Конспект урока по русскому языку на тему: «Правописание имен числительных».


Конспект урока по русскому языку.
Программа: Начальная школа XXI века
Учебник, автор:. под редакцией Н.Ф.Виноградовой., ч.2
Класс: 4
Тема: «Правописание имен числительных».
Тип урока: Изучение нового материала
Форма урока: Традиционный урок
Цель урока:
А) предметные –познакомить учащихся с именем числительным как частью речи.
Б) метапредметные – развивать орфографическую зоркость, речь учащихся; умение обобщать, группировать слова по определённым признакам;
В) личностные – воспитывать любовь к русскому языку, взаимопомощь.
Оборудование: учебник «Русский язык» 4 класс часть 2.
Технологическая карта урока
Этап урока Деятельность учителя и ученика. УУД
1. Организационный момент. - Ребята, вы готовы работать. Проверьте, все ли готово к уроку на парте. Результат нашего урока будет зависеть от нашей совместной работы, поэтому настройтесь на дружную, сплоченную работу. Будьте внимательными и сосредоточенными.
Регулятивные УУД
организовать свое рабочее место под руководством учителя
Личностные УУД
правильная посадка за партой
2. Минутка чистописания
-Начнём урок с минутки чистописания.
Самая большая ценность народа – его язык, - язык, на котором он пиш..т, говор..т, дума..т.
- Как вы думаете, к кому обращены эти слова?
-Какова главная мысль этого высказывания?
-Что надо сделать в этом предложении?
-Спишите и вставьте пропущенные орфограммы. Регулятивные УУД
умение осуществлять действие по образцу, осуществлять взаимопроверку
3.Словарная работа
а)Предъявление нового слова учащимся
Работа над слуховым образом словарного сова
Запись слова с окошком
Работа над зрительным образом словарного слова
Орфографическое проговаривание. Запись однокоренных слов или многократная запись слов с выделением орфограммы.
Введение нового слова в активный словарь детей -Новое слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке, вы узнаете, если разгадаете ребус:

- Какое слово получилось? (кровать)
- Что обозначает слово кровать?
 - Дети высказывают свои предположения. (Кровать место, где спят и отдыхают.)
-Верно ребята. Это словарное слово. Давайте проговорим это слово вместе. (Дети проговаривают вместе с учителем слово кровать)
-Давайте произнесем это слово с ударением (кровааать)
-Ребята, как вы думаете, где в этом слове ошибкоопасное место? Почему вы так решили? (Во первом слоге. Так как гласная в этом слоге находится в слабой позиции, она безударная)-Ребята, посмотрите на экран. Спишите это слово к себе в тетрадь. (Дети списывают слово с окошком в тетрадь)
К Р В А Т Ь
-Ребята, а теперь давайте узнаем, какую букву мы должны писать в слове «КРОВАТЬ». Для этого откройте орфографический словарь (или словарь в конце учебника). Кто нашел это слово? Какую букву мы должны писать в этом слове? (Букву о)
-Ребята, давайте напишем это слово, проговаривая его по слогам вслух. (кро (пишу букву о) – вать (пишу букву а) )
-Пропишите строчку в тетради слова «кровать», выделяя ошибкоопасное место. (Дети прописывают строчку и выделяют орфограмму.)
-Ребята, попробуйте подобрать однокоренные слова к слову «кровать» (кров, кроватка)
-Молодцы, теперь прослушайте стихотворение С.В.Михалкова «Не спать!»
НЕ СПАТЬ!
Я ненавижу слово "спать"!
Я ежусь каждый раз,
Когда я слышу: "Марш в кровать!
Уже десятый час!"
Нет, я не спорю и не злюсь -
Я чай на кухне пью.
Я никуда не тороплюсь,
Когда напьюсь - тогда напьюсь!
Напившись, я встаю
И, засыпая на ходу,
Лицо и руки мыть иду...
(Чтение до конца) Коммуникативные УУД
умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками
Познавательные УУД
умение строить речевое высказывание
Коммуникативные УУД
навыки сотрудничества учителя с учениками
Познавательные УУД
умение строить речевое высказывание
Познавательные УУД
поиск и извлечение нужной информации
Познавательные УУД
умение ориентироваться в книге, поиск и извлечение нужной информации
4. Работа над правилом
Запись на доске:
Считать, ты, девять, карандаши, деревянный, вдалеке, он, быстрый, второй, пенал, завтра, умножить, шесть, умный, парта, вычитать, досуха, вы.-Запишите по группам: существительные, прилагательные, глаголы, местоимения, наречия (у доски по цепочке).
-Что обозначают эти слова?
-Встретились нам слова, часть речи которых мы не можем определить?
Эта часть речи называется имя числительное.
Работа в учебнике с. 55 рубрика «Тайны языка» (орфографическое правило)
-Что вы узнали об имени числительном?
-Какие бывают имена числительные?
-На какой вопрос отвечают количественные числительные?
- Что они называют?
- Что называют и на какие вопросы отвечают порядковые числительные?
Стр. 55 , упр. 1 ( у доски 2 уч-ся, записывают слова в 2 столбика)
Сколько? Какой?
Стр. 56, упр. 2 прочитать задание, самостоятельно выписать имена числительные, проверить.
- Какие числительные встретились в стихотворении: порядковые или количественные?
- Продолжи предложения. Какие числительные использовали в предложении?
(с комментированием по цепочке)
-А сейчас мы совершим путешествие в прошлое стр. 56-Какой вывод можно сделать? Познавательные УУД
умение строить речевое высказывание
Регулятивные УУД
выделение и осознание учащимися того, что уже освоено
Коммуникативные УУД
умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками
5.Физкультминутка. Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу.
Руки согнули , кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
В сторону руки- плавно помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся покажем,
Крылья сложили назад. Закрепление в практической работе способа действия, описанного в правиле -Как отличить порядковые от количественных числительных.
oПоднимите руку, кто может без труда определить имя числительное?
oВыполните задание, оно сложное, но интересное. Определите на слух, какое количество числительных я зачитаю?
ОДИН, ОДИНОЧЕСТВО, ОДНАЖДЫ
ВТОРОГОДНИК, ВТОРОЙ, ВТОРНИК
ПЯТАЧОК, ПЯТЬ, ПЯТКА
ВЧЕТВЕРОМ, ЧЕТВЕРГ, ЧЕТВЕРТАЯ Познавательные УУД
умение строить речевое высказывание
Коммуникативные УУД
навыки сотрудничества учителя с учениками
Регулятивные УУД
выделение и осознание учащимися того, что уже освоено
6. Обобщающая беседа -С какой частью речи познакомились на уроке?
-Какие бывают имена числительные? Регулятивные УУД:
выделение и осознание учащимися того, что уже освоено;
Познавательные УУД:
умение строить речевое высказывание
7. Рефлексия -Ребята, теперь пора нам оценить свою работу на уроке.
У каждого из вас на столе три цифры 3, 4, 5. Оцените себя, на какую отметку вы работали сегодня? Покажите свои отметки, положите в дневник. Регулятивные УУД:
осознание качества и уровня освоения