Конспект НОД по ФЭМП — Путешествие в страну математики

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 86 «Былинушка»













Итоговое занятие

Конспект НОД
в группе старшего дошкольного возраста «Б»
по ОО «Познание» - ФЭМП

по теме: «Путешествие на планету Математики»
















Подготовила:
воспитатель
Хайбулаева
Марина Валерьевна







г. Нижневартовск, 2015г.
Тема: «Путешествие на планету Математики»
Цель: Выявить полученные элементарные математические представления и умения, которые дети старшего дошкольного возраста получили в течение учебного года, посредством  игры – путешествия.

Программное содержание:
Обучающие задачи: 
Совершенствовать навыки количественного и порядкового счёта, считать до 10 и обратно; решать задачи на сложение и вычитание;
совершенствовать навык, при решении задач применяя знаки равенства и неравенства;
совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме предметов; закреплять умение последовательно называть дни недели;
развивать мыслительные операции, внимание, умение ориентироваться в пространстве, на листе бумаги; развивать у детей любознательность, взаимопомощь,
расширять представление детей о космосе (солнечной системе, планетах, созвездиях).
Развивающие задачи:  Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.  Развивать смекалку, зрительную память, воображение.  Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.  Воспитательные задачи:  Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Воспитывать интерес к математическим занятиям. Предварительная работа с детьми: беседа о космосе, о празднике «День космонавтики», просмотр презентаций «О космосе», «О солнечной системе», отгадывание загадок, решение логических задач, решение простых арифметических задач, индивидуальные задания, работа в тетрадях. Методические приёмы:  Игровой (использование игровых моментов).  Наглядный (использование презентации).  Словесный (напоминание, указание, вопросы)
Поощрение, анализ занятия.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, здоровье, физическая культура. Оборудование: мультимедийная техника, презентация, музыка «Космическая», мяч.
Демонстрационный материал: мольберт  с изображением «Солнечной системы», изображения планет, кочки с цифрами от 1 до 10. Раздаточный материал: д/и «Сложи узор» , с карточками –схемами, карточки с заданиями, листы белой бумаги, счетный набор со звездами, набор цифр от 1 до 10, знаки «+», «-», «=», тетради, карандаши простые и цветные.

План НОД:
Сообщение цели занятия, игровая мотивация.
Упражнение «Расчет окончен» (количественный и порядковый счет)
Игра «Разминка для ума»
Задание «Собери созвездие»
Упражнение «Парад планет» - работа в группе
Работа в тетрадях «Соедини цифры и получи картинку»
Пальчиковая гимнастика «Космонавт»
Путешествие по лунным камням (упражнение в счете от 1 до 10)
Подвижное упражнение «Ракета» - физминутка
9. Работа по карточкам – индивидуальная работа
10.Ориентировка на листе бумаги
11. Упражнение – «Назови фигуры, сколько их, покажи цифру».
12. Решение задач на сообразительность.
13. Задание «Собери ракету» - из чудо-кубиков «Сложи узор»
14. Итог деятельности – вручение наград
Ход НОД:
Дети входят в группу под «Космическую» музыку, здороваются с гостями. Воспитатель: ребята вспомните, какой сегодня день недели – Среда. А чем мы занимаемся с вами по средам - математикой. Какой праздник скоро будет праздновать вся вселенная - День космонавтики. (Слайд 1) Кто помнит, какого числа? - 12 апреля. А как звали человека, который полетел впервые в космос? (Правильно, Юрий Алексеевич Гагарин, в 12 апреля 1961 году). (Слайд 2)
Ребенок: В космической ракете
С названием «Восток»
Он первый на планете
Подняться к звёздам смог.
Поёт об этом песни
Весенняя капель.
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель!
А вы ребята хотите быть космонавтами? Для того, чтобы быть космонавтами нужно тренироваться очень много.
Вы готовы потренироваться и полететь в космос. Каким должен быть космонавт? – Сильным, смелым, отважным и т.д., но не только космонавт, прежде всего, должен быть очень умным. Но чтобы понять, готовы ли вы вступить в отряд «Юных космонавтов», нужно выполнить немало очень сложных заданий, вы готовы? Ну, тогда нам нужно отправиться в путешествие на планету математики! В конце нашего путешествия все кто справится со всеми заданиями, и не будет нарушать дисциплину – получат медали «Самый смелый космонавт». (Слайд 3)

Нам нужно собрать команду, разрешите мне быть вашим командиром?
1 задание – «Расчет окончен»: Для начала нам нужно посчитать, сколько нас, т.к. космический корабль рассчитан на команду не больше 10 человек и прикрепить каждому свой номер - как позывной (закрепление количественного и порядкового счёта).
Звучит космическая музыка
2 задание - Упражнение « Разминка для ума».
«Собирайся дружок в наш дружный кружок, наш кружочек дружный всем ребятам нужный». Воспитатель бросает мяч одному из детей и называет число, месяц, время года, день недели. Ребенок должен продолжить счет дальше или назвать правильный ответ.
Воспитатель. Наше сегодняшнее путешествие в страну Математики посвящено космосу, звёздам и планетам. Я просила вас вместе с родителями понаблюдать за вечерним небом. Что вы увидели на нём?
Дети. Звёзды. (Слайд 4)
Воспитатель. А сколько их, вы смогли посчитать?
Дети. Нет. Их много. (Слайд 5)
Воспитатель. Да, их много. Сосчитать звёзды невозможно, их бесчисленное множество, хотя с Земли невооружённым глазом мы видим всего три тысячи звёзд. Иногда мы с вами можем увидеть в небе, едва заметную светлую полосу. Что это? (Слайд 6) (Иллюстрация «млечный путь»)
Дети. Это млечный путь. Его назвали так за молочный цвет. Он состоит из огромного количества звёзд. Они так далеко от Земли, что сливаются в одну полосу.
Воспитатель. Вспомним стихотворение о Млечном пути.
Ангелина.
Млечный Путь прорезал ночь,
Как лыжня в снегу точь-в-точь.
Он искрится и сверкает,
А под утро в небе тает.
3. Задание «Собери созвездие»
Воспитатель. Для того чтобы ориентироваться в звёздном небе, люди дали имена некоторым самым ярким звёздам и объединили звёзды в созвездия. На этом слайде вы видите созвездие, которое люди назвали Большой Медведицей. (Слайд 7)
Воспитатель. Вспомним стихотворение об этом созвездии.
Алиса П.
Большая Медведица бродит в ночи,
Зовёт медвежонка, ревёт и кричит.
Её медвежонок по небу плутал,
Подрос он и Малой Медведицей стал.

Воспитатель. Созвездие Большой Медведицы похоже на большой ковш. Сколько звёзд образует сам ковш? Сосчитайте и покажите цифру.
Дети. Сам ковш образуют четыре звезды.
Воспитатель. А сколько звёзд образует ручку ковша?
Дети. Ручку ковша образуют три звезды.
Воспитатель. Сравните количество звёзд, образующих сам ковш, и количество звёзд, образующих ручку ковша? Каких звёзд больше, а каких меньше?
Дети. Звёзд, образующих сам ковш, на одну звезду больше. Звёзд, образующих ручку ковша, на одну звезду меньше.
Воспитатель. Сколько всего звёзд образуют ковш с ручкой?
Дети. Всего семь звёзд образуют ковш с ручкой.
Воспитатель. Как получилось число «семь»?
Дети. Четыре звезды и три звезды вместе – это семь звёзд.
Воспитатель. Правильно.
Выложите из звезд созвездие «Большая медведица»

4. Упражнение «Парад планет». Компьютерная игра.
Воспитатель. Вокруг Солнца вращается девять планет, как это называется? Солнечная система. Вспомните названия планет - Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Каждая планета движется вокруг Солнца по своему пути – как он называется? - Орбита.
Ребенок:
Хоровод планеты водят
В вышине, на небосводе.
Заключили Солнце в круг
И летят за другом друг.

В солнечной системе произошел сбой, все планеты слетели со своих мест и не могут найти свою орбиту, наша задача вернуть все планеты на свои орбиты. Сколько их в солнечной системе – 9. Представьте, перед вами вселенная, в центре находится солнце, вокруг него 9 орбит, распределите все планеты по номерам орбит, в нужном порядке. (Дети выполняют задание в коллективе.) (Слайд8)
Чтобы проверить, нам надо вспомнить стихотворение про «Солнечную систему»: (Слайд9)
Светит Солнце, а вокруг есть планеты, девять штук. Вам планеты по порядку Назовёт любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Мы поместили все планеты на свои орбиты по порядку, а на чем же мы полетим в космос?
Воспитатель: «Ребята, я вам предлагаю совершить путешествие на самом быстром виде транспорта, а на каком вы узнаете, соединив цифры начиная от самой маленькой к самой большой.» 5. Работа в тетрадях «Соедини цифры и получи картинку».
Чтоб лететь нам на планету Смастерили мы ракету на какую захотим на такую полетим. (Слайд 10)
Воспитатель: «Ребята, давайте представим, что садимся в ракету, готовимся к полёту, пристёгиваем ремни безопасности. Начинаем отсчёт пуска ракеты 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1 –полетели. Звучит космическая музыка.
6. Пальчиковая гимнастика «Космонавт».
В тёмном небе звёзды светят, (Сжимаем и разжимаем кулачки.)
Космонавт летит в ракете. (Потираем ладонь о ладонь.)
День летит и ночь летит. (Сжимаем и разжимаем кулачки.)
И на землю вниз глядит. (Имитируем бинокль.)
Видит сверху он поля, (Разводим руки в стороны ладонями вниз.)
Горы, реки и моря.
(Руки поднимаем вверх, показывая высоту гор. Ладони соединяем и выполняем волнообразные движения, имитируем реку. Разводим руки в стороны ладонями вверх.)
Видит он весь шар земной, (Соединяем руки над головой.)
Шар земной – наш дом родной. (Попеременно пожимаем руки.)

Приближаемся к спутнику Земли, (что это?) к Луне. Вот мы и прилетели.
7. Путешествие по лунным камням (проход камням с цифрами по порядку).
Ко мне пришел сигнал, выйти в открытый космос, (Слайд 11)что нам нужно одеть перед выходом? Значит, мы выходим на Луну! На Луне ездят на луноходах. Но у нас нет луноходов, поэтому нужно ходить, последовательно прыгая по лунным камням не пропуская ни один камень. (Дети идут, наступая на числа по порядку).

8. Подвижное упражнение «Ракета».
А сейчас мы с вами, дети, Дети маршируют по кругу.
Улетаем на ракете
На носки приподнимись, Поднимаются на носки,
тянут руки вверх. Сомкнув их.
А потом руки вниз. Опускают руки.
Раз, два, потянись. Вновь тянутся вверх
Вот летит ракета ввысь! Бегут по кругу на носочках.

9. Работа по карточкам: (Слайд 12)
Воспитатель: Посмотрите, у вас на листочках нарисована траектория нашего полета. Давайте мы сейчас с вами продолжим ее, соблюдая определенную последовательность (продолжи ряд).

Молодцы! А теперь закрасьте красным цветом - вторую фигуру. Зеленым цветом- пятую фигуру, синим цветом – седьмую фигуру и желтым цветом – восьмую фигуру. (дети выполняют) .

5



9


А теперь давайте сверим показания приборов. Для этого нам нужно сравнить числа 3*4, 7*8, 10*9, 2*1, впишите пропущенные цифры д/у «Соседи числа»

2





(задания выполняются с карточками на столе).
10.Ориентировка на листе бумаги.
Воспитатель: А теперь нарисуйте в верхнем левом углу один кружок, в середине – один треугольник, в нижнем правом – одни овал, в верхнем правом углу – три квадрата, а в нижнем левом углу – два прямоугольника.
Давайте теперь сверим карты, исправим ошибка, если они есть. (Слайд 13)
Ну молодцы, полет наш продолжается.
11. Упражнение – «Назови фигуры, сколько их, покажи цифру».
Воспитатель: Посмотрите внимательно в иллюминатор (на доске выложен из геометрических фигур робот – инопланетянин). (Слайд 14)
Кто это? Робот – инопланетянин
Воспитатель выслушивает ответы детей.

Из каких геометрических фигур он состоит?
Сколько треугольников вы видите?
А сколько квадратов?
Сколько кругов?
Сколько овалов?
Сколько прямоугольников?
Сколько всего геометрических фигур?
Воспитатель выслушивает ответы детей.
12. Решение задач на сообразительность.
Воспитатель: инопланетянин решил проверить вашу сообразительность и приготовил для вас несколько задач.
Слушайте первую:
В вазе лежала одна конфета. К вечеру ее не стало.
Кто ее взял, если в комнате были кошка, рыба в аквариуме, дедушка и комарик?
Вторая задача:
По небу летели птицы: воробей, стрекоза, ласточка и шмель. Сколько всего летело птиц?
Воспитатель выслушивает детей.
Воспитатель: Ребята, наше путешествие подходит к концу, т.к. все задания вы выполнили. Теперь нам пора в детский сад. А где же наша ракета? Да, она улетела без нас. Как же мы теперь вернёмся? (ответы детей).
13.А сконструируем мы ее из чудо-кубиков от д\игры «Сложи узор». (Дети собирают из чудо-кубиков ракету, опраясь на карту-схему).
Воспитатель: «Ребята, теперь у каждого есть своя ракета, и мы можем вернуться в детский сад.
Ребенок: Звездолёт мы смастерили К звёздам путь открыть решили. Звездолёт, звездолёт Отправляемся в полёт. Готовимся к полёту. Начинаем отсчёт пуска ракеты 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1 –полетели. Звучит космическая музыка. Вот мы и в нашей группе.
14.Итог деятельности. Воспитатель: «Ребята, где мы путешествовали? Расскажите о том, что вы сегодня интересного узнали. Что вас удивило? Что понравилось? Какое космическое задание вам больше понравилось, какое было более сложным?
Воспитатель. А мне очень понравилось, как вы выполняли все космические задания. Вы показали свою смекалку, как вы умеете логически мыслить, выходить из трудных ситуаций, приходить на помощь товарищу. Я, думаю, вы все достойны, войти в отряд «Юных космонавтов» - в связи с этим я вручаю вам эти медали «Самый смелый космонавт!».
Спасибо вам. Удачи!







Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Полет в космос»Рисунок 1Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Полет в космос»15