План самообразования на темуФормирование социальной компетентности у учащихся школы 8 вида средствами внеурочной деятельности


ГКС (к) ОУ» Серафимовичская С (к)ОШИ»
Тема семинара «Формирование социальной компетентности у учащихся школы 8 вида средствами внеурочной деятельности».
Воспитатель:
Хахонина Людмила Николаевна




Г. Серафимович 2015 г.


СОДЕРЖАНИЕ
1.Особенности социального воспитания детей школы 8 вида.
1.1. Понятия « социализация», «этапы», « стадии», » результат».
1.2. Особенности социального воспитания детей школы 8 вида.
2. Формирование социальной компетентности у учащихся школы 8 вида средствами внеурочной деятельности.
3. Заключение.
4. Литература.

1.Особенности социального воспитания детей школы 8 вида.
1.1.Понятия «социализация», «этапы», «стадии», «результат».
Социализация личности-это сложный многогранный процесс по: усвоению индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит;
- усвоению и дальнейшему развитию индивидом социально- культурного опыта;
- по включению человека в социальную практику приобретенных им социальных качеств, усвоению общественного опыта и реализация собственной сущности посредством выполнения определенной роли в практической деятельности.
Общим для всех определений является рассмотрение социализации как результата и механизма приобретения личностью социального опыта в процессе жизнедеятельности. Процесс социализации включает в себя биологические предпосылки, так и непосредственно само вхождение индивида в социальную среду в результате активного взаимодействия между личностью и окружающим социальным миром. В процессе этого взаимодействия осуществляется социальное признание, социальное общение, овладение навыками практической деятельности и активное переустройство окружающего мира. Социализация личности- это сложный процесс ее взаимодействия с социальной средой, в результате которого формируются качества человека, как подлинного субъекта общественных отношений. Одна из главных целей социализации является ПРИСПОСОБЛЕНИЕ и АДАПТАЦИЯ человека к социальной реальности, что служит наиболее возможным условием нормального функционирования общества.
ЭТАПЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ:
Дотрудовой( детство и обучение).
Трудовой.
Послетрудовой.
СТАДИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ:
Биоэнергетическая ( с 3-5 месяцев эмбрионального развития на уровне сенсорной системы ( вкуса, кожной чувствительности, слуха) происходит освоение мира ребенком).
Идентификационная ( до 3-х лет).
Этот период отождествления себя со всем, что окружает
( от мебели, игрушек до мамы, папы, растительного и животного мира). Это период становления сенсомоторного, доречевого и практического интеллекта. Вся психическая деятельность ребенка состоит из восприятий действительности и моторных реакций на нее.
.
Корреляционная (3-5 лет).
Происходит предпанитийное интуитивное мышление ребенка. Это период зарождения целенаправленной совместной деятельности детей, в которой приобретается опыт руководства и подчинения других детей.
Экспансивная (6-10 лет).
Стремление ребенка расширить свой социальный кругозор, у ребенка формируются самооценка, отношение к себе, требования к самому себе.
Конвентивная (11-15 лет).
Подросток ищет выход из постоянно возникающих конфликтных ситуаций, в поисках ответа он обращается к друзьям, родителям, учителям, то есть устанавливается система социальных взаимоотношений с окружающими, среди которых наибольшую ценность представляет мнение товарищей.
Концептуальная (16-20 лет).
Выход в самостоятельную жизнь, перед юношеством возникает необходимость самоопределения, выбора жизненного пути в профессиональном плане. Юношеский возраст отличается от предыдущих самостоятельностью в формировании целостной системы взглядов, оценок, ценностных ориентаций и установок.
РЕЗУЛЬТАТ СОЦИАЛИЗАЦИИ:
Результатом социализации является СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТЬ. Социализированной личностью может считаться личность в том случае, когда просматривается единство между содержательной характеристикой качеств, адаптированностью и независимостью в обществе.

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЫ 8 ВИДА.
Социальная адаптация представляет собой один из механизмов социализации, позволяющих личности активно включаться в различные структурные элементы среды, то есть посильно участвовать в труде и обшественной жизни коллектива, приобщаться к социальной культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами общежития.
Социальная адаптация- это непрерывный коммуникативный процесс, в котором участвуют личность и общество.
В связи с этим особенно велика роль школы. Хотя в учебно-воспитательном процессе заложена и реализуется идея социализации личности, успех подготовки школьников к самостоятельной жизни возможен только при соблюдении ряда условий. Главное из них - наличие единой системы воздействия на учащихся, где ведущим звеном являются специальные коррекционные занятия по социально- бытовой ориентировке. Это специальные коррекционные занятия, ориентированные на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, формирование у школьников необходимых навыков самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем. В процессе обучения прививаются морально- этические нормы поведения, воспитываются навыки общения, которые бывает необходимы при посещении различных учреждений и организаций, развивается художественный вкус учащихся. Предусмотрено практическое знакомство и формирование умений у воспитанников пользоваться услугами различных организаций, учреждений, предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи.
Важнейшим звеном системы является воспитательная работа, которая в комплексе с учебной помогает достичь желаемых результатов. Воспитательный процесс должен иметь социально- бытовую ориентацию. Но система работы во внеурочное время не должна копировать уроки по СБО, у нее свои задачи, формы, методы. И тем не менее, исходя из того, что все звенья работы должны быть взаимосвязаны, следует в процессе повседневной практической жизни детей повторять, закреплять и расширять знания, полученные в ходе учебного процесса, формировать у воспитанников полезные привычки, эталоны поведения, оценочное отношение к различным жизненным ситуациям. Главное условие успеха - участие детей в ежедневной разнообразной практической деятельности. Успеху способствует заранее спланированная совместная деятельность учителя и воспитателя в подготовке и проведении различных мероприятий: конкурсов, праздников, устных журналов. Необходимо также организовать кружки с различной хозяйственно- бытовой направленностью, где дети расширят знания и сумеют использовать умения в иных условиях. Для девочек, например, это могут быть кружки по домохозяйству, для мальчиков - кружок « Умелые руки», где они, в частности, будут заниматься различными ремонтными работами.
Трудовое обучение в коррекционной школе имеет большие возможности в плане подготовки учащихся 8 вида к самостоятельной жизни. Полученная в школе профессиональная подготовка служит основой материального и социального благополучия выпускника. Кроме того, процесс обучения труду позволяет решать целый ряд других задач социально- бытового плана: воспитывать экономность и бережливость, формировать навыки анализа предстоящей работы и ее предварительного планирования, обучать воспитанников изготавливать разнообразные изделия, чинить их. Ученики овладевают умениями пользоваться письменными и учебными инструкциями, например, по эксплуатации того или иного бытового прибора, по применению разных средств ухода за мебелью, одеждой, помещением и т.д. Полезно больше заниматься ремонтными работами, экономическими расчетами, связанными с их проведением и другими видами работ.
Приобретаемые в школе знания и умения будут успешно закреплены, если учащиеся сумеют их применить дома. Для этого необходимо проводить лекции, беседы с родителями, в ходе которых разъяснять задачи и содержание работы по социальной адаптации и ориентации детей. Например, могут быть проведены беседы на темы: » Воспитание ребенка в семье», «Нужны ли детям карманные деньги», » Хозяйственно- бытовые обязанности ребенка дома».
Проведение таких разнообразных видов деятельности способствуют более основательной подготовке умственно отсталых школьников к самостоятельной жизни, труду, формируют личность ребенка.
Формирование социальной компетентности у учащихся школы 8 вида средствами внеурочной деятельности.
В своей работе использую личностно-ориентированную систему воспитания умственно- отсталых детей, которая наиболее полно отвечает решению реабилитационных развивающих задач. Общая и главная задача школы заключается во всестороннем развитии учащихся с целью подготовки их к самостоятельной жизни и труду. Поэтому стараюсь эту задачу решать путем проведения системы коррекционных мероприятий, направленных на смягчение недостатков развития умственно отсталых детей, на формирование их личности и социальную адаптацию. Личность ребенка формируется и развивается под влиянием повседневного быта, окружающей природы и других объективных факторов. Создаю необходимые определенные благоприятные условия, такие как: соблюдение режима дня, предусматривающий разумное чередование различных видов деятельности и способствующий формированию навыков культурного поведения; осуществляю индивидуальный подход к воспитанникам; систематически провожу подробную разъяснительную работу по каждому порученному заданию; обеспечиваю посильное участие воспитанников в различных видах деятельности; осуществляю тщательный и систематический контроль. Развитие активности и самостоятельности является не менее важной задачей формирования личности воспитанника. Поэтому при проведении каждого воспитательного мероприятия стараюсь, чтобы как можно больше ребят принимали в нем участие, чтобы не было пассивных, равнодушных. И отрадно было видеть, как все ребята нашего корпуса с большим интересом и желанием украшали к Новому году свой корпус, изготавливали новогодние игрушки, сами все вешали, при этом тщательно обдумывали, чтобы хорошо смотрелось. К новогоднему празднику воспитанники готовили зимнюю сказку. Хочется отметить, что ребята с ответственностью отнеслись к этому выступлению. Мы вместе обсуждали, как лепить Снеговика, как крепить нос, глаза. Ребята давали дельные советы мне. И в результате они хорошо выступили, сами были довольны. И мне, как воспитателю, очень приятно, что дети переживают за свою группу. Я считаю, что все это способствует развитию активности и самостоятельности ребят.
В своей работе уделяю большое внимание взаимоотношению между воспитанниками в коллективе. Стараюсь обеспечить каждому ребенку положительное, эмоциональное самочуствие в коллективе, как можно более широкие дружеские контакты с членами группы. Часто ходим с ребятами на прогулки, экскурсии; ребята играют в футбол, волейбол; принимают участие в трудовых десантах. Многие воспитанники любят рисовать. Поэтому провожу конкурсы рисунков по сезонным временам года, по прочитанным книгам; ребята любят слушать музыку, смотреть фильмы, отгадывать загадки. После просмотра телепередач обсуждаем с ними различные моменты. Во внеурочное время дети больше раскрываются, рассказывают о себе, испытывают потребность поделиться своими впечатлениями. Поэтому, учитывая это, провожу индивидуальные беседы с воспитанниками.
Работаю в тесном контакте с учителями. Их повседневная связь помогает выявить слабые и сильные стороны воспитанника, какие предметы он любит, а какие его мало интересуют, что ему под силу, что для него затруднительно. В процессе урока учитель может подметить у учеников черты, ускользнувшие от воспитателя, и наоборот: во внеклассной обстановке проявляются такие качества детей, которые не обнаруживаются в классе. Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя позволяет выработать верный подход не только к каждому учащемуся, но и к группе в целом. И как итог моей работы: дети принимают активное участие, как в общешкольных мероприятиях, так и в корпусных, участвуют в трудовых десантах, спортивных соревнованиях, работают на подсобном хозяйстве, оказывают помощь ветеранам и престарелым людям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Учитывая особенности протекания адаптационного периода в школе у детей с ограниченными возможностями здоровья, основными задачами работы воспитателя в этот период будут:
Создание условий, способствующих охране и укреплению здоровья воспитанников.
Снятие стресса и обеспечение положительного эмоционального состояния ребенка.
Формирование адекватных возможностям воспитанником форм общения.
Организация поведения детей.
Создание условий, способствующих познавательной активности.



ЛИТЕРАТУРА:
Журнал»Дефектология» №4 2001г.
Назарова»Специальная педагогика» 2005г.
Г.А.Мишина, Е.Н.Моргачева»Коррекционная и специальная педагогика».
Журнал»Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии».
Ю.Г.Демьянов»Диагностика психических нарушений».