Развитие мотивации личности к познанию и творчеству детей младшего школьного возраста на занятиях народного пения

Развитие мотивации личности к познанию и творчеству детей младшего школьного возраста на занятиях народного пения

Жукова Оксана Александровна,
педагог дополнительного образования,
«Центр детского творчества», г. Абакан

"Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других." Б.Асафьев
Выдающиеся педагоги - В.Н. Шацкая, Н.Л.Гродзенская, А. Румер, Н.И. Сац теоретически и практически развивают принцип творческого развития детей и юношества. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Вот такое творческое начало воспитывает в человеке искусство. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.
Одной из форм творческого развития детей является работа народно-певческого ансамбля «Берегиня», который является компонентом музыкально-фольклорной студии «Гармония» Центра детского творчества.
Главная цель работы ансамбля - развитие творческих способностей детей, устойчивого интереса к народной музыке, занятиям вокальным пением, формирование музыкально-художественного вкуса.
В собственной работе я часто сталкиваюсь с детской пассивностью, закомплексованностью, неумением детей раскрыть свои способности. Искала ответы на вопросы: «Как повысить творческую активность? » И нашла ответ: необходимы захватывающие впечатления, а их можно получить в итоге знакомства с наилучшими произведениями искусства, которые стимулировали бы потребность детей в активном выражении чувств, придавали своеобразие музыкальному творчеству. Народное пение – это вид музыкального искусства, в котором объединяется множество наук и видов народного творчества: фольклористика, этнография, музыкально-поэтическое творчество, бытовая хореография, фольклорный театр, декоративно-прикладное творчество, история и т.д.
Русское народное творчество обладает уникальной художественно-воспитательной ценностью, формирует эстетический вкус ребёнка, обогащает речь типичными народными выражениями, эпитетами, поэтическими оборотами (травушка-муравушка, красны девицы, добры молодцы, ай люли-люли), которые не встречаются в повседневной жизни, часто непривычно звучат и незнакомы детям. Выразительные интонации, образный, яркий поэтический язык русских народных песен – незаменимые средства воспитания любви к Родине, к окружающей природе. Ребёнок, воспитанный на народных песнях, сказках, играх, будет с любовью, относится, не только к культуре своего народа, но и к культуре других народов.
Работа с детьми ведется по следующим направлениям:
Знакомство с малыми стихотворными формами – это потешки, заклички, прибаутки, дразнилки, скороговорки, пестушки, пословицы, поговорки, сказки, через них ребята раскрывают нравственно-этические понятия добра, зла, честности, уважение к старости, взаимопомощи. Небылицы-перевёртыши вызывают и воспитывают чувство юмора и логическое мышление, раскрывают яркий, радостный, наполненный жизненной силой им красотой мир.
Вокально-хоровое пение. Где используются разнообразные упражнения по музыкальному материалу и техническим задачам. Одни упражнения расширяют диапазон голоса, укрепляют дыхание, другие развивают гармонических слух, улучшают дикцию и т.д. многие упражнения вырабатывают несколько навыков одновременно. Формирование певческих навыков строится на развитии образного мышления, способности общения. Этот процесс протекает увлекательнее, если воспитанники понимают свои ошибки. С данной целью после каждого концертного выступления мы делаем анализ ошибок, почему они были допущены, и как их избежать в будущем. Работая с детьми по устранению недостатков по развитию певческих навыков, я использую соревновательный метод. Каждый старается спеть лучше, выполняя правила пения либо требования к упражнению. Это активизирует деятельность детей, увеличивает энтузиазм к пению. 
Знакомство с жанрами народной песни. Очень разнообразят и оживляют занятия творческие упражнения – варьирование и импровизация мелодий, сочинение стихов, придумывание хороводов. Задание «Разыграй песню» предлагаю детям, используя тексты русских народных песен («Как по наши ворота», «Как на тоненький ледок», «Как пошли наши подружки» и др.). Исполнение может сопровождаться характерными движениями, мимикой, жестами, звучанием народных инструментов.
Знакомство с календарными праздниками и обрядами. Как результат занятий по развитию творческих способностей участников студии осуществлены постановки и театрализации фольклорных праздников «Постриг», «Смех да веселье», «Пасха», «Коляда». Совместная деятельность детей создаёт общее эмоциональное переживание, ребята оказывают помощь друг другу при выполнении задания, сострадают, переживают неудачи и радуются успеху. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке собственных действий и поступков. При подготовке праздников и обрядов происходит преображение робких, застенчивых детей в раскрепощенных, инициативных. Система праздников создает духовную общность детей и взрослых, ту почву, на которой развиваются человеческие чувства: любовь, доброта, взаимопомощь.
Знакомство с народной игрой, как синтезом движения и слова, отражающей традиции и культуру народа. Народная игра - это компонент любого развлечения, где ребенок органично познает новейшие музыкальные виды, приобретает умения, навыки, развивает фантазию. Она формирует у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры. Это такие игры, как «Кто у нас хороший?», «Прыжки через костер», «Пчёлы и ласточка» и др. Игровая форма взаимодействия, ведущая к музыкальной деятельности, особенно для детей младшего возраста, игровые музыкальные занятия направлены на воссоздание и усвоение социального опыта.
Подводя итог работы, можно сказать, что «Народное пение» развивает музыкальные и артистические способности детей. Дети становятся активными и раскрепощёнными, являются участниками концертов, конкурсов и различных мероприятий. Ребята знают текстовую основу всех малых форм русского народного фольклора; названия жанровых форм. Самостоятельно инсценируют содержание песен, хороводов, свободно выполняют элементы народной хореографии. Умеют выполнять образные игровые движения в русских народных играх, передавать музыкальный характер героев при помощи пения. Таким образом, можно сделать вывод, что «Народное пение» способствует пробуждению у детей любви к национальному искусству, развитию интереса к истории русского народа, его быту и традициям и способствует реализации творческого начала, заложенного в каждом ребенке.



15