Практические советы для классных руководителей при составлении плана воспитательной работы класса


Практическое занятие «Школы наставничества»
Путеводитель по планированию воспитательной работы
(для классных руководителей)
Данную статью я подготовила для практического занятия «Школы наставничества» (для молодых педагогов и классных руководителей, которые работают в должности классного руководителя 1-й год).
Начало учебного года достаточно напряженное время для педагога: планы, отчеты, конспекты. И порой недостаточно времени, чтобы найти необходимую литературу, прочитать, последовать советам специалистов и ученых. Вот для этого мы и проводим занятия в «Школе наставничества» и предоставляем информацию педагогам, подсказываем, на что обратить внимание, что учесть, что подготовить.
Готовясь к занятию, мы изучили две важные, на наш взгляд, книги: Планирование воспитательного процесса: современные подходы и технологии. Сборник методических разработок / Под ред. Е.Н. Степанова, Н.А. Алексеевой, Е.И. Барановой, Е.В. Володиной. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2011, г. Москва и Планирование воспитательной работы в классе: Методическое пособие / Под ред. Е.Н. Степанова. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
Данная статья – это систематизированные выдержки из указанных выше книг. Буду рада, если эта информация пригодится моим коллегам.
Быть учителем нелегко,
быть классным руководителем – целая философия!
Надо сначала понять, что такое «план» и «планирование». Если полистаете справочную и методическую литературу, то найдете такие определения:
– план – предположение, предусматривающее ход, осуществление чего-нибудь; место, расположение какого-либо предмета в перспективе; заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ (С.И. Ожегов);
– планирование воспитательной работы в классе – это процесс совместной деятельности классного руководителя, детей и взрослых по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в классном сообществе, организаторов и участников намечаемых дел, сроков их проведения (Е.Н. Степанов).
Затем важно представить объем и сроки выполнения работы по составлению плана. Чтобы это сделать, вам необходимо знать, что прежде, чем вы начнете непосредственно планировать (т.е. сядете и станете писать), необходимо провести достаточно большую и серьезную подготовительную деятельность.
Во-первых, вам предстоит собрать и проанализировать информацию о
вашем классе.
Во-вторых, исходя из полученной информации и собственных целей в работе, сформировать (представить) образ своего класса.
В-третьих, потребуется сформулировать цели (то, к чему стремимся), а также продумать содержание деятельности по достижению цели и решению за-
дач.
В-четвертых, запомните, планирование – процесс коллективный. В него нужно вовлечь всех заинтересованных лиц в вашем классе: родителей, учащихся, учителей, администрацию.
В-пятых, планирование воспитательной работы в классе должно строиться с учетом системы воспитательной работы школы в целом. Поэтому, прежде чем планировать, вы должны изучить план воспитательной работы образовательного учреждения.
В плане должно быть отражено:
1. Анализ воспитательной работы за прошедший год.
2. Цели и задачи воспитательной деятельности.
3. Основные направления и дела классного коллектива.
4. Индивидуальная работа с учащимися.
5. Работа с родителями.
6. Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в классе.
Одним из важных шагов на пути к планированию будет ваше знакомство с анализом воспитательной работы с классом в прошедшем учебном году.
В первую очередь обратите внимание на:
– социально-педагогическую характеристику класса (проанализируйте
социальный статус семей учащихся класса). Познакомьтесь с медицинскими данными детей; узнайте о детях (у бывшего классного руководителя, у социального педагога, у ЗДВР), требующих повышенного внимания: склонных к прогулам, состоящих на внутришкольном контроле, в «группе риска» и т.д.
– успеваемость и поведение учащихся;
– увлечения детей (как правило, это сведения о жизни детей после уроков: занятия в школьных и внешкольных кружках и спортивных секциях, а также предпочитаемые предметы. (Опираясь на увлечения детей, можно воспитать очень хороших помощников в работе).
Далее проанализируйте:
 какие цели и задачи воспитательной деятельности ставились перед
классом, какие решены, какие нет и почему;
 какие формы работы применял в своей деятельности предыдущий
классный руководитель;
 какие цели и задачи предполагал он поставить на будущий учебный
год.
1. Анализ имеет четкую структуру.
2. Он осуществляется на основе конкретных критериев.
3. В анализе представлены мнения как можно большего количества заинтересованных лиц: учителей, учащихся, родителей, общественности.
И самое главное, такой анализ будет для вас информативным.
(Учтите данную информацию, когда будете составлять свой анализ
воспитательной работы за год).
Действие 2.
Прежде чем приступать к планированию воспитательной работы в классе,
представьте себе свой класс (всех вместе и каждого ученика отдельно) и расшифруйте такое понятное, и в то же время загадочное слово «КЛАСС».
Один из вариантов:
К – коллектив
Л – личностей
А – активных
С – смелых
С – сплоченных К __________
Л __________
А __________
С __________
С __________
Ученики вашего класса разные. Какие они? Вспомните свои первые впечатления, добавьте немного статистики и приправьте это все юмором.
1. Художники.
2. Спортсмены.
3. Читают стихи.
4. Интересуются точными науками.
5. И т.д.
Нарисуйте портрет своего класса, напишите его название и девиз.
Каждый твой ученик – это личность.
Подумайте и напишите, какие качества личности вы собираетесь развивать в процессе воспитательной деятельности?
Один из вариантов: ответственность, порядочность, аккуратность,
честность, доброта, трудолюбие, терпимость, коммуникативная культура, справедливость, искренность, любознательность, самостоятельность, активность, настойчивость.
Направления воспитательной деятельности:
1) с учетом концепции и воспитательных программ школы (Программа развития ОУ)
2) актуальные для данной возрастной группы
3) актуальные для вашего класса
4) новые (может быть и неожиданные)
Совет-информация
В своей воспитательной работе вы будете практиковать разнообразные формы и виды деятельности. Однако, как показывает опыт, в хороших воспитательных системах класса выделяется какой-то ее один вид, в качестве приоритета. С опорой на него строят воспитательную систему, формируют неповторимый облик класса (к примеру, экологическое направление, Отряд ЮИД и т.д.)
От чего зависит выбор приоритетного вида деятельности?
От специфики учебного учреждения, класса. От особенностей учащихся класса (их увлечения, интересы, авторитеты). От вас самих (ваши увлечения, интересы, авторитеты).
Варианты возможных видов деятельности: спортивная, интеллектуальная, патриотическая, экологическая, художественная, театральная, краеведческая, экскурсионная, музыкальная, трудовая, игровая.
Для успешной реализации планов необходимо сотрудничество и взаимопомощь.
С кем надо сотрудничать? Прежде всего, уточните, с какими организациями сотрудничает школа, в какие кружки и секции ходят дети класса, и не забудьте о родителях.
А как же вы? Ведь вы тоже участник воспитательного процесса. Нарисуйте
себя или опиши свои личные качества, особенности, увлечения, которые помогут вам успешно осуществлять воспитательную работу.
Действие 3-е
В воспитании, по мнению профессора Е.В. Титовой, цель – вероятностное, идеальное представление о результатах воспитательной деятельности
Задачи – это та промежуточная деятельность, реализация которой позволяет достичь цели.
Совет
1. Не ставьте очень далеких целей и не планируйте глобальных задач.
Будьте реалистом!
2. Ставьте (формулируй) такие цели и задачи, чтобы в конце учебного года вы смогли сами себе ответить на вопрос: «Достиг я цели? Решил поставленные задачи?»
3. Сразу продумайте критерии, по которым вы сможешь определить, насколько достигнуты цели и решены задачи.
4. Не стремитесь к длинным формулировкам целей и задач. Цель
должна быть четкой, ясной и понятной всем (прежде всего, вам
самому, а также детям и их родителям).
При разработке этого раздела плана классному наставнику необходимо помнить требования, предъявляемые к целям воспитательной деятельности.
Целевые ориентиры должны быть:
– направлены на развитие личности ребенка, формирование его
интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и
физического потенциалов, на овладение учащимися целостной системой
знаний об окружающем мире, практическими умениями и навыками,
способами творческой деятельности, приемами и методами самопознания
и саморазвития;
– сопряжены с интересами и ценностными установками членов классного
сообщества, социальным заказом государства и общества,
особенностями коллектива класса и условиями его жизнедеятельности;
– обеспечены необходимыми ресурсами для их достижения;
– конкретными, четко и ясно сформулированными;
– трудными, но реально достижимыми;
– диагностичными.
Воспитательная формируется по правилу: цель + условие + действие.
Например:
– развитие познавательных интересов учащихся через создание системы
дополнительных занятий по выбору;
– развитие познавательных интересов учащихся во внеучебное время
в процессе проведения коллективных познавательных дел;
– развитие познавательных интересов через организацию деятельности
клубных объединений и др.
Наряду с целью в плане работы формулируются задачи, которые можно рассматривать как подцели или как составляющие компоненты цели. При декомпозиции цели, т.е. при ее разделении на составляющие, надо определить такие задачи, решение которых позволило бы достичь поставленную цель.
Например, избрана цель – формирование творческой личности учащихся, обладающей интеллектуальной, этической и коммуникативной культурой.
А для ее реализации педагог определила следующие задачи:
1. Создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.
2. Способствовать формированию основ культуры общения и построения
межличностных отношений.
3. Развивать познавательную активность учащихся.
4. Содействовать формированию нравственной позиции школьников.
Воспитательная цель, как правило, создает условия для формирования у школьников нравственных качеств, отношений друг к другу и окружающему миру.
Воспитательные задачи сориентированы на развитие учащихся, отношений их с окружающими людьми и миром, сплочение коллектива детей и улучшение отношений в нем.
Жизненно-практические задачи: выражают общие потребности и интересы
участников взаимодействия, но при этом определяющими являются интересы и потребности детей, запросы родителей.
Организационно-педагогические задачи направлены на организацию воспитательного процесса и создание условий для развития детей. Приведем пример, показывающий взаимосвязь целей и задач:
Воспитательная цель:
Создание условий для развития творческих способностей обучающихся, потребности в культурном проведении свободного времени и умения общаться.
Жизненно-практические задачи:
Организовать интересно и полезно свободное время, досуг учащихся.
Организационно-педагогические задачи:
Изучить интересы и потребности детей; сформировать группы по интересам и с учетом этого построить планирование и организацию внеучебной работы; выявить возможности родителей в организации свободного времени детей и привлечь их к внеучебной воспитательной работе и т.д.
Чтобы правильно поставить цели и задачи, нужно изучить коллектив, провести ряд диагностик.
Хорошо бы составить план проведения диагностической работы на весь учебный год. Вот пример такого плана:
"Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в классе"
Предмет
изучения Методы и приемы
изучения Сроки
изучения
Субъект
изучения
1. Состояние межличностных отношений, выявление
лидеров в классном
коллективе. Социометрия
2. Игра "Морские командные учения"
Сентябрь Классный руководитель
2. Интересы и увлечения учащихся
1. Анкетирование
2. Составление кар-
ты интересов
Сентябрь Классный руководитель
3. Условия развития
личности учащихся
1. Посещение учащихся на дому
2. Беседа с родителя-
ми
Октябрь Классный руководитель
4. Самооценка личности ребенка
Методики для исследования самооценки
Декабрь Школьный психолог
5. Удовлетворен-
ность учащихся
жизнью в классе
Коллективное творческое дело "Поэма о
классе"
Декабрь Учащиеся класса
6. Нравственная
направленность
учащихся
Тест "Размышляем
о жизненном опыте" (добровольно, по желанию).
Апрель Классный руководитель
7. Сформированностьколлектива класса
1. Методика "Какой
у нас коллектив?"
2. Методика для
определения мотивов участия учащихся в делах класса
Апрель Школьный психолог, классный руководитель
8. Удовлетворенность учащихся и
родителей жизнедеятельностью в
классе
1. Тесты А.А. Андреева и Е.Н. Степанова
2. Коллективный
анализ
Май Классный ркуоводитель9. Воспитанность
учащихся
Стандартизированная характеристика
школьника (по Б.П.
Битинасу)
Май Школьный психолог
Кл. руководитель
Действие 4-е
«Коллективное планирование»
Для этого сделайте следующее:
1. Определите внеклассные мероприятия, которые хотели бы провести в классе в учебном году.
Старайтесь использовать разнообразные формы работы. Например:
– праздник;
– устный журнал;
– диспут;
– эстафета;
– поход;
– путешествие;
– игра;
– вечер;
– викторина;
– беседа;
– выставка;
– операция;
– олимпиада;
– мозговой штурм;
– акция;
– встреча с интересными людьми;
– конкурс сочинений;
– вечер вопросов и ответов;
– заочное путешествие;
– творческий конкурс;
– создание видеофильмов;
– литературная встреча;
– презентация;
– аукцион;
– «круглый стол»;
– коллективное творческое дело.
Варианты совместного планирования с учащимися могут быть самыми
разнообразными.
Вариант первый
Классный руководитель записывает на классной доске (или листах бумаги) все предполагаемые дела школы и класса, в которых могут участвовать учащиеся. Ребятам предлагается определить самые важные, интересные и значимые для жизни класса дела. Затем группа ребят (по желанию или по выбору учащихся класса) анализирует выбор мероприятий и определяет группы одноклассников, которые выбрали одинаковые или схожие дела. Ребята, которые выбрали одни и те же мероприятия, получают возможность объединиться и определить содержание и форму будущего дела. Свои проекты ребята совместно обсуждают и сдают классному руководителю. Такая работа всего класса вместе с классным руководителем позволяет многое узнать об учащихся: как они общаются друг с другом, кто занимает лидерскую позицию, за кем ребята следуют, к кому прислушиваются, кто безразличен и отстранен от общих дел.
Вариант второй
Учащимся класса предлагают посмотреть на написанные на доске или
экране мультимедийного проектора даты государственных праздников и памятных дат (рядом с датой ее значение не пишется). Детям необходимо вспомнить значение каждой даты, определить ее важность для каждого из них и коллектива класса в целом, а также решить, какие из представленных дат, можно и нужно включить в план классных дел на текущий год. Затем ребята выступают и объясняют, почему необходимо включить в план ту или иную дату. Учащимся предлагается объединиться в группы и составить план проведения дела, а также определить, в какой форме оно будет проходить.
Например. День Матери. Новый год. 23 февраля. 8 Марта и т.д. Расскажите об этом празднике. Как вы думаете, нужно ли нашему классу отмечать этот праздник? Как вы отмечали этот праздник в прошлом году? Кого вы предлагаете пригласить на праздник в этом году? В какой форме будем проводить это мероприятие? Как вы думаете, это мероприятие сдружит наш коллектив?
Вариант третий
Учащимся предлагается побывать в роли классного руководителя, которому необходимо составить план мероприятий в своем классе. Вот этой работой должны заняться сами ребята. С этой целью ученики разбиваются на четыре группы – по количеству четвертей в году. В каждой группе выбирается руководитель. Он имеет право вытянуть из коробки листок бумаги, на котором написано, на какую четверть группа будет составлять план. Ребятам разрешается самим определить, в каких внеклассных мероприятиях будет участвовать класс, а также в каких общешкольных мероприятиях они могут проявить себя, какие это будут мероприятия по содержанию, кто будет отвечать за их проведение. Дети могут выполнить эту работу в классе, но, если они захотят продолжить обсуждение и попросят дополнительное время, то они могут эту информацию подготовить к следующему классному часу.
Вариант четвертый
Анкета для учащихся
Фамилия, имя ________________________
1. Вспомни из своей школьной жизни 10 творческих дел, которые тебе
наиболее запомнились и понравились.
2. Обведи кружочком те из них, в которых ты участвовал.
3. Напряги свою память, подключи фантазию и предложи 5 творческих
дел, которые хорошо бы провести в этом году.
Вариант пятый
Конкурс «Копилка интересных дел». Каждый ученик готовит предложение в виде краткого описания нового творческого дела и опускает его в изготовленную заранее копилку. По итогам голосования определяются дела, которые вызвали интерес у наибольшего количества ребят.
Так же при составлении плана воспитательной работы необходимо учитывать и мнения родителей.
На первом в учебном году родительском собрании родителям можно
предложить ответить на такие вопросы:
1. Какие мероприятия класса и школы, проведенные в прошлом учебном
году, понравились Вашему ребенку?
2. Какие из них понравились Вам?
3. Какие дела в школе и классе не понравились Вашему ребенку?
4. Как Вы думаете, в каких мероприятиях класса и школы в текущем учеб-
ном году мог бы участвовать Ваш сын или дочь?
5. В каких делах класса и школы могли бы Вы принять участие?
6. Какие мероприятия Вы бы хотели предложить в будущий план воспитательной работы?
7. На что Вы считаете необходимо обратить внимание классного руководителя в воспитательной работе в текущем учебном году?
8. Какие традиции, на Ваш взгляд, необходимо сохранять и развивать
в коллективе учащихся в будущем?
9. Какие совместные мероприятия детей и родителей Вы хотели бы
предложить?
Практика:
Далее проводится работа в группах. Одна группа составляет цели и задачи для плана воспитательной работы в начальном звене; вторая группа – для 5-7 классов; третья – 8-9 классы, четвертая – 10-11 классы. Затем каждая группа представляет результаты работы, идет обсуждение, комментирование.

ЛИТЕРАТУРА
Планирование воспитательного процесса: современные подходы и технологии. Сборник методических разработок / Под ред. Е.Н. Степанова, Н.А. Алексеевой, Е.И. Барановой, Е.В. Володиной. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2011, г. Москва. – С. 208.
2. Планирование воспитательной работы в классе: Методическое пособие / Под ред. Е.Н. Степанова. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
3. Анисимова Н.П. Цели в образовании. – Ярославль, 2001.
4. Безрукова В.С. Воспитательный процесс и его организация в практике
школы. – Казань, 1982.
5. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989.
6. Гладких В.Г. Целеполагание в деятельности директора школы: Авто-
реф. дис. канд. пед. наук. – М.,1991.
7. Горшкова В.В. Межсубъектные отношения в педагогическом процес-
се: Автореф. дис. докт. пед. наук. – СПб., 1992.
8. Евдокимова Н.А. Целеполагание как метод воспитания в учебной и
внеучебной работе со старшеклассниками: Автореф. дис. канд. пед. наук. – Л.,
1991.
9. Карпов А.В. Психология менеджмента. – М., 2005.
10. Лазарев В.С. Системное развитие школы. – М., 2003.
11. Лебедев О.Е. Теоретические основы педагогического целеполагания
в системе образования: Автореф. дис. докт. пед. наук. – СПб., 1992.
12. Маленкова Л.И. Планирование воспитательной работы в школе. //
Школьное планирование. Журнал для школьных администраторов. – 2004. –
№2.
13. Классному руководителю / Под ред. М.И. Рожкова. – М., 1999.
14. Маленкова Л.И. Методика и техника планирования воспита-
тельной работы // Воспитательная работа в школе. – 2009. – №5.
15. Планирование воспитательной работы в классе / Под ред.
Е.Н. Степанова.– М., 2008.
16. Работа классного руководителя / Под ред. Е.А. Слепенковой. –
М., 2005.
17. Созонов В.П. О плане и планировании воспитательной рабо-
ты в классе // Классный руководитель. – 2005.– №2