«Общая характеристика и строение плоских и круглых червей».

Урок контроля и учёта знаний

Развёрнутый конспект урока на тему:
«Общая характеристика и строение плоских и круглых червей».

Задачи:
- обучения: систематизировать знания учащихся по теме «Общая характеристика и строения плоских и круглых червей».
- воспитания: способствовать формированию научного мировоззрения на основе использования знаний изученного материала; способствовать воспитанию биологической грамотности, ответственного отношения к обучению, дисциплинированности, аккуратности.
- развитие: способствовать развитию у учащихся основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения; совершенствовать знания и умения, в процессе выполнения контрольной работы; развитие самостоятельности и усидчивости во время выполнения письменных заданий; стимулировать познавательную деятельность; способствовать развитию творческих способностей.

Тип урока: урок учета и контроля знаний.

Методы и приёмы обучения: тестирование, письменные задания, беседа.

Оборудование: карточки с заданиями.

Основные понятия: «кожно-мускульный мешок», «гермафродит», «хозяин промежуточный», «хозяин окончательный», «чередование поколений».

План урока:
1.Организационный момент (1 мин.)
2. Вводный инструктаж. (4 мин.)
3.Контрольная работа (36 мин.)
4. Домашнее задание (1 мин.)
5. Подведение итогов (3 мин.)

Ход урока:





Объяснение



















Самостоятельная работа


























































































Самостоятельная работа



































































































































































































































Запись в дневник.


Организационный момент (1мин).
Здравствуйте! Присаживайтесь!
Вводный инструктаж (4 мин).
Сегодняшнее занятие мы посвятим написанию контрольной работы. Сейчас я вам раздам карточки с заданиями. Контрольная работа будет состоять из восьми тестовых заданий.Вы должны будете, ответить на восемь вопросов, выбрав один правильный ответ. Итак, достаём двойные листочки подписываем их, приступаем к работе. В вашем распоряжение для выполнения контрольной работы 35 минут.

3.Контрольная работа (35 мин.).
Итак, приступаем к выполнению контрольной работы.
Карточка №1
Контрольная работа по теме: Общая характеристика и строение плоских и круглых червей».

Вариант 1.
Задание 1 – Выполнение тестовых заданий. Выбрать один ответ из четырёх!
1. Кожно-мускульный мешок – это совокупность:
А) эпителиально-мускульных клеток, образующих сплошной покров тела
Б) покровного эпителия и гладких мышц
В) эпителия покровов, разнообразных мускульных волокон и паренхимы
Г) мышечных волокон.
2. Как устроена пищеварительная система у плоских червей?
А) рот – передняя – средняя – задняя кишка
Б) ротовое отверстие – глотка – слепо замкнутый кишечник
В) ротовая полость с челюстями – глотка – кишка
Г) рот – глотка – зоб – желудок – средняя кишка – задняя кишка.
3. Какой организм называют основным хозяином паразита?
А) в котором проходит большая часть цикла развития
Б) в котором проходит большая часть цикла развития и бесполое размножение
В) хозяин, в котором происходит половое размножение
Г) организм, которому паразит приносит наибольший вред.
4. Пищеварительной системы нет у:
А) белой планарии                                   
Б) бурой планарии
В) печеночного сосальщика                    
Г) бычьего цепня.
5. Полость тела у круглых червей:
А) первичная                                             
Б) вторичная
В) отсутствует                                           
Г) заполнена паренхимой.
6. Яйцо аскариды человеческой вызывает заражение человек, если:
А) проглочено сразу же после выделения из организма больного человека
Б) пройдет через организм промежуточного хозяина
В) пробудет во внешней среде около одного месяца
Г) пройдет различную обработку
7. У кольчатых червей нервная система состоит из:
А) окологлоточного нервного кольца и брюшной нервной цепочки
Б) окологлоточного нервного кольца и спинной нервной цепочки
В) из брюшной и спинной нервной цепочки
Г) из окологлоточного кольца и брюшной и спинной нервной цепочки
8. Кольчатые черви обитают в:
А) в водоемах и тканях живых организмов
Б) в различных водоемах и в почве
В) в пресных водоемах и морях
Г) исключительно почвенные и паразитические животные.

9.Двустороннюю симметрию тела имеет:
А) медуза Б) актиния В) белая планария Г) гидра.
10. Пищеварительную систему у планарии образуют:
А) тонкие разветвленные канальцы Б) семенники и яичники В) нервные стволы Г) рот, глотка, кишечник.
11. Планария – гермафродит, т.к.
А) у одной особи образуются женские и мужские половые клетки Б) у одной особи женские, а у другой – мужские половые клетки В) она не размножается половым путем Г) она размножается вегетативно.
12. Приспособление к паразитизму у плоских червей:
А) сплющенное тело Б) присоски В) развитая пищеварительная система Г) развитые органы чувств.
13. Круглый паразитический червь:
А) дождевой червь Б) бычий цепень В) печеночный сосальщик Г) человеческая аскарида.
14. У всех круглых червей:
А) вытянутое цилиндрическое тело Б) сплюснутое тело В) полость тела заполнена жидкостью Г) нет пищеварительной системы.
15. Все круглые черви:
А) паразиты Б) гермафродиты В) имеют кожно-мускульный мешок Г) не имеют нервной системы
16. Чтобы избежать заражения паразитическими червями:
А) нужно соблюдать правила личной гигиены Б) нельзя работать с землей В) нельзя пить кипяченую воду Г) нужно есть меньше овощей и фруктов.
17. К кольчатым червям относится:
А) белая планария Б) дождевой червь В) аскарида Г) бычий цепень
18. Слизь, покрывающая тело дождевого червя:
А) способствует поглощению питат. веществ Б) защищает червя от хищников В) облегчает передвижение в почве Г) позволяет изгибать тело.


Карточка №2
Контрольная работа по теме: Общая характеристика и строение плоских и круглых червей».

Вариант 2

Задание 1 – Выполнение тестовых заданий. Выбрать один ответ из четырёх!
1. Плоские черви  имеют нервную систему:
А) типа нервной сети
Б) есть один нервный ствол
В) нервные стволы, связанные перемычками, есть головной ганглий
Г) окологлоточное кольцо и отходящие от него нервные стволы
2. Выделительная система плоских червей:
А) представлена видоизмененными кожными железами 
Б) метанефридиального типа                                               
В) отсутствует
Г) протонефридиального типа
3. У каких червей в цикле развития промежуточный хозяин прудовик?
А) бычий цепень                                                
Б) широкий лентец
В) печеночный сосальщик                                 
Г) эхинококк.
4. Кожно-мускульный мешок у круглых червей образуют:
А) кутикула, эпителий, опорная пластинка, кольцевые и продольные мышцы
Б) кутикула, эпителий, опорная пластинка, продольные мышцы
В) эпителий, опорная пластинка, кольцевые и продольные мышцы
Г) эпителий, опорная пластинка, кольцевые и продольные мышцы
5. К круглым червям относится:
А) многоглазка                                                
Б) луковая нематода
В) эхинококк                                                    
Г) нереида.
6. Круглые черви отличаются от  плоских:
А) симметрией тела                                       
Б) количеством слоев клеток
В) наличием анального отверстия               
Г) наличием нервной системы.
7. Бычий цепень паразитирует в:
А) в желчных протоках печени и желчном пузыре позвоночных животных
Б) в толстом кишечнике человека
В) в тонком отделе кишечника человека
Г) в мышцах
8. Большую роль в распространении яиц аскариды и заражении ими людей играют:
А) комары
Б) комнатные мухи
В) грызуны
Г) бабочки
9.Двустороннюю симметрию тела имеет:
А) медуза Б) актиния В) белая планария Г) гидра.
10. Пищеварительную систему у планарии образуют:
А) тонкие разветвленные канальцы Б) семенники и яичники В) нервные стволы Г) рот, глотка, кишечник.
11. Планария – гермафродит, т.к.
А) у одной особи образуются женские и мужские половые клетки Б) у одной особи женские, а у другой – мужские половые клетки В) она не размножается половым путем Г) она размножается вегетативно.
12. Приспособление к паразитизму у плоских червей:
А) сплющенное тело Б) присоски В) развитая пищеварительная система Г) развитые органы чувств.
13. Круглый паразитический червь:
А) дождевой червь Б) бычий цепень В) печеночный сосальщик Г) человеческая аскарида.
14. У всех круглых червей:
А) вытянутое цилиндрическое тело Б) сплюснутое тело В) полость тела заполнена жидкостью Г) нет пищеварительной системы.
15. Все круглые черви:
А) паразиты Б) гермафродиты В) имеют кожно-мускульный мешок Г) не имеют нервной системы
16. Чтобы избежать заражения паразитическими червями:
А) нужно соблюдать правила личной гигиены Б) нельзя работать с землей В) нельзя пить кипяченую воду Г) нужно есть меньше овощей и фруктов.
17. К кольчатым червям относится:
А) белая планария Б) дождевой червь В) аскарида Г) бычий цепень
18. Слизь, покрывающая тело дождевого червя:
А) способствует поглощению питат. веществ Б) защищает червя от хищников В) облегчает передвижение в почве Г) позволяет изгибать тело.

Домашнее задание (1 мин).
Ваше домашнее задание повторить тему «Общая характеристика и строение плоских и круглых червей».

4. Подведение итогов урока (3 минуты)
Итак, ребята ваше время на выполнение контрольной работы истекло, собираем карточки и листочки с ответами на поверку. Оценки за работу вы узнаете на следующем уроке, также мы проведем работу над ошибками. Всем спасибо за работу. До свидания!


Литература
Латюшин, В.В. Биология. Животные. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений / В.В. Латюшин, В. А. Шапкин. – М.; Дрофа, 2005. – 302 с.
Школьные экзамены. 1000 экзаменационных билетов и готовых ответов. 9 кл. – М. : Дрофа, 2000. – 544с.
Экзаменационные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. ЕГЭ – 2007. Биология. – М. : Федеральное государственное учреждение «Федеральный центр тестирования», 2007.