свадьбе сажали на медвежий мех. У медведя двойная роль в фольклоре: в свадебных обрядах раскрывается добрая природа, в сказочных – сила, враждебная людям. Медведь в сне Татьяны – «кум» хозяина «лесного дома», полудемона, полуразбойника Онегина. Онегин в сне «хозяин». Жених среди разбойников, жених-
9
разбойник – это фольклорный мотив и тема романтической поэзии, где герой убивает или невесту, или брата (Татьяна называет Ленского братом: «она должна в нем (Онегине) ненавидеть убийцу брата своего». Здесь медведь оказывается двойником лешего, «лесного черта», и роль его как проводника в «шалаш убогой» вполне оправдана всем комплексом народных верований. Татьяна во сне попадает в дьявольский мир, на дьявольскую свадьбу.
Атмосфера фольклорности, в которую погружает Пушкин Татьяну, основана на конкретной и разнообразной осведомленности поэта в обрядовой, сказочной и песенной народной поэзии и на точном знании деталей святочных и свадебных обрядов.
«Она дрожит и жаром пышет» И ждет: найдет ли? Но не слышит. В саду служанки, на грядах, Сбирали ягоду в кустах И хором по наказу пели (Наказ ,основанный на том, Чтоб барской ягоды тайком Уста лукавые не ели И пеньем были заняты: Затея сельской остроты!) ( часть 3,глава 39) Не случайно, конечно, именно с образом Татьяны связаны и песня девушек и святочная поблюдная песня в 5 главе. Песня девушек
Девицы, красавицы, Душеньки, подруженьки, Разыграйтесь , девицы, Разгуляйтесь, милые! Затяните песенку, Песенку заветную, Заманите молодца К хороводу нашему. Как заманим молодца, Как завидим издали, Разбежимтесь, милые, Закидаем вишеньем, Вишеньем, малиною, Красною смородиной. Не ходи подслушивать Песенки заветные, Не ходи подсматривать Игры наши девичьи. Песня говорит о счастливой любви, является творчеством Пушкина, хотя и навеяна фольклорными впечатлениями Михайловского. Пушкин отдает предпочтение образцу свадебной лирики, что тесно связано со смыслом
10
фольклорной символики.»Песня девушек» ориентированы на известные Пушкину свадебные песни с символикой жениха – «вишенья» - и невесты – «ягоды» .
Из саду в сад путь-дороженька лежит, Из зелена тут и проторена. Кто эту дорожку прошел-проторил? Проторил дорожку Иванович Алексей.
Проторил дорожку Иванович Алексей.



-Ягода Марья, куда пошла? -Вишенье Алексей, в лес по ягоды. -Ягода Марья, во что будешь брать? Вишенье Алексей, твоему батюшку. -Ягода Марья, поклонишься ли? -Вишенье Алексей- до пояску.
Т (Колпакова Н. Свадебный обряд на р. Пинеге.) Включение песни в текст «Евгений Онегин «имеет двойную мотивировку. Упоминание ягод связывает ее с бытовой ситуацией – сбором крепостными девушками ягод в помещичьем саду, символическое же значение мотива связывает эпизод с переживаниями героини. Наступала весна. Робки и неуверенны были ее первые шаги. То и дело зима давала знать о себе ,не желая расставаться с белым могуществом. И вот, чтобы приблизить радостную пору весеннего обновления, люди придумали еще один обряд- закликикания весны.
Обряд- « Закликания весны»
Празднично одетые девушки и дети ходили по селу, подбрасывая вверх выпеченные из теста фигурки птиц, и пели коротенькие песенки- закличики:
Благослави , мать, весну закликати, Рано, рано весну закликати. Весну закликати , зиму провожати . Зимочку в возочку, летечко в челночку, Рано, рано летечко в клеточку .
И весна будто откликалась на зов людей. Прилетали птицы , становилось теплей, прорастала первая зелень, пробуждалась жизнь на полях. А в деревне на гуляньях начинали водить хороводы. В старину хоровод был связан с обрядами в честь солнечного божества и символизировал собой движения солнца. Отсюда и главный рисунок хоровода - круг. Водили хороводы на вольном воздухе, за околицей , на зеленой луговине. В них участвовала сельская молодежь, подростки. Когда наступало холодное время года, хороводы заменялись вечеринками в избах ( посиделки, беседы), на которых нередко исполнялись хороводные песни. Праздничность, приподнятость настроение в напевах хороводных песен связаны с восприятием весеннего расцвета природы, пробуждением любовного чувства у человека. Хороводные песни - жанр по преимуществу молодежный. Оптимистичность, энергия \,веселье и полнота ощущения жизни, любование красотой природы и человека делают их жизненными и природы и человека делают их жизненными и неувядаемо прекраеными. 11 В деревнях раньше весной летом водили хороводы - прекрасное время и место для знакомства молодых людей. Не зря же еще до хоровода обязательно напоминали:




Ты душа ли, красна девица!
Ты пройди-ка вдоль по улице,
За собой коня выведи,
Ты по мыслям себе выбери
Удалого добра молодца.

Весной и летом хороводы проводились на открытом воздухе, осенью было не до них, а зимой об играх вновь вспоминали – подыскивали большую избу и водили хороводы в ней. Это был своего рода народный театр: и смешное подмечалось, и грустное. Вот наиболее известные игровые- плясовые хороводные песни:
*** У ворот было, вороточек, У ворот было решетчатых,



Сера утица купался, Лебедь белая умывался.

«Ты душа ли, красна девица \ ! Ты пройди-ка вдоль по улице, За собой коня выведи; Ты по мыслям себе выбери Удалого добра молодца». *** Заключение.

Сейчас в нашу жизнь возвращается огромный пласт православной культуры. И порою приходится слышать, что религия, достойная называться религией, появилась у нас только после принятия христианства – тысячу лет назад. А до этого , мол, были разве что варварские, примитивные культы, вдобавок порою связанные с человеческими жертвами. Одним словом, «мрак язычества». Духовная первобытность. Разберемся, справедливо ли это. Иногда говорят, будто о славянском язычестве почти ничего не известно. На самом деле так считают лишь те, кому было лень прочесть книги ученых – археологов, этнографов , историков религий, специалистов по верованиям древних славян и смежных с ними народов. А ведь эти ученые уже не первое столетие расшифровывают старинные рукописи , истолковывают обряды, объясняют археологические находки. В научных библиотеках можно найти великое множество книг, в которых эти ученые рассказывают о том, что им удалось выяснить. Одна беда, ученые
12
чаще всего пишут свои книги для таких же, как они сами, специалистов: большинству обычных читателей их очень сложно понять. К сожалению, нет о славянском язычестве просто и доступно написанных книг, подобных тем, какие посвящены древнегреческой, древнеримской и иным мифологическим системам. Однако, древняя религия наших предков, которую некоторые считают забытой, до сегодняшнего дня продолжает жить в наших повседневных обычиях. Доказательства? Сколько угодно. Спросим себя, к примеру: почему нельзя здороваться за руку через порог? Почему на свадьбе разбивают тарелку? А почему, вселяясь в новый дом, первым в него пускают кошку

К сожалению,, что мы во всех подробностях изучаем египетских, греческих, римских Богов, а своих не знаем даже как звать?.. Нередко слышишь: А для чего? На что нам Перун и Сварог, Водяные и Лешие, когда вокруг компьютерные и космические корабли? Поставим вопрос по- другому : в чем основное достоинство хорошего современного компьютера? Это- бездонная память, наполненная информацией , плюс способность с нею управляться . Компьютер прекрасно помнит, над чем трудился его электронный разум и вчера, и позавчера. Годится ли человечеству быть глупее машин и не помнить, откуда оно родом? Есть такая хорошая поговорка: кто выстрелит в Прошлое из пистолета, в того Будущее выстрелит из пушки
В ходе написания работы мы достигли цели исследования ,выполнив все поставленные задачи. Обряды, отраженные в романе, в сне Татьяны имеют народные корни. Все детали выписаны верно, что свидетельствует о широких познаниях А.С Пушкина о народном творчестве.
Оценка В.Г.Белинским романа, назвал его «Энциклопедией русской жизни» дана скорее всего с учетом и этого аспекта.
Действительно, Евгений Онегин в высшей степени нации русского произведения «оценить такое произведение-значит оценить самого поэта во всем объеме его творческой деятельности».
Эта поэма имеет для нас, русских, огромное значение.

Библиография

А.С. Пушкин «Евгений Онегин» Ю.М. Лотман Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» Комментарии. Ленинград «Просвещение» : 1980 г.
Б. Мейлих «Талисман» Москва «Современник» 1984 г В.Я. Коровина «Пушкин в школе» М., «Просвещение » 1978 г.
Н.А. Демин «Изучение творчества А.С. Пушкина» М., «Просвещение» 1974 г. А.И. Горшков «Все богатства, сила и гибкость нашего языка» М., «Просвещение» 1993 г.
Н.А Станчек «формирование понятия, эстетический идеал» при изучении романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» М., 1938г. Е. Грушко, Ю Медведов. Словарь славянской мифологии. Нижний Новгород «Братья Славяне» 1995 г. М. Семенова «Мы- славяне» Санкт-Петербург. Издательство «Азбука» 1998 г.
Н. И. Михайлова «Онегинская энциулопедия» Том I Москва Русский путь 1999 г.
И. Панкеев «От крестин и до поминок» Москва «Яуза» 1997 г.
В. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка» Москва «Терра» 1995 г.










15