Адаптационная программа для студентов I курса

ФИЛИАЛ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
«ИГРИМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»


______________________________________________________________________________________________



СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
И.о. заместителя директора Директор филиала «Игримский
по воспитательной работе политехнический колледж»

____________ Г.А. Забелина ____________ Н.А. Пожарницкая
«______»___________2015 г. «_______»___________2015 г.








«Я – студент»
программа
социально-психологической адаптации
обучающихся I курса




составитель:
педагог-психолог
Забелина Г.А.








Рассмотрено
на педагогическом совете
от 31.08.2015 г.


Пояснительная записка

Социально-психологическая адаптация личности к изменившимся условиям обучения, а в дальнейшем и профессионального становления в рабочем коллективе, как этапы психологической зрелости личности, наиболее актуальна в жизни каждого первокурсника.
Понятие «адаптация» (латинское – «приспособление») означает приспособление психической деятельности человека к условиям окружающей среды и деятельности в нашем случае к учебной деятельности в условиях учреждения профессионального образования.
Различают социальную адаптацию и социальный интеллект.
Социальная адаптация – это суммированный, познавательный опыт личности. Социальный интеллект определяется, как умение личности студента разрешать различные проблемы, связанные с поведением в различных ситуациях. Развитый социальный интеллект предполагает возможность адаптации, в то время как ситуации дезадаптации присущ низкий уровень социального интеллекта. Социальный интеллект понимается как способ поведения, обеспечивающий оптимальную социально-психологическую адаптированность личности к новым условиям взаимодействия.
Адаптационные возможности студента в значительной мере определяются его личностными особенностями, а также условиями окружающей среды. Поэтому так важно организовать наблюдение и изучение адаптированных свойств личности студентов с первых дней обучения в колледже. Включиться в этот процесс наблюдения и отслеживания за протеканием адаптации студентов необходимо всем инженерно-педагогическим коллективом, который работает непосредственно с первокурсниками.
В 2015 – 2016 учебном году социальный состав обучающихся достаточно сложный.


В колледже обучаются студенты, в том числе несовершеннолетние (анализ социального состава), оказавшиеся в трудной жизненной ситуации: опекаемые, дети-сироты, лица из числа детей сирот. Как правило, дети-сироты, долгое время проживающие в детском доме с трудом адаптируются в обществе, поскольку основные навыки: самообслуживание, организация труда и обучения, слабо сформированы, т.к. несовершеннолетние проживали в условиях полного государственного и социального обслуживания.
Анализ социального статуса семей студентов I курса при составлении социального паспорта показал:
9 человек из 20 проживают в неполных семьях, где воспитанием занимается мама – 45%;
1 студент проживает в опекаемой семье – 5%;
2 студента дети-сироты – 10%.
Таким образом, из 20 студентов I курса к категории «группы риска» относятся 12 человек, что составляет 60% от общего числа студентов I курса.

Существует реальная опасность дезадаптации данной категории студентов. Именно поэтому возникла необходимость в создании программы адаптации первокурсников в обучении в профессиональном колледже. Программа разработана как комплекс мероприятий, в котором участвуют различные службы и специалисты профессионального колледжа.










Программа адаптации студентов первого курса

Цель:
Благополучная адаптация студентов к обучению в современных условиях профессионального образования.

Задачи:
Рассмотреть индивидуальные аспекты социальной адаптации студентов первого курса.
Выделить общие проблемы адаптационного периода в целом.
Создать условия для максимально полной адаптации первокурсников к условиям обучения в колледже.

Пути решения задач:
Изучить, как каждый первокурсник принял позицию студента колледжа со всеми правилами внутреннего распорядка.
Выявить особенности индивидуальных, социальных ролей в формирующемся коллективе группы.
Оказать помощь в становлении личностного смысла учения с профессиональной направленностью обучения.
Помочь индивидуально соизмерить реальные познавательные способности с предлагаемым общеобразовательным стандартом блоком обучения и профессиональным курсом предметов.
Оказать социально-психолого-педагогическую помощь студентам первого курса по выстраиванию конструктивных доброжелательных взаимоотношений с мастерами производственного обучения, преподавателями-предметниками, в среде сверстников.
Способствовать развитию мотивации профессионального обучения как возможности социальной защиты в обществе.

Комплекс мероприятий, направленных на протекание успешной социальной адаптации обучающихся первого курса к условиям обучения в учреждении профессионального образования


п/п

Мероприятия


Сроки

Ответствен-ные

Исполнители
Взаимодействие



Административный блок



Закрепление мастеров производственного обучения и кураторов за группами первого курса
август
администрация
зам директора по УР и ВР


Знакомство студентов первого курса с правилами внутреннего распорядка.
сентябрь
зам директора по ВР
Социальный педагог,
кураторы


Характеристика особенностей формирования групп, общая проблема набора, уровень подготовки студентов по результатам поступления.
сентябрь
зам. директора по УР
Кураторы


Информирование первокурсников о работе кружков, спортивных секций, клубов, студий с целью занятости их свободного времени
сентябрь
зам директора по ВР
Социальный педагог,
кураторы


Проведение общего собрания для родителей первокурсников с обозначением задач и особенностей адаптации студентов в рамках учебно-воспитательного процесса:
«Роль семьи в благополучной адаптации первокурсника к условиям обучения в учреждении профессионального образования»
сентябрь
зам директора по УР и ВР
Педагог-психолог.
Социальный педагог,
Кураторы.


Входной контроль по образовательным дисциплинам в группах первого курса с целью выявления уровня знаний, пониманию учебного материала и особенностями усвоения.
октябрь
зам. директора по УР
Преподаватели


Оказание методической помощи молодым мастерам производственного обучения и преподавателям в работе с группами первого курса в рамках школы молодого специалиста.
в течение
года
зам. директора по УР

Методист


Проведение занятий для инженерно-педагогических работников по особенностям и работы со студентами первого курса.
в течение
года
зам. директора по УР

Методист,
Педагог-психолог


Организация работы методических объединений мастеров производственного обучения и кураторов первого курса.
в течение
года
зам. директора по УР

Методист


Блок мероприятий кураторов групп и мастеров производственного обучения в период адаптации первокурсников


10
Изучение личных дел и составление паспортов групп.
сентябрь
Секретарь учебной части
Соц.педагог,
Кураторы

11
Участие с группой в празднике «День знаний».
Час куратора на тему: «Встреча с колледжем».
сентябрь
зам директора по УР и ВР
Кураторы,
Мастера ПО

12
Психолого-педагогический консилиум:
«Благополучная адаптация студента I курса к условиям обучения в учреждении профессионального образования – залог успешной социализации»
ноябрь
Педагог-психолог
Администрация
Кураторы
Социальный педагог

13
Тематика бесед с группой в течение первого полугодия:
Нормы и правила поведения, посещаемость занятий.
Формирование группы, как единого коллектива (распределение общественных обязанностей, выявление лидеров, мини-групп и др.).
Судьба человека нашей профессии в посёлке, где живу.
Моя профессия – точка отсчета в планах моей самостоятельности.
Социальная престижность нашей профессии в стране.
Профессия стала судьбой.
В течение первого полугодия
зам директора по УР и ВР
Социальный педагог,
Кураторы ,
педагог-организатор ОБЖ

14
Беседа мастера производственного обучения с педагогом-психологом по результатам диагностики студентов с целью выявления индивидуальных особенностей и, по необходимости коррекции их поведения
В течение первого полугодия
зам директора по ВР
Педагог-психолог

15
Беседа мастера производственного обучения с педагогом-психологом по отдельным студентам, имеющим низкие показатели адаптации по результатам диагностики Дж.Морено «Исследование межличностных отношений в группе методом социометрии»
В течение первого полугодия
зам директора по ВР
Педагог-психолог

16
Педагогическая диагностика по методикам: «Сфера интересов», «Мои взаимоотношения с родителями»
В течение первого полугодия
зам директора по ВР
Педагог-психолог

17
Психолого-педагогический консилиум:
«Итоги адаптации студентов I курса»
январь
Педагог-психолог
Администрация
Кураторы
Социальный педагог


Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса



Задачи психологического сопровождения:
Обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося.
Оказание помощи несовершеннолетнему в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (трудности в учёбе, проблемы самоопределения, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, педагогами, родителями).
Развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, родителей, педагогов.
Развитие у обучающихся культуры здорового образа жизни.

Педагог-психолог осуществляет сопровождение исходя из следующих взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга направлений работы, что естественным образом влияет на повышение качества образования и успешной адаптации обучающихся I курса:
Диагностика.
Коррекционно - развивающая работа.
Профилактика.
Консультационно - просветительская работа.
Аналитическая работа.
Организационно – методическая работа.
Социально – диспетчерская работа.

Каждое направление включается в единый процесс сопровождения, обретая свою специфику, конкретное содержательное наполнение, цели и задачи.

ЭТАПЫ РАБОТЫ



Наблюдение



п/п

Содержание деятельности

Сроки


Ответственный

Взаимодействие

1
Наблюдение за обучающимися I курса: занятия, перемены. На основе анализа наблюдений:
Составление персональных карт наблюдения.
Психологический портрет группы.
Сентябрь-
октябрь
Педагог-психолог
Куратор

2
Наблюдение за обучающимися с ОВЗ. Составление персональных карт наблюдения.
Сентябрь-
октябрь
Медицинский работник,
психолог

Куратор,
Педагоги

3
Наблюдение за вновь прибывшими обучающимися. На основе наблюдений:
составление персональной карты наблюдений
I семестр
Педагог-психолог
Куратор


Диагностические исследования


4
Диагностика обучающимися I курса по методике «Профессиональная готовность»:
Выявление «группы риска» (низкая профессиональная мотивация).
План индивидуального сопровождения.
сентябрь
Педагог-психолог
Куратор

5
Диагностика по методике Дж.Морено «Исследование межличностных отношений в группе методом социометрии» с целью выявления лидеров (позитивной и негативной направленности), процесса становления коллектива группы.
октябрь

Педагог-психолог
Социальный педагог
Куратор

6
Диагностика адаптационных процессов обучающимися I курса по методике «Личностная и психологическая готовность обучающихся I курса к обучению в профессиональном колледже»:
Выявление «группы риска» (уровень дезадаптации).
План индивидуального сопровождения с дезадаптивными обучающимися
октябрь
Педагог-психолог
Куратор

7
Диагностика «Уровень развития личности» с целью изучения самоанализа уровня сформированности качеств личности обучающихся и коррекции планов воспитательной работы согласно ожидаемых результатов.
ноябрь
Педагог-психолог
Зам директора по ВР

8
Диагностика социально-психологического климата в педагогическом коллективе
ноябрь
Педагог-психолог
Куратор

9
Анкетирование обучающихся I курса по выявлению удовлетворённости социально-психологическим климатом в группах и качеством образовательной среды колледжа.
декабрь
Педагог-психолог
Социальный педагог
Куратор
Студсовет

10
Диагностика адаптационных процессов обучающимися I курса по методике «Личностная и психологическая готовность обучающихся I курса к обучению в профессиональном колледже» в динамике:
Выявление «группы риска» (уровень дезадаптации).
План индивидуального сопровождения с дезадаптивными обучающимися
декабрь
(промежуточная)
апрель
(итоговая)
Педагог-психолог
Куратор

11
Мониторинг эффективности профессиональной деятельности педагога-психолога по решению задач сопровождения.
май
Администрация
Педагог-психолог


Деятельность по итогам диагностик: профилактика, консультационно-просветительская, организационно-методическая, социально-диспетчерская работа


12
Составление программ реабилитации и организация работы с обучающимися «группы риска» (по каждому в отдельности).
октябрь
Педагог-психолог
Социальный педагог

13
Составление рекомендаций педагогам и родителям (по итогам диагностик)
по результатам диагностики
Педагог-психолог
руководители МО

14
Посещение занятий с целью контроля выполнения рекомендаций психолога.
В течение года
Педагог-психолог
руководители МО

15
Организация психологических игр, практикумов, занятий с элементами тренинга для обучающихся и педагогов.
В течение года
Педагог-психолог
Социальный педагог
Куратор
Студсовет

16
Групповые и индивидуальные консультации для обучающихся, учителей-предметников, кураторов и родителей.
В течение года
Педагог-психолог
Куратор


Медико-социальное сопровождение образовательного процесса


17
Реализация целевой программы «Здоровье».
В течение года
Зам. директора по ВР
Медицинский работник
Педагог-орг ОБЖ

18
Мониторинг здоровья и физического развития обучающихся
октябрь
Зам. директора по ВР
Медицинский работник

19
Мониторинг заболеваемости гриппом и острыми респираторными вирусными инфекциями участников образовательного процесса. Пропуски занятий и успеваемость.
В период эпидемии
Зам. директора по УР
Медицинский работник
Куратор


20
Сбор информации об обучающихся ОВЗ, составление выписки из истории развития с анамнезом
апрель
Медицинский работник
Куратор

21
Мониторинг эффективности здоровьесберегающей деятельности колледжа.
Ежеквартальная отчётность (приказ депобр.)
В течение года
Зам. директора по ВР
Медицинский работник
Педагог-организатор ОБЖ


Блок мероприятий по работе в адаптационный период социального педагога



Задачи деятельности социального педагога:
Обеспечение индивидуализированного социально-педагогического сопровождения каждого обучающегося.
Оказание помощи несовершеннолетнему в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (трудности в учёбе, проблемы самоопределения, проблемы взаимоотношений со сверстниками, педагогами, родителями).
Развитие социально-педагогической компетентности обучающихся, родителей, педагогов.
Развитие у обучающихся культуры здорового образа жизни.
Социально-педагогическая помощь и социально-правовая защита несовершеннолетнего и семьи.

Социальный педагог осуществляет сопровождение на основе должностных обязанностей, исходя из следующих взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга направлений работы, что естественным образом влияет на повышение качества образования:
Мониторинг.
Коррекционно – развивающая работа.
Профилактика.
Консультационно – просветительская работа.
Аналитическая работа.
Организационно – методическая работа.
Социально – диспетчерская работа.


22
Социально-психолого-педагогическая помощь детям с признаками социального неблагополучия, требующих особого внимания и контроля:
работа с обучающимися из неблагополучных семей и оказания им помощи (по мере необходимости) во время прохождения адаптационного периода;
работа с обучающимися, состоящими на внутриколледжном контроле;
работа с обучающимися, состоящими на учёте КПДН и ЗП, ОВД Приобского ОП №1
работа с детьми-инвалидами
работа с обучающимися, состоящих на учёте органов опеки и детьми-сиротами;
работа с обучающимися из числа малочисленных народов Севера, испытывающими трудности в обучении и общении в период адаптации.
В течение года
Социальный педагог
Педагог-психолог

Куратор

23
Организация работы совета по профилактике безнад. и правонарушений среди несовершеннолетних.
В течение года
по плану
Зам. директора по ВР
Социальный педагог
Куратор


24
Организация наблюдения за группами по анкете «Антисоциальное поведение обучающихся». Анкетирование по определению уровня профессиональной направленности.
В течение года
по плану
Социальный педагог

Куратор

25
Социально-педагогический мониторинг по методикам:
Уровень развития личности
Сфера интересов
Мои взаимоотношения с родителями
В течение года
по плану
Социальный педагог

Куратор

26
Мониторинг эффективности профессиональной деятельности социального педагога по решению задач сопровождения.
май
Администрация
Социальный педагог



Работа с родителями


27
Составление рекомендаций родителям (по итогам диагностик)
В течение года
(по результатам диагностики)
Педагог-психолог
Социальный педагог
руководители МО

28
Групповые и индивидуальные консультации
В течение года
Специалисты сопровождения
Представители администрации
Кураторы


29
Анкетирование родителей обучающихся I курса по выявлению удовлетворённости родителей качеством образовательной среды колледжа.
октябрь
Зам директора по ВР
Кураторы
Педагог-психолог

30
Анкетирование родителей обучающихся I курса по выявлению удовлетворённости родителей качеством образовательной среды колледжа в динамике.
декабрь,
апрель
Зам директора по ВР
Кураторы
Педагог-психолог


Аналитическая деятельность по результатам адаптации


1
Анализ результатов деятельности за I полугодие

январь
Педагог-психолог
Социальный педагог
Педагог-организатор ОБЖ
Медицинский работник
Администрация

2
Справка. Анализ психологических исследований.

в течение года
Педагог-психолог
Администрация

3
Статистический отчёт. По результатам социологических исследований.

в течение года
Педагог-психолог
Социальный педагог
Кураторы
Администрация

4
Анализ результатов деятельности за год

май
Педагог-психолог
Социальный педагог
Кураторы
Администрация

5
Планирование деятельности на следующий учебный год

май
июнь
Педагог-психолог
Социальный педагог
Педагог-организатор ОБЖ
Медицинский работник






































ИНСТРУМЕНТАРИЙ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ
«Я – СТУДЕНТ!»


Анкета «Умеете ли Вы учиться?»
Анкета «Учитель глазами ученика»
Сферы интересов учащихся.
Определение уровня сформированности профессиональной направленности студентов колледжа.
Определение психологического климата группы.
Анкета «Продолжи предложение.» определение отношения в коллективе
Диагностика определения профессиональной готовности.
Диагностика уровня самооценки.
Тест «Самооценка психических состояний» (по Айзенку).
Диагностика уровня социальной адаптации.
Методика незаконченных предложений «Моя группа и мой учитель».
Детско-родительские отношение. Методика незаконченных предложений.
Работа с родителями, анкеты, опрос, диагностика:
Удовлетворенность родителей психологическим климатом и образовательной средой учреждения профессионального образования.
Оценка родителями воспитательной ситуации в семье.
Методика «Понимаете ли Вы своего ребёнка?»
Работа с педагогическим коллективом:
Методика диагностики отношения к учению и к учебным предметам.
Анкета для педагогов «Коммуникативная готовность к диалогу с ребёнком»















Анкета «Умеете ли Вы учиться?»

Проанализируйте себя по каждому из перечисленных умений, дайте обобщённые оценки по пятибалльной шкале.
Мне нравится учиться.
Я умею организовать рабочее место.
Я соблюдаю режим труда и отдыха.
Я всегда планирую свои занятия.
Я умею распределять время.
Я умею работать с книгой.
Я умею конспектировать.
Я всегда внимателен на уроках.
Я умею наблюдать.
Я регулярно тренирую память.
Я умею работать с компьютером.
Я умею логически мыслить.
Я умею выделять главное.
Я умею писать сочинения.
Я всегда добиваюсь решения задачи.
Я успеваю выполнить домашние задания.
Я всегда анализирую итоги работы.
Я могу объективно оценить себя.

Интерпретация:
На основе полученных результатов выделите затруднения, определите ближайшие цели и задачи работы по обучению себя учебным умением.
В первую очередь для работы над собой выделите те стороны деятельности, по которым проставлены низкие баллы:
Умение планировать – п.п.4,5
Умение организации деятельности – п.п. 2,3,16
Умение работать с информацией – п.п. 6,7,8,9,11
Уровень мыслительной деятельности – п.п.11,12,13,14,15
Умение самоконтроля – п.п.17,18






Анкета «Учитель глазами ученика»


Рекомендуемый опросник позволяет оценить качество педагогической деятельности учителя по трём компонентам (гностическому или познавательному, эмоциональному, поведенческому) и по общему показателю отношения учащихся к нему.
Перед началом работы с анкетой необходимо указать в ней фамилию, имя, отчество учителя, о котором идёт речь. Ученики под анкетой, как правило, не подписываются.

Ключ к обработке:

С помощью анкеты можно достаточно полно оценить структурные компоненты стиля профессионального общения педагога с учеником:

Гностический (суждения 1,4,7,10,13*,15*,19,22)
Эмоциональный (суждения 2*,5*,8,11,14,17*,20*.23)
Поведенческий (суждения 3,6,9*,12,16*,18,21*,24*)

Знаком * отмечены номера суждений, которые содержат ответ «нет». Остальные – «да». Каждое суждение шкалы, совпадающее с ключом, оценивается в 1 балл.

Анализ данных опроса позволит более глубоко осмыслить сложившийся стиль отношений учителя с учащимся и знать рефлексивную позицию по отношению к своей педагогической деятельности.

Оценка уровня развития структурных составляющих профессионального общения педагога с учащимися

Гностический компонент:
1 – 3 балла – поверхностный;
4 – 5 баллов – ситуативный;
6 – 8 баллов – глубокий.

Эмоциональный компонент:
1 – 3 балла – безразличие;
4 – 5 баллов – заинтересованность;
6 – 8 баллов – увлечённость.

Поведенческий аспект:
1 – 3 балла – неадекватный аспект;
4 – 5 баллов – адекватный аспект;
6 – 8 баллов – адекватный аспект, с проекцией на будущее.

Общение:
0 – 7 баллов – «устранение»
8 – 12 баллов – «дистанция»
13 – 17 баллов – «заигрывание»
18 – 22 баллов – «дружба»
19 – 24 баллов – «совместная деятельность»
Бланк анкеты
Инструкция: внимательно прочитайте каждое из приведённых ниже суждений и
подчеркните тот из предложенных ответов, который более всего соответствует
вашему отношению к учителю.

Ф.И.О. педагога _______________________________________________________________


вопросы
ответы



да
нет


Учитель умеет точно предсказать мои результаты в учебной работе (в любой деятельности), моё будущее.




Мне трудно найти с учителем общую тему для разговора.




Учитель – справедливый человек.




Учитель всегда верно определяет мои затруднения при изучении той или иной темы (в любом деле, в общении с одногруппниками).




Учителю явно не хватает чуткости в отношении с учащимися.




Слово этого учителя для меня закон.




Учитель конкретно планирует индивидуальную работу со мной.




Я очень доволен этим учителем.




Учитель недостаточно требователен ко мне.




Учитель всегда может дать разумный совет.




Я верю в то, что любое дело, предложенное учителем, будет интересно.




Мнение учителя очень важно для меня.




Учитель, в основном, работает сухо, по шаблону, не творчески.




Работа с учителем доставляет удовольствие.




Учитель, как правило, не учитывает моих индивидуальных способностей и увлечений.




Учитель уделяет мне мало внимания.




Учитель плохо чувствует моё настроение.




Учитель всегда выслушивает моё мнение.




У меня нет сомнений в правильности и необходимости действий учителя в любой ситуации.




Я не стану делиться с учителем своими сокровенными мечтами.




Учитель наказывает меня за малейшие проступки.




Учитель хорошо знает мои сильные и слабые стороны.




Я хотел бы быть похожим на этого учителя, брать с него пример.




У нас с учителем деловые отношения




Бланк анкеты
Инструкция: внимательно прочитайте каждое из приведённых ниже суждений и
подчеркните тот из предложенных ответов, который более всего соответствует
вашему отношению к учителю.

Ф.И.О. педагога _______________________________________________________________


вопросы
ответы



да
нет

1.
Учитель умеет точно предсказать мои результаты в учебной работе (в любой деятельности), моё будущее.



2.
Мне трудно найти с учителем общую тему для разговора.



3.
Учитель – справедливый человек.



4.
Учитель всегда верно определяет мои затруднения при изучении той или иной темы (в любом деле, в общении с одногруппниками).



5.
Учителю явно не хватает чуткости в отношении с учащимися.



6.
Слово этого учителя для меня закон.



7.
Учитель конкретно планирует индивидуальную работу со мной.



8.
Я очень доволен этим учителем.



9.
Учитель недостаточно требователен ко мне.



10.
Учитель всегда может дать разумный совет.



11.
Я верю в то, что любое дело, предложенное учителем, будет интересно.



12.
Мнение учителя очень важно для меня.



13.
Учитель, в основном, работает сухо, по шаблону, не творчески.



14.
Работа с учителем доставляет удовольствие.



15.
Учитель, как правило, не учитывает моих индивидуальных способностей и увлечений.



16.
Учитель уделяет мне мало внимания.



17.
Учитель плохо чувствует моё настроение.



18.
Учитель всегда выслушивает моё мнение.



19.
У меня нет сомнений в правильности и необходимости действий учителя в любой ситуации.



20.
Я не стану делиться с учителем своими сокровенными мечтами.



21.
Учитель наказывает меня за малейшие проступки.



22.
Учитель хорошо знает мои сильные и слабые стороны.



23.
Я хотел бы быть похожим на этого учителя, брать с него пример.



24.
У нас с учителем деловые отношения







Сферы интересов учащихся

С целью более детального изучения широты сфер интересов учащихся, выраженности их интересов к активным видам деятельности, к общению, к развлечению, к творчеству руководитель может использовать методику «Сферы интересов учащихся».

Учащимся предлагается оценить по пятибалльной системе сферы их интересов:
1 балл ставится, когда сфера не значима для учащегося;
2 – когда она малозначима;
3 – когда сфера средней значимости;
4 – когда значима;
5 – очень значима.

На листе бумаги учащиеся пишут дату, группу, возраст, по - желанию фамилию. Напротив номера называемой педагогом сферы ставится тире и ответ цифрой, соответствующей выбору учащегося из шкалы возможных оценок значимости интересов. Педагог показывает пример записи, затем начинает зачитывать сферы интересов.


Ключ к методике «Сфера интересов»

Широта интересов – по числу различных высоко значимых сфер интересов (если значимость сферы равна или больше 4 баллов).

Интересы к трудоемким, активным видам деятельности – учитываются оценки 4 и 5 по вопросам № 3,4,6,9,13,15,16,17,18,21,22.

Качественный анализ проводится по следующим крупным областям интересов учащихся (учитываются оценки 4 и 5):
Общие - № 2,5,7,14,19;
Развлечение - № 1,8,10,12,20;
Творческая деятельность - № 15,16,18,21,22;
Коллектив группы - № 11;
Организуемый взрослыми труд - № 3,6;
Самовоспитание - № 13.

С помощью качественного анализа педагог определяет, какие виды общения, развлечения, творчества наиболее или наименее предпочтительны для учащегося или для группы в целом. Выделяются ведущие интересы учащихся, наличие интереса к активным видам деятельности, соотношение пассивных и активных интересов.

Общая стратегия действий педагога: активизировать и поддерживать с помощью организации самовоспитания, прямого вовлечения, влияния через друга – интересы к активным и творческим видам деятельности.











Шкала оценки значимости сферы интересов


Фамилия, имя _________________________________________________________________

Группа ________________________

Полных лет _____________________

Дата проведения ________________

Инструкция:
С целью более детального изучения широты сфер Ваших интересов, выраженности интересов к активным видам деятельности, к общению, к развлечению, к творчеству – просим ответить на вопросы, используя пятибалльную шкалу ответов.

Не значима – 1
Малозначима – 2
Средняя значимость – 3
Значимая – 4
Очень значимая – 5

СФЕРЫ ИНТЕРЕСОВ


Телевидение, радио, видео.
Общение в семье.
Учёба.
Спорт, занятие физической культурой.
Общение с противоположным полом.
Домашний труд.
Общение с педагогом, куратором группы, руководителем учреждения.
Музыка (любая).
Бизнес.
Кино.
Коллектив группы.
Одежда.
Самовоспитание личности.
Общение с друзьями.
Живопись, рисование, лепка.
Походы.
Экскурсии.
Техническое творчество.
Общение с природой.
Чтение художественной литературы.
Изготовление своими руками каких-либо изделий, предметов.
Другие виды творческой деятельности (поэзия, проза, моделирование, биологические опыты и т.п.). Занятие без особой цели – ничегонеделание.





Определение уровня сформированности профессиональной направленности студентов колледжа

Фамилия, имя _________________________________________________________________
Полных лет _______________ Группа ____________ Дата проведения ________________


Вопрос
Вариант ответа
Оценка


Нравится ли вам избранная профессия?
Очень нравится
Скорее нравится, чем не нравится
Скорее не нравится, чем нравится
Не нравится
4
3
2
1


Какое удовлетворение доставляет Вам занятия по овладению профессией?
Очень большое
Достаточно большое
Незначительное
Почти ничего
4
3
2
1


Насколько хорошо Вы знаете, в чём заключается Ваша будущая работа?
Очень хорошо
Довольно хорошо
До некоторой степени
Не знаю
4
3
2
1


Знаете ли Вы, какие требования будет предъявлять Вам ваша работа?
Очень хорошо
Довольно хорошо
До некоторой степени
Не знаю
4
3
2
1


Хорошо ли Вы знаете собственные способности к выполнению работы по специальности?
Очень хорошо
Довольно хорошо
До некоторой степени
Не знаю
4
3
2
1


Известен ли Вам примерный размер заработной платы?
Очень хорошо
Довольно хорошо
До некоторой степени
Не знаю
4
3
2
1


Знаете ли Вы возможности повышения квалификации?
Очень хорошо
Довольно хорошо
До некоторой степени
Не знаю
4
3
2
1


Известна ли Вам значимость для общества вашей будущей профессии?
Очень хорошо
Довольно хорошо
До некоторой степени
Не знаю
4
3
2
1


Какое значение для вас лично имеют занятия по овладению специальностью?
Очень большое
Достаточно большое
Незначительное
Почти ничего
4
3
2
1


Нравится ли вам учиться в колледже?
Очень нравится
Скорее нравится, чем не нравится
Скорее не нравится, чем нравится
Не нравится
4
3
2
1


Должна ли профессия давать возможность творить, создавать новое?
Да
Скорее да, чем нет
Скорее нет, чем да
Нет
4
3
2
1


Должна ли работа обеспечивать возможность дальнейшего профессионального роста?
Да
Скорее да, чем нет
Скорее нет, чем да
Нет
4
3
2
1


Много ли времени Вы уделяете подготовке к профессиональной деятельности (работа в технических кружках, чтение специальной литературы и т.п.)?
Очень много
Достаточно
Недостаточно
Почти не уделяю
4
3
2
1


Какова степень вашей самостоятельности в выполнении учебных заданий?
Планирую и выполняю свою работу самостоятельно
Все задания выполняю самостоятельно
Мне необходимы контроль и руководство
Нуждаюсь в постоянном контроле и руководстве
4
3
2
1


Должна ли работа обеспечивать определённую самостоятельность в профессиональной деятельности?
Да
Скорее да, чем нет
Скорее нет, чем да
Нет
4
3
2
1


Получаете ли Вы удовольствие от самостоятельного выполнения заданий без чьей-либо помощи?
Да
Скорее да, чем нет
Скорее нет, чем да
Нет
4
3
2
1


Определение психологического климата группы


Психологический климат на эмоциональном уровне отражает сложившиеся в коллективе взаимоотношения, характер делового сотрудничества, отношение к значимым явлениям жизни.
Складывается психологический климат за счёт «психологической атмосферы» - также группового эмоционального состояния, которое, однако имеет место в относительно небольшие отрезки времени и которая в свою очередь создаётся ситуативными эмоциональными состояниями коллектива.
Для общей оценки некоторых основных проявлений психологического климата коллектива учитель может воспользоваться картой-схемой А.Н.Лутошкина. В ней в левой стороне листа описаны те качества коллектива, которые характеризуют благоприятный психологический климат, в правой – качества коллектива с явно неблагоприятным климатом.
Степень выраженности тех или иных качеств можно определить с помощью семибальной шкалы, помещённой в центре листа (от +3 до -3).
Используя схему, следует прочесть сначала предложение слева, затем – справа и после этого знаком «+» отметить в средней части листа ту оценку, которая наиболее соответствует истине.

При этом надо иметь в виду, что оценки означают:

+3 – свойство, указанное слева, проявляется в коллективе всегда;
+2 – свойство проявляется в большинстве случаев;
+1 – свойство проявляется достаточно часто;
0 – ни это, ни противоположное, указанное справа, свойства не проявляются достаточно ясно или то и другое проявляется в одинаковой степени;
-1 – достаточно часто проявляется противоположное свойство, указанное справа;
-2 – свойство проявляется в большинстве случаев;
-3 – свойство проявляется всегда.


Чтобы представить общую картину психологического климата коллектива, надо сложить все положительные и отрицательные баллы.
Полученный результат может служить условной характеристикой психологического климата большей или меньшей степени благоприятности.












Бланк ответов на определение психологического климата в коллективе

Фамилия, имя _________________________________________________________________

Полных лет _______________ Группа ____________ Дата проведения ________________


Положительные особенности
+3
+2
+1
0
-1
-2
-3
Отрицательные особенности

1.
Преобладает доброе и жизнерадостное настроение







Преобладают подавленное настроение, пессимистический тон

2.
Преобладают доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии







Преобладают конфликтность в отношениях, агрессивность, антипатии

3.
В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение и понимание







Группировки конфликтуют между собой

4.
Членам коллектива нравится бывать вместе, участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время







Члены коллектива проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности

5.
Успехи или неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживание, участие всех членов коллектива







Успех и неудачи членов коллектива оставляют равнодушными остальных, а иногда вызывают зависть и злорадство

6.
Преобладают одобрение и поддержка, упрёки и критика высказываются с добрыми побуждениями







Критические замечания носят характер явных и скрытых выпадов

7.
Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга







В коллективе каждый считает своё мнение главным и нетерпимым к мнениям товарищей

8.
В трудные минуты происходит эмоциональное единение по принципу «Один за всех, все за одного»







В трудных случаях коллектив «раскисает», появляется растерянность, возникают ссоры, взаимные обвинения

9.
Достижения или неудачи коллектива переживаются всеми как свои собственные







Достижения или неудачи всего коллектива не находят отклика у его отдельных представителей

10.
Коллектив участливо и доброжелательно относится к новым членам, старается помочь им освоиться







Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним нередко проявляется враждебность

11.
Коллектив активен, полон энергии







Коллектив пассивен, инертен

12.
Коллектив быстро откликается если нужно сделать полезное дело







Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о собственных интересах

13.
В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, здесь поддерживают слабых, выступают в их защиту







Коллектив разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», здесь презрительно относятся к слабым, высмеивают их

14.
У членов коллектива проявляется чувство гордости за свой коллектив, если его отмечают руководители







К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно


Анкета «Продолжи предложение.»
определение отношения в коллективе


Фамилия, имя _________________________________________________________________

Полных лет _______________ Группа ____________ Дата проведения ________________



Самый близкий мне человек в группе, это .

.

Ребята, с которыми мне приятно проводить свободное от учёбы время, это



3. Ребята, которых мне приятно видеть в своём доме, это

...

4. Ребята, с которыми я хотел бы общаться в колледже, это .

..

5. Ребята, с которыми я хотел бы общаться вне колледжа, это .

...

6. Ребята, с которыми я не общаюсь, это .

...

7. Ребята, с которыми мне приходится общаться в колледже по необходимости, это

...

8. Ребята, интересы которых мне чужды, это ..

...

9. Ребята, которые мне неприятны, это

...

Ребята, которых я избегаю, это ...

.





Диагностика определения профессиональной готовности



Фамилия, имя _________________________________________________________________

Полных лет _______________ Группа ____________ Дата проведения ________________


Я самостоятельно принимал решение при выборе профессии.
Я отношусь к тем людям, которые выбирают не конкретную профессию, а уровень образования.
Я знаю обязанности, которые я буду выполнять на работе по своей профессии.
Я приложу все усилия, чтобы иметь высокие знания и навыки по выбранной мной профессии.
Я не задумываюсь о своей будущей работе.
Мне трудно узнать о перспективах, которые даёт моя профессия.
Я не собираюсь заранее планировать уровень образования, который я хотел бы получить.
Я стремлюсь целенаправленно узнавать о своей профессии и местах работы.
Я очень беспокоюсь, смогу ли справиться с трудностями, а может, и неудачами в своей профессиональной жизни.
Я могу отказаться от многого, сейчас ценного для меня, ради перспективных профессиональных целях.



Ключ:

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

+
-
+
+
-
-
-
+
-
+




Обработка данных:
Если ответ испытуемого соответствует ключу, то оценивается в 1 балл.


Высокий уровень: 9 – 10
Средний уровень: 6 – 8
Низкий уровень: 5 – >












Диагностика уровня самооценки

Фамилия, имя _________________________________________________________________

Полных лет _______________ Группа ____________ Дата проведения ________________


Инструкция
Отвечая на вопросы, указывайте, как часто бывают у Вас перечисленные ниже состояния по такой шкале (напротив утверждения ставьте соответствующий балл по ответу):
Очень часто – 4 балла
Часто – 3 балла
Иногда – 2 балла
Редко – 1 балл
Никогда – 0 баллов.

Я часто волнуюсь понапрасну.
Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.
Я боюсь выглядеть глупо.
Я беспокоюсь за своё будущее.
Внешний вид других куда лучше, чем мой.
Как жаль, что многие меня не понимают меня.
Чувствую, что я не умею как следует разговаривать с людьми.
Люди ждут от меня очень многого.
Чувствую себя скованным.
Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.
Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.
Я чувствую, что люди говорят про меня за моей спиной.
Я не чувствую себя в безопасности.
Мне не с кем поделиться своими мыслями.
Люди не особенно интересуются моими достижениями.


Чтобы определить уровень своей самооценки, нужно сложить все баллы по утверждениям. А теперь подсчитайте, сколько получилось в сумме.

1 – 9 баллов – Вам надо избавиться от чувства превосходства над окружающими, зазнайства. Возьмите за правило принцип: всякая конфликтная ситуация возникает из искры, которую Вы высекли сами или помогли разжечь.
10 – 30 баллов – свидетельствует о психологической зрелости, которая проявляется, прежде всего, в адекватности самоотражения, т.е. реалистической оценке своих сил, возможностей, внешности. Вам по плечу серьёзные дела. Дерзайте!
31 – 60 баллов – Вы себя недооцениваете.










Тест «Самооценка психических состояний» (по Айзенку)


Фамилия, имя _________________________________________________________________

Полных лет _______________ Группа ____________ Дата проведения ________________

Инструкция:
Предлагаем вам описание различных психических состояний.
Если вам это состояние часто присуще, ставится 2 балла,
если это состояние бывает, но изредка, то ставится 1 балл,
если совсем не подходит 0 баллов.


п\п
суждение
Часто
2 балла
Изредка
1 балл
Никогда
0 баллов


1 шкала - ТРЕВОЖНОСТЬ

1
Не чувствую в себе уверенности.




2
Часто из-за пустяков краснею.




3
Мой сон беспокоен.




4
Легко впадаю в уныние.




5
Беспокоюсь о только воображаемых еще неприятностях.




6
Меня пугают трудности.




7
Люблю копаться в своих недостатках.




8
Меня легко убедить.




9
Я мнительный.




10
Я с трудом переношу время ожидания.





2 шкала - ФРУСТРАЦИЯ

11
Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых все-таки можно найти выход.




12
Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом.




13
При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя.




14
Несчастья и неудачи ничему меня не учат.




15
Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной.




16
Я нередко чувствую себя беззащитным.




17
Иногда у меня бывает состояние отчаяния.




18
Я чувствую растерянность перед трудностями.




19
В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу, чтобы пожалели.




20
Считаю недостатки своего характера неисправимыми.





3 шкала - АГРЕССИВНОСТЬ

21
Оставляю за собой последнее слово.




22
Нередко в разговоре перебиваю собеседника.




23
Меня легко рассердить.




24
Люблю делать замечания другим.




25
Хочу быть авторитетом для других.




26
Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего.




27
Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю.




28
Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться.




29
У меня резкая, грубоватая жестикуляция.




30
Я мстителен.




4 шкала - РИГИДНОСТЬ

31
Мне трудно менять привычки.




32
Нелегко переключать внимание.




33
Очень настороженно отношусь ко всему новому.




34
Меня трудно переубедить.




35
Нередко у меня не выходит из головы мысль, от которой следовало бы освободиться.




36
Нелегко сближаюсь с людьми.




37
Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана.




38
Нередко я проявляю упрямство.




39
Неохотно иду на риск.




40
Резко переживаю отклонения от принятого мною режима дня.





Интерпретация
Тревожность – это состояние повышенного психологического беспокойства, часто по незначительным поводам. Связано с повышенной чувствительностью, раздражительностью нервной системы (слабый тип). Проявления: часто комплекс неполноценности из-за сосредоточенности на своих неудачах, недостатках, самоанализ, самокопание, занудство при выполнении поручений (неосознанное стремление обезопасить себя от неудачи, повышенное чувство ответственности за порученное дело беспокойство о возможных неприятностях)
Фрустрация – состояние, переживаемое человеком, когда между ним и желаемым объектом возникает препятствие, имеющее внешнюю природу. Сопровождается кратковременной дезорганизацией психической деятельности и ощущением безысходности.
Агрессивность – повышенная психологическая активность, стремление к лидерству, тесно связана с темпераментом, наиболее высокая у холериков. Завышенная самооценка, иногда затруднительность в общении из-за неумения прислушиваться к мнению окружающих.
Ригидность – плохая переключаемость внимания, привязанность к небольшому кругу старых друзей, тенденция заранее спланировать свои действия, отрицательная реакция на внезапное изменение планов

Обработка результатов.

п\п
Психическое
состояние
0 – 7
баллов
8 – 14
баллов
15 – 20
баллов

1
Тревожность
не тревожны
тревожность средняя, допустимого уровня
очень тревожны

2
Фрустрация
не имеете высокой самооценки, устойчивы к неудачам, не боитесь трудностей
средний уровень, фрустрация имеет место
у вас низкая самооценка, вы избегаете трудностей, боитесь неудач, фрустрированы.

3
Агрессивность
вы спокойны, выдержанны;
средний уровень агрессивности
вы агрессивны, не выдержанны, есть трудности при общении и работе с людьми.


4
Ригидность
ригидности нет, легкая переключаемость
средний уровень
сильно выраженная ригидность, неизменность поведения, убеждений, взглядов, даже если они расходятся, не соответствуют реальной обстановке, жизни. Вам противопоказаны смена работы, изменения в семье.


Диагностика уровня социальной адаптации

Инструкция

Прочитайте утверждения и в бланке ответов отметьте выбранный Вами вариант ответа.




1. С каким настроением Вы идёте в колледж?
с радостью;
с привычным равнодушием;
с предчувствием неприятностей;
скорей бы всё это кончилось;
другое.

2. Бывают ли у вас в колледже (группе) неприятности?
часто;
редко;
никогда.

3. Если бывают, то от кого они происходят?
от мастера;
от классного руководителя;
от преподавателя;
от студентов вашей группы;
от студентов другой группы;
другое.

4. Бывают ли конфликты с мастерами производственного обучения?
часто;
редко;
никогда.

5. Бывают ли конфликты с классным руководителем?
часто;
редко;
никогда.

6. Какую роль, по-вашему, выполняет в группе мастер производственного обучения?
контроль за успеваемостью и дисциплиной;
второй родитель;
организатор досуга;
помощник ребят в трудных делах;
старший товарищ;
другое.

7. Что присуще мастеру по отношению к Вам?
хвалит;
подбадривает;
делает замечания;
ругает;
жалуется родителям;
заботится;
даёт добрые советы;
проявляет понимание;
другое.

8. Что присуще классному руководителю по отношению к Вам?
хвалит;
подбадривает;
делает замечания;
ругает;
жалуется родителям;
заботится;
даёт добрые советы;
проявляет понимание;
другое.

9. Что хотелось бы от мастера перенять?
великодушный характер;
профессионализм;
манеру поведения;
разносторонние знания;
другое.

10. Вы считаете, что Ваша группа:
сплочённый, дружный коллектив;
разбит на группы;
каждый живёт сам по себе.

11. Что Вам больше нравится?
учёба;
практика;
мероприятия в группе;
мероприятия в колледже;
кружки, клубы;
спортивные секции.

12. Как Вы чувствуете себя в колледже?
комфортно;
раскованно;
свободно;
не комфортно;
одиноко.

13. Хотели бы вы поменять колледж на другое учебное заведение?
да;
нет.














Бланк ответов
Фамилия, имя ________________________
Полных лет _______________
Группа ____________
Дата проведения ________________

№ вопроса
Вариант ответа










































Бланк ответов
Фамилия, имя ________________________
Полных лет _______________
Группа ____________
Дата проведения ________________

№ вопроса
Вариант ответа











































Детско-родительские отношения.
Методика незаконченных предложений.




1. Мои желания часто идут вразрез родительским, потому что

...

2. Иногда я сплетничаю о родителях про

...

3. Если меня родители просят о чём-то, то я не всегда выполняю их просьбу, потому, что...

...

4. Мои обязанности по дому – это

..

5. У меня нет никаких обязанностей по дому, потому что .

...

6. Родители редко со мной беседуют, потому что ...

...

7. Родители не помогают мне в трудных ситуациях, потому что ..

...

8. Мне не нравится в моих родителях ...

...












13PAGE 15






Заголовок 115