Рабочая программа по технологии 3 класс СРО Занкова


Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» начального общего образования (1-4 классы) составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО к результатам освоения младшими школьниками начального курса «Технология» на основе авторской программы «Технология» Цирулик Н.А., Проснякова («Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова» (Составители Н.В.Нечаева, С.В.Бухалова. - Самара: Издательский дом «Федоров», 2011.-224 с.). Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Общие цели начального общего образования должны обеспечить человеку возможность более гармонично развиваться и жить в современном технологическом мире.
Целью курса является:
- оптимальное общее развитие каждого ребенка (психическое, физическое, духовно-нравственное, эстетическое) средствами предметно-практической деятельности.
Давно установлено, что активные физические действия пальцами благотворно влияют на весь организм. Приблизительно треть мозговых центров, отвечающих за движения человека, непосредственно связана с руками. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Ученые, изучавшие деятельность мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функций руки. Ни один предмет не дает возможности для такого разнообразия движений пальцами, кистью руки, как ручной труд. На занятиях предметно-практической деятельностью развиваются тонко координированные движения - точность, ловкость, скорость. Наиболее интенсивно это происходит в период от 6 до 10 лет.
Предмет открывает широкие возможности для развития зрительно-пространственного восприятия, воссоздающего и творческого воображения, разных видов мышления, в том числе дивергентного, интеллектуальной активности, речи, воли, чувств.
Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление играют существенную роль в развитии понятийного мышления в школьном возрасте. Исследования психологов показали, что эти формы таят в себе не менее мощные резервы, чем понятийное мышление. Они имеют особое значение для формирования ряда способностей человека.
Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций является причиной возникновения трудностей в обучении детей на всех учебных предметах. В то же время на занятиях предметно-практической деятельностью развивается наблюдательность.
Ручной труд вырабатывает такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность и тщательность в исполнении работы. Занятия ручным трудом позволяют проявить себя детям с теми особенностями интеллекта, которые в меньшей степени востребованы на других учебных предметах.
Таким образом, психофизиологические функции, которые задействованы в процессе осуществления ручного труда, позволяют сформулировать цель предмета - оптимальное общее развитие каждого ребенка (психическое, физическое, духовно-нравственное, эстетическое) средствами предметно-практической деятельности.
Общее развитие служит основой для эффективного формирования планируемых образовательных результатов по усвоению универсальных (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных) и предметных учебных действий.
В соответствии с поставленной целью и планируемыми результатами обучения предмету «Технология» предполагается решение следующих задач:
духовно-нравственное развитие в процессе формирования понимания материальной культуры как продукта преобразовательной деятельности предшествующих поколений и людей разных профессий в современном мире;
формирование внутренней позиции школьника, мотивации успеха, способности к творческому самовыражению, интереса к предметно-преобразовательной деятельности, ценностного отношения к труду, родной природе, своему здоровью;
развитие в процессе предметно-практической деятельности психических функций: зрительно-пространственного восприятия, воссоздающего и творческого воображения, разных видов мышления, речи, воли, чувств;
развитие ручной умелости в процессе решения конструкторских, художественно-конструкторских и технологических задач;
развитие регулятивной структуры деятельности, включающей ориентировку в задании, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию, оценку;
развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребёнка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
формирование умения искать и преобразовывать информацию с использованием различных информационных технологий;
развитие познавательных способностей детей, в том числе знаково-символического и логического мышления, исследовательской деятельности;
развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной деятельности;
формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремёслами народов России; развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позиции других;
формирование на основе овладения культурой проектной деятельности: внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умения составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
умений переносить усвоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;
коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (умения выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей, распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения, т. е. договариваться, аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т. д.);
первоначальных конструкторско-технологических знаний и технико-технологических умений на основе обучения работе с технологической документацией (технологической картой), строгого соблюдения технологии изготовления изделий, освоения приёмов и способов работы с различными материалами и инструментами, неукоснительного соблюдения правил техники безопасности, работы с инструментами, организации рабочего места:
первоначальных умений поиска необходимой информации в различных источниках, проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, а также навыков использования компьютера;
творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий и реализации проектов.

Общая характеристика учебного предмета
Начальное технологическое образование должно обеспечить человеку возможность более гармонично развиваться и жить в современном технологическом мире.
Давно установлено, что активные физические действия пальцами благотворно влияют на весь организм. Приблизительно треть мозговых центров, отвечающих за движения человека, непосредственно связана с руками. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Ученые, изучавшие деятельность мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функций руки. Работы В.М. Бехтерева, И.М. Сеченова, А.Р. Лурии, П.Н. Анохина доказали влияние манипуляций руками на развитие высшей нервной деятельности. Речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук (М.М. Кольцова).
Особенность программы заключается в том, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека на земле, на воде, в воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Усвоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.
Все эти особенности программы отражены в содержании основных разделов учебника — «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация». В программе как особый элемент обучения предмету «Технология» представлены проектная деятельность и средство для её организации — технологическая карта. Технологическая карта помогает учащимся выстраивать технологический процесс, осваивать способы и приёмы работы с материалами и инструментами. На уроках реализуется принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному выполнению проекта.
Цель обучения в 3 классе:
- духовно-нравственное развитие в процессе формирования понимания материальной культуры как продукта преобразовательной деятельности предшествующих поколений и людей разных профессий в современном мире.
Для достижения данных целей решается ряд общих задач, одной из которых является формирование конструкторско-технологических знаний и технико-технологических умений на основе обучения работе с технологической документацией (технологической картой), строгого соблюдения технологии изготовления изделий, освоения приёмов и способов работы с различными материалами и инструментами, неукоснительного соблюдения правил техники безопасности, работы с инструментами, организации рабочего места.
Особое внимание в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся:
•знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, учатся подбирать необходимые материалы и инструменты;
•овладевают отдельными технологическими операциями (способами работы) — разметкой, раскроем, сборкой, отделкой и др.;
•знакомятся со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку при обработке сырья и создании предметного мира;
•знакомятся с законами природы, знание которых необходимо при выполнении работы:
•учатся экономно расходовать материалы;
•осваивают проектную деятельность (учатся определять цели и задачи, составлять план, выбирать средства и способы деятельности, распределять обязанности в паре и группе, оценивать результаты, корректировать деятельность);
•учатся преимущественно конструкторской деятельности;
•знакомятся с природой и использованием её богатств человеком.
В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусство»: в целях гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и законов дизайна, младшие школьники осваивают эстетику труда.
Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчётов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте. Освоение правил работы и преобразования информации также тесно связано с образовательной областью «Математика и информатика».
При изучении предмета «Технология» предусмотрена интеграция с образовательными областями «Филология» (русский язык и литературное чтение) и «Окружающий мир». Для понимания детьми реализуемых в изделии технических образов рассматривается культурно-исторический справочный материал, представленный в учебных текстах разного типа. Эти тексты анализируются, обсуждаются; дети строят собственные суждения, обосновывают их, формулируют выводы.
Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребёнком мира во всём его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Проектная деятельность и работа с технологическими картами формируют у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности совершенствует умения находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, нести ответственность за результат и т. д. Всё это воспитывает трудолюбие и закладывает прочные основы способности к самовыражению, формирует социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчества.
Продуктивная проектная деятельность создаёт основу для развития личности младшего школьника, предоставляет уникальные возможности для его духовно-нравственного развития. В программе «Технология» предусмотрены материалы о гармоничной среде обитания человека, что позволяет сформировать у детей устойчивые представления о жизни в гармонии с окружающим миром. Знакомство с народными ремёслами и народными культурными традициями, активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствуют воспитанию духовности.
Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения.
При усвоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные при изучении курса «Окружающий мир». Это не только работа с природными материалами. Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и воплощаются в готовых изделиях. Курс «Технология» предусматривает знакомство с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека — созидателя материальных ценностей и творца окружающего мира — в программе рассматривается в связи с проблемами охраны природы, что способствует формированию экологической культуры детей. Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета «Окружающий мир».
Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК и дополнительной литературы:
3 класс
Цирулик Н.А., Хлебникова С.И. Твори, выдумывай, пробуй!: Учеб. для 3 кл. - Самара, Корпорация «Федоров», 2014.
Цирулик Н.А. Методические рекомендации к учебнику «Твори, выдумывай, пробуй!» (3 кл.) - Самара: Корпорация «Федоров», 2014.
С целью оптимизации учебной деятельности учащихся используются следующие Формы организации учебного процесса: индивидуальные, парные, групповые, фронтальные.
ОПИСАНИЕ МестА учебного предмета
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Технология» на изучение технологии в начальной школе отводится 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 34 ч классе (34 учебные недели)
Рабочая программа разработана в полном соответствии с авторской программой и учебником, поэтому в программу изменения не внесены.
В случае выпадения даты урока на праздничные дни, переноса Правительством РФ дней отдыха, введения карантина (приказ на основании распорядительного акта учредителя) прохождение программы обеспечивается за счёт уплотнения программного материала, на занятиях неаудиторной занятости, увеличения доли самостоятельного изучения.
Для достижения планированных результатов часов по программе в год не достаточно. Поэтому необходимо использовать часы кружковой работы. Важнейшим условием развития способностей детей и одним из главных показателей успешности достигнутых результатов является участие учеников в различных формах досуговой деятельности семьи, внеклассной работы класса, школы (подготовка поделок к празднику, организация выставок, участие в конкурсах), проектная деятельность, общественно-полезная деятельность (поделки близким людям, ветеранам, друзьям).
ОПИСАНИЕ ЦенностныХ ориентирОВ содержания учебного предмета
Занятия детей на уроках технологии продуктивной деятельностью создают уникальную основу для самореализации личности. Они отвечают возрастным особенностям психического развития детей младшего школьного возраста, когда именно благодаря самостоятельно осуществляемой продуктивной проектной деятельности учащиеся могут реализовать свои умения, заслужить одобрение и получить признание (например, за проявленную в работе добросовестность, упорство в достижении цели или как авторы оригинальной творческой идеи, воплощённой в материальном виде). В результате именно здесь закладываются основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчество.
Урок технологии обладает уникальными возможностями духовно-нравственного развития личности: освоение проблемы гармоничной среды обитания человека позволяет школьникам получить устойчивые и систематические представления о достойном образе жизни в гармонии с окружающим миром; воспитанию духовности способствует также активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера; ознакомление с народными ремёслами, изучение народных культурных традиций также имеет огромный нравственный смысл.
Учебный предмет «Технология» обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья подрастающего поколения.
Технология по своей сути является комплексным и интегрированным учебным предметом. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи со всеми предметами начальной школы.
Ни один предмет не дает возможности для такого разнообразия движений пальцами, кистью руки, как ручной труд. На занятиях предметно-практической деятельностью развиваются тонко координированные движения - точность, ловкость, скорость. Наиболее интенсивно это происходит в период от 6 до 10 лет.
Предмет открывает широкие возможности для развития зрительно-пространственного восприятия, воссоздающего и творческого воображения, разных видов мышления, в том числе дивергентного, интеллектуальной активности, речи, воли, чувств.
Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление играют существенную роль в развитии понятийного мышления не только в дошкольном, но и в школьном возрасте. Исследования психологов показали, что эти формы таят в себе не менее мощные резервы, чем понятийное мышление. Они имеют особое значение для формирования ряда способностей человека. Хорошо развитый «практический интеллект» (Л.С. Выготский) необходим людям многих профессий.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3 класс
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
ориентация на принятие образа «хорошего ученика»:
ориентация на анализ соответствия результатов своей деятельности требованиям конкретной учебной задачи;
предпосылки для готовности самостоятельно оценивать успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;
положительное отношение к преобразовательной творческой деятельности;
осознание своей ответственности за общее дело;
ориентация на оценку результатов коллективной деятельности;
уважение к чужому труду и результатам труда;
уважение к культурным традициям своего народа;
представление о себе как гражданине России;
понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей;
ориентация на поведение на принятые моральные нормы;
понимание чувств окружающих людей;
готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, здоровье сберегающего поведения.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительно отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения;
широких социальных и учебно-познавательных мотивов учения;
учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;
способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
сопереживания другим людям;
следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
осознание себя как гражданина России;
чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с материалами курса по технологии;
готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранного и здоровье сберегающего поведения.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
следовать установленным правилам в планировании и контроле способа действия;
в сотрудничестве с учителем и одноклассниками контролировать и оценивать свои действия при работе с учебным материалом;
отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;
вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
Обучающийся получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
осуществлять предвосхищающий контроль по способу действия;
самостоятельно находить несколько вариантов учебной задачи, представленной на наглядно-образном и словесно-логическом уровне;
адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в конце действия с учебным материалом.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужного познавательного материала в дополнительных изданиях, в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
владеть общими приемами решения задач;
работать с информацией, представленной в форме текста, рисунка, схемы, чертежа;
находить информацию, заданную в тексте в явном виде;
передавать собеседнику важную для решаемой задачи информацию;
строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
находить вместе с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;
умению смыслового восприятия познавательных текстов;
выделять часть признаков в изучаемых объектах на основе сравнения;
проводить сравнения и классификацию по самостоятельно выделенным критериям; обобщать на основе выделения сущностной связи;
подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения;
проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов;
фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;
вместе с одноклассниками осуществлять выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
делать выписки из используемых источниках информации;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
выделять рад общих приемов решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников;
ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать другое мнение и позицию;
оценивать действия партнера и соотносить со своей точкой зрения;
адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.
Обучающийся получит возможность научится:
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи, используя по возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
стремиться к координации позиций в сотрудничестве;
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.
Предметные результаты
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда
Обучающийся научится:
называть и описывать традиционные народные промыслы и ремесла своего края или России;
выявлять особенности рукотворных предметов с точки зрения их соответствия окружающей обстановке;
использовать отдельные правила создания предметов рукотворного мира в практической деятельности;
организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы;
отбирать необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида и сложности работы;
соблюдать правила безопасности при работе с колющими и режущими инструментами;
соблюдать гигиенические нормы пользования инструментами.
Обучающийся получит возможность научиться:
понимать особенности проектной деятельности;
осуществлять под руководством учителя коллективную проектную деятельность: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, организовывать защиту проекта.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Обучающийся научится:
узнавать и называть освоенные и новые материалы, их свойства, происхождение, применение в жизни;
подбирать материалы по их свойствам в соответствии с поставленной задачей;
называть новые технологические приемы ручной обработки материалов, использовавшиеся в этом году;
применять приемы рациональной работы с инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы), колющими (игла);
изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам;
выстраивать последовательность реализации собственного замысла.
Обучающийся получит возможность научиться:
выполнять символические действия моделирования под руководством учителя;
прогнозировать промежуточные практические результаты выполнения работы.
Конструирование и моделирование
Обучающийся научится:
выделять детали изделия, называть их форму, взаимное расположение, виды и способы соединения деталей;
изменять способ соединения деталей конструкции;
изменять вид конструкции с целью придания ей новых свойств;
анализировать конструкцию изделия по рисунку, чертежу, эскизу;
размечать развертку заданной конструкции по чертежу, рисунку;
изготавливать заданную конструкцию по рисунку, чертежу.
Обучающийся получит возможность научиться:
соотносить объемную конструкцию из правильных геометрических тел с изображением развертки;
создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи и воплощать его в материале с помощью учителя.
Практика работы на компьютере
Обучающийся научится:
пользоваться компьютером в качестве средства поиска, хранения и воспроизведения информации;
различать устройства компьютера;
наблюдать информационные объекты различной природы (текст, графика);и
пользоваться калькулятором;
создавать, изменять и сохранять рисунки (Paint);
соблюдать правила безопасной работы на компьютере.
Обучающийся получит возможность научится:
использовать по назначению основные устройства компьютера;
понимать информацию в различных формах;
переводить информацию из одного вида (текст и графика) в другой;
создавать простейшие информационные объекты;
пользоваться возможностями сети Интернет по поиску информации;
писать и отправлять электронной письмо;
соблюдать режим и правила работы на компьютере.
Содержание учебного предмета
3 класс (34 ч)
Виды художественной техники
Лепка
Лепка сложной формы с использованием разных приемов, в том числе и приемов, используемых в народных художественных промыслах.
Лепка низким и высоким рельефом (барельеф и горельеф).
Аппликация
Выпуклая контурная аппликация (по линии контура приклеить нитки, шнурки, бумажный шпагат, полоски гофрированного картона пли пришить тесьму, сутаж).
Прорезная аппликация (на одном листе бумаги вырезать контур, на другой приклеить ткань большего размера, чем контур, и первый лист наклеить на второй).
Мозаика
Мозаика из мелких природных материалов, например, песка и опилок.
Коллаж
Соединение в одной работе разных материалов и предметов
Художественное вырезывание
Вырезывание узоров, фигур, в том числе и симметричное вырезывание, с предварительным нанесением контура.
Вырезывание узоров, фигур без предварительного нанесения контура, в том числе и симметричное вырезывание.
Художественное складывание
Оригами из квадрата и прямоугольника по схеме. Модульное оригами.
Складывание из любой фигуры с последующим вырезыванием.
Плетение
Объемное плетение из бумаги.
Плетение на картоне с помощью иголки и нитки.
Шитье и вышивание
Знакомство с различным применением швов «строчка», «через кран», «петельный».
Пришивание пуговиц «на ножке» в процессе изготовления изделий.
Моделирование и конструирование
Плоскостное моделирование и конструирование
Мозаика из элементов круга и овала.
Игрушки из картона с подвижными деталями.
Головоломки из картона и шнура.
Объемное моделирование и конструирование из бумаги
Объемные изделия из деталей, соединенных с помощью щелевого замка.
Объемные изделия с разными способами соединения. Технические модели, изготовленные по чертежу.
Моделирование и конструирование из ткани
Плоские игрушки или сувениры из ткани. Детали соединяются швом.
Плоские игрушки из ткани. Детали соединяются клеем.
Сквозные виды работы
Наблюдения
Сравнение работ из глины народных мастеров Твери, Дымково, Филимоново, Каргополя.
Сравнение реально существующих рельефов (по фотографиям).
Рассматривание силуэтов русских художников.
Рассматривание «рисунков ножницами» Анри Матисса.
Сравнение свойств бумаги и картона (по толщине, прочности).
Различные свойства бумаги и ткани, проявляющиеся при их разрезании.
Сравнение разных приемов плетения из бумаги (объемное и плоское прямое). Наблюдения за свойствами тканей, из которых изготавливают плоские игрушки или сувениры.
Наблюдения за свойствами летающих моделей.
Беседы
Знакомство с работами мастеров художественных промыслов (тверская, дымковская, каргопольская, филимоновская игрушка).
Барельефы и горельефы разных времен и народов.
Искусство силуэта. «Рисунки ножницами» Анри Матисса. Искусство витража.
Темы бесед могут быть подсказаны жизнью, связаны с событиями окружающей ребенка действительности, с темой урока.
Примерное тематическое планирование
Наименование раздела Кол-во
часов
Лепка 2
Аппликация 3
Мозаика 2
Коллаж 3
Художественное вырезание 4
Художественное складывание 2
Плетение 4
Шитье и вышивание 2
Плоскостное конструирование и моделирование из бумаги и картона 2
Объемное конструирование и моделирование из готовых геометрических форм 4
Конструирование и моделирование из ткани 5
Работа с конструктором 1
ОПИСАНИЕ Материально—техническоГО обеспечениЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс)
К – полный комплект (на каждого ученика класса)
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников)
П – комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся)
Наименования учебного оборудования Необходимое оборудо вание Имею щееся %
Готовнос ти
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Учебно-методический комплект
3 класс
Цирулик Н.А., Хлебникова С.И. Твори, выдумывай, пробуй!: Учеб. для 3 кл. - Самара, Корпорация «Федоров», 2014.
Цирулик Н.А. Методические рекомендации к учебнику «Твори, выдумывай, пробуй!» (3 кл.) - Самара: Корпорация «Федоров», 2014.
Методические пособия и книги для учителя
Примерная программа по технологии
Предметные журналы К
Печатные пособия
Таблицы в соответствии с основными разделами программы обучения.
Набор таблиц для начальной школы «Технология. Обработка бумаги и картона – 1»
Набор таблиц для начальной школы «Технология. Обработка бумаги и картона – 2»
Набор таблиц для начальной школы «Технология. Обработка ткани»
Комплект таблиц «Технология. Организация рабочего места»
Коллекция «Лен и продукты его переработки»
Коллекция «Хлопок и продукты его переработки»
Коллекция «Шерсть и продукты его переработки»
Альбомы демонстративного и раздаточного материала Д
Д/П Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Современная мультимедиа – энциклопедия. Самостоятельно разработанные презентации
Большая детская энциклопедия, интерактивный комплект «Начальная школа»
Человек и природа. Человек и общество Д
Д
Видеофрагменты (труд людей, технологические процессы, народные промыслы)
Слайды соответствующего содержания
Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения Д
Д
Д
Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев
Стол учительский с тумбой
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
Настенные доски
Подставки для книг, держатели схем и таблиц К
Д
Д
Д
Календарно-тематическое планирование 3 класс
№ Дата по плану Тема Дата по факту
Лепка (2 часа)
Регулятивные: самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
Познавательные :добывать новые знания в процессе наблюдений, выполнения пробных поисковых упражнений;
Коммуникативные слушать других, пытаться принимать другую точку зрения
Личностные: овладевать способностью ставить цели и задачи учебной деятельности
1 Лепка сложных форм разными способами. 2 Рельеф. Аппликация (1 час)
Регулятивные: самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
Познавательные: добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника. Коммуникативные:слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения
Личностные: оценивать ситуации – хорошие, плохие
3 Аппликация. Выпуклая контурная аппликация. Мозаика (2 часа)
Регулятивные: уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;
Познавательные: преобразовывать информацию: представлять в виде таблицы, схемы.
Коммуникативные уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться
Личностные: развивать
4 Мозаика из мелких природных материалов. 5 Мозаика из мелких природных материалов. Коллаж (2 часа)
Регулятивные: уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
Познавательные :добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
Коммуникативные: донести свою позицию до других: оформлять свои мысли с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
Личностные: принимать другие мнения, уважать их.
6 Коллаж из различных материалов 7 Коллаж из различных материалов Художественное складывание (2 часа)
Регулятивные: уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
Познавательные: добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений, выполнения пробных поисковых упражнений;
Коммуникативные донести свою позицию до других:
Личностные: формировать эстетические ценности и чувства.
8 Оригами из квадрата и прямоугольника. Модульное оригами. 9 Складываем и вырезаем Объемное плетение (2 часа)
Регулятивные: уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
Познавательные: добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
Коммуникативные донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
Личностные: оценивать ситуации – хорошие, плохие.
10 «Гармошка», склеенная из двух полосок 11 «Гармошка», склеенная из двух полосок Художественное врезание (6 часов)
Регулятивные: перерабатывать полученную информацию;
Познавательные наблюдать, исследовать свойства материалов, моделировать по образцу
Коммуникативные уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе
Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений
12 Симметричное вырезание 13 Прорезы, создающие объемность 14 Прорезная аппликация 15 Прорезная аппликация 16 Витражи. Симметричные прорезы. 17 Витражи. Симметричные прорезы. Плетение с помощью иголки и нитки (2 часа)
Регулятивные: самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
Познавательные: искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи информации Коммуникативные донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
Личностные: развивать самостоятельность
18 Рисунки из углов. Узоры в круге, в треугольнике, в квадрате. Плетение – путанка 19 Рисунки из углов. Узоры в круге, в треугольнике, в квадрате. Плетение – путанка Объемное моделирование и конструирование из бумаги (5 часов)
Регулятивные: самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
Познавательные: искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи информации Коммуникативные донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
Личностные: развивать самостоятельность
20 Объемные изделия с щелевым замком 21 Объемные изделия с клапанами и разными способами соединения 22 Конструирование их объемных форм 23 Конструирование их объемных форм 24 Летающие модели, изготовленные по чертежам Шитье и вышивание (1 час)
Регулятивные: уметь совместно с учителем формулировать цель после совместного обсуждения;
Познавательные: моделировать по образцу
Коммуникативные высказывать свою точку зрения, аргументировать
Личностные: оценивать ситуации – хорошие, плохие
Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее;
Познавательные овладевать технологическими приемами ручной обработки материалов
Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения
Личностные: формировать эстетические ценности и чувства.
25 Швы «через край» и «петельный». Шов «строчка». Пуговица «на ножке». Моделирование и конструирование из ткани (4 часа)
Регулятивные: самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
Познавательные: преобразовывать информацию: представлять в виде схемы
Коммуникативные донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
Личностные: развивать самостоятельность
26 Плоские игрушки из ткани (детали соединяются швом) 27 Плоские игрушки из ткани (детали соединяются швом) 28 Плоские игрушки из ткани (детали соединяются клеем) 29 Плоские игрушки из ткани (детали соединяются клеем) Плоскостное моделирование и конструирование( 5 часов)
Регулятивные: самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
Познавательные: преобразовывать информацию: представлять в виде схемы
Коммуникативные донести свою позицию до других, приводя аргументы;
Личностные: овладевать способностью цели и задачи учебной деятельности.
30 Плоскостное моделирование и конструирование. Мозаика из элементов круга и овала 31 Игрушки из картона с подвижными деталями 32 Игрушки из картона с подвижными деталями 33 Головоломки из картона и шнура 34 Подведение итогов работы за год