Поурочный план открытого урока по русскому языку на тему Типы сложноподчиненных предложений.


Тема урока: Типы сложноподчиненных предложений.
Цель урока: Обобщение и систематизация знаний студентов о синтаксисе сложноподчиненного предложения.
Задачи урока:
Обучающие задачи:
закрепить полученные знания о СПП;
тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении;
обучать лингвистическому анализу текста.
Развивающие задачи:
формировать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;
развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;
развивать навыки исследовательской деятельности.
Воспитательные задачи:
воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;
воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей;
воспитывать такие нравственные качества, как преданность, патриотизм, доброта, человеколюбие.
Виды работ Деятельность преподавателя Деятельность учащегося Ожидаемый результат
1.Организационный момент. 2мин.
2.Проверка домашнего задания.
5мин
3. Сообщение темы и цели урока.3 мин.
4. Работа с таблицей. 10 мин.
5.Цифровой диктант 5 мин. 9 балл.
6. «Составляем предложения» 10 мин. 9 балл.
7.физкультминутка.
8.Лингвистическая разминка. 5 мин.
30 балл.
9.Исследовательская работа по группам.
10 мин. 10 балл.
10.Тест по теме «Сложноподчиненное предложение» 15 мин. 17 балл.
11.Домашнее задание. 2 мин
12.Подведение итогов. 3 мин - Здравствуйте, ребята. Сейчас урок русского языка, проверили готовность к уроку
Проверяю домашнее задание студентов.


Тема сегодняшнего урока: Типы сложноподчиненных предложений.
Цель урока: Обобщение и систематизация знаний студентов о синтаксисе сложноподчиненного предложения.
Задачи урока:
Обучающие задачи:
закрепить полученные знания о СПП;
тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении;
обучать лингвистическому анализу текста.
Развивающие задачи:
формировать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;
развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;
развивать навыки исследовательской деятельности.
Воспитательные задачи:
воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;
воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей;
воспитывать такие нравственные качества, как преданность, патриотизм, доброта, человеколюбие.
Критерии оценок «5» - 65-75 «4» - 55-64 «3» - 45-54
Приложение 1
Дается установка: "Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте цифру "1" , если нет - "0". Затем проверьте свои ответы и разберитесь в ошибках".
Верно ли утверждение, что:
Союзы что, если, где – подчинительные?
Определение не отвечает на вопрос чей?
Предложение – это синтаксическая единица?
Местоимение себя не имеет именительного падежа?
Союз однако – подчинительный?
Двусоставное предложение может быть неопределенно-личным?
Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей?
В предложении Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение?
[ ], (который...). – схема сложноподчиненного предложения.
После выполнения задания должен получиться следующий ответ: «101 100 101».
Продолжите предложения так, чтобы они получились сложноподчинёнными. Составьте их схемы. Определите, на основе каких примеров можно составить сложноподчинённые предложения. Почему?
1) Друзья часто спрашивают о том, ... . 2) В этой повести говорилось о том, ... . 3) Я посмотрел в бинокль и увидел, ... . 4) Он так ничего и не понял, ... . 5) Наконец мы увидели дом, ... .
Составьте и запишите сложноподчинённые предложения, используя данные указательные слова, а также союзы и союзные слова.
1) Тот, кто ..., ... .2)... к тому, кто ....3)... такой ..., который ....4)... там, где ....Урок уроком, а здоровье превыше всего. Проверьте, как вы сидите. Спинка стула должна упереться в ваши спинки.
Руки кверху подними,
А потом их опусти,
А теперь их разверни,
И к себе скорей прижми,
Плечами поводи,
Головою покрути,
А потом быстрей. Быстрей
Хлопай, хлопай веселей.
Вновь за парту садись,
С увлеченьем учись!
1. обез__яна, 11. в__едливый, 21. из_явительное наклонение,
2. жереб__ёвка, 12. в_етнамец, 22. под_ёмник,
3. об_явленный, 13. об_яснение, 23. лис_и,
4. об__ём, 14. солов_иный, 24. необ_ятный,
5. в__юга, 15. под__якорный, 25. сомнен__е,
6. с__ёжиться, 16. неот__емлемая часть, 26. трёх__язычный7. сер__ёзный, 17. сов__ют, 27. руж__ём,
8. р__яный, 18. медал_он, 28. П__еро,
9. п__еса, 19. почтал_он, 29. с__едобный,
10. раз__единить, 20. ш_ём, 30. об__езд.
 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
ь ь ъ ъ ь ъ ь ь ь ъ
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
ъ ь ъ ь ъ ъ ь ь ь ь
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
ъ ъ ь ъ ь ъ ь ь ъ ъ
Студенты делятся на 4 группы.
Каждая группа анализирует текст на карточке.
Нужно определить тип речи, найти СПП, определить их вид, сделать вывод о том, в текстах каких стилей речи чаще всего используются СПП с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными, каких видов СПП больше и почему, составить схемы СПП.(Даются тексты публицистического, художественного, научного, разговорного стиля).
Разговорный стиль
На лугу кто – то надрывно кричал, будто раздирали на части туго натянутую материю.- Кто это? – спросил я.- Коростель, его ещё дергачём зовут, - ответил Пётр Иванович…- А какой же он с виду? – спросил я.- Да так, рыженький, бесхвостый. Ноги длинные. На цыпленка похож, когда тот из пуха в перо выходит… (Г.Скребицкий «От первых проталин до первой грозы»).
Научный стиль
Физика – основа естественных наук. Проникновение физики в химию, астрономию, биологию, геологию столь велико, что невозможно установить во многих случаях границу между этими науками и физикой. На стыке этих наук возникли в последние годы новые самостоятельные разделы: физическая химия и химическая физика, астрофизика, биофизика, геофизика. Уже сами эти названия свидетельствуют о том, что физика является основным инструментом многих химических, астрономических, биологических и геологических исследований.( Б. Б. Буховцев и др. Физика.).
Художественный стиль
Когда в солнечное утро летом пойдёшь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и жёлтым, и красным, и синим. Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце. Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его…(Л. Н. Толстой).
Публицистический стиль
«Нужны ли современному человеку стихи?»(1)Один раз я стала спорить с человеком, который старше меня на двадцать лет.(2) Спор был такой: нужны человеку стихи или нет? (3) Он говорил, что современному человеку не нужна поэзия, сейчас век техники, а всё остальное сентиментальщина.(4) Я очень стесняюсь читать стихи вслух, хотя знаю много на память.(5) А тут переборола себя.(6)Тем более рядом были подружки и пересмеивались: вот, мол, взялась раздоказывать взрослому человеку. (7) Но я решила, что не отступлюсь.(8) И стала читать стихи, которые люблю.(9) Я стала говорить, что, если бы стихов не было, люди были бы бедней душой.
Приложение 2
Ключ к тесту:
1. 1), 2), 3) 2. 1), 2), 4) 3. 2), 3), 4) 4. 1), 3), 4)5. 2), 4) 6. 2), 3) 7. 4) 8. 1)9. 3) 10. 1) 11. 4) 12. 3)13. 3) 14. 10 15. 4) 16. 2)17. 2)
Написать сочинение – миниатюру на тему: «Сложноподчиненное предложение вокруг нас».
Интересно – Что для вас было интересно на уроке?
Обучение – Чему научились?
Главное – Что вы узнали на уроке?
Определяем лидеров урока, которые набрали наибольшее количество баллов. Баллы переводим в оценки.
- Молодцы, ребята. А в конце мне хотелось бы вам сказать следующее:
Все знакомо вокруг, тем не менее,
На земле ещё много всего,
Что достойно, поверь, удивления,
И моего, и твоего.
- На этом наш урок окончен, спасибо за урок. Проверяют готовность
к уроку
Отвечают,задают вопросы друг другу.
Определить для себя новую тему, формируют цели развития, устанавливают правила взаимопонимания, отношение к работе.
Внимательно слушают и записывают ответы.
Составляют предложения, выполняют задания.
Вставляют пропущенные буквы.
Работают с текстами.
Записывают домашнее задание.
Отвечают на вопросы.
Подсчитывают свои баллы.
Определяют студента с высоким рейтингом за урок. Комплексирование, упрочнение знаний, интерес ответственность, целеустремленность умение определять цель, планировать.
Углубление знаний.
Внимательность, углубление знаний, овладение аналитико-синтетическими методами мышления.
Здоровье-сбереженье