Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках Познание мира


Ященко Е.П.
КГУ «Средняя школа № 9» акимата г.Усть-Каменогорска, Казахстан,
«Развитие творческих способностей учащихся младших классов на уроках Познания мира»
Статья посвящена развитию творческих способностей учащихся младших классов при обучении «Познанию мира». Освещены вопросы, связанные с развитием творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
Ключевые слова: творчество, творческие способности, творческая деятельность, познавательный интерес
________________________________________________________________
Современная система образования выдвигает перед учителями задачу воспитания свободной, творческой, культурной и активной личности. Ведь развивать творческие задатки человека — прежде всего, воспитывать творческое отношение к своей деятельности, а это одновременно и воспитание любви к делу, и стремление к познанию его особенностей, которые, в свою очередь, стимулируют испробовать свои силы, добиться успеха. В процессе творческого отношения к своей деятельности вырабатываются такие ценные качества как настойчивость, любознательность, целеустремлённость, инициативность, самостоятельность, умение выбрать наилучший способ и метод выполнения работы, т.е. те качества, без которых невозможен сам процесс творчества. В массовой практике в школе существуют противоречия между стремлением личности к творчеству, самовыражению и узкими рамками программных требований. Для устранения данного противоречия необходимо ориентировать содержание учебных программ на творчество. Для формирования творческой личности, способной к саморазвитию, необходимо следующее:
-развивать творческую активность учащихся;
- включать учащихся в творческую деятельность;
- вносить проблемность в учебный процесс;
- развивать качества творческого мышления: самостоятельность, критичность
Развитию творческих способностей учащихся способствуют следующие принципы:
1) развития мотивации к творческой деятельности;
2) развития стремления к самообразованию и самовоспитанию;
3) приоритета творческой деятельности;
4) согласования педагогического процесса и индивидуальных особенностей учащихся;
5) выбора форм обучения, обеспечивающих самостоятельность и творчество учащихся. Именно эти качества учителям необходимо развивать для раскрытия творческого потенциала учащихся [1].
Традиционно на уроке учитель показывает КАК и ЧТО делать, а ученики копируют его действия. Такая деятельность носит репродуктивный характер и не способствует развитию творческих способностей учащихся.
Содержание образования по «Познанию мира» ориентировано на формирование самостоятельности и культуры мышления младших школьников, общеучебных умений, которые составляют функциональную грамотность личности. Поэтому, предмет «Познания мира» должен служить для педагога не только средством обучения, но и творческой деятельности учащегося.
На уроки познания мира в начальной школе приходится всего 1 час в неделю. Тем не менее, учащиеся должны усвоить основы важного пропедевтического предмета, формирующего мировоззрение и экологическую культуру. В этом случае необходимо активизировать процесс обучения, придать ему творческий, исследовательский характер. Полностью согласна с авторами, которые считают, что оптимальные способы активизации учебной деятельности:
- дидактическая игра
- исследовательская работа
- логические задачи
- проблемные задания
- творческая работа учащихся;
- коллективная познавательная деятельность [2].
- Использование элементов ТРИЗ [3].
В проведении нетрадиционных уроков в разнообразной и увлекательной форме с использованием частично-поискового и исследовательского методов обучения помогают организация предметных действий через введение в урок рисования и моделирования, творческих заданий, проведение уроков с использованием ИКТ, использование дидактического материала, карточек с индивидуальными заданиями, схем-опор, карточек с задачами-рассказами, творческих задач, тестов.
Дидактическая игра имеет огромное значение для уточнения и систематизации знаний детей, для развития основных компонентов учебной деятельности – умения действовать в соответствии с правилами, подчинять свои действия действиям других участников игры и т.д. Чем младше учащийся начальной школы, тем больше места на уроках познания мира должна занимать игра, особенно в первом и втором классах. При отборе игры необходимо обратить внимание на наличие и чёткость её структурных компонентов: дидактическую цель (задачу), игровое правило, игровое действие. Дидактическая цель – это то, требование, усвоение которого учитель хочет проверить.
Например, дидактические игры в 1 классе:
«Живая – неживая». Формируются представления учащихся о живой и неживой природе. Развивается познавательная деятельность, умение классифицировать, выделять признаки, группировать. Развиваются умения сравнивать, анализировать.
Игра «Что изменилось?» при изучении темы «Времена года»: проверить умение замечать происходящие изменения, проявлять наблюдательность, ориентирование в пространстве.
Игра «Кто это?» при изучении темы «Животные»: помогает развивать умение детей составлять характеристику животного, выделять особенности его внешнего вида и характера.
Игра «Дерево, кустарник, трава?» при изучении темы «Растения»: развивает кругозор, наблюдательность, умение узнавать растение по характерным признакам. Исследовательская деятельность строится в соответствии со следующими методическими приемами:
1. Выдвижение проблемы.
2. Постановка предположений.
3. Обсуждение гипотез.
4. Сравнение полученных выводов с текстом учебника или рассказом учителя.
5. Поиск эмоциональных опор (рассматривание иллюстраций).
6. Совместное составление графического плана-опоры.
При таком построении учащийся не боится высказывать ошибочное мнение, допустить ошибку в рассуждении, так как он имеет возможность под влиянием высказанных сверстниками аргументов исправить ее. У школьников развивается критическое мышление, самоконтроль и самооценка, что отражает достаточно высокий уровень их общих способностей.
Толчком к исследовательской деятельности, к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения служит проблемная ситуация. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются учебные проблемы (задача, задание, вопрос). Сущность метода создания проблемных ситуаций состоит в том, что знания не предлагаются в готовом виде. Дети приобретают эти знания в процессе обсуждения противоречий, заложенных в ситуации.
Конечно, младшие школьники рассматривают весьма простые противоречия, строят элементарные гипотезы, но и для них этот путь наиболее интересен и продуктивен. Учитель начальных классов КГУ «Школа - гимназия №1» Сарканского Районного Отдела Образования: Татьяна Григорьевна Киселёва приводит наиболее простые и эффективные способы работы с классом при использовании на уроках творческих заданий:
1. Группы получают одно и то же задание. Результат работы группы может быть просто сдан на проверку учителю. Другой вариант: «спикер» одной из групп сообщает результаты работы, а остальные учащиеся его дополняют или опровергают. Интересный эффект получается, когда результаты работы групп противоречат друг другу. Ребята в таких случаях «заводятся» и мне на острие интереса удается построить проблемную беседу по решению данного противоречия.
2. Группы получают разные задания. Тогда или «спикеры» групп отчитываются перед классом, или, поочередно меняясь, каждый «спикер» по кругу обходит каждую группу и работает с ней.
3. Группы получают разные, но дополняющие друг друга задания. Задача может быть решена «по частям»: каждая группа получает свою часть вопроса; ситуация будет раскрыта лишь после анализа ответов всех групп; после чего все результаты сводятся воедино. Психологический эффект: ребята очень гордятся, когда результат их работы оказывается нужным всему классу.
Пожалуй, любое задание можно выразить в виде логической задачи.
В первом классе с целью проверки умения решать логические задачи можно использовать самые простые упражнения для развития умения мыслить, соображать. Речь идет о загадках.
Некоторые примеры загадок о природе:
-Юркий маленький зверек, по деревьям прыг да скок (белка).
-Зимой спит, летом малинник да ульи ворошит (медведь).
-Эта ягодка такая: сначала горькая, но после морозца сладкая (рябина).
-Если ты поранил ноги, ищи лекарство у дороги (подорожник).
-На дне реки всегда лежит и усами шевелит (сом).
-Ночной охотник эта птица — большая голова, говорят, она мудра (сова).
-Что за дерево стоит — ветра нет, а лист дрожит? (осина).
Одним из видов логических задач являются вопросы-тесты на сообразительность, смекалку, детскую эрудицию. Они могут быть в виде игровых упражнений, которые объединяются в коллективные игры типа «Что, почему, когда?», «Умники и умницы», «Поле чудес» и др. Проводить их можно, естественно, с 1 по 4 класс, но характер заданий должен соответствовать знаниям и уровню интеллекта детей. Целесообразно проводить их как часть урока, подчинив содержание проходимой программной теме. Приведем примеры.
Тема «Человек и его здоровье» (3 класс.)
1. Во время дальней прогулки ты натер ногу. Как облегчить боль?
а) подержать ногу в воде;
б) помазать больное место йодом;
в) приложить к больному месту чистый лист подорожника.
2. Отвар, какой травы пьют при бессоннице?
а) валерианы;
б) одуванчика;
в) полыни.
Тема «Животные — живые существа, организмы» (3 класс.)
1. Какая птица умело подражает голосам других птиц?
а) кукушка;
б) трясогузка;
в) скворец.
2. У птенцов рот ярко-красный или оранжевый. Почему?
а) чтобы громче кричать;
б) чтобы родители видели, что они хотят есть;
в) чтобы отпугивать врагов.
3. Кто из насекомых считается самым прожорливым хищником?
а) бабочка;
б) стрекоза;
в) муравей.
4. Кто помогает распространять семена растений?
а) только птицы;
б) птицы и мыши;
в) птицы, звери, насекомые, человек.
Тема «Дикорастущие растения» (3 класс.)
1. У каких растений семена-парашютики?
а) у одуванчика, чертополоха, тополя;
б) у мать-и-мачехи, ромашки, осота;
в) у полыни, колокольчика, одуванчика.
2. Что изучает ботаника?
а) ботаника изучает растения;
б) ботаника изучает неживую природу;
в) ботаника изучает насекомых.
Очень интересны учащимся задания проблемного характера. Проблема может быть выражена не только в виде вопроса, «скрыта» от учащихся и представлена в самой формулировке задания.
«Распределите слова по столбцам»
это свойственно животным
(это умеют делать животные) это свойственно человеку и животным
(это умеют делать и человек, и животное) это свойственно только человеку
(это умеет делать только человек)
Можно дать подсказку в виде подборки слов:
дышать, передвигаться, думать, творить, питаться, ухаживать за потомством, придумывать разные машины, рисовать, сочинять музыку, преследовать добычу, впадать в спячку, добывать пищу, выращивать растения, ухаживать за животными. Дети этого возраста очень любят различные творческие задания, выполняя которые, они могут воображать, придумывать, сочинять, преобразовывать образы окружающего мира.
Получая творческие задания, ученик не бездумно принимает готовый образец или инструкцию учителя, а сам в равной мере активно участвует в каждом шаге обучения - принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и результативным. Следует отметить, что в этом случае меняется характер восприятия, оно становится хорошим помощником мышлению и воображению. Построение процесса специально ориентированного на развитие воображения и мышления, принципиально изменяет позицию ученика - существенное место начинают занимать роли исследователя, творца, организатора своей деятельности:
Задание 1 «Рассказать о природном сообществе»
Один ученик показывает маршрут путешествия по плану местности и сообщает, через какие природные сообщества он проходит; второй называет животных и птиц, которых он встретит на своем пути; третий рассказывает о растениях, которые он увидит в пути.
Задание 2 Прочитать рассказ В. Бианки «Чей нос лучше?» и написать сочинение на тему «Прав ли писатель?».
Задание 3 Учитель предлагает детям послушать музыкальное произведение, сравнить его настроение с тем, которое возникло у каждого школьника во время прогулки в лес (парк, на водоем). Это может быть музыка П.И. Чайковского или Й. Гайдна из «Времен года», народная мелодия «Во поле береза стояла» или любая подходящая по настроению музыкальная пьеса, имеющаяся в классной фонотеке.
Задание 4 «Письмо зеленому другу»
Ученик вводится в следующую ситуацию:
«Представь, что где-то в глубине леса растет небольшое деревце. Иногда его поливает дождик, иногда покачивает ветер. Бывает, что на деревце прилетает стайка птиц - поют, суетятся, дерутся... и улетают. Это деревце сказало по секрету, что ему очень хочется иметь друга - человека, лучше школьника, чем взрослого. И что сначала ему хочется получить от него письмо...»
Учитель предлагает детям: «Напишите деревцу. Может быть, кто-то из вас окажется именно тем другом, которого оно ждет. Подумайте, о чем ему хотелось бы прочитать в вашем письме, на какие вопросы ответить, что вы могли бы предложить деревцу, чтобы оно с радостью согласилось дружить с вами?»
Работа может быть проведена как небольшое сочинение, лучше - с игровыми элементами: письмо вкладывается в конверт, сопровождается рисунками, заполняется адрес.
Занимательные упражнения Использование упражнений, развивающих воображение, инициативность, творческую индивидуальность, является обязательным условием проведения уроков по познанию мира.
Различные формы занимательных упражнений:
Загадки, в которых представлено описание не самого предмета (явления), а буквенного (слогового) состава слова, его обозначающего. Это тип загадок включает: а) шарады, б) метаграммы, в) анаграммы, г) логографы.
При изучении многих тем в 1-4 классах используются:
а) разноуровневые кроссворды, в том числе - кроссворды с вопросами в виде загадок
«Мордочка усатая, шубка полосатая. Часто умывается, А с водой не знается». (Кошка)
«Четыре ноги, пятый хвост, шестая грива» (Лошадь)
«Гладишь – ласкается. Дразнишь – кусается» (Собака)
По горизонтали в выделенных клетках читается спрятанное (ключевое) слово «звери», которое служит для проверки правильности ответов.
б) Викторины
-Если знаешь лес, зверей, назови их поскорей
«Кто зимой  холодной, бродит в лесу злой, голодный?» (Волк)
«Хозяин лесной просыпается весной, а зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой» (Медведь) и т.д.
Имеют место на уроке и логические задачи.
Логические задачи могут быть выражены в виде проблемных вопросов.
Например, могут ли в пустынях жить растения наших краёв? Как они будут чувствовать себя во время песчаных бурь?
Среди логических задач большой интерес младших школьников представляют философские задачи.
-С какими животными сравнивают иногда человека, если он трусливый, упрямый? - медлительный, хитрый и т. д
Дополни выказывания:
-Радость – свет, а горе – …
-Весна – рассвет, а осень – …
Соедини линиями начало и конец пословиц
Береги платье снову, а – люби и саночки возить
Ученье свет, а – честь смолоду
Любишь кататься, – неученье тьма
Соедини линиями название животного с соответствующим символом.

Скворец, медведь, лось, муха, комар, лиса, воробей.
Важное условие развития творческих способностей детей, углубления и закрепления учебного материала – разработка детьми природоведческих проектов. Например, «Путешествие по временам года»", Экологическая профессия", «Жалобная книга» природы», «Птичья «столовая» и др.Некоторые учителя, например, Аверьянова Светлана Олеговна, приводит сведения по использованию инструментов ТРИЗ на уроках познания мира в 1 классе [3].
Структура таких задач примерно такова:
1.Мотивация
2.Содержательная часть
3.Психологическая разгрузка
4.Головоломка
5.Интеллектуальная разминка
Работа над загадками
6.Содержательная часть
7.Компьютерная игра
8.Итог
Творческие задания, игры и логические задачи должны быть в начальной школе обязательными структурными элементами урока познания мира. Это даст возможность учителю организовывать познавательную активность учащихся начальных классов.
Библиографические ссылки
1. Горевич О.А. «Творческие задания на уроках познания мира для активизации познавательной деятельности учащихся» (Открытый урок).
2. Киселёва Т.Г. Нестандартные логические задания по познанию мира и математике в начальных классах. Учитель начальных классов КГУ «Школа - гимназия №1» Сарканского Районного Отдела Образования (Открытый урок).
3. Утёмов В. В., Зиновкина М.М. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Концепт. – 2013. – Современные научные исследования. Выпуск 1.
Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности: Прикладной курс научного творчества: Учебное пособие. – Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. – 212 с.