Поурочный план урока по русскому языку на тему Имя прилагательное


Тема: Имя прилагательное
Цели: познакомить с именем прилагательным и его ролью в речи;
развитие речи и навыков составления предложений;

Оборудование и наглядность: графопроектор, экран, ноутбук.
Организационный момент, сообщение темы и целей урока.
Определяю предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю нашу речь
Меня вам надо знать, беречь!
- Сегодня на уроке подробно познакомимся с именами прилагательными.
II.Чистописание
-Дайте характеристику звуку, обозначенному буквой Е. Что вы знаете про эту букву?
Запишите, продолжив закономерность
-Отгадайте загадку. Спишите. Подчеркните имена прилагательные.
На большой цветной ковер
Села эскадрилья –
То раскроет, то закроет
Расписные крылья. (Бабочка.)
Работа по теме урока
Очень занимательное –
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадет оно.
Ну, представь-ка себе это:
Как без признаков предмета
Будем спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получится?
Стоит разве мучиться?
Не скажем мы «прекрасное»,
Не скажем «безобразное». Не скажем маме «милая,
Красивая, любимая».
Отцу, и брату, и сестре
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные
При-ла-га-тель-ные.
Чтобы всё отличным стало,
Разных признаков не мало.
Будем всюду замечать
И к месту в речи
Их вставлять.
Имена прилагательные обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? Признаки: по цвету, по форме, по величине, по материалу, по характеру, по вкусу, по качеству.
1.Наблюдение над ролью имени прилагательного в нашем языке.
Упр. 468.
Прочитайте текст. О ком говорится в тексте?
Назовите слова, которые помогли догадаться, о ком идет речь.
Придумайте заголовок к тексту.
-Спишите текст. Выполните задание. (Проверка.)
-Назовите словосочетания: имена существительные с именами прилагательными.
2.Сведения об имени прилагательном. Стр. 47.
Прочитайте сведения об имени прилагательном.
Что обозначают имена прилагательные? (Признаки предметов.)
С какой целью употребляются в речи имена прилагательные? (Делают речь точной и выразительной.)
Приведите примеры.
3.Игра «Узнай».
Серый, хищный, жадный...
Рыжая, хищная, ловкая...
Косой, слабый, трусливый...
Большой, косолапый...
Солнечный, веселый...
Ясная, холодная...
Серая, хмурая...
-Что обозначают слова, благодаря которым вы догадались, о ком или о чем идет речь?
-Какой частью речи они являются?
-С какой целью употребляются в речи имена прилагательные?
4.Письмо по памяти. Упр. 470.
-Прочитайте загадку. Отгадайте.
Найдите слова с пропущенными буквами. Объясните их написание.
Назовите имена прилагательные. Поставьте к ним вопросы.
Прочитайте загадку еще раз. Обратите внимание на знаки препинания.
Напишите загадку по памяти. (Взаимопроверка.)
Составьте свою загадку о животном.
Физкультминутка
Работа с учебником
1.Упражнение в распознавании имен прилагательных в тексте.Упр. 469.
-Прочитайте текст. О чем говорится в тексте?
Найдите в тексте имена прилагательные. Что обозначают имена прилагательные в этом тексте? (Свет, форму, материал.)
Прочитайте текст без имен прилагательных. Изменился текст? Как он изменился? .
Спишите первое и последнее предложения. Выполните задание.
Е с л и в ы в с т а в и т е в предложения подходящие по смыслу слова, то получится рассказ о лисе.
У кумушки-лисы зубки , рыльце , шубка. Хорошо кума принаряжена. Шерсть у лисы , . На груди у лисы жилет. На шее галстучек.
С л о в а д л я с п р а в о к : белый, пушистая, золотистая, острые, тепленькая, тоненькое.
Напишите, вставляя пропущенные слова. Устно поставьте к каждому из этих слов вопрос.
2.Обобщение.
-Что такое имя прилагательное?
-Что обозначает?
-На какие вопросы отвечает?
-С какой частью речи связано?
-Каким членом предложения является?
Запомни!
Имена прилагательные делают речь более полной, точной,яркой, красочной. Они описывают предмет всесторонне.
VI.Итог урока
-С какой целью употребляют в речи имена прилагательные?
Домашнее задание
Упр. 471.