разработка урока по светской этике по теме Справедливость


Внеурочное занятие «Справедливость»
Цель: Сформировать представление учащихся о понятии «справедливость».Ход внеурочного занятия
Этап Задачи Деятельность учителя Деятельность ученика
  Проблемная ситуация Учитель угощает детей конфетами и заведомо одной группе детей дает конфет больше, другой меньше и третьей группе дает только по одной конфете. Замечая замешательство. Задает вопрос: «Что-то случилось? Я вижу за одним столом очень довольных ребят, за другим – менее довольных, но все же, в хорошем расположение духа, а за третьим столом явное недоумение. Обращается к ребятам за каждым столом (что вы сейчас чувствуете?) А что явилось причиной появлению таких чувств?Какие у вас есть предположения по поводу темы нашего общения? Приятно, радостно.Несправедливое разделение конфет.Возможно, мы будем говорить о справедливости?
Этап 1. Мозговой штурм Введение в ситуацию, повторение значениея слова «Справедливость» Предлагает продолжить предложение: «Справедливость для меня – это …» 
Прочитывает определение.
Ученики высказываются. Вспоминают значение слова из урока по теме.
  Подведение к следующему этапу урока Учитель задает вопрос: Как часто вы слышите это слово? В каких ситуациях вы его упоминаете?  Ответы детей: в случае справедливого или несправедливого отношения к нам.
Этап 2 Работа с ситуациями Учитель раздает ситуации трем группам:
Одноклассник сел на твое место  и не хочет его покидать.  (Как ты поступишь?)
К тебе подошел одноклассник и сообщил тебе (грубо), что ты сидишь на его месте. (Как ты поступишь?)
Ты родитель, которому позвонил классный руководитель и сообщил, что твой ребенок грубо разговаривал с одноклассником (делили место за партой) и долгое время не давал начать вести урок. (Как ты поступишь?). Ученики в течение 3 минут обсуждают  варианты своего решения относительно ситуаций.
    Скажите, вам трудно было прийти к одному решению? Что мешало быстро принять решение?Услышав ответы ребят, учитель делает вывод:
Главная трудность в различном толковании справедливости в том, что каждый понимает справедливость, так как он хочет. Одно и то же может казаться несправедливым для тебя и справедливым для другого, и наоборот.  
    Посмотрите на древнегреческую богиню правосудия и справедливости.  В представление людей она была такой. Какой смысл люди в древности вкладывали в этот образ?Богиня справедливости оснащена тремя символами: меч – символизирующий неотвратимость наказания совершившего противоправное деяние; весы - символизирующие человеческие поступки; завязанные глаза указывают на беспристрастность. Ответы детей.
   В ситуации, которую мы сегодня обсуждаем всегда два участника: награжденный или виновный, по отношению к которому поступили справедливо или нет, наградили или наказали и человек который вершит справедливость над другим. Скажите, что необходимо помнить и тому и другому, глядя на богиню справедливости. 1.Поступать по совести и знать, что наказание все рано свершится.2.Человеку, который вершит справедливость, важно иметь непредвзятое, безэмоциональное, компетентное мнение относительного того или иного вопроса, так как наградив или наказав кого-то под воздействием эмоций можно несправедливо поступить как к самому человеку, так и к другим людям. Справедливость подразумевает отсутствие эмоций, предвзятости, некомпетентности.
  Упр. «Сосуд души» И, возможно, маленький секретик, которым я с вами хочу поделиться, поможет вам по другому отнестись к несправедливому обидчику и сберечь свою душу. Учитель рассказывает: Представьте себе, что каждому из нас при рождении даётся сосуд души. Этот сосуд хрупок и пуст. И всю свою жизнь мы наполняем его. И от того, что мы туда положим, как и сколько, будет формироваться наш характер, наша судьба и наш внутренний мир. А будет ли в нашей душе внутренняя гармония? Как вы считаете, что это – внутренняя гармония души? Какой это человек обладающий этим качеством?
А какими качествами обладает справедливый человек?
Можно ли сказать что эти характеристики похожи?
Какой можно сделать вывод?(изображение)  Дают характеристики, обсуждают, делают вывод.
  Продолжи фразу … Наставление мудрого отца ребенку:«Если ты у него отберешь то, что он отнял у тебя, это будет справедливо. Но это - не лучшее, что ты можешь сделать. Ты можешь ему  это подарить»Если ты на оскорбление ответишь тем же, это будет справедливо. Но это – не лучшее, что ты можешь сделать. Ты можешь …»  
Заключительный этап. Рефлексия Наша беседа подходит к концу. Поделитесь своими мыслями, продолжите фразы:
Теперь я знаю ….
Мне больше всего запомнилось ….
Я нашел ответ на ….
Я желаю вам справедливости, и быть справедливыми.