Выступление на темуФормирование познавательных УУД на уроках чтения и развития речи.


Формирование познавательных УУД на уроках чтения и развития речи.Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.
Слайд Универсальные учебные действия группируются в четыре основных блока: 1) личностные;2) регулятивные; 3) коммуникативные действия; 4) познавательные.
Для формирования познавательных УУД – подбираются задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника, справочной литературы есть подсказки, позволяющие выполнить задание.

Слайд
Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические универсальные действия, действия постановки и решения проблем.
Рассмотрим, на формирование, каких умений направлено каждое из действий.
Общеучебные - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; - знаково-символическое моделирование; - умение структурировать знания; - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи; - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; - смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
 Логические универсальные действия: - анализ объектов с целью выделения признаков ( существенных, несущественных); - синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, восполнением недостающих компонентов; - выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; - подведение под понятия, выведение следствий; - установление причинно-следственных связей; - построение логической цепи рассуждений; - доказательство; - выдвижение гипотез и их обоснование;
Постановка и решение проблемы: - формулирование проблемы; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Поэтому я чуть подробнее хотела-бы остановиться на формировании познавательных универсальных учебных действиях, которые для успешного обучения должны быть сформированы уже в начальной школе. К познавательным УУД относятся умения: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей, другой дополнительной литературе; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач.
Перевод текста на знаково-символический язык нужен не сам по себе, а для получения новой информации. Обучение по действующим программам любых учебных предметов предполагает применение разных знаково-символических средств .
Из разных видов деятельности со знаково-символическими средствами наибольшее применение в обучении имеет моделирование. В период начального образования основным показателем развития знаково-символических универсальных учебных действий становится овладение моделированием, отражающим пространственное расположение объектов, предметов или отношения между ними или их частями для решения задач; а к концу обучения в начальной школе дети должны не только уметь использовать наглядные модели (схемы, чертежи, планы), но и уметь самостоятельно строить схемы, модели, таблицы и т. п. Поскольку перевод текста на знаково-символический язык и обратное считывание, понимание символической записи является важным этапом в формировании логических универсальных действий и вместе с тем вызывает наибольшие трудности у учащихся, рассмотрим его более подробно.
Формирование познавательных УУД у учащихся идет в процессе работы над развитием объяснительной речи.Объяснительная речь - это правильный ответ на уроке, это умение спланировать своё высказывание, доказать его, а значит – развитие познавательных УУД.
У учеников в той или иной степени страдает речемыслительная деятельность. Учащиеся затрудняются в ответах на вопросы «Почему? Отчего? А как ты догадался, что? ». Ответы на такие вопросы чаще всего сбивчивые, путаные, а порой и вовсе нелогичные. Отсутствуют развернутые предложения, высказывания чаще однословные, некоторые сопровождаются активным жестикулированием.
Одним из приемов развития объяснительной речи у учащихся является работа над загадкой. Выяснилось, что первоклассники затрудняются отгадывать загадки. Самостоятельно загадать простые загадки смогли лишь несколько человек.
На первом этапе учились отгадывать «готовые» загадки.
Главное в этой деятельности для учащихся не столько найти отгадку, как доказать свои мысли, «устоять» при провоцировании со стороны учителя на неправильный ответ. Зачастую учащиеся «выхватывают» из загадки отдельные слова и, не задумываясь, дают ответ.
Предлагалась загадка: «Шустрый рыженький зверек по деревьям прыг да скок». Первый ответ «выскакивает» такой: «Заяц». На вопрос: «Почему заяц? » следует доказательство «он шустрый и прыгает», тогда начинаем уточнять: «Заяц рыженький? » Ребенок тотчас меняет отгадку, основываясь на определении «рыженький»: «Лиса». Снова разбираемся в тексте загадки: «рыженький» - значит маленький, но лиса не такое уж мелкий зверь, и она не прыгает по деревьям. И только после этого ученик задумывается и пытается отыскать верный ответ.
Серьезные затруднения вызвала такая загадка: «У двух матерей по десять сыновей и у всех одно имя». Ответы были самые несуразные, загадку повторили, заучили, причем активная работа рук педагога не привлекла внимание детей и даже прямая подсказка: «Посмотрите на меня и найдете отгадку» не имела успеха, не найдя ответа, дети запросили помощь педагога. А вот когда взрослым была названа отгадка, ученики были удивлены ее простотой. И уже легко смогли доказать, почему это действительно «руки и пальцы».
Познавательное чтение направлено: сперва формировать навык чтения и постепенно приплюсовывать к нему понимание прочитанного, сперва озвучить слово, а потом осмыслить, какое слово было прочитано. Для ребенка трудным является второй момент чтения: читая слово или предложение, он полностью поглощен самим процессом опознавания и озвучивания букв, а процесс схватывания этого звучания в качестве смыслообразующего слова у него выпадает. Эти два процесса, которым суждено быть целостными, едиными, для него не становятся целостными.
Главной задачей учителя является познакомить детей с реальной действительностью, с окружающим миром; научить понимать жизнь. Проблема формирования познавательных учебных действий является актуальной на сегодняшний день.
В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель - это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста - правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать; Например я в своей работе применяю такой способ как , как же нам хорошо когда мы каждый день узнаем все много и много .Мы можем похвалить себя за то что мы хорошо читаем, похвалим сегодня Диану или же Виолетту.
введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;
развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности, обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.
Технология включает в себя три этапа работы с текстом:
Работа с текстом до чтения: а) антиципация; б) постановка целей урока с учетом общей готовности учащихся к работе.
Работа с текстом во время чтения: а) первичное чтение текста; б) перечитывание текста; в) беседа по содержанию в целом.
Работа с текстом после чтения: а) смысловая беседа по тексту; б) знакомство с писателем; в) работа с заглавием с иллюстрациями; г) творческие задания.
Слайд Познавательные УУД включают умения:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
находить ответы на вопросе в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Формирование познавательных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения в частности, а в целом в учебном процессе является одной из важных проблем образования. Главной задачей учителя является познакомить детей с реальной действительностью, с окружающим миром; научить понимать жизнь. На уроках литературного чтения дети познают окружающий мир через понимание прочитанного. А в настоящее время интерес детей к обучению, в частности к чтению угас. Поэтому проблеме формирования познавательных учебных действий уделяется большое внимание в стандарте второго поколения и значит, проблема актуальна на сегодняшний день.
Для того чтобы сформировать познавательные учебные действия младших школьников на уроках литературного чтения необходимо учитывать их возрастные особенности.
Познавательные УУД, на мой взгляд, являются одними из наиболее актуальных в современном учебном процессе, т.к. обеспечивают школьнику умение искать и находить релевантную информацию, перерабатывать и пользоваться ею в зависимости от поставленной задачи.
На уроках чтения целесообрано поиграть в такие игры – тренинги « Мои друзья», «Я возьму тебя с собой»…
Цель этих игр : тренировать аналитическое мышление , формировать умение .выделять общие признаки путем сравнения.
Я в своей работе использую схематизацию основных событий сюжета. Прием «Раскадровка».Например когда мы читали сказку «Теремок».
При чтении сказки дети карандашом рисуют «мультик» схематическое изображение событий,происходящих в сказке.Таким образом , на основе обобщенного восприятия .дети могут увидеть и понять логику сюжета. Перечисляя события ,изображенные в «мультике» дети усваивают план пересказа. Также можно предложить поиграть в игру с кадрами «Раньше-позже», « что потерялось»… Тут же можно анализировать характер героя .Что делает каждый герой ? Если он так поступает .то он какой?Каковы черты его характера? Это хорошо или плохо? Дети рассматривают поступки героев с разных точек зрения : самого героя ,(почему медведь так поступил), окружения Героя ( а как бы поступили остальные герои?).При использовании моделя «Точка зрения» учит детей смотреть на мир глазами других людей.Проанализировав произведение можно предложить составить «Загадалки», про героев этого произведения .Задаются задания « кто-то сделал что-то и получилось это…» Например залез медведь на теремок и … а как бы вы в этом случае поступили ? Тут Никита говорит « А зачем ломать дом я знаю что потом же заново надо строить ,но с другой стороны дом новой получится лучше.»
На основе мини исследований .которые проводятся детьми по сюжету произведений .составляется паспорт произведения и его героев. Дети свободно могут определить жанр произведения. Тут задаются вопросы , а по настоящему может ли такое случиться –значит это сказка. И итогом работы над произведением может служить составление пословиц.или же совет герою.в которых заключается мораль.
Познавательные универсальные учебные действия – это возможность широко использовать игры и тренинги в работе над анализом произведения. Выбор инструментов зависит от целей ,которые ставит перед собой учитель ,уровня сложности произведения .уровня развития способностей учащихся.
Таким образом, познавательные универсальные учебные действия нужны в образовании не для дополнения существующих программ ,а для перестройки образования ,которая в настоящее время необходима.