Рабочая программа по литературному чтению 4 класс . СРО Л.В. Занкова.


ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе авторской программы В.Ю. Свиридовой (система развивающего обучения Л.В.Занкова), рекомендованной Министерством образования Российской Федерации в соответствии со стандартом начального общего образования по литературному чтению.
Программа «Литературное чтение» основывается на следующих программно-методических материалах:
Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. Система Л. В. Занкова. – Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2011.
ФГОС начального общего образования приказ № 363 от 06.10.2009, зарегистрирован МинЮст №17785 от 22.12.2009
Рабочая программа рассчитана на 136 часов (34 недели).
Для реализации программного содержания используется следующий учебно-методический комплект:
Свиридова В.Ю. Литературное чтение: Учебник для 4 кл. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2014;
Самыкина С.В. «Литературное чтение». Рабочая тетрадь для 4 класса в 2 частях- Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2016;
Хрестоматия по литературному чтению. 4 кл./ Автор-составитель В.Ю. Свиридова. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2014;
Свиридова В.Ю. Методические рекомендации к курсу «Литературное чтение». 4 кл. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2014.
Ходаковская М.Н. «Лукошко: Хрестоматия по дальневосточной литературе: 4 кл. -Хабаровск: Издательский дом «Приамурские ведомости», 2013.
Рабочая программа разработана в полном соответствии с данной программой и учебно-методическим комплектом, поэтому коррекция программы не проводилась.
Цель курса литературного чтения - воспитание компетентного читателя, который имеет сформированную духовную потребность в книге как средстве познания мира и самого себя и развитую способность к творческой деятельности. Начальное образование как самоценный и значимый этап в развитии человека закладывает основы для реализации этой цели.
Достижению этой цели способствует организованное в процессе обучения осознание учащимися особенностей художественного отражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества.
В основе данного курса лежит единый методологический подход - изучение литературы как искусства. Предмет литературы рассматривается с точки зрения его специфики - художественной образности.
Эстетическое осмысление действительности посредством художественного образа - это то общее, что характеризует разные виды искусства: литературу, живопись, музыку, скульптуру, архитектуру, театр, кино. Чтобы разобраться в эстетической стороне действительности, ребенок должен соприкоснуться с разными видами искусства. Общность всех видов искусства - в способности художника воображать, фантазировать, создавать не понятия, а образы. Ведется постепенное осознание существенных признаков понятия «художественный образ», формируется общее представление об этом понятии как определяющем для понимания особенностей литературного творчества: в произведении явления действительности предстают перед читателем пропущенными через призму восприятия художника, картина мира насыщена его чувствами и отношением к изображаемому. Школьник учится полноценно воспринимать художественную литературу как особый вид искусства.
Важно, чтобы ученик начальной школы эмоционально отзывался на прочитанное, пробовал высказать свою точку зрения и при этом учился уважать мнение собеседника. Общение с литературой поможет ему осознать себя и как читателя, и как человека, расширит культурный кругозор, мотивирует его обращение к художественным произведениям в дальнейшей жизни.
В процессе изучения курса литературного чтения ученик приобретет первичные умения работы с текстами разного вида и содержания, с учебной и научно-популярной литературой, будет учиться находить и использовать информацию для практической работы. В результате школьник получит возможность осознать значимость систематического чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим учебным предметам.
Задачами курса литературного чтения, построенного на сформулированных выше основах и ориентированного на требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, являются:
расширение представлений детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, человеческих отношениях, духовно-нравственных и эстетических ценностях, формирование понятий о добре и зле;
развитие отношения к литературе как явлению национальной и мировой культуры, как средству сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; расширение представления детей о российской истории и культуре;
создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе ознакомления с литературоведческими понятиями и их практического использования;
воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров; обогащение мира чувств, эмоций детей, развитие их интереса к чтению; осознание значимости чтения для личного развития; формирование потребности в систематическом чтении, в том числе для успешности обучения по всем учебным предметам;
развитие речевых навыков школьников, связанных с процессами: восприятия (аудирование, чтение вслух и про себя), интерпретации (выразительное чтение, устное и письменное высказывания по поводу текста), анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов, собственного творчества (устное и письменное высказывания на свободную тему).
Преподавание литературного чтения опирается на стихийное творческое начало, присущее ребенку до школы. Как правило, дошкольник является слушателем и синкретическим творцом одновременно в изобразительной, музыкальной, игровой деятельности. Курс литературного чтения продолжает, но целенаправленно, воспитание слушателя, читателя и творца. При этом происходит обогащение читательского опыта и литературного кругозора, формируется осознанная потребность в чтении. Курс предполагает развитие способности самостоятельно воспринимать литературу, а также развитие культуры эмоций.
Решение этих задач предполагает постоянное расширение читательского кругозора. Перед учеником должна развернуться широкая картина видов и жанров литературы, произведений разного эмоционального наполнения, разнообразие сюжетов, характеров и отношений героев, а также многообразие художественных средств создания образа.
Приобщение детей к искусству литературы требует особой методики, не разрушающей процесс восприятия и понимания художественного произведения. Важно работать с текстом деликатно, не прямолинейно, не «в лоб», а бережно поддерживая ростки эмоционального отношения к прочитанному. Совместное наслаждение от литературных открытий, удовольствие от проникновения в глубинный смысл произведения поможет «заразить» ученика интересом к чтению.
Работа с текстом, содержание которой отражено в программе, предусматривает:
принципиальную целостность художественного образа, важность, «неслучайность», незаменимость каждого художественного элемента; целостное эмоциональное впечатление, оказываемое произведением при восприятии;
возможность личностного восприятия, «индивидуального» прочтения художественного образа; возможность различной аналитической интерпретации деталей художественного произведения;
необходимость сочетания понятийного отношения к прочитанному (различать явления литературы) и эмоционального (сопереживать); при этом ведущую роль играют чувства как основа интереса к чтению (наслаждение красотой слова и удовольствие ученика от своего растущего умения понимать ее).Читательская компетентность, культура восприятия литературы основывается на понимании образной природы художественного текста и включает владение языком словесных образов, ориентирование в системе основных литературоведческих понятий. Курс нацеливает не на заучивание терминов, а на уяснение с их помощью специфики литературы. Литературоведческими понятиями учащиеся пользуются практически, как инструментами, помогающими понять художественный смысл произведения.
Реализация данной программы, разработанной в соответствии с новыми образовательными стандартами, носит системно-деятельностный характер, направлена на формирование не только предметных, но и личностных, метапредметных, а именно регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться.
В сфере личностных УУД создаются условия для того, чтобы в соответствии с требованиями ФГОС «искусство и литература осознавались как значимая сфера жизни, нравственный и эстетический ориентир». Произведения подобраны таким образом, чтобы развернуть перед школьниками идею красоты, ценности и хрупкости мира, чтобы воспитать ценностное отношение к природе, окружающей среде, к культуре и искусству. Важно научить воспринимать прекрасное: и в природе, и в сфере человеческих чувств, и в пространстве культурных ценностей, и в истории Отечества. Тексты, вопросы, задания к прочитанному показывают школьнику, как важно стать человеком: научиться переживать и сопереживать, ценить, любить и защищать этот мир - мир природы, людей и искусства, мир чувств.
Содержание курса «Литературное чтение» создает особые условия для развития познавательных УУД, поскольку школьники овладевают основами смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, учатся выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстовых). При этом в процессе деятельности учащиеся осваивают широкий спектр логических действий, операций, приемов решения учебных задач, учатся воспринимать и анализировать не только тексты, но и внетекстовые компоненты, использовать знаково-символические средства и модели. Большое внимание уделяется овладению навыками работы с информацией - как в учебнике (дополнительные элементы учебника, приложения и пр.), так и вне его содержания - в справочной литературе. Школьники учатся использовать ресурсы библиотек, осуществлять поиск информации в сети Интернет; записывать, фиксировать ее с помощью инструментов ИКТ. Движение в освоении этих навыков идет в сторону расширения сферы интересов детей.
Вырабатывается умение учащихся ориентироваться в большом текстовом массиве, этому служит ряд специальных заданий, выполняя которые школьники вынуждены находить информацию, постоянно возвращаться к уже прочитанным текстам с новыми задачами и на новых основаниях. Эти возвраты к уже прочитанному имеют несколько целей: с одной стороны, это прием, позволяющий школьникам удерживать и пополнять поле литературных текстов. С другой стороны, этот прием помогает формировать умение работать с учебником, книгой (умение найти нужное место в уже прочитанной книге, умение листать и бегло просматривать уже изученный текст). При этом развивается умение сравнивать: школьники постоянно ставятся перед задачей сопоставления художественных произведений разных времен и народов, произведений разных авторов на одну тему, произведений одного автора на разные темы, разрешая возникающие эстетические и нравственные коллизии, тем самым продвигаясь в литературном развитии и в общем развитии в целом.
В сфере предметных учебных действий особое внимание уделяется различным видам речевой и читательской деятельности, таким как аудирование (слушание), чтение вслух и чтение про себя, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменного общения). Прививается понимание разного типа информации в научном (понятие) и художественном тексте (образ). От общего представления о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных - через их сравнение ученик-читатель продвигается к умению по-разному работать с художественными, научно- популярными, учебными и другими текстами. Формируется библиографическая культура учащихся.
На уроках литературного чтения задачи развития речи и обучение детей навыку чтения имеют предметный и метапредметные уровни и решаются комплексно: работа над техникой и выразительностью чтения связана воедино со смысловым анализом текста, творческой речевой деятельностью ученика.
Навык осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения вырабатывается при размышлении над особенностями текста в процессе его слушания и перечитывания с различными целями. Вопросы и задания составлены таким образом, что ученик несколько раз перечитывает текст произведения, решая познавательную задачу: перечитай с определенной интонацией, в разном темпе, найди завязку и развязку истории. Литературный анализ текста помогает углубить понимание его смысла, позволяет понять, так ли мы его читаем, почему мы читаем именно так, а не иначе. Подбор текстов разного вида, жанра, стиля позволяет применять разные словесные и несловесные средства чтения: модуляцию речи, паузы, логическое ударение, тембр и темп чтения, мимику, жесты.
Вопросы и задания к текстам направлены на мотивацию перечитывания: прочитай с разной интонацией, в разном темпе, меняя места пауз и логических ударений, с различной громкостью, с разным настроением - все эти задания помогают подобрать наиболее точную манеру чтения соответственно особенностям текста.
Отрабатывается выразительное осмысленное чтение целыми словами с осознанным выбором интонации; практикуется чтение по ролям, чтение наизусть, драматизация произведений; развивается навык устного и письменного высказывания по образцу, с опорой на картинку и в свободной форме. Наблюдение за художественными особенностями текста связывает понимание литературы с навыком осознанного чтения. Дети читают, выражая то, что открыли и поняли в произведении.
Курс направлен также на воспитание умения осуществлять творческую деятельность, решать творческие задачи, импровизировать, инсценировать, разыгрывать воображаемые ситуации. Творческая речевая деятельность детей может выражаться в устном и письменном высказывании на свободную тему (сочинение), в выражении собственного отношения к прочитанному (пропедевтика работы в жанре отзыва), в формулировке основного смысла прочитанного (пропедевтика работы в жанре аннотации). При решении задачи развития речевой деятельности собственное литературное творчество детей (сочинение сказок, стихов, рассказов) занимает особое место как один из наиболее эффективных способов проникновения в тайны художественного образа и развития воображения.
На уроках литературного чтения уделяется внимание воспитанию чувства юмора как показателя развития интеллекта, а также коммуникативной компетентности ученика. Чувство юмора уберегает читателя от однозначной и категоричной оценки литературного произведения, прививает осознание того, что возможны и другие мнения. Оно присуще и самому тону учебников (принципиально неакадемичный стиль, теплое обращение к юному читателю, подбадривание его в сложных ситуациях; игра, вовлекающая школьника в деятельность исследователя), размывает жесткую дистанцию, которая существует между учителем и учеником, уравнивает их в позиции читателя, создает атмосферу творческой свободы.
Воплощению авторской концепции курса способствует ряд структурных элементов учебника: «лента времени» и «словарь» (с 1 класса), страницы режима дня (1 класс), «Твой год» (2 класс), «Картинная галерея» (3 и 4 классы).
Работа в 4 классе, сохраняя единые принципы и задачи изучения литературы как искусства, поднимает учеников на новую ступеньку общего и эстетического развития. Анализируется поэтика произведений более сложных по своему художественному содержанию, к тому же более объемных (повесть). Ведется работа с былиной. Происходит знакомство с драмой. Углубляются представления об отличии фольклора от авторской литературы. Выявление позиции автора, вычитывание авторской оценки изображаемого, авторской точки зрения завершает представление об особенностях авторской литературы. Делаются посильные обобщения обособенностях творчества писателей разных веков, о тематике, героях, художественной манере. Закладываются основы изучения литературного процесса.
«Сталкивая» художественные произведения разных времен и народов, разрешая возникающие коллизии, школьники продвигаются в литературном развитии и общем развитии в целом.
Формы работы:
Работа в парах.
Работа в малых группах.
Дифференцированный подход к учащимся.
Учебные занятия.
Консультационные занятия.
Переходы между разными образовательными пространствами.
Построение учебных диалогов.
Основные формы и виды организации образовательного процесса:
урок – место для коллективной работы класса по постановке и решению учебных задач;
урок-презентация – место для предъявления учащимися результатов самостоятельной работы;
урок-диагностика – место для проведения проверочной или диагностической работы;
урок-проектирование – место для решения проектных задач;
групповая консультация – место, где учитель работает с небольшой группой учащихся по их запросу;
самостоятельная работа учащихся имеет следующие линии:
- задания по коррекции знаний и умений после проведенных диагностических и проверочных работ;
- задания по освоению ведущих тем курса на трех уровнях (формальном, рефлексивном и ресурсномСодержание курса
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание).
Адекватное понимание содержания звучащей речи, осознание цели речевого высказывания. Умение задавать вопрос к учебному тексту, научно познавательному и художественному произведениям. Чтение вслух. Чтение про себя. Совершенствование навыков выразительного и осмысленного чтения. Постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Осознание смысла произведения при чтении про себя. Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию.
Говорение (культура речевого общения).
Письмо (культура письменной речи).
Дальнейшее развитие навыков свободного владения устной и письменной речью; формирование умений целенаправленного доказательного высказывания; творческого отношения к устной и письменной речи.
Умение вести диалогическое общение: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно познавательному, художественному тексту). Использование норм речевого этикета в условиях
внеучебного общения. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Монологическое речевое высказывание по предложенной теме или в виде ответа на вопрос. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания.
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку, использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение).
Мини сочинения (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.
Работа с разными видами текста.
Различение разных видов текста: художественных, учебных, научно популярных. Особенности фольклорного и авторского текста.
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текс
та на смысловые части. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно изобразительных материалов.
Работа с учебными, научно популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение его с содержанием. Определение особенностей учебного и научно популярного
текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов мифов, былин, легенд (по отрывкам или небольшим текстам). Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ
текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя).
Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительныхсредств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный (с цитированием), выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор в тексте слов, выражений, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор в тексте слов, выражений, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных прочитанных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Характеристика героя произведения с использованием художественно выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Сопоставление поступков героев, мотивы поступка персонажа. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста. Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание
понятия «родина», представления о проявлении любви к родине в классической и современной литературе, литературе разных народов.
Библиографическая культура.
Книга как источник знаний об окружающем мире и внутреннем мире человека. Книга учебная, художественная, справочная. Виды информации в книге с опорой на ее внешние показатели, справочно- иллюстративный материал книги. Типы изданий: произведение, сборник, собрание сочинений, периодические издания, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Выбор книг на основе рекомендательного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Устное народное творчество. Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений. Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Углубление представления о жанрах народного и авторского творчества. Общее представление о новом типе отношений человека и мира. Зависимость человека от природных сил и стихий в мифе, пафос борьбы с ними в былине.
Былина.
Характеристика героя (победитель в борьбе с природными силами; защитник границ княжества и отечества; человек, прославляющий своими подвигами свое отечество). Илья Муромец и Никита Кожемяка как герои былинных циклов. Основные герои русских былин. Героическая тональность былин. Сравнение с героикой мифов.
Волшебная сказка.
Единые законы разворачивания сюжета в волшебных сказках. Типичность завязки, кульминации, развязки. Общие мотивы и черты различия в сказках разных народов. От победы с помощью магической силы к торжеству ума, смекалки. Авторская волшебная сказка: сходство с народной сказкой и отличия.
Социально бытовая сказка.
Позднее происхождение. Отличия от волшебной сказки и сказки о животных. Особенности проблематики, нравоучительный характер, присущее ей чувство юмора. Сатирическая интонация бытовых сказок. Народная и авторская социально бытовая сказка.
Пословица.
Связь с мифом и отражение зависимости человека от природы. Школа народной мудрости и жизненного опыта. Двучленная структура, отличие отпоговорок. Способы вынесения нравственной оценки в пословице (иносказание) и поговорке (открытое суждение). Пословицы разных народов. Сочинение сюжетов к пословицам. Популярность пословиц в современной жизни и в произведениях авторской литературы. Жизнь жанров фольклора во времени. Проникновение фабульных элементов истории (в виде примет конкретно исторического времени, исторических и географических названий) в жанры устного народного творчества: волшебную сказку и былину.
Басня.
Корни басни в сказке о животных. От сказочного схематизма древних басен, перечисления действий персонажей – к яркой зарисовке картинки из жизни. Нравоучение пословицы как прототип морали басни. Басня как жанр, объединяющий разные типы повествования. Отношение к изображаемому, скрытое в тексте басни. Явно высказанная автор разных видов повествования: прозы, поэзии, драмы.
Проза.
Преобладающая тональность повествования в разных жанрах. Выбор жанра и интонации повествования как средство выражения авторского отношения. Выработка жанрового ожидания.
Сказочная повесть.
Сосуществование реального и сказочного мира. Путешествия, превращения, испытания и подвиги героев. Волшебные помощники, предметы, числа. Реальность переживаний героя. Проявление характера в поступках и речи. Развитие характера во времени. Нравственные коллизии повести, работа героя по преодолению своих недостатков. Воспитание и самовоспитание героя.
Рассказ.
Событие в рассказе–яркий случай, раскрывающий характер героя; сложность характера героя и развитие его во времени. Драматизм рассказа. Внутренний мир героя. Отличие авторской точки зрения от точки зрения героя.
Поэзия.
Выражение внутреннего мира автора посредством изображения окружающего мира. Разница картин мира, создаваемых поэтами. Общее представление о лирическом герое, образе поэта в лирике. Открытое выражение чувства в авторской поэзии. Сюжет разворачивания переживания. Эмоциональное заражение читателя силой чувств. Формирование представления о разнообразии выразительных средств авторской поэзии: использование приемов олицетворения, сравнения, антитезы (контраста); использование повтора и риторических вопросов для создания образа. Общее представление о связи смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современной поэзии, знакомства с «онегинской строфой»). Творческий портрет любимого писателя или поэта (его любимая тематика и проблематика, герои и характерные приемы изображения).Драма.
Отличие зрителя от читателя: более активная позиция читателя. Инсценировка литературного произведения. Посещение театральных постановок. Наблюдение за особенностями драмы, композиционные особенности пьесы (драмы): деление текста на действия, действий на картины; наличие списка действующих лиц, авторских комментариев ремарок. Внешняя устраненность автора в драматическом произведении: основной текст пьесы это прямая речь героев. Способы выражения авторского отношения к изображаемому. Авторское присутствие в ремарках. Авторская позиция, выраженная устами героя.
Творческая деятельность обучающихся
(на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование; изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
Круг чтения четвертого года обучения
Устное народное творчество
Малые жанры фольклора: считалки, загадки, заклички, пословицы, поговорки. Мифологические сюжеты Древней Греции. Подвиги Геракла. Былины
«Как Илья из Мурома богатырем стал», «Илья Муромец и Соловей разбой
ник», «Святогор и Илья Муромец»*, «Никита Кожемяка».
Русские народные волшебные и бытовые сказки
«Иван царевич и Серый Волк», «Летучий корабль», «Что дальше слышно», «Кашица из топора», «Как Иван дурак дверь стерег», «Мена»*, «Мудрые ответы»*.
Классики русской и зарубежной литературы
А. Пушкин, М. Лермонтов, В. Жуковский, Е. Баратынский, Ф. Тютчев, А. Фет, А. Майков*, С. Есенин*, К. Бальмонт*, В. Хлебников, И. Бунин, М. Цветаева, А. Ахматова, В. Маяковский*, Саша Чёр ный, Н. Асеев, Д. Кедрин, Н. Рыленков*. И. Крылов «Слон и Моська», «Лев и Лисица»*, «Ларчик»*, «Чиж и Голубь»*, «Зеркало и Обезьяна»*, «Петух и Жемчужное Зерно»*; М. Лермонтов «Бородино»; Н. Некрасов «Крестьянские дети»; А.К. Толстой «Илья Муромец». А. Чехов «Ванька», «Белолобый», «Каштанка»*; Л. Андреев «Петька на даче»; А. Куприн «Мысли Сапсана о людях, животных, предметах и событиях», «Слон»; Саша Чёрный «Дневник фокса Микки».Японские трехстишия.
Русские и зарубежные авторские сказки и сказочные повести
Братья Гримм «Маленькие человечки»*; Г. Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик», «Елка»*; Э. Т. А. Гофман «Щелкунчик и Мышиный Король»; В. Гауф «Карлик Нос»*. С. Маршак «Двенадцать месяцев»; П. Бажов «Огневушка Поскакушка»; С. Прокофьева «Лоскутик и Облако».
Современная русская и зарубежная литература
С. Маршак, Б. Заходер, Ю. Мориц*, М. Бородицкая, В. Берестов, Т. Белозеров, Н. Матвеева, Б. Окуджава*, Ю. Левитанский*, В. Солоухин, Л. Мартынов*. М. Пришвин «Земля показалась»,«Старый гриб»*; К.Паустовский «Резиновая лодка»*; Г. Скребицкий «Счастливый жучок»*; Ю. Яковлев «Мама»; В. Драгунский «Сверху вниз, наискосок!», «Куриный бульон»; Н. Носов «Федина задача»; Ю. Коваль «Самая легкая лодка в мире»; С. Козлов «Как Ежик с Медвежонком протирали звезды», «Лисичка»; Ф. Кривин «Часы, минуты, секунды». Т. Янссон «Ель».
Приключения и фантастика
В. Крапивин «Старый дом»; Е. Велтистов «Приключения Электроника»; А. Мошковский «Пятеро в звездолете».
Произведения для обязательного заучивания наизусть
А.К. Толстой «Илья Муромец»
С.Я. Маршак «Сказка про короля и солдата»
В.А. Жуковский «Там небеса и воды ясны..»А.С. Пушкин «Москва…как много в этом звуке»
М.Ю. Лермонтов «Бородино» (отрывок)
И.А.Крылов «Слон и Моська»
Н.А.Некрасов «Крестьянские дети» (отрывок)
М.Я. Бородицкая «В школу»
Д.Б. Кедрин «Я не знаю, что на свете проще….»
А.С. Пушкин «Зимняя дорога»
А.С. Пушкин «Зима!...Крестьянин торжествуя..»
А.С. Пушкин «Зимнее утро»
С.Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?»
В.Д. Берестов «Разлука»
Н.Н. Матвеева «В лощинах снег..» М.Ю. Лермонтов «Парус»
А.А. Фет «Воздушный город»
В.А. Солоухин «Мерцают созвездья»
Внеклассное чтение. Содержание, задачи, формы работы по внеклассному чтению в 4 классе выстроены в соответствии с основными задачами предмета «Литературное чтение» и ориентированы на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), а также способствуют более глубокому знакомству учащихся начальной школы с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, на развитие нравственных и эстетических чувств младшего школьника.
Цель программы: организация самостоятельного чтения младших школьников как дома, так и на занятиях внеклассного чтения.
Задачи:
совершенствование навыка чтения учащихся;
развитие их устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы;
знакомство учащихся с детской книгой как явлением культуры, ее структурой, видами, жанрами, темами;
формирование первичных представлений об особенностях произведений и творчества известных русских и зарубежных детских писателей;
формирование читательских умений, необходимых для квалифицированной читательской деятельности;
формирование основ читательской культуры, литературного вкуса младших школьников;
выработка привычки к вдумчивому чтению, умение применять в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки, полученные на уроках литературного чтения.
развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи учащихся
Книги подбираются таким образом, чтобы в течение учебного года перед детьми прошли основные темы детского чтения: о родине, о героизме, о детях, о растениях и животных, о приключениях и волшебстве (сказки).
Учебным материалом для формирования основ читательской самостоятельности являются книги в единстве текста и внетекстовой информации. Поэтому рекомендуется при малейшей возможности приносить в класс в дополнение к хрестоматии детские книги, чтобы совместно с классом читать и рассматривать их.
Как предлагается системой внеклассного чтения, для чтения книг можно отводить 15-20 минут на уроке чтения один раз в неделю.
Уроки внеклассного чтения запланированы по хрестоматии по литературному чтению. Автор-составитель В.Ю. Свиридова.
С учетом основных требований ХКК ГОСОО в программу интегрирован курс региональной литературы автора М.Н. Ходаковской «Лукошко».
«Лукошко» знакомит обучающихся с произведениями дальневосточных писателей и поэтов. Их повести, сказки, стихотворения пополняют знания обучающихся об истории и природе дальневосточного региона, дают представления о культуре и чертах национального характера коренных народов Приамурья и Севера, формируют у младших школьников гуманные ценностные ориентиры.
Тематическое планирование

п/пРаздел Количество
часов В том числе Характеристика деятельности обучающихсяУУД
Практика Контроль 1 Волшебная старина. 28 + Посмысление заглавия и финала произведения как способов предъявления идеи автора;
рефлексия в устной и письмен-ной речи своего отношения к ценностям, которые утверждает автор и соотнесение с собствен-ными представлениями;
устный пересказ с сохране-нием жанровых особенностей текста;
анализ особенностей того или иного жанра;
анализ текста с целью установ-ления причинно-следственных связей между отдельными событиями;
- составление текстов различных жанров по образцам (мифа, бы-лины, рассказа, басни, загадок;
пересказ сюжета или эпизода от лица какого-либо героя;
рассуждения о личности героя со своей точки зрения;
выразительное чтение диало-гов, содержащихся в тексте;
инсценирование произведений;
рассказ от имени героя произ-ведения в том числе животных и птиц, деревьев. цветов, травы, неодушевленных предметов;
выделение и осмысление сос-тава героев произведения и действующих лиц;
установление иерархии героев произведения;
выявление и осмысление причинно- следственных связей между мотивами, поступками героев и их следствиями;
составление характеристики героя;
оценивание поступков геро-ев с нравственных позиций;
-составление сюжетного плана;
различение произведений устного народного творчества и авторских текстов;
различение жанров художес-твенной литературы;
- осмысление способов создания образов героев в фольклоре и произведениях различных литературных жанров;
анализ отличительных особен-ностей поэтического текста (графика текста, ритмическая основа, наличие рифмы);
выделение ритма и понимание его как ведущего признака поэ-тического текста;
наблюдение за способами изображения картин и передачи настроения в лирике;
- подбор темпа чтения и инто-нации, с помощью которых можно передать чувства и настроение героев лирического произведения;
сочинение поэтических текстов с «опорами»;
сопоставление прозаическихи поэтических текстов с изобра-жением одного времени года и т.д.;
заучивание прозаических и поэтических текстов;
анализ сюжета произведения с целью определения его темы и проблематики;
анализ системы образов произ-ведения и «выведение» главной мысли произведения;
понимание роли финального эпизода в осмыслении идеи художественного произведения;
осмысление названия произведения, его связь с содер-жанием и идеей произведения;
различение автора произведе-ния и рассказчика;
определение способов выявле-ния авторской позиции в раз-ных видах текста;
определение отношения автора к героям его произведения;
рефлексия в устной и письмен-ной речи своего отношения к ценностям, которые утверждает автор, и соотнесение с собст-венными представлениями;
- попытки предвидеть содержание произведения по названию;
дописывание окончания произведения;
участие в дискуссиях по нрав-ственным проблемам;написание сочинения-рассуждения на нрав-ственные темы;
-интерпретация прочитанного (интегрирование деталей), установление связей, не выра-женных в тексте напрямую, формулирование простых выво-дов с опорой на структуру и язык произведения;
-анализ стихотворения, средств выразительности, использован-ных в нем, поэтических образов, сказочных персонажей;
-анализ произведений и их сравнение.
-углубление представлений о литературе научной, научно- популярной и художественной, об элементах сюжета, художественных приемах. Личностные универсальные учебные действияУ обучающегося будут сформированы:– заинтересованное отношение к литературному чтению, внутренняя мотивация обращения к книге, в том числе с учебными и познавательными мотивами;
– интерес к различным видам художественной деятельности (декламация, создание своих небольших сочинений, инсце-нировка) как средству самовыражения;
– основы осознания семейной, этнической, культурной, гражданской идентичности;
– чувство гордости за свою Родину, героическое историчес-кое прошлое России, умение чувствовать эмоциональную сопричастность подвигам и достижениям ее граждан;
– основы для принятия культурных традиций своей страны;
– основы моральной самооценки, ориентация на моральные нормы и их выполнение;
– осознание нравственно эстетической проблематики литературного произведения;
– умение прослеживать судьбу литературного героя и ориен-тироваться в системе его личностных смыслов.
Обучающийся получит возможность для формирования:– потребности в чтении как средстве познания мира и самопознания, саморазвития, интереса к литературе и другим видам искусства;
– осознания искусства и литературы как значимой сферы жизни, как нравственного и эстетического ориентира;
– ориентации в системе личностных смыслов;
– ответственности человека за себя и близких, о необходи-мости высших чувств любви, внимания, заботы;
– способности осмысливать свою принадлежность к опре-деленной эпохе, культуре, части человечества;
– понимания чувств других людей, сопереживания и помощи им, этических чувств – вины, совести как основы мораль-ного поведения
2 Пленительные напевы. 28 + ПРегулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:– осознавать этапы организации учебной работы;
– принимать и сохранять учебную задачу, планировать ее реализацию и способы выполнения;
– вносить необходимые коррективы в свою деятельность в зависимости от ее результатов;
– осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль результатов деятельности;
– выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;
– строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи
Обучающийся получит возможность научиться:– самостоятельно работать с книгой (учебником, хресто-матией, справочником, дополнительной литературой);
– осуществлять планирование своей и коллективной деятельности на основе осознаваемых целей, намечать новые цели;
– проявлять инициативу при ответе на вопросы и выполне-нии заданий, поддерживать инициативу других;
– осуществлять контроль своих действий, корректировать их с учетом поставленных задач;
– осуществлять рефлексию и самооценку, адекватно оцени-вать свои действия и действия окружающих.
3 Огонь волшебного рассказа. 40 + ППознавательные универсальные учебные действияОбучающийся научится:– полно и адекватно воспринимать художественный и научно познавательный текст;
– обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнения на различном текстовом материале;
– осуществлять поиск необходимой информации с исполь-зованием учебной, справочной литературы, с использова-нием дополнительных источников, включая контролируемое пространство Интернета;
– отбирать, систематизировать и фиксировать информацию;
– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
– устанавливать аналогии между литературными произведе-ниями разных авторов, между выразительными средствами разных видов искусствОбучающийся получит возможность научиться:
– строить логическое рассуждение, включающее установ-ление причинно следственных связей;
– проявлять самостоятельность и инициативность в решении учебных (творческих) задач, в т.ч. в подготовке сообщений;
– находить дополнительную информацию к обсуждаемой теме или проблеме (в виде словарной или журнальной статьи, открытки, альбома, книги того же писателя или книги о нем, телевизионной передачи и т.д., а также в контролируемом пространстве Интернета);
– соотносить учебную информацию с собственным опытом и опытом других людей.
4 Всё, что сердцу мило. 40 + ПК Коммуникативные универсальные учебные действияОбучающийся научится:– выражать свои мысли в устной и письменной речи, строить монологи и участвовать в диалоге;
– использовать различные речевые средства, средства и инструменты ИКТ для передачи своих чувств и впечатлений;
– учитывать позицию собеседника, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений литературы и других видов искусства;
– сотрудничать с учителем и сверстниками;
– грамотно формулировать вопросы;
– используя опыт эмпатийного восприятия чувств героя художественного произведения, вставать на позицию другого человека, учитывать коммуникативные позиции собеседников;
– принимать участие в коллективных проектах
Обучающийся получит возможность научиться:
– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, творчески выражать свое мнение о явлениях жизни, отраженных в литературе;
– открыто выражать свое отношение к художественному произведению и явлениям жизни, аргументировать свою позицию;
– проявлять творческую инициативу, самостоятельность в групповой работе;
– адекватно воспринимать и передавать информацию, отражающую содержание и условия коллективной деятельности;
– использовать опыт творческого взаимодействия в организации содержательного досуга.
Условные обозначения: П – проверочная работа (проверка навыков чтения и умения работать с текстом)
К – контрольная работа (комплексная работа).
Требования к уровню подготовки обучающихсяОбучающийся научится Обучающийся
получит возможность научиться
Речевая и читательская деятельность
– читать свободно, бегло и выразительно вслух и про себя, со скорос-тью, позволяющей понимать смысл прочитанного;– выразительно читать наизусть стихотворения разных авторов по выбо-ру ученика, в т.ч. стихотворения любимого поэта;
– эмоционально и осознанно воспринимать различные тексты, опреде-лять тему произведения;
– кратко и подробно пересказывать текст, составлять план текста и поль-зоваться им при пересказе;
– выражать свою мысль в монологическом высказывании, вести диалог о художественном произведении;
– сравнивать различные тексты, делать их элементарный анализ;
– давать характеристику литературному произведению: народное или авторское, определять жанр (сказка, сказочная повесть, рассказ, стихот-ворение), называть основную тему;
– находить известные средства художественной выразительности;
– отвечать на вопросы по содержанию художественного текста, соотно-сить впечатления со своим жизненным опытом;
– осознавать прочитанное и услышанное, соотносить поступки героев с нравственными нормами, делать выводы;
– самостоятельно находить в тексте простые средства изображения и выражения чувств героя – воспринимать художественную литературу как вид искусства;
– осмысливать нравственные ценности художественного произведения, выражать свое мнение о герое произведения и его поступках;
– вычленять систему образов произведения, основные сюжетные линии, особенности композиции произведения;
– самостоятельно читать тексты большого объема;
– выделять главную идею и основные проблемы литературного произведения;
– осознавать деление литературы на разные виды повествования: прозу, поэзию, драму;
– воспринимать юмор, иронию в литературе;
– воспринимать оттенки чувств в поэтическом произведении;
– воспринимать многообразные способы выражения авторского отношения в разных видах повествования.
Круг детского чтения
– ориентироваться в книге по названию, оглавлению и другим элемен-там книги;
– отличать сборник произведений от книги одного автора;
– самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
– составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;
– пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно пользоваться соответствующими возрасту словарями и справочной литературой – ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;
– определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;
– писать отзывы и аннотации на прочитанные книги; вести читательский дневник;
– работать с тематическим каталогом;
– работать с детской периодикой
Литературоведческая пропедевтика
– отличать художественные произведения разных жанров (сказки, басни, былины и др.);
– находить черты сходства и различия в рассказе и повести; в авторской и народной волшебной сказке;
– распознавать особенности построения фольклорных форм: сказки, загадки, пословицы и др.;
– практически различать прозаические, поэтические и драматические произведения и показывать особенности каждого вида повествования – самостоятельно составлять сюжетный план, характе-ристику героя;
– различать средства художественной выразительности в литературном произведении (сравнение, олицетворение, контраст, гипербола, эпитет, звукопись, повтор);– видеть единство выразительного и изобразительного начал в поэтическом произведении;
– видеть развитие настроения;
– создавать собственные небольшие тексты с использова-нием некоторых средств художественной выразитель
ности по аналогии с изученными произведениями;
– знать о существовании «бродячих сюжетов» в мировой литературе;
– понимать особенности жанра басни, былинного повество-вания;
– эмоционально воспринимать и определять язык, напев-ность, ритм былин;
– называть основных героев русских былин
Творческая деятельность учащихся
– выразительно читать художественные произведения разных литератур
ных родов и жанров;
– участвовать в чтении по ролям литературных произведений;
– пользоваться основными средствами интонационной выразительности при чтении вслух произведений разной эмоциональной направленности;
– реконструировать текст, восстанавливая последовательность событий;
– передавать свое впечатление о литературном произведении в творческой форме, в т.ч. создавая иллюстрации;
– описательно рассказывать о любимом писателе, поэте;
– писать небольшие по объему сочинения на основе литературных впечатлений;
– писать небольшие по объему сочинения по картине. – пересказывать текст, передавая при этом чувства героя и главную мысль автора произведения;
– самостоятельно определять интонационные средства выразительного чтения, участвовать в конкурсах чтецов;
– участвовать в инсценировках литературных произведений;
– писать сочинения рассуждения на свободную тему, сочинения – описания природы
Нормы оценок для обучающихся 4-го классаНавыки чтения (темп, способ, правильность, понимание)
Высокий уровень ( «5» ) — ученик читает целыми словами со скоростью не меньше 90 сл.мин вслух и больше 110 сл.мин молча; умеет формулировать главную мысль прочитанного; может составить рассказ о герое, используя для этого части прочитанного текста; понимает главную мысль; умеет вы-сказывать своё мнение о прочитанном.
Повышенный уровень («4») — ученик читает целыми словами со скоростью не меньше 70 сл.мин вслух и больше 90 сл.мин молча; при формулировке основной мысли произведения прибегает к помощи учителя; может составить рассказ о герое; понимает главную мысль; умеет высказывать своё мнение о прочитанном.
Базовый уровень («3») — ученик читает целыми словами со скоростью не меньше 60 сл.мин вслух и не меньше 80 сл.мин молча; определяет основную мысль произведения с помощью учителя; затрудняется в кратком пересказе прочитанного; рассказ о герое составляет по плану, предложенному учителем; понимает содержание произведения и может ответить на вопросы (иногда с помощью учителя).
Низкий уровень («2») — ученик читает целыми словами со скоростью не меньше 50 сл.мин вслух и не меньше 70 сл.мин молча; не определяет основную мысль произведения с помощью учителя; затрудняется в кратком пересказе прочитанного с помощью учителя; рассказ о герое не составляет по плану, предложенному учителем; понимает содержание, но может ответить не на все вопросы.
Выразительность чтения
Высокий уровень ( «5» ) - ученик читает чётко, соблюдает смысловые паузы, выделяет логические ударения, выражает собственное отношение к читаемому; интонационный рисунок не нарушен.
Повышенный уровень («4») — ученик читает чётко, соблюдает смысловые паузы, выделяет логические ударения, но не выражает собственного отношения к читаемому; интонационный рисунок нарушен.
Базовый уровень («3») — ученик читает тихо, выделяет смысловые паузы и логические ударения, но темп и тон чтения не соответствуют содержанию произведения.
Низкий уровень («2») — ученик читает тихо, не выделяет смысловые паузы и логические ударения, темп и тон чтения не соответствуют содержанию произведения.
Выразительное чтение стихотворения
Требования к выразительному чтению:
правильная постановка логического ударения;
соблюдение пауз;
правильный выбор темпа;
соблюдение нужной интонации;
безошибочное чтение.
Высокий уровень ( «5» ) - выполнены правильно все требования.
Повышенный уровень («4»)- не соблюдены 1-2 требования.
Базовый уровень («3») - допущены ошибки по трём требованиям
Низкий уровень («2») - допущены ошибки более чем по трём требованиям.
Чтение по ролям
Требования к чтению по ролям:
своевременно начинать читать свои слова;
подбирать правильную интонацию;
читать безошибочно;
читать выразительно.
Высокий уровень ( «5» ) - выполнены все требования.
Повышенный уровень («4»)- допущены ошибки по одному требованию.
Базовый уровень («3») - допущены ошибки по двум требованиям.
Низкий уровень («2») - допущены ошибки по трём требованиям.
Проверка уровня начитанности и читательских умений работать с текстом художественного произведения
Работы с заданиями приблизительно одинаковой сложности можно оценить по сумме верных ответов.
Высокий уровень ( «5» ) - если все задания выполнены верно;
Повышенный уровень («4»)- если выполнено не менее 3/4 всех заданий;
Базовый уровень («3») - если выполнено не менее 1/2 всех заданий;
Низкий уровень («2») - если выполнено менее 1/2 всех заданий;
Нормы техники чтения
Оценка 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть
Высокий уровень («5») больше 90 больше 100 больше 110 больше 120
Повышенный уровень («4») 75-90 85-100 95-110 105-120
Базовый уровень («3») 65-74 70-84 80-94 90-104
Низкий уровень («2») меньше 65 меньше 70 меньше 80 меньше 90
Устные ответы
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературному чтению. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определённую тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:
полнота и правильность ответа;
степень осознанности, понимания изученного;
языковое оформление ответа.
Высокий уровень ( «5» ) - ставится, если ученик: полно излагает изученный материал, даёт правильное определение языковых понятий; обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Повышенный уровень («4»)- ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки 5, но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Базовый уровень («3») - ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Низкий уровень («2») - ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Отметки «5», «4», «3» могут ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.Чтение наизусть
Высокий уровень ( «5» ) - ученик твёрдо, без подсказок, знает наизусть стихотворение, выразительно его читает.
Повышенный уровень («4»)- ученик знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Базовый уровень («3») - ученик читает стихотворение наизусть, но при чтении обнаруживает нетвёрдое усвоение текста.
Низкий уровень («2») - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.
Пересказ
Высокий уровень ( «5» ) - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
Повышенный уровень («4»)- допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их.
Базовый уровень («3») - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Низкий уровень («2») - не может передать содержание прочитанного
Карта контроля и оценки результата по литературному чтению
Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май
Навык чтения вслух (способ чтения, правильность, понимание). Начитанность (диагностика) Работа с текстом (диагностика) Работа с детскими книгами Выразительность Сформированность учебной и читательской деятельности – диагностические тесты и задания. Условные обозначения:
Самостоятельные работы
Проверочные работы
Итоговая работа
и
оценки результата по литературному