Краткосрочное планирование по русскому языку Роль языка в жизни человека

конспект урока № 1 по русскому языку

Тема. Роль языка в жизни человека
Дата 2.09.2015 г.
Класс 5 «Б», 5 «Г»

Цель: организация деятельности учащихся с опорой на введение в курс по предмету, определение роли языка в жизни человека
+
Вводный урок

Урок изучения нового материала

Урок обобщения и систематизации знаний

Урок повторения полученных знаний


Интегрированный урок

Урок закрепления и развития ЗУН



Бинарный урок


Комбинированный урок

Урок формирования и закрепления ЗУН

Урок проверки и оценки ЗУН



Тип
урока




Образовательные
Развивающие
Воспитательные

расширить знания учащихся о роли языка в жизни человека
Формировать умение анализировать, рассуждать, находить в тексте главное, внимательно слушать
обратить внимание на необходимость изучения родного языка

Задачи:



таблицы

сборник упражнений

иллюстрации, портреты писателей, ученых

стикеры


схемы
+
раздаточный материал

сборник дидактических материалов

ТСО

+
учебник

карточки с заданиями
+
маркеры, листы А-4, А-3, ватман

тесты

Оборудование урока и дидактический материал:


Ожидаемые результаты обучения:
ученики смогут
усвоить, какова роль языка в жизни любого человека, какой статус имеют каз., рус. и англ. Языки, необходимость изучения языков

Новые понятия: анафора

Ход урока

Содержание урока
Активные формы,
используемые на уроке /
Используемые техники
и стратегии
Оценивание

I. Побуждение
Организационный этап // Положительный настрой «Скажите друг другу комплимент»
активити
Аплодисменты

II. Реализация
1. Начало урока (вызов). Постановка темы, цели и учебных задач
Сценка Автор. - Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу знаменитому баснописцу Эзопу купить самую лучшую вещь в мире. Эзоп пошёл на базар и принёсязык. Ксанф. - Почему ты принёс язык? Неужели ты считаешь, что это самая лучшая вещь в мире? Эзоп. - Конечно. Разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык? Ксанф. - Хорошо. Иди опять на базар и принеси самую худшую в мире вещь. Автор. - Эзоп ушёл и принёсязык. 2. Актуализация знаний
Беседа - Почему Эзоп считает, что язык – самая лучшая и самая худшая вещь в мире. О каком языке идёт речь? Сегодня на нашем уроке мы поговорим о том, какую роль в нашей жизни играет язык.
3. Подача нового материала

1. Прочитайте выразительно стихотворение В. Шефнера «Слова» Много слов на земле. Есть дневные слова, В них весеннего неба сквозит синева. Есть слова словно раны, слова словно суд,- С ними в плен не сдаются и в плен не берут. Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. Словом можно продать, и предать, и купить, Слово можно в разящий свинец перелить. Но слова всем словам в языке у нас есть: Слова «Родина, верность, свобода и честь». Пусть разменной монетой не служат они,- Золотым эталоном их в сердце храни, И не делай их слугами в мелком быту- Береги изначальную их чистоту. 2. Ответьте на вопросы: - Почему слова могут быть ранами, судом? - Как можно спасти, убить, продать, предать, купить словом? Приведите примеры. - Найдите слово, которое повторяется в начале строки стихотворения. Почему автор повторил его несколько раз?
Этот приём называется АНАФОРА. Запишите определение в словарик Анафора (единоначатие) – повторение первых слов в предложениях.
4. Закрепление
1. В пословицах и поговорках русский народ говорил о том, как надо обращаться с языком. Вспомните пословицы и поговорки и закончите их. В случае затруднения пользуйтесь словами для справок (на доске) 1) Глупые слова жить мешают, а разумные во всём.2) Не давши слова – крепись, а давши - .3) Будь слову своему .
4) Слово не воробей, вылетит - .5) Словам болтуна не велика.6) Больше дела, меньше. Слова для справок: цена, не поймаешь, слов, помогают, держись, хозяин.
2. Выполнение тренировочных упражнений
№ 2 Записать в тетради слова известного русского писателя И.С. Тургенева и ответить на вопрос из упражнения.
№ 1 Устно. Подумать над содержанием стихотворения и ответить на вопросы.
№ 4 Работа с текстом






Инсценировка









Беседа

КМ


























Работа в парах





Инсерт




ОдО

Аплодисменты
















Похвала














Смайлик






Взаимооценивание

III. Рефлексия
1) Подведение итогов урока:
Обобщение материала, полученного на уроке
- Какую роль играет язык в нашей жизни? - Какой, на ваш взгляд, должна быть наша речь? А какой не должна быть? - Молодцы! Вы правильно и быстро справились со всеми заданиями, доказали, что вы умеете трудиться. Язык – это важнейшее средство общения. Это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками
Выставить оценки за урок
2) Домашнее задание: найти и записать 5 пословиц о языке и речи




«Интервью»



ОдО














Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315