Вещества и явления в окружающем мире


Технологическая карта к уроку по биологии 5 клТема: «Вещества и явления в окружающем мире» .Учитель: Морозова Галина Александровна
Цель урока:
создать представление о многообразии окружающего мира через формирование понятий о строении и свойствах веществ
Задачи:
- предметные (обучающие)
- формирование у учащихся понятий: тело, вещество, смесь, простое и сложное вещество;
- формирование представлений о строении вещества.
-метапредметные (развивающие)
- содействовать развитию речи, мышления, познавательных умений;
- содействовать овладению методами научного исследования: сравнения, описания, обобщения, анализа и синтеза.
-личностные (воспитательные)
- продолжить формирование мотивации к учению, коммуникативных умений;
- способствовать воспитанию дисциплинированности, эстетического восприятия мира.
Тип урока:комбинированный урок
Формы работы учащихся: индивидуальная, парная.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, акустические колонки, слайдовая презентация, ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru) и Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/); электронное приложение к учебнику «Введение в биологию»Н.И. Сонин, А.А.Плешаков» Дрофа»,2012, оборудование для проведения практической работы (карточки-инструкции выполнению практической работы и по технике безопасности, смесь железных опилок и серы); учебник Н.И. Сонин, А.А.Плешаков Биология. 5 класс.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Используемые методы, приемы, формы Формируемые УУД
Организационный
1. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)
Цели: Подготовка учащихся к работе на занятии.
Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности. Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.
Провожу аутотренинг-настрой на урок
Слайд1Проговаривают вслух, настраиваются на восприятие материала урока. Проверяют готовность к уроку. Проверяют наличие раздаточного материала (карточки-готовности)
Аутотренинг- настрой на урок:
Я в школе на уроке биологии,
сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому.
Внимание моё растёт.
Я как разведчик всё замечу.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
Я хочу учиться.
Я готов(ва) к работе.
Я работаю!
Включение школьников в совместную деятельность по определению целей учебного занятия;
Личностные: соотносить поступок с моральной нормой; оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; мотивировать свои действия.
II.  Проверка знаний (проверка выполнения домашнего задания)     
(5-7 мин)
Цели: Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция. Вопросы по самоопределению уч-ся в теме.
Тест по домашнему .параграфу на слайде (короткий).
Проверка дополнительного (задания по желанию)- доп. у доски Работают со слайдом, выполняют задания в проверочной тетради.
Слушают, записи в рабочей тетради. Тестирование с заданиями с одним ответом, на соответствие.
Дополнительное-индивидуальноПознавательные: Структурируют свои знания; устанавливают причинно-следственных связей. Опора на опыт, знания учащихся.
Личностные: Развитие речи учащихся, умения высказывать собственные мнения, развитие умения слушать товарищей.
3.Актуализация знаний(5 мин)
Цели:Включение в содержание изучаемого материала субъектного опыта учащихся, создание ситуаций, в которых ученик является субъектом деятельности
Работа с презентацией слайд, 1,2,3.
-Что такое ТЕЛО?Что такое ВЕЩЕСТВО?Приведите пример ТЕЛА состоящего из нескольких веществ?
-Из каких веществ состоят тела?
Тела Вещества
Стакан Роса Ножницы Мяч Книга Карандаш Сугроб -Тела какой природы нас окружают?
Учащиеся высказывают свои мнения, опираясь на ранее изученное.
Живой и неживой Диалогические формы взаимодействия учащихся с учителем.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- определять степень успешности выполнения работы
Познавательные УУД:
-формирование и развитие по средствам биологических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;
- публично защищать свою позицию
ЛичностныеУУД:
-осознание ценности знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
Предметные результаты:
- актуализация и систематизация знаний о телах и веществах и их роли в природе.
-- Создание проблемной ситуации (2 мин) С помощью наводящих вопросов создает проблемную ситуацию:
- Почему наш мир так разнообразен и многогранен?
Слайд-6 Вступая в диалог с учителем, выявляют противоречие – проговаривают и осознают его. Диалогические формы взаимодействия учащихся с учителем.
П:Формирование и развитие познавательного интереса
Л:умения высказывать собственные мнения, развитие умения слушать товарищей
-- Формулирование темы урока, постановка цели
(2 мин)
Постановка практической частной познавательной задачи или определение учебной задачи обобщенного типа.
(формирую рефлексивные умения, определяя границу между знанием и незнанием).
Слайд.7 Проявляют познавательную инициативу. Осознание цели предстоящей деятельности.
Записывают тему в раю тетрадь Подводящий диалог.
Фронтальная работа, индивидуальная работа
Домысливание
(как вариант)
Предлагается тема урока и слова "помощники": ПовторимИзучимУзнаемПроверимС помощью слов "помощников" дети формулируют цели урока. Регулятивные УУД:
Определять последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;
- осуществлять самоконтроль;
Личностные: действие смыслообразования – мотивация учебной деятельности.Познавательные:самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;  умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.       
4.Изучение нового
 (10 мин)
Цели: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.
учитель: определяет содержания и последовательность действия для решения поставленной задачи.
Воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников
Формирование способности к участию работы в парах.
-В природе вещества в трёх состояниях. Слайд.8
-Какие состояния воды вы видите?
Вещества могут переходить из одного состояния в другое.
Слайд-9
-Чем отличаются эти вещества друг от друга?
(подводит вопросами к понятию-СВОЙСТВА)
В природе вещества встречаются в виде смесей.
Вещества без примесей называют-чистыми.
Слайд 10.
Примеси меняют свойства веществ.
Отвечают на вопросы (твёрдое. жидкое , газообразное)
Записывают опру в тетрадь Фронтальный диалог ……..///……….
Физкультминутка Слайд 11 5.Практическая работа
(7 мин) Слайд.12
Слайд 13.
Мы исследователи.
Работа по разделению смеси железных опилок и серы.
Слайд 14
Чем отличаются сложные вещества от простых?- создание проблемы
С чем это связано?
Слайд 15-17-
просмотр видео
постановка задачи-определить чем отличаются вещества, из каких наименьших частиц состоят?
Отрабатывают понятия Смеси
Работа по инструктивной карточке.
Составом
Свойствами
Вступая в диалог с учителем, выявляют противоречие – проговаривают и осознают его.
Смотрят отвечают на вопросы
Заполняют схему в тетрадь Частично-поисковый метод. Описательный.
Работа в парах
По мере изучения темы:
применение теоритических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач
Диалогические формы взаимодействия учащихся с учителем.
Просмотр видео –ресурса
Фронтальный опрос
Личностные: Воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи
Воспитание культуры диалога, положительного отношения к мнению одноклассников
Познавательные:умение находить определять смеси, находить части гранита, пользоваться описательным методом
анализ объектов с целью выделения признаков,
-определение основной и второстепенной информации
-проводить синтез (восстановление целого из частей)
-анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной задачей
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; работать в парах6.Этап закрепления и применения знаний и способов деятельности.(7мин)
Цели:  Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.
Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекций.
Слайд-18 возвращение к проблеме
-Чем отличаются? Какие вещества называют простыми, какие сложными? Приведите примеры. (стр.41 - последний абзац)
Слайд 19,20 –задания по отработке знаний
Слайд-21.-вставьте пропущенные слова(обобщающе-контролирующее задание) Работа с учебником:
с текстом,
Работа в парах
Диалогические формы взаимодействия учащихся с учителем.
Познавательные:
заполнять предложенные схемы с опорой на прочитанный текст;
классифицировать методы изучения живой природы.
Регулятивные:прогнозирование –  предвосхищение результата и уровня усвоения; оценка –  выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.
Коммуникативные:умения работать с текстом; ставить и отвечать на вопросы
Личностные: мотивировать свои действия.
7 . Рефлексия учебной деятельности на уроке(2 мин)
Цели: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотиваций, способов деятельности). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. Слайд.22-23
Обращение к теме урока-что изучили? Что предстоит изучить? (перенос проблемы на следующий урок).
Продолжи фразу:
-Мне было интересно…
-Мы сегодня разобрались….
-Я сегодня понял, что…
-Мне было трудно…
-На следующем уроке я хочу Высказываются по поводу изученного материала – что понятно, а что следует разобрать повторно. Диалогические формы взаимодействия учащихся с учителем.
Коммуникативные:
понимать возможность существования различных точек зрения, не совпадающих с собственной.
Регулятивные:
Выделять моменты своей и чужой деятельности как единое целого.
Личностные:
умение рассуждать, анализировать и делать выводы.
8. Домашние задание –выставление отметок (1 мин) Слайд-24. Инструкция по выполнению домашнего задания:
1. §7, конспект
2. 1+ Нарисовать молекулы простых и сложных веществ или сделать модели из любого материала (пластилина, картона, аппликации и др.)слайд 24
Обоснованное выставление отметок.
Правила мини-макса, творческое задание
по выбору.