Доклад на темуФормирование коммуникативных УУД у младших школьников


Слайд 1, 2, 3,4
В основе государственных образовательных стандартов лежит системно – деятельностный подход.
Тема моего проекта : «Формирование коммуникативных УУД у младших школьников»
Слад 5
Цель: формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться. 
Слайд 6
Задачи:
Сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию, универсальные учебные действия.
Обеспечить социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнёра по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Сформировать умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Главная цель моей педагогической деятельности – это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться. 
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования, произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе.Образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребёнка и формирование способности учащихся к самообразованию. Важнейшим приоритетом начального общего образования становится развитие личности через  формирование универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные, личностные и коммуникативные. УУД.  Развитие  коммуникативных  умений происходит  на материале  учебников всех предметных линий посредством  приобретения опыта коллективного взаимодействия,  формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль обучающегося.Учителю начальных классов необходимо сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию, универсальные учебные действия. В рамках обучения новых стандартов, соответственно колоссальную роль приобретает коммуникативная деятельность учителя при взаимодействии с учащимися. Коммуникация обеспечивает совместную деятельность людей и предполагает не только обмен информацией, но и достижение некой общности: установление контактов, кооперацию (организацию и осуществление общей деятельности), а также процессы межличностного восприятия, включая понимание партнёра. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнёра по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.Слайд 7Возниакает проблема: как создать мотив, обеспечить необходимый эмоциональный настрой, пробудить интерес к работе на уроке, организовать наблюдения, обсуждение задач и условий ситуации.
Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью развития коммуникативных умений, влияющих не только на результативность обучения, но и на процесс социализации и развития личности в целом.
Слайд 8
Видами коммуникативных действий являются: 
• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками: определение цели, функций участников, способов взаимодействия; • постановка вопросов: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; • разрешение конфликтов: выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; • управление поведением партнёра: контроль, коррекция, оценка действий партнёра; • умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Слайд 9
Коммуникативные действия могут быть разделены на три группы:
коммуникация как взаимодействие (коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника или партнера по деятельности);
коммуникация как кооперация (содержательное ядро – согласование усилий по достижению общей цели);
коммуникация как условие интериоризации (коммуникативно-речевые действия служат средством передачи информации другим людям и становлению рефлексии).
К коммуникативным УУД относятся: умение вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.Основной задачей образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося. При этом очень важны такие формы работы:
организация взаимной проверки заданий,
взаимные задания групп.
обсуждение участниками способов своего действия,
учебные игры, соревнования,
работа в группах.
Слайд 8 Фрагмент урока 2 класс по теме «Сыновья»
(работа в группах по пословицам)
Ребенка надо научить не только отвечать на вопросы взрослого, но и самому их задавать, инициативно высказываться, налаживать взаимодействие, устанавливать с окружающими доверительные, личностные, эмоционально положительные контакты, вежливо вести спор, поддерживать содержательный разговор, беседу.
Нельзя обучать детей общению, не включив их во взаимодействие друг с другом, не обусловив речевое действие и поведение какой-то другой деятельностью (игровой, практической, познавательной и т.д.); не уточнив ситуацию общения, не создав потребности и мотивации у каждого ребенка вступить в него.
Слайд 9 Виды упражнений
На каждом уровне я использую следующие виды упражнений:
ассоциативные (на воображение)
мыслительные (на сравнение)
речевые (язык, речь героев)
рефлексивные (высказывание собственных мыслей)
интерпретация (в других видах искусства)
Первый уровень «Обсуждение и дискуссия». Цель – раскрепостить детей, научить их не бояться говорить. На уроках литературного чтения предусматриваю такие задания, которые ставят ребенка в ситуацию, где необходимо высказать своё мнение.
Слайд 10 Фрагмент урока по теме 1 класс «Буква В, в» (Анализ рассказа «По грибы»)
Речевые упражнения: необычные вопросы, задания на различение (выбрать один правильный ответ из 3–4 предложенных и обосновать), задания на воспроизведение небольших текстов, задания на перечисление фактов.
Слайд 11 Фрагмент урока «В. Осеева «Сыновья» (Задать друг , другу сложные вопросы со словами ПОЧЕМУ, с какой целью, зачем?)
Ассоциативные упражнения: подбор рифм, сочинение загадок.
Дети сочиняют загадки, потом они сравниваются с другими загадками об этих же предметах, чтобы ученики видели разнообразие описаний, ассоциаций, восприятий одного и того же предмета. В ходе обсуждения ребята пришли к выводу, что в загадках предмет не называется, но он сравнивается, описывается. В загадках называются главные признаки предмета, и есть рифма. Таким образом, на практическом уровне идёт усвоение метафоры, сравнения и развитие ассоциативного мышления.
Слайд 12, загадки
Она падает с небес,                                     Ходит,  бродит по коврам,Ручейком бежит сквозь лес.                       Водит носом по углам.        Бьёт из  под земли ключом,                        Где прошёл, там пыли нет Лежит снегом под окном.                           Пыль и сор – его обед.                Пронская А.                                                               Долженкова М..
Рефлексивные упражнения: сталкивание мнений (Кто больше понравился из героев?Почему?),  попробуй предположить по названию, о чём будет рассказ или о ком?
Интерпретация: рассматривание картин, рисунки детей по представлению. Каждый рисунок дети защищают. Расскажи, что ты нарисовал?
.
Второй уровень «Небольшие выступления» ( конец первого класса, 2, 3 класс) Цель – научить детей составлять небольшие выступления, использовать язык в соответствии с ситуацией, не отклоняться от темы.
Речевые упражнения: придумай продолжение текста;  рассказ, где все слова на одну букву («Тавтограммы»)
Ксюша купила кировский кефир, килограмм картошки и кусок красной кеты.                                                      
Ксюша капнула каплю кефира на край красной кофты, которую купила крёснаКатерина. Кот Кеша кушал кусок красной кеты. (Лиза Як.)
Придумай рассказ, используя данные слова. На уроке русского языка мы изучали слова с сочетаниями СН – ЗН (прекрасный, ужасный, вкусный, опасный, чудесный, ясный). Дома дети составляли небольшие рассказы, используя данные слова.
После изучения басен Эзопа и  И.А.Крылова ребята сочиняли сенквейны.
Слайд 13 СенквейнЛисица.                                                                           Мышь.                                                  Трусливая, бессильная.                                                 Добрая, благодарная.Испугалась, пустилась, осталась.                                  Пробежала, умоляла, спасла.Она испугалась свирепого льва.                                   Она освободила сильного льва.Трусиха.                                                                           Спасительница                                             Дроздова Н.                                                               Мишина Н.
Ворона.Доверчивая, глупая.Нашла, взгромоздилась, уронила.Она поверила хитрой лисе.Простофиля.                      Семеров Д.
Мыслительные упражнения: задания на анализ и синтез; задания на сравнения (сравнение характеристики героев, их внешнего вида, описания природы  и.т.д.)
Интерпретация: ролевые и ситуативные игры, инсценировки. При изучении сказок, дети изображают героев сказок, что помогает учащимся понять характер героев сказок .Обычно игры организуются от коллективных (участвуют все ученики) к групповым (какая группа желает изображать) и только потом к индивидуальным. Такая организация работы снимает страх перед публичным выступлением.
На втором уровне развития коммуникативных умений ученик учится владеть невербальными средствами коммуникации – манера, жесты, громкость голоса.
Прочитай стихотворение, выражая гнев, тревогу, насмешку.
Прочитай потешку, сопровождая  ее соответствующими движениями.
К концу второго уровня учащийся умеет: поддерживать дискуссию адекватно ситуации; владеть невербальными средствами коммуникации (манера, жесты, громкость голоса); задавать вопросы, подготовить небольшую речь, не отклоняться от темы, структурировать сообщение).Слайд 14Сертификат комитета образования об участии в конкурсе «Искусство слова» Пронской Алины, за стихи собственного сочинения.
Пронская Алина, сейчас ученица 6 класса, получила в 2012 году, тогда она являлась ученицей 4 класса, сертификат от комитета образования об участии в конкурсе «Искусство слова» за стихи собственного сочинения, сейчас я приглашаю Алину на сцену, Алина прочитает стихотворение собственного сочинения
Третий уровень «Презентации»  Цель – подготовить презентацию.
На третьем уровне я использую задания проблемного или творческого характера.
Речевые упражнения: упражнения в совместно – индивидуальной деятельности. Дети выполняют сначала индивидуальные задания, которые потом объединяют в единое целое. У детей создаётся мотивация взаимодействия. В ходе взаимодействия дети обогащают друг друга идеями. Это упражнение я часто использую, когда дети составляют характеристику героев.
Упражнения в совместно-последовательной деятельности
Группа детей получает задание создать общее произведение (сочинить рассказ,   сказку). Дети выполняют работу пошагово.
Составление «Цветных рассказов».
Детям предлагают  8–10 квадратов различных цветов. Ученики  по очереди берут квадрат, определенного цвета и составляют предложения. 
Слайд 15 текст
На голубом небе светило желтое солнце. По синей реке плыл белый теплоход. Из коричневой трубы шел черный дым. Вдалеке виднелся зеленый луг. На нем росли фиолетовые и розовые цветы. Над цветами летали оранжевые бабочки.                                                          
 Упражнение на коллективное принятие решений.                     
Процедура принятия решений состоит из нескольких этапов:
Учитель объясняет задание. Каждый ученик придумывает 3–5 вариантов решения проблемы.
Дети объединяются в пары и обсуждают свои предложения. Выбирают из них наиболее удачные (3–5).
Дети объединяются в группы по 4 – 6 человек. Снова обсуждение и выбор удачных предложений.
Делегат от каждой группы называет и обосновывает коллективные варианты.
Учитель записывает их на доске и проводит общее голосование.
Слайд 16
К концу третьего уровня дети умеют: поддерживать дискуссию; высказывать    мнение в соответствии с актуальной ситуацией; задавать вопросы по теме; аргументировать свою точку зрения; подготовить презентацию, использовать язык и стиль понятный аудитории.
В процессе работы по формированию устных коммуникативных умений ученики знакомятся справилами речи и общения.
Дать знать, если хочешь высказаться.
Говорить полными, законченными предложениями.
Говорить отчетливо и громко.          
Аргументировать кратко и точно.
Оставаться при «теме» (учитывать вопрос).
Обосновывать мнения или утверждения.
Внимательно слушать, когда говорит другой.
Когда говоришь, обращайся к аудитории.
Любое мнение обсуждается, но не осуждается.

Для формирования умения задавать вопросы по учебному материалу и отвечать на них использую задания с постановкой вопроса:
Слайд 17
Задача: Лена нарисовала 3 рисунка, а Таня – на 2 больше.
Поставь вопрос и реши задачу.
Мыслительные упражнения: задания на анализ и синтез; задания на сравнения (сравнение характеристики героев, их внешнего вида, описания природы  и.т.д.)
Интерпретация: ролевые и ситуативные игры, инсценировки.
Обычно игры организуются от коллективных (участвуют все ученики) к групповым (какая группа желает изображать) и только потом к индивидуальным. Такая организация работы снимает страх перед публичным выступлением.
На втором уровне развития коммуникативных умений ученик учится владеть невербальными средствами коммуникации – манера, жесты, громкость голоса.
Прочитай стихотворение, выражая гнев, тревогу, насмешку.
Прочитай потешку, сопровождая  ее соответствующими движениями.
Необходимым условием на уроке является высокий эмоциональный тонус. Это достигается с помощью художественных изобразительных средств. (Музыка – живопись – литература)
На уроках литературного чтения применяю технологию продуктивного чтения, которая помогает формировать умение вести диалог с автором, высказывать свое предположение, проверять правильность своей позиции относительно прочитанного.
С целью формирования вычитывания всех видов текстовой информации (фактуальную, подтекстовую, концептуальную) использую следующие задания:
Слайд 18

Подготовь устный рассказ о главном герое по плану:
А) Возраст
Б) Внешность
В) Черты характера
Г) Его отношение к другим героям произведения
Д) Отношение других героев к главному герою
Е) Твое отношение к главному герою

Какие черты характера у ___________ (обведи нужное)
Важный, добрый, самоуверенный, злой, любознательный, мудрый, глупый, ответственный, безответственный. (сравни сой выбор с соседом по парте, обменяйтесь карточками)
Задания, направленные на развитие читательских умений:
-Найди утверждение, которое соответствует содержанию прочитанного текста;
-Закончи предложение;
-Объясни, почему ….
-Укажи порядок предложений в тексте и другие.
Современный младший школьник получает большое количество информации из самых различных источников. Для использования этих сведений в своей жизни ученику необходимы не только знания, но и умение обладать грамотной устной и письменной речью для общения и жизни в обществе.
Слайд 19 Диплом об участии Дроздовой Натальи
В 2012 году Дроздова Наталья, ученица 4 класса заняла 4 место в районной олимпиаде по русскому языку, и заучастии во всероссийском конкурсе «Альбус», организованном институтом образования, заняла седьмое место по России. На сегодняшний день эта девочка является ученицей 6 класса, является отличницей, как и в начальной школе подтверждая на 100% свои знания.
Задача формирования коммуникативных учебных действий сегодня является очень важной, так как модернизация современной школы направлена на достижение новых образовательных результатов, обеспечивающих конкурентоспособность российской школы.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Соблюдение данных принципов помогает созданию коммуникативных ситуации, т.е. благоприятных условий для активного общения. Я стараюсь строить учебный процесс  на взаимодействии учитель – ученик, ученик – ученик. Форма взаимодействия демократична: совместное размышление, приближение учебного процесса к реальным жизненным ситуациям, обращение к опыту ученика. На уроках я использую разные формы организации коммуникативного общения: групповые, индивидуально-групповые. Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий я выбрала организацию учебновоспитательного процесса на основе деятельностного подхода.  Цель моих уроков  на основе деятельностного подхода к обучению: формирование способности к самоучению, саморазвитию, воспитание коммуникативной культуры, гуманных нравственных качеств, интеллектуальное, эмоциональное развитие учащихся в условиях коллективной учебной деятельности с одновременным высоким уровнем освоения ими содержания учебных программ.
Моя роль, как учителя, направлять, помогать, поддерживать, развивать идею, дискутировать.
Основным критерием сформированности коммуникативных действий можно считать коммуникативные способности ребёнка, включающие в себя:
желание вступать в контакт с окружающими;
знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (знакомство с коммуникативными навыками);
умение организовать общение (уровень овладения коммуникативными навыками), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать;
умение решать конфликтные ситуации;
Используя данные упражнения в системе,  я формирую у учащихся коммуникативные универсальные учебные действия. Качественно повышается уровень развития детей тогда, когда в речевом общении принимают участие  все дети класса. Мои ученики с желанием работают в группах. К концу 4 класса дети формулируют  свои мысли сложными синтаксическими конструкциями в виде текста, не боятся  выступать публично, корректно оценивают выступления одноклассников. Формирование универсальных учебных действий, в том числе и коммуникативных, значительно повышает качество образования.

Аналитическая деятельность учителя спланирована по следующим направлениям:
- проведен мониторинг общей готовности ребенка к обучению в первом классе.
Входная диагностика. 1 класс 2010 год
(Выпуск 2013 года)
Слайд 20
Входная диагностика : Высокий уровень 70 %
Средний уровень 20%
Низкий уровень 10 %
Итоговая комплексная работа 4 класс 2013 год
Высокий уровень 76%
Средний уровень 18%
Низкий уровень 6 %
Вывод: процент успеваемости и качества знаний у детей повысился.
Слайд 21

На сегодняшний день дети обучаются в 6 классе и полностью подтверждают свой уровень успешности, которого они достигли в начальной школе.
Слайд 22
Диагностика первого класса, который я обучаю сейчас.
Входная диагностика. 1 класс

Высокий уровень 75 %
Средний уровень 20 %
Низкий уровень 5 %
Промежуточная аттестация 1 класса на текущий момент
Результаты качества обучения в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования проанализированы на совещании при директоре.
Выводы: на данный период обучения у 75 % первоклассников сформированы общеучебные умения и навыки, 80% усвоили основные понятия, 85 % читают целыми словами, 80 % решают примеры сложения и вычитания в пределах 20, задачи в 1 действие
Слайд 23

Слайд 24 Спасибо за внимание
А сейчас выступит Пронская Алина, участница областного конкурса «Искусство слова» и прочитает стихи собственного сочинения.

Выводы:
По русскому языку диагностировалось 2 вида работ: письмо под диктовку и списывание с печатного текста. В обоих случаях отмечается рост успеваемости. От 40% до 55% и от 41% до 68% соответственно.
По математике проверялись умения решать примеры на сложение и вычитание и умение решать задачи. Отмечается рост успеваемости только в умении решать задачи (от 34% до 45%), в проверке решения примеров заметен спад (58% 80% 70%).
Проверялась техника чтения: умение читать и осознанность прочитанного. Успеваемость возросла от 68% до 85% и от 43% до 55% соответственно.