Внедрение национально-регионального компонента в образовательный и воспитательный процесс дошкольного учреждения


Балчирбай Ольга СавельевнаМАДОУ «Звездочка»Учитель-методист русского языкаВысшая квалификационная категория

Внедрение национально-регионального компонента в образовательный и воспитательный процесс дошкольного учреждения Сухомлинский утверждал, что детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало , прежде всего, познанием человека, познанием Отечества, познанием их красоту и величие, также познанием открытия мира через красоту родного края
Современные концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение национально-регионального компонента в процесс развития ребенка. При составлении образовательных программ дошкольного учреждения второй частью рекомендован национально-региональный компонент. Этот компонент каждое учреждение для себя определяет самостоятельно, учитывая тип учреждения, специфику организации образовательно-воспитательной и коррекционно-развивающей деятельности педагогического коллектива

Национально-региональный образовательный компонент наполнен знаниями об историческом прошлом и настоящем народа, его культуре, национальных традициях и обычаях; способами деятельности, связанными с традиционными национальными видами деятельности, национальным изобразительным и музыкальным искусством, а также с теми социальными отношениями людей, которые заключены в национальных традициях и обычаях, поведении и деятельности
Одним из основных источников содержания образования является социальный опыт, который накоплен в обществе в результате познавательной и предметно-творческой деятельности многих поколений. Он включает в себя не только обобщённый опыт человечества, но и опыт конкретной общности (национальности) людей, т.е. национально-социальный опыт.


С реализацией содержания национально-регионального образовательного компонента возможны два пути:1. Накопление Федерального образовательного компонента содержанием, раскрывающим отдельные национальные социокультурные ценности. 2. Включение в программу образовательных учреждений дисциплин, содержание которых непосредственно отражает социальный национальный опыт.
Рассмотреть оптимальные пути решения и возможные варианты по внедрению типичных элементов национально-регионального компонента в образовательный и воспитательный процесс дошкольного учреждения на будущий учебный год Цель
Воспитывать нравственные качества личности ребенка: доброты, отзывчивости, способности сопереживать, любви к Родине, гордости за нее Побуждать интерес детей к изучению истории и настоящего родного края, создать условия для возрождения национальной культуры. Расширять объем знаний об искусстве, об обычаях и традициях своего народа. Формировать новое мышление воспитанников на основе целостного представления о мире. Сохранить целостность образовательного пространстваЗадачи


Данная работа позволяет разнообразить образовательную деятельность, сделать ее нетрадиционной, яркой, насыщенной, способствует использованию инновационных и разных способов подачи информации по внедрению национально- регионального компонента в образовательный и воспитательный процесс дошкольного учрежденияАктуальность
Физическая культураБезопасность ПознаниеСоциализацияТруд Коммуникация Чтение художественной литературыХудожественное творчествоМузыка Реализация национально-регионального компонента отражается в следующих образовательных областях:





  Подвижные игры; досуги; развлечения; беседы; дидактические игры; экскурсии; наблюдения; проектная деятельность; чтение; театрализованные игры; тематические разговорные уроки ; чтение сказок; мини сказки - пересказки; рассмотрение иллюстраций; слушание и просмотр сказок; подвижные игры с речевым сопровождением; изготовление различных поделок; мастер-классы по изготовлению национальных изделий; тематические выставки; конкурсы; экскурсии; целевые прогулки; включение народно-прикладного творчества в изобразительную деятельность; праздники - утренники; музыкальные игры; колыбельные и народные песни.Реализация национально-регионального компонента отражается в следующих формах работы:

 Изостудия «Умелые ручки»; Краеведческий музей «Мой край и мой детский сад» -Стенды «Первый выпуск детского сада»; «Мой Кызыл»; «Мой Каа -Хем»; «Мой Кызылский кожуун»; «Моя Республика Тыва»;«Моя Россия»; «Моя планета Земля»;Театральная студия «В мире сказок»; Кукольный театр;Фольклорные группы «Тувинские народные песни» «Русские народные песни» «Игра на тувинских народных инструментах»; «Кружок «Юный хоомейжи»; Кружок «Юный борец»; Кружок «Юный турист»;Танцевальная студия «Танцы народов мира»;Шумовой оркестр «Самородки»; акробатические группы «Звездочки», «Звездинки» ;Тематические разговорные уроки от «Кто я?» до «Планета Земля»           Реализация национально-регионального компонента отражается в предметно-развивающем пространстве в условиях данного учреждения:















Толерантная и демократичная личность, имеющая практичные и разносторонние универсальные знания. Создание для воспитанников ситуации успешности в предыдущей школьной жизни.Активист, лидер, патриот своей малой родины -- Тыва, Родины - РоссияРеальные результаты

Тооруктуг долгай тандым Долганзымза тодар-ла мен Тос-ла чузун малымайны Доруктурза, байыыр-ла мен



ПерспективыПополнение видеотеки; картотеки …Систематизация материалов по заданной теме (перспективное планирование учреждения, подготовка тематического наглядного материала, запись диска для обмена опытом);Распространение педагогического опыта через СМИ, семинары и конференции… Благодарю за внимание!