Презентация по Светской этике. Справедливость.


Основы светской этикиСправедливостьУрок 12.Г.о.СамараСоставилУчитель МБОУ СОШ№85Шмонина Наталья Александровна Цели урока:Познакомить учащихся с понятием «справедливость», с ее воздействием на человека. Узнать о противоположных понятиях.Раскрыть смысл понятий «справедливость» и «несправедливость»Обсудить и усвоить с учащимися моральные правила справедливого человека. Задачи урока:Обсудить с учащимися моральные правила справедливого человека.Воспитать в детях чувства справедливости.Развить учебные умения работы с информацией в процессе чтения: умение ориентироваться в источниках информации, сортировать информацию, делать выводы и обобщения.Развить кругозор учащихся, обогатить словарный запас. Вы узнаете:Что такое справедливость.По каким признакам можно судить о справедливости.Какие моральные правила нужно соблюдать, чтобы быть справедливым. Нельзя быть справедливым, не будучи человечным.Люк де Клапье Вовенаргзнаменитый французский философ, моралист и писатель.Информационно - Аналитический блок Справедливость – это беспристрастное, справедливое отношение к кому-либо, чему-либо.Что же такое справедливость?древнегреческий философСправедливость – это совершенная благодетель. Не от богатства и бедности люди поступают несправедливо. АристотельИнформационно - Аналитический блок НесправедливостьНесправедливость, допущенная в отношении одного человека, является угрозой всем. французский писатель, правовед и философ, автор романа «Персидские письма» Шарль Луи МонтескьеИнформационно - Аналитический блок Признаки справедливостисоразмерностьуравниваниеоценка по заслугам«равное за равное»Информационно - Аналитический блок



Сравнение двух понятий:Справедливость – это моральное правило, регулирующее отношения между людьми при распределении благ , наград и наказаний, доходов…Несправедливость – это недостаток или отсутствие справедливости в человеке или явленииэто не хорошо и не плохо, это лишь инструмент, как элемент реальностиэто то, что мешает жить по своему усмотрениюИнформационно - Аналитический блок Справедливость и несправедливостьЖизненная несправедливость - это когда нежный цветок с огромным трудом пробивается сквозь толщу асфальта, чтобы в итоге быть раздавленным проезжающим автомобилем.Жизненная справедливость - это когда слабый уступает сильному, глупость уступает уму, а зло уступает добру.Информационно - Аналитический блок К.Д. Ушинский “Дедушка и внучек”Жил-был на свете дряхлый старичок. Глаза его помутились от старости, колена тряслись, и слышал он, бедный, плохо. Когда он сидел за столом, то едва мог держать в руке ложку, проносил ее мимо рта и проливал суп на скатерть. Сын его и невестка смотрели на него с отвращением и, наконец, поместили его в уголке за печкой, куда приносили ему скудную пищу в старой глиняной миске.У старика часто навертывались) слезы на глаза, и он грустно посматривал в ту сторону, где накрыт был стол. Однажды миска, которую слабо держали его руки, упала и разбилась вдребезги. Молодая невестка разразилась упреками несчастному старику. Он не смел ответить и только, вздохнувши, поник головой. Ему купили деревянную миску, из которой он с той поры и ел постоянно. Несколько дней спустя сын его и невестка увидели, что ребенок их, которому было четыре года, сидя на земле, складывает дощечки. “Что ты делаешь?” – спросил его отец. “Коробочки, – ответил сын, – чтобы кормить из них папашу с мамашей, когда они состарятся”.Муж и жена молча переглянулись, потом заплакали, и с тех пор стали опять сажать старика за свой стол и никогда не обращались с ним грубо.Информационно - Аналитический блок Уважай старика: сам будешь стар. Что отличает справедливость от других качеств человека?Признаки справедливости - согласие и взаимность. Где есть согласие – там всегда присутствует и справедливость; это верно и для взаимности.Семейный уклад – в старину большая семья собиралась за столом и все члены семьи по очереди черпали ложкой еду из общей тарелки: так проявлялась справедливость.Социальный строй – забота о немощных, о стариках и детях есть проявление социальной справедливости.Справедливость — такой же необходимый для жизни продукт, как хлеб. Людвиг Берне -немецкий писательИнформационно - Аналитический блок Правила справедливого человекаИзбегать в своих действиях зла.Стремиться к борьбе с пороками и недостатками, а не с людьми, у которых они есть.Признавать правоту других людей, сомневаться в собственной безусловной правоте.Быть готовым пойти навстречу другому человеку, взглянув на ситуацию с его точки зрения.Стремиться найти решение, которое могло бы устроить всех.Не посягать на личность и достоинство человекаИсполнять обязанности перед другими и самим собой.Совершая несправедливые поступки, человек теряет способность правильно оценивать себя, тем самым он оказывается неспособным увидеть свои нравственные недостатки и не может их исправить.Информационно - Аналитический блок Ни один человек не имеет права поступать несправедливо, даже если несправедливо поступали с ним.Виктор ФранклВывод :австрийский психиатр, психолог и невролог, узник нацистского концентрационного лагеря.Мотивационный блок. Работа в группахПервая группа попробует определить откуда к нам пришло это слово по этимологическому словарю и подберёт подходящие по смыслу слова.Вторая группа попробует сделать вывод о справедливости, изучив народные пословицы.Мотивационный блок. От старо-славянского слова праведный, правда.-правда, правдивость, правосудие, беспристрастие, правдивость, непредвзятость, приговор, законПословицы:Всяк правды ищет, да не всяк её творит.Хлеб-соль кушай, а правду слушай.Не ищи правды в других, коль в тебе её нет.Правду, что шило в мешке не утаишь.Говоришь правду-правду и делай.Без правды не житьё-вытьё.В ком добра нет- в том и правды мало.ВЫВОД: Справедливость - это правда.Мотивационный блок. Притча о справедливости Автор притчи: Монах Варнава (Евгений Санин). Из книги: Маленькие притчи для детей и взрослых.  Справедливость! (для детей)Надумала кошка Мурка Шарика из конуры выжить. И зачем бы, казалось, ей это: сама в большом доме живет, а Шарик в крошечной будке. Но все дело было в том, что дом не ее, а конура - Шарикова! И стала она хозяевам намурлыкивать,что мол, Шарик совсем стар да ленив стал, а еще добр не в меру, из-за чего чужие люди их двор проходным сделали! Кончилось все это тем, что выгнали Шарика из будки. А на цепь вместо него Мурку посадили.Умные были хозяева. Поняли, что такая злая кошка лучше доброй собаки дом охранять будет.А Шарика, так уж и быть, в сени пустили - век доживать! Мотивационный блок.В природе все мудро и продумано, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости - высшая справедливость жизни. О справедливостиАндрей ЭйсмонтЯ в углу стою, скучаю – за проступок отвечаю и тихонечко грущу – справедливость всё ищу!Мы с мячом играли. Сразу, как-то так попали в вазу.Пусть, я пнул, разок- другой по мячу своей ногой…Вазу мяч разбил – не я! В чём же здесь вина моя?Я  стою, а мяч с котом обежал уже весь дом…Ну, скажите же на милость где же в этом справедливость? Рефлексивный блок. Домашнее заданиеРасскажите случаи из жизни, когда с вами поступали справедливо или несправедливо.Вспомните русские народные сказки и сказки зарубежных писателей. Расскажите о несправедливом отношении одних героев к другим.Рефлексивный блок. Закончи предложение. Сегодня я узнал…       Было интересно…       Было трудно… Я выполнял задания…       Я понял, что…       Я почувствовал, что…       Я приобрел…       Я научился…       У меня получилось …       Я смог…       Я попробую…       Меня удивило…       Урок дал мне для жизни… Мне захотелось… Рефлексивный блок. И в заключении за хорошую работу на уроке. Просмотр видеоклипа.«Лунтик и справедливость». видеоклип