Познакомить учащихся с процессом развития половых клеток


Алматинская область
Уйгурский район
КГУ «Больше-Аксуйская средняя школа имени
Г. Садвакасова» с ДМЦ
учитель химмии и биологии
Дараев Азизжан ТурсуновичБиология 10 Б класс
Цель урока: Познакомить учащихся с процессом развития половых клеток.
Задачи урока: Обучающие:
- Познакомить учащихся с сущностью мейоза как одного из способов деления клетки: с его основными фазами и процессами. Научить правильно проводить сравнение митоза и мейоза, выявлять основные черты сходства и различия между этими типами деления клетки.
Развивающие:
-подвести к пониманию биологического значения полового размножения для эволюции. развитие умения сравнивать, анализировать, структурировать информацию, высказывать и аргументировать своё мнение, осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности; содействовать развитию коммуникативной компетентности;
Воспитывающие:
- воспитание здорового образа жизни и формирование ответственности перед своими будущими детьми за их здоровье на основе знаний о своих физиологических особенностях.
Тип урока: Комбинированный.
Формы работы: Групповая, парная, индивидуальная форма работы,
Методы и приемы: Ромашка Блума, Инсерт, Составление постера,
Оборудование: таблицы «Митоз», «Мейоз», компьютерная презентация.
Ход урока:
1. Орг момент. Создание коллаборативной среды. Просмотр видео фрагмента из Ералаша. Деление на группы.
2. Опрос Д/З. Ответить на вопросы, спрятанные в Ромашке Блума.
Что такое жизненный (или клеточный) цикл?
Какое значение имеет деление клетки?
Какие типы деления клетки вам известны?
Какие изменения в клетке предшествуют делению?
Какие периоды включает интерфаза?
Какие процессы происходят в ядре клетки в интерфазе?
Чем характеризуется профаза и метафаза?
Какие процессы характерны для анафазы и телофазы митоза?
В чем заключается биологическое значение митоза?
3.Постановка цели урока:
- Ребята, посмотрите, я Вам приготовил маленький сюрприз. Здесь фотографии моей семьи, учеников в классе и их родителей.
Что вы заметили? (что они похожи на своих родителей)
Почему? (они получили эти признаки по наследству)
А вы похожи на своих родителей?
А вы гордитесь, что вы похожи на них?
- А как вы думаете в результате какого процесса вы получили эти признаки (в результате полового процесса размножения).
Вспомним характеристику полового размножения:
 а) характерно для большинства живых организмов;
б) в размножении обычно принимают участие две особи – мужская и женская;
в) осуществляется с помощью специальных клеток – гамет;
г) каждая особь обладает уникальным генотипом, т.е. потомки генетически отличны друг от друга и от родительских особей.
Постановка проблемы и введение новой темы. 
Эта характеристика будет неполной, если мы не рассмотрим механизм процесса, лежащего в основе полового размножения.
Как вы думаете, чем будет характеризовать деление половых клеток?
4.Изучение нового материала.
Основное отличие полового размножения от бесполого- участие в процессе половых клеток. В природе встречается особый вид полового размножения- партеногенез, при котором развитие нового организма происходит из неоплодотворенной яйцеклетки.
Мейоз более сложный процесс, чем митоз. Основное его биологическое значение заключается в образовании гаплоидных клеток.
Процесс деления половых клеток, в результате которого в ядре оказывается вдвое меньше хромосом, называют мейозом (греч. meiosis – "уменьшение"). Уменьшение вдвое числа хромосом в ядре (так называемая редукция) происходит при формировании и мужских, и женских половых клеток. При оплодотворении путем слияния половых клеток в ядре зиготы вновь создается двойной набор хромосом (2n). Мейоз имеет большое значение в живом мире. В процессе мейоза (в отличие от митоза) образуются дочерние клетки, которые содержат в два раза меньше хромосом, чем родительские клетки.
Мейоз, или редукционное деление, – это сочетание двух своеобразных этапов деления клетки, без перерыва следующих друг за другом. Их называют мейозом I (первое деление) и мейозом II (второе деление). Каждый этап имеет несколько фаз. Названия фаз такие же, как фаз митоза.
Задание двум группам. Прочитать текст учебника § 34 стр 169-175. Работа по кластеру.
1 группа- Охарактеризовать первое и второе деления мейоза.
2 группа- Сходства и различия Митоза и Мейоза
Общее в конце с учениками сделать вывод. Биологическое значение мейоза.
- Мейоз – один из типов деления, приводящий к уменьшению количества хромосом в образующихся клетках.
- Мейоз – включает в себя два последовательных деления: в I количество хромосом уменьшается вдвое, во II – сохраняется.
- Мейоз I - осуществляется по принципу отличному от митоза, (образуется две гаплоидные клетки с хромосомами, которые состоят издвух хроматид).
- Мейоз II - осуществляется по принципу митоза, но в гаплоидном наборе
      хромосом.
- Образуется четыре гаплоидные клетки. Каждая хромосома состоит из одной, хроматиды.
5. Первичное закрепления. А теперь давайте решим задачу.
У кролика и крольчихи в каждой соматической клетке содержится по 44 хромосомы. Сколько хромосом содержится у кроликов?
а) в одной яйцеклетке
б) в одном сперматозоиде
в) в одной зиготе
г) в одной соматической клетке детей
д) в одной соматической клетке внуков
Ответ: а, б – по 22; в, г, д, - по 44.
6. Закрепление изученного материала.
Тест по теме «Мейоз»
Вопрос № 1 Особый способ деления эукариотических клеток, при котором исходное число хромосом уменьшается в два раза:
мейозамитозмитоз
Вопрос № 2
Мейозом называется процесс
изменения числа хромосом в клеткеудвоения числа хромосом в клеткеобразования гаметконъюгации хромосом
Вопрос № 3
Профаза 1 (профаза первого деления) состоит из ряда стадий:
лептотена, зиготена, диплотена, диакинез, пахитенавсе ответы верны
Вопрос №4
Происходит конъюгация гомологичных хромосом на стадии:
зиготены (сливающихся нитей)пахитены (толстых нитей)диакинеза (двойных нитей)
Вопрос №5
Короткий промежуток между двумя мейотическими делениями. Отличается от интерфазы тем, что не происходит репликации ДНК, удвоения хромосом и удвоения центриолей: эти процессы произошли в предмейотической интерфазе и, частично, в профазе I:
кариокинезцитокинезинтеркинез
Взаимопроверка. Коды правильных ответов.
1-мейоз
2- образование гамет
3- лептотена, зиготена, диплотена.
4- зиготена5-интеркинез
7. Д/з параграф 34 стр 169-175
Прочитать учебник. Придумать задачу на тему «Мейоз».
Рефлексия урока:
Довольны ли вы своей работой на уроке?
Достигли ли вы своей цели?
Продолжите предложение Сегодня на уроке я горд собой, потому что…
8. Итог урока: Оценка знаний учащихся. По критериям составленные учителем.
Тексерілді 19.01.2016 _______________
Что такое жизненный (или клеточный) цикл?
Какое значение имеет деление клетки?
Какие типы деления клетки вам известны?
Какие изменения в клетке предшествуют делению?
Какие периоды включает интерфаза?
Какие процессы происходят в ядре клетки в интерфазе?
Чем характеризуется профаза и метафаза?
Какие процессы характерны для анафазы и телофазы митоза?
В чем заключается биологическое значение митоза?
Деление клетки происходит в два этапа:
Что такое Амитоз?
Перечислите формы бесполого размножения: