Дополнительная образовательная программа-Основы хорового пения «МОЛОДЫЕ РОСТОЧКИ» 5-8 классы

13 EMBED Word.Document.8 \s 1415 Содержание
Стр.
Пояснительная записка...3
Нормативно-правовая основа рабочей программы.3
Общая характеристика дополнительной образовательной программы3
Цели...4
Общая характеристика программы...4
Прогнозируемые результаты и способы их реализации12
Показатели успешности образовательной деятельности12

Основное содержание учебного курса14
Описание тем и разделов программы. 14

Учебно-тематический план...16
Календарно-тематический план...17
Методические рекомендации.. 20
Методическое обеспечение программы. 20
Информационно-техническое обеспечение.21
Список литературы21
































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа дополнительного образования «вокально-хоровое пение» составлена на основе Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ (художественные кружки) под общей редакцией В.И. Лейбсона. Программа изменена с учётом особенностей школы, возраста и уровня подготовки обучающихся, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания. Коррективы не затрагивают концептуальных основ организации образовательного процесса, традиционной структуры занятий, присущих исходной программе, которая была взята за основу (указывается, если в программу внесены соответствующие изменения).

Нормативно-правовая основа рабочей программы:

Рабочая программа дополнительного образования вокально-хорового кружка «Молодые росточки» 5-7 классы составлена на основании следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с примерными требованиями к программе дополнительного образования детей.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013г. №108 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным / общеразвивающим программам»
Письмо Министерства образования и науки Российской федерации, Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей – от 11 декабря 2006 года № 06-1844.
Требования и нормы СанПин 2.4.4.1251-03.
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (авт. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А., М. просвещение, 2009).
Программа вокального кружка разработана на основе типовых программ Г.А. Суязовой «Мир вокального искусства», М.И. Белоусенко «Постановка певческого голоса Белгород, 2006г; Д Огороднова «Музыкально-певческое воспитание детей», Никифорова Ю.С. «Детский академический хор», 2003г.
Образовательной программы МОУ СОШ №1 с углубленным изучением отдельных предметов.
Учебного плана МОУ СОШ №1 на 2015-2016 учебный год.
Положение №16 к приказу от 01.09.2014 № 339-ООб организации внеурочной деятельности в МБОУ СОШ №1 с углубленным изучением отдельных предметов в условиях внедрения ФГОС.
Положение № 3 к приказу директора МБОУ СОШ №1от 12.10.2013 №429-О
Об организации системы дополнительного образования в МБОУ СОШ №1

Общая характеристика дополнительной образовательной программы

Основание классификации
Типы программы

Направленность
Общекультурное

Срок реализации
Краткосрочная (до 1 года)

Возраст обучающихся
Разновозрастная (от 11 – до 14)

Степень и характер участия педагога в разработке программы
Модифицированная (адаптационная)

Структура и форма организации содержания
Комплексная

Цель обучения и воспитания
Духовно-нравственная

Образовательная область
Искусство

Уровень результативности
Формирующая общекультурную личность

Ведущие методы и способы реализации
Стилевой подход, творчество, системный подход, импровизация и сценическое движение

Уровень освоения программы
Одноуровневая (1уровень)


Цели:

Главная цель программы – выявление и реализация творческих исполнительских возможностей ребёнка во взаимосвязи с духовно-нравственным развитием через вхождение в мир музыкального искусства; практическое овладение вокальным мастерством для концертной и дальнейшей профессиональной деятельности.

Программа призвана решать следующие задачи:
Образовательные:
развитие природных вокальных данных обучающегося, овладение профессиональными певческими навыками;
развитие навыков вокального интонирования;
овладение техникой вокального исполнительства (певческое устойчивое дыхание на опоре, дикционные навыки, навыками четкой и ясной артикуляции, ровности звучания голоса на протяжении всего диапазона голоса);
обучение вокально-техническим приёмам с учётом специфики предмета «вокально-хоровое пение»;
овладение навыками художественной выразительности исполнения, работа над словом, раскрытием художественного содержания и выявлением стилистических особенностей произведения (фразировкой, нюансировкой, приемами вхождения в музыкальный образ, сценической, мимической выразительности);
Развивающие:
развитие голоса: его силы, диапазона, беглости, тембральных и регистровых возможностей;
развитие слуха, музыкальной памяти, чувства метроритма;
развитие исполнительской сценической выдержки;
развитие художественного вкуса, оценочного музыкального мышления;
развитие устойчивого интереса к вокально-исполнительской культуре;
духовно-нравственное развитие.
Воспитательные:
воспитание навыков организации работы на уроках во внеурочное время;
воспитание навыков самоорганизации и самоконтроля, умению концентрировать внимание, слух, мышление, память;
воспитание трудолюбия, целеустремлённости и упорства в достижении поставленных целей;
усвоение нравственных гуманистических норм жизни и поведения;
воспитание культурной толерантности через вхождение в музыкальное искусство различных национальных традиций, стилей, эпох.

Общая характеристика программы:

Актуальность
Восприятие искусства через пение – важный элемент эстетического наслаждения. Отражая действительность и выполняя познавательную функцию, текст песни и мелодия воздействуют на людей, воспитывают человека, формируют его взгляды, чувства.
Таким образом, пение способствует формированию общей культуры личности: развивает наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления, фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой певческой деятельности; учит анализировать музыкальные произведения; воспитывает чувство патриотизма, сочувствия, отзывчивости, доброты. Всякая деятельность детей и подростков осуществляется успешно тогда, когда они видят и общественную пользу, когда происходит осознание своих возможностей.
Большую роль в этом играют:
концертная деятельность;
участие в фестивалях, конкурсах.
Важным составляющим программы является – выявление в каждом ученике самых лучших его физических и человеческих качеств. Необходимо раскрыть красоту этих качеств, их значимость для самого ученика, для его окружения, а так же необходимость их в творческом процессе. Неординарные проявления должны иметь поддержку.
Повышая самооценку, желательно выявить для ученика только ему присущую красоту, внешнюю и внутреннюю. Эта самооценка воспитанная педагогом, важна для укрепления желаний, воли при необходимости выявить себя через голос. Здоровый голосовой аппарат, хорошая вокальная выучка, ежедневный тренаж могут служить основой, надёжным фундаментом, на котором выстраивается высокое творческое достижение певца. При обучении педагог обязан тонко чувствовать индивидуальную природу голосового аппарата и всю физиологию певческого организма.
Пение упражняет и развивает слух, дыхательную систему (а она тесно связана с сердечно – сосудистой системой), следовательно, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, можно укрепить своё здоровье. Кроме того, пение тренирует артикуляционный аппарат, без активной работы которого речь человека становится нечёткой, нелепой, и слушающий плохо воспринимает информацию, неадекватно на неё реагирует. А правильная ясная речь характеризует ещё и правильное мышление. В процессе пения развивается голос, музыкальный слух и такие общие качества как внимание, память, воображение и эмоциональная отзывчивость детей. На первом этапе закладываются основы певческой культуры, в каждом последующем вокальные навыки развиваются и совершенствуются.
Хоровое пение занимает особое место в вокальной музыке, у детей и подростков этот вид искусства вызывает огромный интерес. Одной из важнейших задач данного предмета является не только обучение детей профессиональным творческим навыкам, но и развитие их творческих способностей, возможностей воспринимать музыку во всём богатстве её форм и жанров. Стоит отметить, что предмет «вокально-хоровое пение» предполагает обучение не только правильному и красивому исполнению произведений в данном жанре, но ещё и умение работать в коллективе, с микрофоном, владение сценическим движением и актёрскими навыками.

Новизна
Особенность программы в том, что она разработана для детей общеобразовательной школы, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности. В данных условиях программа «Вокально-хоровое пение» - это механизм, который определяет содержание обучения вокалу школьников, методы работы учителя по формированию и развитию вокальных умений и навыков. Новизна программа в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся последовательности, сопровождающая систему практических занятий.

Организационные условия реализации программы:
Программа рассчитана на детей 11-14 лет (5-8 классов) - формирующиеся голоса. Небольшая разница в возрасте не оказывает существенное влияние на работу в вокальном кружке.
Особенности набора детей: наличие вокальных данных и желание самого ребенка заниматься в вокальном кружке.
Периодичность проведения занятий – теоретические занятия 2 раза в неделю – 70 часов;
сводное занятие 1 раз в неделю – 35 часов;
общее количество часов – 105:
Продолжительность одного занятия – 40 минут.
Вид организации учебно-воспитательного процесса: групповая по сменам.
Форма организации образовательной деятельности – кружок.

Занятия проводятся по расписанию:
Четверг – 10.40-11.20 – первая смена,
Среда – 17.30-18.10 –вторая смена,
Среда – 18.20-19.00 – сводная репетиция.

Методы и формы работы с детьми:

Основными методами работы с детьми на занятиях является:
Метод демонстрации: прослушивание лучших образцов исполнения, использование наглядных пособий, личный пример.
Словесный метод: беседа; рассказ; обсуждение; сообщение задач.
Метод разучивания: по элементам; по частям; в целом виде.
Метод анализа: все выступления в процессе обучения учеников желательно снимать на видеокамеру и совместно с ними анализировать, выявлять ошибки, подчёркивать лучшие моменты выступления.

Основными формами работы с детьми на занятиях является:
учебное индивидуальное занятие;
отчётный концерт;
участие в конкурсах, фестивалях;
посещение концертов, музыкальных спектаклей.

В основе программы «Вокально-хоровое пение» лежат следующие педагогические принципы:
единство технического и художественно – эстетического развития учащегося;
постепенность и последовательность в овладении мастерством хорового пения;
использование ассоциативного мышления в игровых формах работы с детьми;
принцип эмоционального положительного фона обучения;
индивидуальный подход к учащемуся.

Программа вокально-хоровой работы помогает реализовать главную цель музыкального образования: формирование музыкальной культуры учащихся, которая должна стать частью их духовной культуры.

Вокальный ансамбль - постоянно действующий коллектив, который создает в школе творческую атмосферу.
Программа предусматривает сочетание групповых, индивидуальных и коллективных занятий, комплекс воспитательных мероприятий: вечера отдыха, встречи с интересными людьми, совместную работу педагога, родителей и детей.
Подбор репертуара и формы работы над ним происходит в зависимости от возрастных особенностей учащихся.
На хоровом пении учащиеся учатся петь вместе, слышать себя и слушать партнера, учатся петь многоголосие, коллективно работать.
Программы усложняются по мере наработки навыков и умений. В программе появляются новые моменты работы, которые усложняются в зависимости от повышения требований. Продолжается закрепление навыков и умений, подбирается новый, более усложненный репертуар, позволяющий реализовать скрытые резервы обучаемого. Начинается подготовительная разработка имиджа, которая позволяет ребятам, подготовится к более профессиональному исполнительскому мастерству. Большое внимание уделяется репертуару, подбираемому самими учащимися, что помогает им определиться на заключительном этапе становления имиджа.
К концу обучения происходит рождение учащегося как грамотного вокалиста - исполнителя, который уже сам подбирает себе репертуар, сам ставит цели и задачи при работе над песней, сам исправляет свои ошибки. Все это происходит совместно с руководителем, который отслеживая и умело направляя воспитанника, старается не вмешиваться в становление воспитанника грамотным вокалистом-исполнителем.
Педагог старается не только научить детей пению, но и заинтересовать в нем, подтолкнуть к дальнейшему самосовершенствованию.
К концу обучения происходит рождение учащегося как грамотного вокалиста - исполнителя, который уже сам подбирает себе репертуар, сам ставит цели и задачи при работе над песней, сам исправляет свои ошибки. Все это происходит совместно с руководителем, который отслеживая и умело направляя воспитанника, старается не вмешиваться в становление воспитанника грамотным вокалистом-исполнителем.
Педагог старается не только научить детей пению, но и заинтересовать в нем, подтолкнуть к дальнейшему самосовершенствованию.
Цель занятий по вокалу заключается в развитии личностного творческого потенциала школьника, постижение сущности музыкальной интонации, ее драматургии через различные формы вокального музицирования.
Намеченным целям обусловлены задачи занятий по вокалу:
развитие способности эстетического сопереживания действительности, миром человеческих эмоции, чувств, жизненных реалий;
осуществление художественного познания мира через собственную созидательную деятельность;
развитие музыкальных способностей учащихся, певческого голоса: формирование красивого естественного звучания, расширение диапазона;
развитие эмоциональной сферы, воспитание их музыкального, эстетического вкуса, интереса и любви к музыке, желание исполнять ее;
всестороннее развитие музыкального слуха- мелодического, гармонического, ритмического, динамического, темпового;
формирование музыкальной культуры, художественного вкуса;
прививать вокально-хоровые навыки, как основу для достижения выразительного, грамотного, художественного исполнения;
формирование умений и способов деятельности для самостоятельного общения с музыкой;
приобщение ребят к современной музыке, формирование основ современного музыкального мышления;
стремление к практическому использованию репертуара, знаний и умений в деятельности классного коллектива, в быту, на досуге;
обучение детей пользоваться различными техническими средствами.

Задача руководителя - привить детям любовь к пению, сформировать необходимые навыки и выработать потребность в систематическом музицировании, учитывая, что пение - наиболее доступный вид деятельности. Пение по памяти способствует развитию музыкальной памяти.
В коллективе должна быть создана атмосфера творчества, взаимопомощи, ответственности каждого за результат общего дела, Это способствует формированию личности, помогает поверить в собственные силы, воспитывает чувство товарищества. При организации занятий необходимо руководствоваться не столько вокальными возможностями учащихся, сколько их возрастом.
Огромное влияние на развитие музыкальности учащихся оказывает работа над художественным образом исполняемого произведения, выявлением его идейно-эмоционального смысла. Особое значение приобретает работа над словом, музыкальной и поэтической фразой, умение почувствовать и выделить кульминационные моменты произведения. Используются приемы, как сочетание запевов солистами, динамического развития, варьирование элементов аранжировки.
Отбирая репертуар, помним о необходимости расширения музыкально-художественного кругозора, что пение - мощное средство патриотического, идейного, нравственного воспитания учащихся.
Постепенным накоплением опыта исполнения, овладения вокально-хоровыми навыками, репертуар усложняется.
На протяжении всего обучения необходимо следить за формированием и развитием важнейших вокальных навыков: дыханием, звуковедением, дикцией, ансамблем, хоровым строем и др., постепенно усложняя задачи, расширяя диапазон певческих возможностей.
Весь образовательный цикл предусматривает следующие формы работы:
В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.

СТИЛЕВОЙ ПОДХОД: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у учащихся осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.

ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД: используется в данной программе как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель ее практического воплощения.
Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально-сценической театрализации.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.

МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ: это один из основных производных программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.

Различные формы работы дают возможность педагогу более полно раскрыть индивидуальные особенности каждого участника группы,  развивать обучаемого, предлагает решение следующих задач:
постановка дыхания;
работа над расширением певческого диапазона;
развитие музыкального слуха и ритма.
Процесс музыкального воспитания как формирование певческой функции в органичном единстве с формированием ладового и метроритмического чувства включает решение следующих задач:
Певческая установка
0бщие правила пения включают в себя понятие «певческая установка». Петь можно сидя или стоя. При этом корпус должен быть прямым, плечи расправлены и свободны. Голову не следует задирать, а нужно держать несколько наклонённой вперёд, не боясь ею в небольших пределах двигать. На репетициях дети, как правило, могут петь сидя, но наилучшее голосовое звучание происходит при пении стоя.

Дыхание.
Воспитание элементарных навыков певческого вдоха и выдоха. В певческой практике широко распространён брюшной тип дыхания. Современная методика воспитания голоса свидетельствует о том, что певцы всех возрастов пользуются смешанным типом, при этом у одних расширяется живот, у других грудная клетка, у третьих только нижние рёбра. Дыхательный процесс содержит много индивидуальных особенностей, которые не позволяют унифицировать внешне-физиологические признаки дыхания. Практикой выработаны три основных правила по формированию певческого дыхания:
вдох делается быстро, легко и незаметно (не поднимая плеч);
после вдоха перед пением следует на короткое время задержать дыхание;
выдох производится ровно и постепенно (как будто нужно дуть на зажжённую свечу).
С приёмами дыхания дети знакомятся без пения, по знаку педагога. Певческий вдох формируется естественно, непринуждённо. С помощью дыхательных упражнений следует научить детей делать вдох через нос. Это способ не только физиологически верно организует певческое дыхание, но способствует общему правильному развитию дыхательной функции. Вдох через нос стимулирует использование при голосообразовании головного резонатора, а это служит показателем правильной работы гортани, что способствует раскрепощению челюсти.
Навык брать дыхание через нос при пении упражнений даёт ребёнку возможность при исполнении песен пользоваться комбинированным вдохом (через нос и рот). Вдох становится почти незаметным и в то же время полноценным.
К тому же привычка делать вдох через нос имеет здоровьесберегающую функцию (общегигиеническое значение, предохранение от заболевания среднего уха, которое вентилируется только при вдохе через нос).
Работой над экономным и более или менее продолжительным выдохом достигается протяжённость дыхания. Для продолжительного выдоха необходимо научить детей делать достаточно глубокий, но спокойный вдох. Ученики должны знать, что при небольшом вдохе дыхание расходуется быстро, а слишком глубокий вдох приводит к неровному и напряжённому выдоху, что вредно отражается на красоте звука. Для развития навыка продолжительного выдоха следует предложить детям петь на одном дыхании всю фразу, если она не очень длинна. Также учащимся объясняется, что место, где надо брать дыхание, называется цезурой и имеет обозначение V.

Артикуляционные задачи.
Правильное формирование гласных звуков. От правильного формирования гласных зависит умение петь связно, красивым, округлённым и ровным звуком. Педагог обязан знать артикуляционные свойства гласных, обусловленные положением рото-глоточного аппарата.
При выработке певческого «а» опускается нижняя челюсть, полость рта раскрывается широко, глотка становится узкой. Педагог использует упражнения для раскрепощения голосового аппарата (см. литературу), освобождая его от зажатости напряжения. Звук «а» требует округлённости звучания. Гласный «о» близок к «а», но более затемнён по тембру. Глоточная полость округлой формы и несколько более расширена, чем при пении на «а».
Гласный «и» обладает собранностью и остротой звучания, что способствует нахождению так называемой «высокой позиции», а также наименьшей природной громкостью из-за узости формы рта при пении. Педагог использует в работе над «и» приёмы для устранения тусклости и глухости звучания голоса. При обучении детей вокальным навыкам следует начинать работу с гласной «у», при исполнении которого ротовое отверстие сужается и расширяется глотка. Этот гласный способствует выравниванию звучания других гласных. Звук «у» даёт возможность детям легче и быстрее перейти от речевой к певческой форме подачи звука. В упражнениях порядок гласных изменяется в связи с поставленной задачей. Педагог обязан знать о факторе взаимовлияния гласных: если первый гласный своими качествами воздействует на последующие, то и свойства последующих, в свою очередь, передаются первым. В работе над гласными следует:
добиваться округлённости звука, его высокой позиции;
использовать пение закрытым ртом, при котором поднимается мягкое нёбо и во рту создаётся ощущение присутствия небольшого яблока;
для достижения остроты и звонкости звучания применять использование йотированных гласных и слогов с наличием полугласного «й», который ставится позади гласной: ай, ой, ий;
педагогу тщательно следить не только за формой, но и за активностью артикуляционного аппарата.
Важная задача для педагога - научить детей связному и отчётливому исполнению гласных в сочетании с согласными, то есть певческой кантилене и дикции. Чёткость произношения согласных зависит от активной работы мышц языка, губ и мягкого нёба. Чёткое формирование согласных «д, л, н, р, т, ц» невозможно без активных движений кончика языка, отталкивающихся от верхних зубов или мягкого нёба. Согласные «б, п, г, к, х» образуются при активном участии мышц мягкого нёба и маленького язычка. Согласные оказывают большое влияние на характер атаки звука (мягкой или твёрдой).
Для «размягчения» звука следует применять слоги с согласным «л», а при звуковой вялости - слоги с согласным «д». При этом педагогу не следует бояться словесных пояснений в отношении механики образования гласных и согласных звуков.

Выработка подвижности голоса.
Это качество приобретается на основе ранее усвоенных навыков связного пения и чёткой дикции. Подвижность или гибкость голоса- искусство исполнения произведения с необходимыми отклонениями от основного темпа (ускорением или замедлением), усилением или ослаблением звучности. В работе над подвижностью должна соблюдаться постепенность: прежде чем петь упражнения и песни в быстром темпе, надо научить детей исполнять их в умеренном темпе и с умеренной силой звучания.

Расширение певческого диапазона детей.
Этому виду работы хорошо способствуют технические упражнения, начиная с примарных звуков среднего регистра, требующих минимума затраты мышечной энергии голосового аппарата. Для определения ширины диапазона педагогу следует выявить примарные звуки, которые дети поют правильно в интонационном отношении и с помощью упражнений расширять эту зону, исполняя упражнения полутон за полутоном вверх. Следует следить за звучанием детского голоса - если дети поют форсированным, крикливым звуком, значит, эта зона не доступна для овладения ею ребёнком, следует избегать такого пения.

Развитие чувства метроритма.
Такая работа осуществляется с помощью специальных технических упражнений (см. литературу) или приёмов по преодолению ритмических трудностей в песенном репертуаре. Каждое произведение должно быть исследовано педагогом на предмет выявления трудностей. Соответственно составляется план по преодолению таких трудностей и подбираются специальные конкретные упражнения.

Выразительность и эмоциональность исполнения.
Любое исполнение песни - эмоциональное переживание. Педагогу следует дать детям прочувствовать содержание, определить характер исполнения, распределить кульминационные зоны.
Художественный образ, заложенный в песне, ставит перед учеником сложные исполнительские задачи, решаемые с помощью педагога. Большое значение имеет качество показа песни самим учителем.

Работа над чистотой интонирования.
В целях правильного в интонационном отношении песенного материала следует заранее подобрать в процессе разучивания удобную тональность. Хорошей помощью является пение без сопровождения. Применяется упрощённый аккомпанемент с обязательным проигрыванием основной мелодической темы. Для создания условий наилучшего интонирования мелодии следует стимулировать тихое пение. Работа над трудно вокализуемыми местами выделяется в отдельные вокальные задачи и решается с помощью специальных тренировочных упражнений. Следует использовать пропевание мелодии в форме легато и стаккато.

Формирование чувства ансамбля.
В хоровом исполнении следует учить детей прислушиваться друг у другу, соотносить громкость пения с исполнением товарищей, приучать
· к слаженному артикулированию. Чувство ансамбля воспитывается путём решения задач одновременного начала и окончания пения. Исполняя произведение в хоре, дети должны научиться выравнивать свои голосовые тембры, уподоблять свой голос общему звучанию.

Формирование сценической культуры.
Педагог должен научить ребёнка пользоваться фонограммой. Обучение осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму - заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога - подбирать репертуар для детей согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике.

Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.
В работе с вокальным коллективом необходимо руководствоваться следующими принципами:
Развивать голос из примарных тонов, без торопливости расширять диапазон.
Главным методом считать устное объяснение, показ учителя.
Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала.
Всю певческую работу связывать с развитием музыкального слуха.
Повторять выученное на каждом занятии, что является фундаментом для последующей работы.
Применять индивидуальный опрос, наблюдать за развитием каждого ученика.

Форма контроля за реализацией программы:

Педагогическое наблюдение в ходе каждого занятия;
Участие в мероприятиях школы, а также в районных и окружных мероприятиях (фестивалях, конкурсах), выступление вокального коллектива с концертами перед ветеранами войны и труда.
Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала, умение практически использовать полученные умения и навыки.
Для проверки эффективности обучения данной программы, были разработаны критерии оценки уровня знаний, умений, навыков: высокий средний, низкий.

Высокий уровень: Дети знакомы с музыкальной культурой России и разных стран мира. Знают музыкальную терминологию, имена известных детских композиторов. Свободно и расковано ведут себя на сцене. Исполняют репертуар повышенной сложности (с широким диапазоном) и умеют обращаться с микрофоном. Чисто интонируют, поют сольно, дуэтом, а также в любом составе. Четко и качественно выполняют требования учителя. Привлекательным для них является не только конечный результат, но и творческий процесс.

Средний уровень: Дети имеют неполные знания о музыкальной культуре России и других стран, а также музыкальной терминологии. Немного сковано ведут себя на сцене, стесняясь выполнять сценические движения. Чистота интонации средняя, иногда поют фальшиво. Исполняют не очень сложный репертуар. Не очень хорошо владеют своим голосом, но есть огромное желание научиться петь.

Низкий уровень: Познавательный интерес к занятиям у таких детей выражен слабо. Основными музыкальными и вокальными понятиями они не владеют. Поют фальшиво, неуверенно. Двигаются на сцене не ритмично. Отсутствует стремление качественно выполнить творческую работу. К конечному результату своей работы относятся равнодушно.

Прогнозируемые результаты и способы их проверки.

За год обучения.

Занимаясь в вокальном кружке, обучающийся должен уметь:
определять основные жанры песенного искусства;
знать физиологические особенности голосового аппарата;
использовать правильную позицию голосового аппарата при пении;
исполнять выразительно, интонационно чисто несложную в мелодическом отношении песню, а капелла;
работать над чистотой интонации и выразительностью звука;
чувствовать движение мелодии и кульминацию в исполняемом произведении;
иметь элементарные представления о работе резонаторов, выработать ощущения округленности, близости звука, его высокой вокальной позиции;
выдерживать цезуру в музыке;
определять ритм и метр в мелодическом движении произведения;
соблюдать динамические оттенки;
владеть певческим дыханием, фразировкой;
в исполнении раскрыть содержание, выразительность и эмоциональность
Дети должны научиться красиво петь: петь звонко, напевно, чисто интонировать мелодию, выразительно исполнять различные по характеру вокальные произведения, постепенно переходить к исполнению более сложных вокальных произведений, к песням с более широким диапазоном. Необходимо постепенно подвести ребят к хоровому многоголосию, к ансамблевому пению, то есть научить ребенка петь в ансамбле и сольно, раскрывать наиболее полно творческие возможности каждого индивидуума, открывать и растить таланты, подбирать для изучения репертуар соответственно возрасту ребенка и его вокальному опыту, принимать участие в концертах для тружеников села, для ветеранов войны и труда, в районных конкурсах и фестивалях песни.
В процессе обучения в вокальном кружке репертуар должен соответствовать развитию необходимых певческих качеств: голоса, интонации, пластики, ритмичности.
Важно воспитывать у учащегося артистичность, умение перевоплощаться в художественный образ произведения. Это должно проявляться в мимике лица, движениях рук и корпуса.

Показатели успешности образовательной деятельности

Образовательные результаты
В процессе обучение по данной программе развиваются музыкальность, эстетический вкус, музыкальная культура учащихся, эмоциональная отзывчивость на песни разного характера, умение петь в ансамбле с музыкальным сопровождением и а capella.
Данная программа позволяет в условиях общеобразовательной школы через дополнительное образование расширить возможности образовательной области «Искусство»; она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей школьников разных возрастных групп.
Результатом обучения является формирование художественного вкуса, расширение и обогащение музыкального кругозора учащихся, что способствует повышению культурного уровня.
В течение учебного года во внеурочное время производятся: концерты, мероприятия для учащихся и родителей: а также участие в Отчётном концерте, школьных конкурсах, фестивалях.

К концу о года обучающиеся
Знают:
жанры вокальной музыки;
певческую установку;
типы дыхания;
особенности средств музыкальной выразительности (темп, тембр, метроритм, динамика, регистр, мелодия, лад, гармония);
стилистические особенности произведений;
физиологические особенности голосового аппарата;
поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;
реабилитация при простудных заболеваниях;
обоснованность сценического образа.
Понимают:
дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);
произведения различных жанров;
элементарные представления о работе резонаторов, выработку ощущения округленности, близости звука, его высокой вокальной позиции;
технику вокального исполнительства (певческое устойчивое дыхание на опоре, дикционные навыки, навыки четкой и ясной артикуляции, ровности звучания голоса на протяжении всего диапазона голоса);
художественную выразительности исполнения, работу над словом, раскрытием художественного содержания и выявлением стилистических особенностей произведения (фразировкой, нюансировкой, приемами вхождения в музыкальный образ, сценической, мимической выразительностью).
Умеют:
петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;
петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
исполнять вокальные произведения выразительно, осмысленно;
принимать активное участие во всех концертах, фестивалях, конкурсах;
дать критическую оценку своему исполнению;
использовать элементы ритмики и движения под музыку;
работать в сценическом образе;
работать с профессиональной фонограммой «минус»,
самостоятельно работать с иностранным текстом произведения,
правильно применять микрофон.
Владеют:
навыками исполнения произведений, с сопровождением, без сопровождения, под фонограмму;
основами пения (петь чисто, плавно, светло без напряжения; соблюдать певческую установку, правильно пользоваться певческим дыханием, отчётливо произносить слова в пении);
музыкальным слухом и чувством ритма;
навыком эмоционального выражения.

Формы подведения итогов реализации программы.
Диагностика результатов работы по программе связана с демонстрацией достижений обучающихся на отчётных концертах, конкурсах, открытых уроках и т.д.
Главный показатель – личностный рост каждого ребенка, его творческих способностей, усвоение музыкального материала, воспитание и развитие навыков творческой, самостоятельной работы, развитие умения творчески реализоваться на сцене, формирование эстетического вкуса.
Подведение итогов реализации программы проводится путём организации выступлений различного уровня.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЕБНОГО КУРСА

Описание тем и разделов программы

Вводное занятие.
Цели и задачи курса обучения. Формы  работы. Техника безопасности. Понятие о сольном пении, жанры вокального пения, пути создания индивидуального сценического образа, прослушивание и просмотр примеров сценического образа.
Практическое занятие: выявление знаний о пении вообще и о сольном пении в частности. Проверка вокально-слуховых данных, постановка целей и задач для индивидуальной работы.
Певческая позиция. От распевки к песне.
Певческие голоса и их характеристики. Певческие голоса у девочек и у мальчиков - их характеристики. Стадия развития детских голосов. Деление мужских и женских певческих голосов.
Практическое занятие: прослушивание записей ведущих мастеров вокального жанра, определение певческих голосов. Игра «Волшебные ноты».
Владение голосовым аппаратом, динамические оттенки.
Артикуляционный аппарат. Строение голосового аппарата. Дыхательный аппарат - виды дыхания. Понятие артикуляции. Роль певческого дыхания в звукообразовании.
Практическое занятие:  пение специальных упражнений на разные виды дыхания.
Мелодия – чистота интонации, фразировка.
Понятие диапазона, понятие регистров и их возможности. Понятие тесситуры и ее зависимости от репертуара.
Практическое занятие:  пение специальных упражнений на развитие диапазона, на сглаживание регистров при пении. Исполнение песен, анализ произведений.
Вокальные навыки – применение в интонационных упражнениях.
Практические занятия: навыки пользования дыханием, дыхательные упражнения для развития опорного дыхания. Опора дыхания, навыки опорного дыхания.
Певческая установка. Тембр – краски голоса.
Тесситурные условия в мелодии произведения.
Тембр - как индивидуальный окрас мелодического звучания произведения. Понятие тембра. Зависимость произведения от тембрального окраса.
Темп как развитие  произведения. Понятие темпа. Зависимость характера произведения от темпа. Специальные упражнения в разных темпах. Работа над произведением в разных темпах.
Практические занятия: работа с произведениями с разными тесситурными условиями. Исполнения произведений с разной тесситурой, в разных темпах.
Артикуляция. Манера исполнения. 
Знакомство с различными вокальными школами. История вокального развития.
Практические занятия: специальные упражнения на раскрепощение голосового и дыхательного аппаратов. Пение песен под аккомпанемент.
Интонирование и движение под музыку.
Выстраивание, соединение и сглаживание регистров.
Практические занятия: Упражнения на сглаживание регистров.
Использование певческих навыков в произведениях разных жанров.
Знакомство с понятиями. Анализ произведений. Форма построения песен. Фраза, деление на фразы. Поступенное движение. Динамические оттенки. 
Практические занятия: Пение гамм, разрешение ступеней, ступеневых цепочек, трезвучий мажора и минора, их обращений.
Певческая позиция. Дыхание и артикуляция.
Практические занятия: навыки звукообразования и звукоизвлечения, формирование головного звучания голоса, певческие упражнения на вырабатывание различных голосовых навыков.
Импровизация – игра. Раскрепощение исполнителя.
Понятие унисона. Роль унисонного пения в вокале. Игра «Эхо».
Практические занятия:  упражнения на развитие голоса, внутреннего слуха, звукоизвлечения, приемы голосоведения.
Певческая позиция. Дыхание и артикуляция.
Понятие об артикуляции, дикции. Формирование звуков.
Практические занятия: упражнения на правильное формирование звуков, дикционные
Художественный образ в песне. Средства выразительности.
Необходимые условия для достижения ансамблевого звучания.
Практические занятия:  Исполнение вокальных номеров, анализ. Работа над конкретным произведением, направленная на достижение всех уровней ансамбля.
Знакомство с произведениями разных жанров.
Развитие навыка уверенного пения. Раскрытие содержания текста и музыки, особенностей художественно-сценического образа, Разбор интерпретации исполнения песни.
Практические занятия: Разучивание материала с сопровождением и без него. Доведение исполнения произведения до концертного варианта.
Интонационная работа над артикуляцией
Подбор песенного репертуара, выразительный показ предлагаемых песен, планирование работы над репертуаром.
Практические занятия: сценическая читка песенного текста, разбор незнакомых слов, выражений, подробный разбор мелодической линии, художественное представление песни.
Певческие установки. Дыхание.
Практические занятия: Разучивание мелодии, работа над чистотой интонирования, артикуляцией, дикцией. Постановка песен, работа над мелодической линией песни, работа над художественным образом песни.
Сценическая культура, работа над сценическим движением.
Сценический образ, актерское мастерство, поиск исполнительного образа песни.
Практические занятия: выход на сцену, направление света, сценическая походка, поведение на сцене, умение преподнести исполняемую песню.
Игра-импровизация.
Понятие импровизации. Использование импровизации в вокальном исполнении.
Практические занятия: скороговорки и упражнения, направленные на отработку певческой дикции.
Произведения различных жанров. Певческая позиция.
Практические занятия: работа над звуковедением начинается с распевания, при которых проводится техническая обработка голоса, навыков дыхания, артикуляции, дикции, округление отдельных гласных, организация интонирования первого звука, нефорсированный звук.
Интонационные упражнения. Использование вокальных навыков.
Разучивание многоголосия, работа над чистотой интонирования в партиях. Работа над динамическим и ритмическим ансамблями. Работа над чистотой строя.
Вокальная работа – плавное голосоведение, работа над дыхнием.
Понятие о микрофоне, его работе. Правила пользования им, умение работать с микрофоном. Поле деятельности певца.
Практические занятия: работа с микрофоном, слушание своего голоса (искаженного микрофоном), умение чувствовать микрофон (микрофон – продолжение руки).
Манера исполнения вокального произведения в зависимости от жанра. 
Прослушивание фонограммы, подробный разбор мелодической линии, проработка отдельных моментов. Прослушивание песенного оригинала с целью – понять образ песни.
Вокальная работа – значение динамики для создания образа песни.
Практические занятия:  упражнения на развитие дикции, ритмическая работа (прохлопывание, запись ритмического рисунка, ритмические карточки), работа над чистотой интонирования исполняемых произведений.
Манера исполнения
Подбор коллектива подтанцовки (совместная работа с руководителем танцевального коллектива). Репетиционная работа солиста с коллективом танцоров.
Концертное выступление.
Активное участие в жизни школы, поселка, района. Выступление на праздниках , концертах, фестивалях. В конце учебного года показательное выступление (отчетный концерт), демонстрация приобретенных навыков и умений. Планирование направлений работы на следующий год.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ занятия
Тема занятия
Дополнительные сведения



Количество часов



Теоретические занятия
Практические занятия
Итого

1
Вводное занятие.
2
-
2

2
Певческая позиция. От распевки к песне.
1
2
3

3
Владение голосовым аппаратом, динамические оттенки.
1
2
3

4
Мелодия – чистота интонации, фразировка.
1
2
3

5
Вокальные навыки – применение в интонационных упражнениях.
1
2
3

6
Певческая установка. Тембр – краски голоса.
1
2
3

7
Артикуляция. Манера исполнения.
1
2
3

8
Интонирование и движения под музыку.
1
2
3

9
Использование певческих навыков в произведениях разных жанров.
1
2
3

10
Певческая позиция. Дыхание и артикуляция.
1
2
3

11
Импровизация – игра. Раскрепощение исполнителя.
1
2
3

12
Певческая позиция. Дыхание и артикуляция.
1
2
3

13
Художественный образ в песне. Средства выразительности.
1
2
3

14
Знакомство с произведениями разных жанров.
1
2
3

15
Интонационная работа над артикуляцией.
1
2
3

16
Певческая установка. Дыхание
1
2
3

17
Сценическая культура, работа над сценическим движением.
1
2
3

18
Игра-импровизация
1
2
3

19
Произведения различных жанров. Певческая позиция
1
2
3

20
Интонационные упражнения. Использование вокальных навыков
1
2
3

21
Вокальная работа - плавное голосоведение, работа над дыханием.
1
2
3

22
Манера исполнения вокального произведения в зависимости от жанра.
1
2
3

23
Вокальная работа – значение динамики для создания образа песни.
1
2
3

24
Интонационные упражнения на разные типы дыхания.
1
2
3

25
Музыкальная выразительность мелодии и ритмического рисунка.
1
2
3

26
Певческая установка. Тембр – краски голоса. Выразительные особенности.
1
2
3

27
Владение голосовым аппаратом – диапазон.
1
2
3

28
Певческая позиция. Дыхание и артикуляция.
1
2
3

29
Художественный образ в песне. Средства выразительности.
1
2
3

30
Манера исполнения.
Артикуляция.
1
2
3

31
Интонирование и движения под музыку.
1
2
3

32
Вокальная работа – чистота интонации, фразировка.
1
2
3

33
Певческая позиция – музыкальная прогулка.
1
2
3

34
Интонационные упражнения.
Использование певческих навыков. Художественный образ песни.
1
2
3

35
Движение под музыку. Сценическая культура.
1
2
3

36
Подведение итогов

1
1

Всего
36
69
105


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ занятия
Раздел, тема занятия
Дата по плану
Дата по факту
Примечания
Дополнительные сведения

1-2
Вводное занятие.





3
Певческая позиция. От распевки к песне.





4-5
Репетиционное занятие ко Дню учителя





6

Владение голосовым аппаратом, динамические оттенки.





7-8
Репетиционное занятие ко Дню учителя





9
Мелодия – чистота интонации, фразировка.





10-11
Репетиционное занятие ко Дню учителя





12
Вокальные навыки – применение в интонационных упражнениях.





13-14
Репетиционное занятие ко Дню учителя





15
Певческая установка. Тембр – краски голоса.





16-17
Репетиционное занятие ко Дню Матери





18
Артикуляция. Манера исполнения.





19-20
Репетиционное занятие ко Дню Матери





21
Интонирование и движения под музыку.





22-23
Репетиционное занятие ко Дню Матери





24
Использование певческих навыков в произведениях разных жанров.





25-26
Репетиционное занятие ко Дню Матери





27
Певческая позиция. Дыхание и артикуляция.





28-29
Репетиционное занятие к празднованию Дня ХМАО





30
Импровизация – игра. Раскрепощение исполнителя.





31-32
Репетиционное занятие к празднованию Дня ХМАО





33
Певческая позиция. Дыхание и артикуляция.





34-35
Репетиционное занятие к празднованию Дня ХМАО





36
Художественный образ в песне. Средства выразительности.





37-38
Репетиционное занятие к празднованию Дня ХМАО





39
Знакомство с произведениями разных жанров.





40-41
Репетиционное занятие Новогодних песен





42
Интонационная работа над артикуляцией.





43-44
Репетиционное занятие Новогодних песен





45
Певческая установка. Дыхание





46-47
Репетиционное занятие Новогодних песен





48
Сценическая культура, работа над сценическим движением.





49-50
Репетиционное занятие песен к военно-патриотическому фестивалю





51
Игра-импровизация.





52-53
Репетиционное занятие песен к военно-патриотическому фестивалю





54
Произведения различных жанров. Певческая позиция





55-56
Репетиционное занятие песен к военно-патриотическому фестивалю





57
Интонационные упражнения. Использование вокальных навыков.





58-59
Репетиционное занятие песен к военно-патриотическому фестивалю





60
Вокальная работа - плавное голосоведение, работа над дыханием.





61-62
Репетиционное занятие песен к военно-патриотическому фестивалю





63
Манера исполнения вокального произведения в зависимости от жанра.





64-65
Репетиционное занятие песен к 8Марта





66
Вокальная работа – значение динамики для создания образа песни.





67-68
Репетиционное занятие песен к 8Марта





69
Интонационные упражнения на разные типы дыхания.





70-71
Репетиционное занятие песен к 8Марта





72
Музыкальная выразительность мелодии и ритмического рисунка.





73-74
Репетиционное занятие песен к Последнему звонку





75
Певческая установка. Тембр – краски голоса. Выразительные особенности.





76-77
Репетиционное занятие песен к Последнему звонку





78
Владение голосовым аппаратом – диапазон.





79-80
Репетиционное занятие песен к Последнему звонку





81
Певческая позиция. Дыхание и артикуляция.





82-83
Репетиционное занятие песен к Последнему звонку





84
Художественный образ в песне. Средства выразительности.





85-86
Репетиционное занятие песен к Последнему звонку





87
Манера исполнения.
Артикуляция.





88-89
Репетиционное занятие песен к празднику 9 Мая





90
Интонирование и движения под музыку.





91-92
Репетиционное занятие песен к празднику 9 Мая





93
Вокальная работа – чистота интонации, фразировка.





94-95
Репетиционное занятие песен к празднику 9 Мая





96
Певческая позиция – музыкальная прогулка.





97-98
Репетиционное занятие песен к празднику 9 Мая





99
Интонационные упражнения.
Использование певческих навыков. Художественный образ песни.





100-101
Вокально хоровая работа над песенным репертуаром





102
Движение под музыку. Сценическая культура.





103-104
Вокально хоровая работа над песенным репертуаром





105
Подведение итогов






МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Особенности работы с вокальной группой обусловлены возрастными особенностями, их восприятия, воспроизведении музыки. Знание этих возможностей - одно из важных условий правильной организации работы в коллективе. Оно помогает руководителю выбрать нужный материал, вызвать и сохранить интерес, желание детей заниматься вокалом. Сохранить интерес на протяжении всего занятия и решить задачи их музыкального развития поможет использование и умелое чередование различных форм работы при пении произведений, это сольфеджирование, пение в сопровождении фортепиано и без него, использование караоке. Одной из важнейших задач обучения является пение без сопровождения. При этом обостряются слуховые ощущения, быстрее достигается ровность вокального звучания, чистого унисона, точность воспроизведения ритмического рисунка и динамических оттенков. Исполняя песню в сопровождении, дети учатся петь в ансамбле с инструментом, слушать вступление, замечать в сопровождении изобразительные моменты.
На индивидуальных занятиях большое внимание надо уделять правильной работе голосового аппарата соблюдению певческой установки, прямому положению корпуса. Основным способом звукообразования для детей следует считать мягкую атаку.
Работа над дикцией дает правильное произношение слов и развитие речевого аппарата. Текст песни или упражнения должны быть понятны, поэтому слова нужно произносить, активно и четко.
Важно уделять внимание работе над качеством звучания - развитию звонкости, полетности, ровности звуковедения. Пение должно быть активным, но не форсированным. Для этого нужно чаще обращаться к музыкальному образу исполняемого произведения или упражнения.
Большое оживление и удовольствие у ребят вызывает введение в занятие музыкальной игры и движения под музыку. Они помогают наладить двигательную координацию, позволяют обратить внимание на форму произведения, строение его частей, на использование композитором различных средств музыкальной выразительности.
Большое значение имеет развитие разных сторон музыкального слуха. Выразительное исполнение песен предполагает развитие и динамического слуха, т.к. крикливое пение не только делает произведение не интересным, но и наносит вред голосам детей: возникает стойкое не смыкание связок, сип. Воспитание ритмического слуха начинают с простого прохлопывания ритма или проигрывания. Постепенно переходят к сложным ритмическим фигурам. Может быть предложена не сложная ритмическая импровизация: педагог прохлопывает, пропевает, проигрывает на инструменте ритмическую фигуру и просит учащихся в ответ воспроизвести ее измененный вариант. Такие упражнения проводятся при пении на одной ноте на слоги, прохлопываются, проигрываются на детских музыкальных инструментах.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ




Тема или раздел
программы
Формы занятий
Дидактический материал, техническое
оснащение занятий
Формы подведения
итогов

1.
Вокальная работа.

Беседа. Объяснение.
Показ.
Фонопедические, ритмические, дикционные упражнения. Наглядные пособия. Музыкальное сопровождение.
Заключительный контроль в конце занятия

2.
Игра и движения под музыку
Музицирование, показ, пение,

Познавательные игры, викторина, сюжетные импровизации, инсценировка песен.
Музыкальное сопровождение
Текущий контроль и самоконтроль

3.
Концертная деятельность
Участие в концертах
Творческая деятельность. Музыкальное сопровождение
Итоговый контроль

4.
Импровизация
Игра – импровизация
Короткие вокальные, ритмические заготовки, отстукивание ритма, сочинение фраз
Текущий контроль и самоконтроль

5.
Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения.
Показ, анализирование
Аудио и видеозаписи выступлений
Текущий контроль и самоконтроль


ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для реализации программы используется следующее материальное обеспечение (необходимое оборудование и технические средства обучения (ТСО):
учебно-практического оборудования: фортепиано, аудиторская доска с магнитной поверхностью и приспособлениями для крепления таблиц и фотографий, стеллажи для учебных пособий и методической литературы, слайдов, видеокассет, CD / DVD дисков; звуковоспроизводящая аппаратура (музыкальный центр).
технических средств обучения: мультимедийный компьютер со звуковой картой и пакетом прикладных программ, мультимедиа проектор, экран или телевизор с универсальной подставкой, CD / DVD– проигрыватели, слайд-проектор;
экранно-звуковых пособий: видеофильмы с записью выступлений выдающихся отечественных и зарубежных певцов, видеофильмы с записью мюзиклов или фрагментов из них, выступлений хоров, слайды с нотным и поэтическим текстом.
Техническое оснащение занятий осуществляется с использованием музыкального центра, фортепиано с целью музыкального сопровождения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для учителя
Закон РФ «Об образовании». – М.2000
Конвенция ООН «О правах ребенка».- М.1989
Добровольская Н., Орлова Н. «Что надо знать учителю о детском голосе» М.,1972
Емельянов В.В.. «Фонопедический метод развития голоса, уровни обучения, после
довательность ведения упражнений» Краснодар, 2000.
Емельянов В.В. «Развитие голоса. Координация и тренинг»,изд «Лань»С-П, 1997 г
«Практическое руководство по вокальной работе» М., 1982
Ерёменко С.И. «Распевание в детском хоре» Краснодар., 2003
Школяр, Красильникова, Критская, Усачева, Медушевский, Школяр. «Теория и методика музыкального образования детей» М., 1998
Алиев Ю. Б. «Настольная книга учителя музыки» Москва 2002 год.
Емельянов В. В. «Развитие голоса: координация и тренинг» Санкт-Петербург 2000 год.
Плужников К. «Механика пения» Санкт-Петербург 2004 год.

Для обучающихся
1. Печатный раздаточный материал.









13PAGE \* MERGEFORMAT14215




Root Entry15