Повышение эффективности уроков географии с помощью приемов технологии критического мышления


Буллер Евгения ВикторовнаУчитель географии МБОУ СОШ №26 с. Краснокумского Повышение эффективности уроков географии с помощью приемов технологии критического мышления Подготовила: Буллер Евгения ВикторовнаУчитель географии МБОУ СОШ № 26с. Краснокумского Современная ситуация требует применения современных образовательных технологий, которые призваны способствовать повышению эффективности обучения. Одной из таких технологий является технология развития критического мышления ЦЕЛЬ: ОбучениеРазвитиеСамореализация личности ребенка ЗАДАЧИСоздание условий для развития креативного мышления школьников путём нестандартной организации учебно-воспитательного процессаПоддержание стойкого интереса к изучению географии через практическое применение полученных знаний Теоретическое обоснование В центре внимания- ученик. Технология развития критического мышления способствует развитию его творческих способностей.Глубокое осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счёт их универсального использования в различных ситуациях. Данная технология способствует формированию следующих умений: мыслить логично;выражать свою мысль, своё мнение связно, четко, логично;запоминать и оценивать факты;формировать свою точку зрения, мнение, самостоятельно работая над новым материалом;уметь отстаивать свою позицию Технология развития критического мышления Стадии критического мышления:ВызовОсмысление новой информацииРефлексия - активизировать слабых и сильных,формировать мотивацию на учебную деятельность,- настраивать на воспроизведение изучаемого материала через мотивацию своей жизненной позиции Стадия вызова призвана: ПРИЕМЫ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ: «МОЗГОВОЙ ШТУРМ», «МЕТОД КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ», «КЛАСТЕР ПРЕДПОЛОЖЕНИЙ», «ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ НА ПРИМЕРЕ СОПОСТАВЛЕНИЯ ФАКТОВ», ПРИЕМЫ «ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО…», «ЗНАЮ-ХОЧУ ЗНАТЬ-УЗНАЛ», «ЧТО ЭТО…», «ИНСЕРТ», «ТОНКИЕ И ТОЛСТЫЕ ВОПРОСЫ», «МУДРЫЕ СОВЫ», «МЕТОД АССОЦИАЦИЙ», «СИНКВЕЙН», «ЗАГАДКА», «ОЖИВИ КАРТИНУ», «ЗИГЗАГ», «БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ», «ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ», «КРУГИ ПО ВОДЕ», Состав Топливно-энергетического комплекса Нефть Электростанции Уголь Газ Энергия Солнца Топливо Энергия Состав ТЭКа: Топливная промышленность:НефтянаяГазоваяУгольнаяТорфянаяСтанцевая Электроэнергерика:ГЭСТЭСАЭСАльтернативные источники энергии Прием «Толстые и тонкие вопросы» Тонкие:Кто…Что…Когда…Может…Будет…Мог ли…Как звали…Было ли… Толстые:Дайте объяснениеПочему…Почему вы думаете…Почему вы считаете…В чем разница…Предложите, что будет, если…Что, если… 1. Имя (название, личность, предмет, звание…) 2. Два прилагательных, описывающих эту личность 3. Описание действий (3 глагола) 4. Фраза из 4 слов, которые выражают сущность 5. Синоним первого слова, который раскрывает суть этого понятия Синквейн 1. Имя (название, личность, предмет, звание…) Русская равнина 2. Два прилагательных, описываю-щих эту личность величественная, обширная 3. Описание действий (3 глагола) простирается, находится, располагается 4. Фраза из 4 слов, которые выра-жают сущность Занимает Европейскую часть страны 5. Синоним первого слова, который раскрывает суть этого понятия Восточно-Европейская равнина Синквейн МЕТОД КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ Как улучшить демографическую ситуацию в странеЧто нужно сделать чтобы поднять рождаемость и уменьшить смертность в стране?Почему многие семьи, имеющие достаток средний и выше среднего, не хотят заводить второго и последующих детей?Почему семьи, живущие в городе, в большинстве своём 1-2 детей, а семьи, проживающие с селе стремяться к большой семье?Что бы вы сделали для улучшения демографической политики, если бы вы были президентом? VУже знал -Информация, противоречащая знаниям ученика +Новое ?Непонятно или хотите более подробной информации МЕТОД INSERT ЗАГАДКА Верные и неверные утверждения ЗИГЗАГ ИЛИ МЕТОД ПИЛЫ ПРИЁМ «МУДРЫЕ СОВЫ» Концептуальная таблица Москва Линия сравнения Санкт-Петербург В какой части страны расположен город? Выход к морю Транспортное положение Положение на реке Планировка городаА) тип планировки (радиально-кольцевая, дуговая, прямоугольная. линейная В) явный центр городаС) год основанияД)достопримечательности БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ ЧТО МНЕ ИЗВЕСТНО ПО ДАННОЙ ТЕМЕ? ЧТО НОВОГО Я УЗНАЛ ИЗ ТЕКСТА ? КРУГИ ПО ВОДЕ ЕВРОПА Е - ЕвросоюзВ – Великая Р – развитаяО – обьединённаяП – промышленнаяА – Активная Особенности развитого критического мышления ОценочностьОткрытость новым идеямСобственное мнениеРефлексия собственных суждений Технология критического мышления способствует формированию у учащихся ряда творческих умений: генерировать идеи; найти многовариантное решение проблемы; излагать свою мысль, слушать собеседника и вести дискуссию; Начало урока Объяснение нового материала Закрепле-ние Повторе-ние Рефлексия Домашнее задание кластер Инсерт Загадка кластер кластер Загадка Мозговой штурм Чтение с остановками Мозговой штурм Загадка Интеллек-туальная разминка кластер Интеллек-туальная разминка Круги по воде Круги по воде Круги по воде Синквейн Инсерт Загадка Метод контроль-ных вопросов Исследовательский проект СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!