Программа профильного курса по теме Человек в окружающем мире

Программа профильного курса для 7-б класса (естественнонаучный профиль)
Предмет: химия
Составитель: В.Н. Сытенкова, учитель химии.
Название курса: «Человек в окружающем мире»

Пояснительная записка
Данный курс «Человек в окружающем мире» предназначен для учащихся 7-х классов, избравших естественнонаучное направление для дальнейшего обучения, и рассчитан на 20 часов.
Концепция курса базируется на следующих идеях:
формирование представлений о материальных основах окружающего мира, о роли химии и других естественных наук в становлении материального мира;
усиление связи изучаемых предметов с жизнью, опытом и знаниями учащихся;
формирование представлений о значимости знаний по химии для успешного изучения других наук, перспективы дальнейшего использования полученных знаний.
Курс имеет ярко выраженный интегрированный характер; соединяет природоведческие, географические, биологические, исторические, химические знания и знания по основам безопасности жизнедеятельности.
Цели изучения курса: раскрыть учащимся возможность применения знаний по предметам естественнонаучного цикла для их практического применения, объяснения происходящих в окружающем мире явлений и дальнейшего использования полученных знаний в повседневной жизни и в учении.
Изучение материала проводится с использованием лекционно-семинарской системы, проектных технологий, методов исследовательской деятельности, музейной технологии, экскурсионной деятельности.

Личностными результатами изучения курса являются:
осознание себя членом общества;
принятие общечеловеческих ценностей, формирование этических чувств;
формирование культуры взаимоотношений с окружающим миром;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы).

Метапредметными результатами изучения курса являются:
способность регулировать собственную деятельность, связанную с познанием окружающего мира;
осознание правил поведения и норм взаимодействия с людьми;
умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов;
умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметными результатами изучения курса являются:
владение понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего образования;
раскрытие культурологического аспекта применения химических знаний;
способность к критическому осмыслению химических опытов;
использование знаний по биологии, географии, физике и др. предметам для успешного изучения школьного курса химии.

Основные содержательные линии курса представлены несколькими блоками.

Природные богатства Земли

Познать природу родного края можно либо своими глазами, либо с помощью книги.
М.В. Ломоносов

Лес. Национальный парк «Куршская коса»

когда ты в лесу, ты становишься частью леса. Весь, без остатка. Попал под дождь – ты часть дождя. Приходит утро – часть утра. Сидишь со мной - становишься частицей меня.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

2. Вода – вещество для жизни.

Понять воду - значит понять вселенную, все чудеса [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и саму [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Масару Эмото

Вода – красота всей [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Вода жива, она бежит или волнуется ветром, она движется и дает [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и движение всему ее окружающему. С.А. Аксаков

3. Горные породы и минералы – основа неживой природы.

Обиды записывай на песке, благодеяния вырезай на мраморе. Буаст Пьер

II. ЗОЖ. Здоровое питание – основа здорового образа жизни.

Здоровье гораздо более зависит от наших привычек и питания, чем от врачебного искусства.
Д. Леббок
III. Бытовые отходы. Вторичная переработка

Людям почему-то нравится сваливать мусор в такие места, где еще сохранилась [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

IV. Экологические проблемы Калининграда. Защита от экологической опасности.

Если мы хотим достичь какого-то согласия с Природой, то нам в большинстве случаев придётся принимать её условия.
Риклефс Роберт, ам. Эколог.


V. Химическая безопасность. Ядохимикаты

Химия дает в руки человеку огромные возможности и силы, но при этом требует грамотного, ответственного их использования. (Автор неизвестен)


Тематическое планирование курса
№ п/п

Даты

Тема

Основное содержание

Основные
понятия

Кол. часов

Стр. учеб.


УУД

Формы контроля

1.

Природные богатства Земли

Международный день леса
Лес как исторический фактор. Лес  хранитель углерода. Значение леса для здоровья человека. Хозяйственное значение леса. Бумага: прошлое и настоящее
День заповедников и национальных парков Национальный парк «Куршская коса»
2005-2015 Международное десятилетие действий «Вода для жизни»
Всемирный день водных ресурсов
Вода – вещество для жизни Снабжение населения питьевой водой. Значение водных ресурсов для окружающей среды и развития общества.
Международный день гор
Горные породы и минералы – основа неживой природы. Горы - заповедник для многих уникальных видов растений и животных, источник воды всех основных рек Земли.
Химический состав атмосферы, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], влажности воздуха, аэрация, влагоёмкость, водопроницаемость, круговорот [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в природе, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Заповедник, национальный парк. Водные ресурсы. Состав и качество воды. Питьевая вода. Способы очистки воды.
Горные породы, минералы, полезные ископаемые. Календарь камней. Природные ресурсы Калининградской области: песок, глина, янтарь. Камни, булыжники. Заповедник.


Самостоятельно выбирать алгоритм действий; формулировать проблемные вопросы; определять объект анализа; качественно и количественно описывать объект; выявлять связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта; уметь доказывать и опровергать; устанавливать межпредметные связи. Определять наиболее рациональную последовательность индивидуальной и коллективной деятельности; организовывать деятельность в группах и парах; оценивать свою работу и работу других людей; вырабатывать общее решение, формировать программу эксперимента; качественно и количественно описывать объект. Подбирать и группировать материал по определённой теме; создавать тексты различных типов; владеть различными способами изложения текста; владеть приёмами риторики; выступать с сообщениями по теме; уметь выслушивать выступление другого.

Оформление отчётов по итогам химического практикума



Разработка и оформление проектных работ



Оформление отчётов по итогам экскурсионных проектов

Создание буклетов

Оформление фото-отчётов

2.


ЗОЖ. Здоровое питание – основа здорового образа жизни.
Всемирный День продовольствия. Всемирный День вегетарианства. Всемирный день здоровья
Пирамида питания. Основы здорового питания. Рацион питания. Вегетарианство. Диеты, их польза и вред. Заболевания, связанные с неправильным питанием.
Пирамида питания. Основы правильного питания. Рацион питания. Диеты. Спортивное питание. Питание школьников. Меню школьной столовой. Вегетарианство. Глобальная задача избавления человечества от голода.





3.

Бытовые отходы. Вторичная переработка
День вторичной переработки
Городские свалки. Мусор в городе. Мусор в школе. Вторичная переработка отходов в домашних условиях.
Парниковый эффект, рециклинг, утилизация, бытовой мусор. Городские свалки. Вторичная переработка.





4.

Экологические проблемы Калининграда.
Защита от экологической опасности.
Международный день Матери-Земли
Взаимозависимость между человеком, другими живыми существами и планетой. Земля и ее экосистемы - наш дом. Баланс между экономическими, социальными и экологическими потребностями нынешнего и будущих поколений.
Общероссийские дни защиты от экологической опасности
День экологического образования
Экологические знания во всех науках и всех сферах человеческой деятельности.
Акции «Общероссийские дни защиты от экологической опасности»: «Экология – Безопасность – Жизнь».
Экологические проблемы, экологические знания, экологическая культура, экологические акции. Экосистема. Урбанизация.








5.

Химическая безопасность. Ядохимикаты
День химической безопасности
Международный день борьбы с пестицидами
Химическая безопасность. Химическое оружие. Токсичные вещества и здоровье. Биологическое оружие – оружие XXI века. Химия и жилище.
Ядохимикаты. Пестициды. Химическая безопасность. Техногенная катастрофа. Химическое оружие. Токсичность. ДДТ








Календарное планирование курса
1-я неделя каждого месяца - Экскурсионно-музейное пространство

Месяц
Неделя
Тема занятия
Форма проведения занятия

Октябрь
Всемирный День продовольствия

2014 год "Семейные фермерские хозяйства: накормить мир – сберечь планету"
2-я
Лаборатория исследований и открытий
Контрольная закупка (изучение химического состава пищевых продуктов, простые способы установления качества продуктов)
Практикум


3-я
История и современность
Глобальная задача избавления человечества от голода
Лекционно-семинарская


4-я
День науки и творчества
Создание буклетов: «Контрольная закупка», «Накормить мир – сберечь планету".
Проектная деятельность

Ноябрь
День вторичной переработки

2-я
Лаборатория исследований и открытий
Вторичная переработка отходов в домашних условиях: «Вторая жизнь ненужных вещей».
Практикум


3-я
История и современность. Люди и события
Городские свалки. Мусор в Калининграде. Проблема утилизации мусора
Лекционно-семинарская


4-я
День науки и творчества
Мусор в школе. Мусор в микрорайоне. «Вторая жизнь ненужных вещей» (кормушки для птиц).
Проектная деятельность

Декабрь
Международный день гор

Международный день борьбы с пестицидами

2-я
Лаборатория исследований и открытий
Горные породы и минералы. Коллекция. Изучение химического состава некоторых минералов
Практикум


3-я
История и современность. Люди и события
Пестициды. Ядохимикаты. ДДТ
Лекционно-семинарская


4-я
День науки и творчества
Токсичные вещества и здоровье
Проектная деятельность

Январь
День заповедников и национальных парков
3-я
История и современность. Люди и события
Национальный парк «Куршская коса»
Лекционно-семинарская


4-я
День науки и творчества

Природные ресурсы Калининградской области: песок, глина, янтарь.
Проектная деятельность

Март
Международный день леса

Всемирный день водных ресурсов (День воды)
Международный день Балтийского моря
2-я
Лаборатория исследований и открытий
Изучение качества питьевой воды (морской воды и ближайших водоёмов). Бумага из ненужной макулатуры.
Практикум


3-я
История и современность. Люди и события
Бумага: прошлое и настоящее
Лекционно-семинарская


4-я
День науки и творчества
Значение леса и моря для здоровья человека.
Проектная деятельность

Апрель
День Земли (Праздник «День посадки деревьев»)

Всемирный день здоровья

День химической безопасности

Общероссийские дни защиты от экологической опасности
2-я
Лаборатория исследований и открытий
Праздник «День посадки деревьев» (озеленение микрорайона, пришкольной территории)
Практикум


3-я
История и современность. Люди и события
16. Здоровье школьников – залог успешного обучения
Лекционно-семинарская


4-я
День науки и творчества
Создание плакатов «ЗОЖ»
Проектная деятельность

Май
День экологического образования
2-я
Лаборатория исследований и открытий
Природа родного края в фотографиях. Тропа в гармони с природой
Практикум


3-я
История и современность. Люди и события
Экология на уроках химии
Лекционно-семинарская


4-я
День науки и творчества
Красота окружающего мира

Проектная деятельность



Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415