ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ ФГОС


ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ ФГОС
РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
Технология развития критического мышления разработана Международной читательской Ассоциацией и Консорциумом Гуманной педагогики, в настоящее время реализуется в 29 странах.
Что же такое критическое мышление?
Критическое мышление (англ. critical thinking) — система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам. В общем значении под критическим мышлением подразумевается мышление более высокого уровня, чем задавание вопросов.
  Главная Цель технологии критического мышления — развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих учиться самостоятельно. Основной путь к самообразованию — развитие критического рефлексивного мышления, обучение рефлексии.
Задачи:
1.Облегчить учащимся усвоение нового материала, устранить перегрузки в учебном процессе.
2.Создать благоприятный психологический микроклимат в ученическом коллективе.
3.Содействовать развитию творческих способностей учащихся, самостоятельность мышления, навыков устной и письменной связной речи.
4.Формировать и развивать умения и навыки добывать самостоятельно знания и применять полученные знания на практике.
5.Получение учащимися прочных знаний, формирование навыков грамотного письма, связной логической речи.
      Технология «Критического мышления», сориентирована не только на сотрудничество учителя и учащихся, деятельностное участие самого ученика, а также на создание комфортных условий, снимающих психологическое напряжение. Работая по технологии «Критическое мышление», учащийся реализует свои потребности и возможности учиться решать свои проблемы самостоятельно, а также обучается способам оценки своей собственной деятельности.
Технология развития критического мышления представлена как система стратегий, методических приёмов, предназначенных для использования на различных уровнях образования, в различных предметных областях, т.е. как технология универсальная, «надпредметная».
Данная технология представляет собой систему конкретных методических стратегий и приемов, направленных на достижение следующих результатов: умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение пользоваться различными способами интегрирования информации; умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; умение решать проблемы; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение выражать свои мысли (устно и письменно ) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других; способность самостоятельно заниматься своим обучением; способность брать на себя ответственность; способность участвовать в совместном принятии решения; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми; умение сотрудничать и работать в группе.
Для данной технологии также чрезвычайно важна проблематика групповой работы. Работа в группе оказывает сильное воздействие на формирование мыслительных способностей. В процессе групповой работы учащиеся должны сформулировать для партнера свою мысль – перевести ее из внутренней речи во внешний план, а такой процесс всегда связан с новым осмыслением. Строго говоря, нечто только в тот момент становится мыслью, когда ее автор способен донести ее суть до слушателя. В процессе обсуждения какой-либо идеи в группе школьник встает перед необходимостью убедительно аргументировать свою мысль.
Технология ориентирована на воспитание у ребенка социальной ответственности. Для этого весь учебный процесс тесно увязывается с конкретными жизненными задачами, выяснением и решением проблем, с которыми дети сталкиваются в реальной жизни.
СТУПЕНИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Высококвалифицированный мыслитель
354139515557500 Хорошая привычка мыслить становится второй натурой
Продвинутый мыслитель
270700515875000 Мы продвинулись, постоянно практикуясь
Практикующий мыслитель
199961510160000 Мы осознаем необходимость регулярной практики
Начинающий мыслитель
Мы пытаемся стать лучше, но без регулярной практики114300013208000
Задумывающийся мыслитель
34734517780000 мы встречаемся с важными проблемами при размышлении
Не рефлексирующий мыслитель
мы неуверенны в значительности проблем при размышлении
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ УРОКА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ «КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ»
В основе технологии РКМЧП лежит базовая модель, состоящая из 3 основных фаз:
1.Фаза вызова предусматривает:
Актуализацию и обобщение имеющихся у учащихся знаний;
Пробуждение интереса к изучаемой проблеме;
Побуждение ученика к активной деятельности.
Первая фаза ориентирована на актуализацию имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к предмету.
2.Фаза осмысления предусматривает:
Получение новой информации;
Осмысление новой информации;
Соотнесение новой информации с собственными знаниями.
Главная задача второй фазы – активное получение информации, соотнесение нового материала с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы, определяет собственную позицию.
3.Фаза рефлексии предусматривает:
Целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации;
Выработку собственного отношения к изучаемому материалу;
Анализ всего процесса изучения материала.
Третья фаза направлена на суммирование и систематизацию новой информации, выработку собственного отношения к изучаемому материалу и формулирование вопросов для дальнейшего продвижения в информационном поле.
Технология РКМЧП предлагает оригинальные стратегии и приемы. Элементы новизны содержаться в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Используя опыт из своей педагогической практики я попробовала составить план построения уроков по технологии критического мышления с использованием нескольких приемов.
Фаза урока Используемые приемы технологии РКМЧП
Вызов Мозговой штурм
Кластер предположений (на стадии рефлексии вносим изменения)
Прием «Поясните цитату»
Прием «Как вы объясните народную мудрость»
Прием «Вы согласны с этим высказыванием?»
Прием «Как бы вы прокомментировали эпиграф»
Постановка проблемы на примере сопоставления фактов или приведения в пример интересных статистических данных
Прием «Верите ли вы, что…»
Прием «З-Х-У» («знаю-хочу узнать-узнал»)
Прием «Что это…» (своеобразный «черный ящик»)
Осмысление Прием инсерт (пометки на полях)
Прием «Бортовой журнал» (заполнение таблицы, состоящей из двух столбцов: известная информация, новая информация)
Прием «Сводная таблица»
Прием «Тонкие и толстые вопросы»
Прием «Зиг-заг»
Прием «Мое мнение»
Прием «Мозговой штурм»
Прием «Фишбоун»
Прием «Что? Где? Когда?» (заполнение таблицы из трех столбцов: что?, где?, когда?)
Стратегия решения проблем «Идеал»
Рефлексия Написание эссе
Рефлексивный экран вопросов
Сформулируйте 3 вопроса по сегодняшней теме
Можете ли вы добавить что-то новое к своим прежним мнениям (прием «Мое мнение»)
Что нового вы узнали на уроке
Написание синквейна

Использовать все эти методы и приемы нам помогут принципы построения уроков.
1.Принцип освоения навыков в условиях специально организованной деятельности.
Этот принцип обеспечивается особой формой организации процесса обучения, когда все участники вовлекаются в действия: выполнение упражнений, наблюдение за поведением других, анализ собственных ощущений и переживаний, сравнение собственного видения ситуации или факта с видением других.
2.Принцип максимальной активности в процессе обучения.
Все занятия предусматривают максимальный уровень включенности в деятельность каждого ученика. Используемые приемы позволяют активно участвовать в выполнении упражнений всем участникам обучения.
3. Принцип максимальной достоверности информации.
Он обеспечивается тем, что средством «извлечения» знаний является собственная деятельность участников.
4.Принцип активной исследовательской позиции.
Он должен обеспечиваться мастерством и профессионализмом педагога. Каждое упражнение должно быть поводом для анализа действий учащихся. Равенство мнения педагога и мнения каждого учащегося, предоставляется каждому возможность высказаться, рассуждать, анализировать.
5.Принцип партнерского общения.
Он тесно связан с предыдущим принципом. Он также обеспечивается мастерством учителя. Партнерское общение – это общение, при котором каждый участник учитывает интересы, эмоции, чувства, переживания тех, с кем общается. Реализация этого принципа создает в группе атмосферу открытости, доверия, которая позволяет всем экспериментировать, открыто, не боясь ошибок и насмешек, высказывать свое мнение.
Остановимся более подробно на тех приёмах и стратегиях технологии развития критического мышления, которые я применяю на уроках географии, развивая критическое мышление и формируя культуру работы с текстом. Их можно разделить в соответствии с направлениями работы.
Для развития умения воспринимать информацию возможно использование приемов «Знаю – хочу узнать – узнал», «Зигзаг», «Прием корзина идей, понятий, имен». Как правило, у школьников есть трудности восприятия информации и формулирования целей. Данные приемы помогают преодолеть эти трудности.
Прием «Знаю – узнал новое - хочу узнать» - это работа с таблицей.
Знаю Узнал новое Хочу узнать подробнее
... ... ...
При изучении темы, на стадии вызова, учащимся можно предложить разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы (что я знаю по теме: это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения), после обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока, учатся рефлексировать собственную мыслительную деятельность. «Прием «Зигзаг» основан на следующем принципе: члены рабочей группы становятся экспертами по определенным вопросам изучаемой темы. Проведя личную экспертизу по-своему фрагменту, члены группы поочередно учат друг друга. Цель рабочей группы состоит в том, чтобы все ее члены овладели темой в полном объеме. Прием «Корзина идей, понятий, имен…» Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все, приходящие им на ум ассоциации. В результате, на доске формируется кластер (пучок), отражающий имеющиеся у учащихся знания по данной конкретной теме, что позволяет учителю диагностировать уровень подготовки классного коллектива, использовать полученную схему в качестве опоры при объяснении нового материала.
Прием «Корзина идей, понятий, имен…»
Пример. Тема урока: Состав топливно-энергетического комплекса. (География 9 класс)
В «корзину» учениками были сброшены следующие понятия, которые они связали с данной темой урока: топливо, энергия, электростанция, розетка, ГЭС, АЭС, ТЭС, нефть, газ, экспорт, уголь, Западная Сибирь, дорогие тарифы, энергия Солнца, энергия ветра и т.д. Это позволило сформировать кластер «Состав топливно-энергетического комплекса» и выяснить первоначальные представления учащихся о географии топливных ресурсов, активизировать их деятельность на уроке.
Состав ТЭКа
Топливная промышленность
Электроэнергетика
Нефтяная
газовая
угольная
ТЭС
Торфяная
сланцевая
АЭС
ГЭС
Использование нетрадиционных видов энергии (солнца, приливов, ветра и т.д.
Состав ТЭКа
Топливная промышленность
Электроэнергетика
Нефтяная
газовая
угольная
ТЭС
Торфяная
сланцевая
АЭС
ГЭС
Использование нетрадиционных видов энергии (солнца, приливов, ветра и т.д.

На уроках мы учимся прогнозировать. Но даже среди взрослых этой способностью обладают немногие. Использование приемов «Верные – неверные утверждения» и приемов прогнозирования поможет развить эту способность у детей и повысить мотивацию к изучению материала. Используя прием «Верные – неверные утверждения», на стадии вызова учитель предлагает несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.
Методический прием «Верите ли вы, что …»
Пример: Урок «Европейский Юг (Северный Кавказ). ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население».
В группах (по 4 человека) учащиеся должны ответить на вопросы и обосновать один из них. (Учитель заранее называет группе номер вопроса.)
1. Северный Кавказ занимает пограничное положение между равнинами и горами.
2. Северный Кавказ имеет выгодное приморское ЭГП (экономико-географическое положение).
3. Для Северного Кавказа характерен однонациональный состав населения.
4. Для Северного Кавказа характерна самая низкая доля сельского населения.
5. Северный Кавказ – это единственный регион России, где естественный прирост
положительный.
6. Северный Кавказ граничит с 3 государствами: Грузией, Арменией, Азербайджаном.
7. На Северном Кавказе есть месторождения топливных полезных ископаемых.
8. Северный Кавказ один из самых благоприятных для жизни людей из районов России в природном отношении.
Учащиеся обсуждают вопросы в группах, вырабатывают общую позицию. Затем класс выслушивает ответы каждой группы.
На уроках учимся работать с текстом. Для осмысления содержания текста, обнаружения личностностного смысла в материале используются приемы «Чтение с остановками», «Чтение с пометками INSERT», «Составление кластера», «Концептуальная таблица», «Фишбоун». Чтение с остановками - чтение текста осуществляется по частям, каждая часть анализируется и делаются прогнозы о дальнейшем содержании.
Прием «Чтение с пометками INSERT»
Цель: оптимизация проработки текста с использованием знаковой системы.
Время выполнения: в зависимости от объема предложенного текста.
Описание приема.
Учитель предлагает проработать текст документа или параграфа учебника, используя установленную знаковую систему.
Учащиеся внимательно знакомятся с текстом, делая карандашом соответствующие пометки на полях текста:
V – то, что было известно учащимся ранее;
+ – новая, неожиданная информация;
– – информация, противоречащая взглядам учащихся;
? – информация до конца не выяснена (не вполне понятна).
Количество используемых условных обозначений может изменяться в зависимости от сложности предложенного для анализа текста или уровня развития навыков у учащихся.
Прием «Концептуальная таблица» помогает ребятам систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами.
Пример: Урок «Северо-запад России».
Сравните ЭГП и планировку двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга. Используйте
Прием «Концептуальная таблица».
Москва Линии сравнения Санкт-Петербург
1.В какой части страны расположен город? 2.Выход к морю 3.Транспортное положение 4.Положение на реке 5.Планировка города
А) Определите тип планировки (радиально-кольцевая, дуговая,
прямоугольная, линейная)
Б) явный центр города
В) год основания
Г) достопримечательности Прием «Фишбоун»
Схема «Фишбоун» в переводе означает «рыбья кость». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив, верхних – располагаются нижние, на которых по ходу вписываются факты, подтверждающие наличие сформированных ими причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть факты.
Пример: Данный прием использовала на уроках географии по следующим темам: «Машиностроительный комплекс. Состав, значение, проблемы развития», «Цветная металлургия России», «Поволжье. Хозяйство. Экологические проблемы».
4572001065530проблемама
00проблемама
1645920351790причины
00причины
18288001234440факты
00факты
2876550777240Пути решения
00Пути решения

Приём учимся творчески интерпретировать информацию. Проблема недостаточности рефлексии в школе не дает возможности для личного осознания материала, собственных действий и мыслей. Эту проблему устраняют приемы устной и письменной рефлексии. Устная рефлексия учит публично формулировать и обозначать свое отношение к объекту изучения и подразумевает ответы на следующие вопросы: Что на уроке показалось вам интересным? Необычным? Что вызвало затруднения? Какие предположения подтвердились? Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем? Как изменилось ваше представление о ……. по сравнению с началом урока?
Письменная рефлексия позволит ученикам остаться наедине со своими мыслями, учит внутреннему диалогу, углубляет внутренний мир и развивает коммуникативную рефлексию (т.е. рефлексию за другого). Это возможно с помощью приемов «Написание эссе», «Синквейн».
Приём учимся задавать вопросы.
Использование приема «Толстые и тонкие вопросы» развивает умение задавать вопросы. Заданный учеником вопрос является способом диагностики знаний ученика, уровня погружения в текст. «Тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа. «Толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать. Для достижения первой цели на уроках необходимо использовать таблицу:
? тонкие ? толстые
кто...
что...
когда...
может...
будет...
мог ли...
как звали...
было ли...
согласны ли вы...
верно... дайте объяснение, почему...
почему вы думаете...
почему вы считаете...
в чем разница...
предположите, что будет, если...
что, если...
Таблица "Толстых" и "Тонких" вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при размышлении - демонстрация пройденного.
Прием «Мозаика»: класс делится на группы и каждой группе предлагается задать вопросы по заданному отрывку текста.
Подводя промежуточные итоги своей работы, хочется сказать, что на одном уроке можно применять разные методические приемы, которые помогут более эффективно развивать умения работы с текстом и активизировать деятельность учащихся на уроке.
В процессе работы по технологии критического мышления, все приемы работы с информацией постепенно "переходят в руки" самому обучающемуся: он начинает все активнее использовать их в самостоятельной работе: начинает реально обучать себя сам. Результаты диагностики позволяют утверждать, что данная технология обеспечивает самостоятельность, активность учеников в их совместной работе в учебном процессе; развивает критическое мышление, помогает в освоении культуры работы с текстом. Критериями эффективности развития навыков критического мышления были выбраны:
Владение навыками поиска, трактовки, анализа различных видов информации;
Умение формулировать корректные вопросы;
Интерес к творческой деятельности;
Самостоятельность учащихся в изучении предмета географии;
Умение аргументировано отстаивать свою позицию;
Умение найти выход в новой (нетрадиционной) ситуации;
Положительная мотивация к учебному предмету.

Практические советы по использованию технологии критического мышления
1.   Меньше говорите сами, чтобы у учеников было время размышлять.
2.   Чаще повторяйте, что на большинство вопросов не существует одного правильного ответа. Не забывайте об этом и сами.
3.  Не балуйте детей готовой информацией. Вместо этого, научите, как ее искать, как активно работать с текстом, как анализировать информацию.
4.  Планируя уроки, выделяйте время на обучение и тренировку навыков критического мышления при чтении, письме, говорении и слушании. Знания и умения детей в этой важнейшей области очень ограничены.
5. Думайте вслух на уроке. Ученики должны иметь возможность наблюдать за ходом ваших мыслей, за тем, как вы рассуждаете, решая задачу или проблему. Постарайтесь делать это так, как делал бы ученик, а не многоопытный преподаватель. Если вы мыслите слишком быстро или слишком сложно, ученики не смогут затем использовать это в качестве образца.
6.  Систематически задавайте ученикам вопросы, «распаковывающие» их мысли, касающиеся таких аспектов, как цели, доказательства, аргументы, причины, суждения, убеждения, интерпретации, выводы, умозаключения, последствия их размышлений и их значение, реакцию на противоположные или другие точки зрения и т.д.
7.  Чаще спрашивайте учеников, которые редко поднимают руку. После выступления ученика попросите других учеников своими словами обобщить сказанное им, чтобы ученики привыкали слушать друг друга активно. Но делайте это не в качестве наказания не слишком усидчивых и послушных.
8. Избегайте немедленного оценивания вопросов или суждений детей. Дайте свободно высказаться как можно большему числу учеников и только потом особо отметьте наиболее интересные, на ваш взгляд, точки зрения. Всегда отделяйте точку зрения ученика от его личности. Не уставайте повторять, что вы уважаете любую точку зрения, даже если с ней не согласны.
9.  Всякий раз старайтесь приводить конкретные примеры, иллюстрирующие абстрактные понятия или рассуждения. Используйте в качестве примеров ситуации и темы близкие, понятные и интересные ученикам. Приближайте абстрактные знания к их повседневной жизни.
10.  Ясно проговаривайте критерии, на основании которых вы собираетесь оценивать работу учеников. Объясняйте, почему выбраны именно эти критерии. Покажите ученикам, как они сами, на основании этих критериев могут оценить свою работу. В идеале ваши критерии должны быть настолько понятны ученикам, чтобы их самооценка почти не расходилась с вашей оценкой. Умение рефлексировать, адекватно оценивать свою работу – одна из важных составляющих критического мышления.
11.     Важно приучать учеников к систематической рефлексии. Например, можно в конце каждого урока давать учащимся задание на 1 минуту: написать, что было самым важным для них на прошедшем уроке, что осталось непонятным. Каждый новый урок можно начинать с 1-2 минутного анализа записок.
12.     Часто делите класс на малые группы (пары, тройки, четверки и т.д.). Давайте каждой группе определенное задание на время, слушайте всем классом отчет каждой группы о проделанной работе, о возникших проблемах, о том, как они были преодолены. Для развития критического мышления не достаточно только лишь базовых знаний, нужна еще совместная деятельность, возможность общения в группе, где тебя услышат, где ты услышишь другие точки зрения и другие аргументы, где ты чувствуешь себя в безопасности.
13.    Важно всячески поощрять свободные высказывания учащихся, не иронизировать над ними, не исправлять ошибки говорящего, учить слушать друг друга. Прежде всего, учителю следует научиться слушать самому, демонстрируя искреннюю заинтересованность в рассуждениях учеников. Если учитель только делает вид, что слушает или ведет себя не конгруэнтно, т.е. на словах высказывает заинтересованность, а своим видом, интонацией, позой показывает, что торопится, не согласен с учеником, раздражен, ученики сразу это почувствуют.
14.  Планируя урок, можно заложить в нее несколько вопросов, таких как «В чем сильные и слабые стороны этих аргументов?», «Как еще могли бы развиваться события?», «Какие выводы можно из этого сделать?».