ДОКЛАД «Реализация личностно-ориентированного обучения в преподавании математики»


ДОКЛАД
«Реализация личностно-ориентированного обучения в преподавании математики»
“Личность - это звено между мотивацией и её реализацией”
З. ФРЕЙД
Воспитать человека математически образованного, причем гуманными методами, в гуманных формах, - тот идеал, к которому стремится каждый цивилизованный преподаватель. В качестве наиболее важных педагогических идей, использование которых может улучшить положение, выдвигаются идеи гуманизации, гуманитаризации, дифференциации и индивидуализации обучения.
Цель лицея ориентирует нас, преподавателей, на выпуск конкурентоспособных специалистов посредством реализации принципов компетентностного подхода с личностно-ориентированным обучением. При этом в центре образования ставиться развитие и воспитание человека, способного влиять на собственную образовательную траекторию, соотнося её с национальными общечеловеческими достижениями.
На одно из ведущих мест при компетентностном и личностно- ориентированном обучении выходит индивидуализация обучения как процесс раскрытия индивидуальности человека в специально организованной учебной деятельности. Её цель состоит в том, чтобы учебно- познавательная деятельность учащихся обеспечивала их личностное самоопределение, развитие эмоционально- духовной сферы, формирование качеств, позволяющих учащимся жить в существующем обществе.
Перед преподавателем стоит задача – организовать процесс обучения так, чтобы он обладал системой функций, адекватных структуре личности, и одновременно с усвоением знаний и умений формировал и компетентную личность в целом.
Решение данной задачи лежит в основе личностно-ориентированного обучения. Это видно из ряда позиций присущих этому обучению:
личностно-ориентированное обучение обеспечивает развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности;
образовательный процесс личностно-ориентированного обучения представляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, ценностные ориентации и субъектный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении;
обученность и образованность не тождественны по своей природе и результатам. Обученность через овладение знаниями, умениями и навыками обеспечивает социальную и профессиональную адаптацию в обществе. Образованность формирует индивидуальное восприятие мира, широкое использование субъектного опыта в интерпретации и оценке фактов, явлений окружающего мира на основе личностно- значимых ценностей и внутренних установок;
в данном контексте традиционное обучение не может быть ведущим. Значимыми становятся те составляющие, которые развивают индивидуальность ученика, создают все условия для его саморазвития, самовыражения;
личностно-ориентированное обучение строится на принципе вариативности, то есть признании разнообразия содержания и форм учебного процесса, выбор которых осуществляется учителем с учетом цели развития каждого ребенка.
Основные принципы личностно- ориентированного обучения очень актуальны. На мой взгляд, каждый преподаватель, так или иначе, приходит к необходимости использования этих принципов. Прежде всего, это обусловлено тем, что учащиеся, поступающие в лицей, имеют разный уровень базовой подготовки и мотивации, не говоря уже о том, что каждый учащийся изначально имеет свои индивидуальные интеллектуальные способности и свои представления и ожидания от своей учебы в учебном заведении. И здесь очень важную роль играет подготовка учащихся к восприятию и изучению дисциплин их непосредственной специальности, т.к. именно на этом этапе преподавателям общеобразовательных дисциплин приходится не только способствовать усвоению новых знаний, но и корректировать и восполнять пробелы в школьных знаниях учащихся. Именно поэтому необходимо найти верный подход, если не к каждому конкретному ученику, то хотя бы к каждой группе учащихся, имеющих примерно одинаковый уровень знаний и мотивации.
Для себя и своего предмета в качестве основной задачи, решаемой в свете индивидуализации обучения, я определяю повышение эффективности процесса обучения, т.к. здесь как раз предполагается, прежде всего, учет уровня интеллектуального развития.
Основной подход к решению этой задачи- реализация принципов разноуровневого обучения. На практике это выглядит так. Изучение каждой темы или раздела я стараюсь организовать примерно по такой схеме:
На уроках изучения нового материала традиционно проводится необходимая актуализация опорных знаний учащихся на темах «Аксиомы стереометрии», «Действия над векторами» и т.д.;
На уроках формирования и совершенствования знаний, умений, навыков учащихся предлагаются следующие виды практической работы: система несложных тренировочных упражнений на тему, направленных на запоминание формул, правил, алгоритмов по темам «Логарифм», «Двугранный угол» (выполняются индивидуально, либо с разбором у доски); решение разноуровневых задач, которое организуется по принципу «от простого к сложному» для всех учащихся с поэтапной проверкой на тему «Объем тел вращения»,.
На уроках контроля и коррекции знаний учащимися также предлагаются разноуровневые задания контрольных работ, т.е. для каждого есть возможность показать свой уровень усвоения темы, например контрольная работа №2 по теме: «Простейшие тригонометрические уравнения и их решения»
Опыт показывает, что разноуровневые задания, составленные с учетом возможностей учащихся, создают в группе благоприятный психологический климат. У учащихся возникает чувство удовлетворения после каждого верно решенного задания. Успех, испытанный в результате преодоления трудностей, дает мощный импульс повышению познавательной активности. У учащихся, в том числе и у слабых, появляется уверенность в своих силах. Они уже не чувствуют страха перед новыми задачами. Все это способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, созданию положительной мотивации к учебе. В своей работе на уроках я использую разноуровневые карточки при даче домашнего задания, при проведении самостоятельных и контрольных работ. При составлении заданий я использую разнообразные виды работы:
исправьте ошибки;
математические диктанты, например по теме «Правила вычисления производной»;
исправь ошибку в данном равенстве;
выберите правильный ответ или решение, тест-соответствие на тему «Первообразная»;
дополните определение (проверяется теория) по теме «Свойства функции»;
закончить решение.
Перед разными категориями учащихся ставятся различные цели: одни ученики должны достичь определенного уровня подготовки, называемого базовым, а другие, проявляющие интерес к математике и обладающие математическими способностями, должны добиться более высоких результатов.
Пока возможно рано говорить о результатах, но положительные моменты использования личностно-ориентированного обучения при обучении математике позволяет мне:
Обучать каждого ученика на уровне его возможностей и способностей, создавая ситуацию успеха;
Развивать творческий потенциал каждого ученика;
Формировать уверенность у учащихся в своих силах, способностях, ответственности, честности, товарищества, на воспитание трудолюбия, воли;
Обеспечивает определенную степень самостоятельности детей в учении;
Объединять учащихся определенного уровня обученности;
Предоставить учащимся необходимые условия для оптимального развития выявленных задатков и способностей;
Выбирать задания по принципу доступности для каждого ученика, не отбивающие у них желания работать, а увлекающие их к новым уровням сложности познания.
Однако, на ряду с множеством положительных моментов есть и трудности:
Большой объем подготавливаемого раздаточного материала;
Оценивание каждой работы каждого учащегося, а это при наполняемости группы в 25 и более человек.
Урок в традиционном понимании был и остается основным элементом общеобразовательного процесса, но в системе личностно- ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации. Урок подчиняется не сообщению и проверке знаний (хотя и такие уроки необходимы), а выявлению опыта учащихся по отношению к излагаемому педагогом содержанию. Для этого педагог, работая с группой, выделяет различные индивидуальные смыслы, и, опираясь на них, отбирает те, которые наиболее отвечают научному содержанию знаний, подлежащих усвоению. Задача педагога – не принуждать, а убеждать учащихся принять то содержание, которое заложено наукой. Учащиеся не просто усваивают готовые образцы, а осознают, как они получены, в какой мере соответствуют не только научному знанию, но и личностно значимым ценностям.
Построение технологии обучения математике на основе индивидуальных особенностей и учета целей развития каждого учащегося способствует не только повышению их качества знаний, но и их саморазвитию, самореализации, что является одной из важнейших целей современного образования.
Чтобы сделать процесс обучения компетентностным и личностно- ориентированным нужно немногое: признать право каждого ребёнка на самоценность, индивидуальность, стремление самостоятельно добывать знания и применять их в разнообразной и интересной для него деятельности. Положительный результат работы в том, что дети стали увереннее в себе, своих силах. Они привыкают сами добывать знания, а не пользуются готовыми выводами учебника.