Технологическая карта внеклассного мероприятия согласно требованиям ФГОС (5 класс)


Технологическая карта внеклассного мероприятия согласно требованиям ФГОС
Тема: Дом, в котором мы живем.
Класс: 5 класс
Цель: Формирование образовательных компетенций (информационной, коммуникативной, рефлексивной др.) учащихся 5а класса в ходе работы над внеклассным проектом в области «Социологии».
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в исследовательской и творческой видах деятельности;
– воспитание морально – нравственных качеств личности, любовь к близким, к родителям.
– развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения, выполненный творческий продукт;
– формирование эстетических потребностей;
– развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости;
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- развитие умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
- формирование умения целеполагания; умения планировать пути достижения целей; выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
- формирование умения строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей, делать умозаключения и выводы на основе аргументации;
- формирование умения организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, умения самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников;
- освоение умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
- развитие умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
- развитие умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
- формирование умения взаимодействовать в статичных и мигрирующих группах в режиме интерактивного обучения, распределять роли и функции совместной проектной деятельности;
Ключевые вопросы: Что такое семья? Что такое дом? Распределение ролей в семье? Как создать доверительные отношения в семье?
Оборудование занятия: подготовленная учителем презентация проекта, творческие работы учащихся, ватман, фломастеры, раздаточный материал.
Предварительная подготовка:
Составление портрета и герба моей семьи.
Подборка стихов о семье.
Анкетирование родителей и детей.
Составление открытого письма родителей своим детям.
Для построения семейного дома: выписать значение имен, подобрать пословицы и поговорки о семье, составить семейный словарик.
Плакат с основой дома.
Раздаточный материал:
Стихи о семье.
Яблоки и листочки для яблони.
Лучики для солнца.
Пословицы и поговорки.
Семейный словарик.
Содержание взаимодействия педагога и учащихся
№ Этап занятия Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
1 Самоопределение к деятельности Вступительное слово учителя (приветствие в виде стихотворения)
Что такое дом? Учащиеся вступают в диалог с учителем, одноклассниками
Отвечают на вопрос, высказывают свое мнение Коммуникативные
Регулятивные (самоопределение к деятельности)
2 Актуализация вопроса, рассматриваемого на занятии Организует дискуссию учащихся.
Через ответы учащихся на первый вопрос выходит на понятие – семья, отношений в семье Учащиеся обмениваются мнениями с учителем, одноклассниками
Личностные,
Коммуникативные (формулировка собственного мнения), регулятивные (воспринимать критику)
3 Постановка учебных задач Слово учителя.
Учитель в позиции консультанта-фасилитатора побуждает учащихся к принятию задач Формулируют тему занятия, учебные задачи Личностные (самоопределение к познавательной деятельности), регулятивные (целеполагание), коммуникативные
4 Актуализация вопроса, рассматриваемого на занятии Организует дискуссию учащихся
Учитель предлагает результаты анкетирования родителей учащихся – о взаимоотношениях в семье
Слушают выступление учащихся по подготовленным исследованиям – обзор памятных дат, связанных с семьей, стихи о семье.
Соотносят свое мнение с результатами анкеты Личностные, познавательные (анализ, синтез, группировка различных фактов, сведений), коммуникативные, (умение слушать и слышать, учет разных мнений)
5 Организация взаимодействия учителя с учащимися по овладению темы занятия.
Работа в группах Учитель организует работу в группах, контролирует ход работы, использует подготовленную ИОС (предлагает учащимся жизненные ситуации, ученики должны объяснить свой поступок в этой ситуации) Разбиваются на группы, выполняют задания, оценивают ответы друг друга Личностные (личностное самоопределение, нравственно-этическое оценивание, умение выделять нравственный аспект поведения, знание моральных норм), коммуникативные (интегрируются в группу, умение слушать и слышать, выражение своих мыслей с достаточной точностью и полнотой), регулятивные (оценка своей деятельности), познавательные (осознанное построение речевого высказывания)
6 Работа над проектом. Принятие критериев оценки Организует работу в 5 группах
1) родители – фундамент;
2) основа дома (бревна)
3) крыша
4) яблоня
5) лучики солнца
Учитель в позиции консультанта – фасилитатора побуждает учащихся к принятию критериев оценки
Выполняют задания в группах, используя подготовленный материал Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, управление поведением партнера, диалог в группе), познавательные (работа с информацией, моделирование,), регулятивные (целеполагание, планирование деятельности), .
7 Защита проектов Организует защиту проекта Защищают подготовленные задания, проводя самооценку работы группы по принятым критериям Коммуникативные, личностные, регулятивные
8 Рефлексия деятельности Выдает анкету обратной связи – продолжи фразу, дает инструктаж по их заполнению Заполняют анкету, желающие озвучивают свое мнение Коммуникативные (формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации),, регулятивные (оценка своей деятельности)
Прогнозируемы результат: ходе внеклассного занятия учащиеся выполняют монопроект «Дом, в котором мы живем». Работа оформлена в виде плаката, с изображением дома, солнца, яблони около дома, оформленный устоями семьи, семейным словариком, народной мудростью (пословицы и поговорки о семье), значением имени каждого ученика класса.
На занятии учащиеся учатся:
овладевать способностью принимать и сохранять поставленную задачу;
планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
работать с информацией при подготовке материала, овладевать операциями мышления (анализ, синтез, классификация, группировка);
осуществлять выбор партнёра, распределять роли в группах и выполнять задание соответственно ролям и функциям;
слушать и слышать, ясно и четко излагать свою точку зрения;