Конспект урока по основам светской этике Дружба








Модуль «Основы светской этики»


Конспект урока

«Дружба »












Подготовила: О.Б. Копнинцева








2016 г.

Тема урока: «Дружба »
Место урока в курсе: урок № 14
Класс: 5
Количество часов: 1 час
Цель: Сформировать у учащихся представление о дружбе как о важнейшей нравственной ценности.
Задачи:
Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.
Рассмотрение роли друга в жизни каждого из нас.
Расширение знаний детей о взаимоотношениях людей, о дружбе.
Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу, толерантности.
Объяснить, что дружеские отношения могут иметь место в коллективе не только между близкими друзьями, но и всеми одноклассниками
Методы:
проблемно – поисковый,
словесный (беседы),
метод стимулирования интереса к учению (создание эмоционально – нравственных ситуаций),
частично – поисковый (эвристическая беседа).

Формы организации познавательной деятельности:
коллективная;
фронтальная;
групповая;
Оборудование: м\медийная установка, экран, листочки, карандаши.
Ожидаемые результаты:
умение дружить,
беречь дружбу,
общаться в коллективе.
доброжелательность,
уважения друг к другу

Ход урока.

I. Индукция.
1) Вступление.
Звучит песня «Дружба крепкая».
Как вы думаете, о чем на уроке пойдет речь?
( ответы детей)
- Что такое дружба? Как она проявляется? Какого человека вправе назвать другом? Однозначного ответа на эти вопросы не существует, но задуматься над этим должен каждый. Без друзей человек не может быть счастлив. Сегодня мы поговорим о том, каким должен быть настоящий друг и постараемся сформулировать правила дружбы.
- Перед вами лежат листы бумаги и простые карандаши. Обведите свои ладошки и на каждом пальчике напишите, какими качествами должен обладать ваш друг.
(выполнение работы)
- Отложите их в сторонку, мы к ним вернемся в конце урока.

II.Актуализация знаний.
1)Беседа.
Слайд 3.
- На доске слова: друг, приятель, товарищ.
- Прочитайте слова. Что их объединяет?
(дружба)
- А как вы думаете, чем они отличаются друг от друга?
(ответы детей)
- А сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы викторины.
Слайд 4.
( ответы детей)
2) Рассуждения.
Слайд 5.
- «Друг» - какое красивое слово!
- Кто может быть другом?
(мама, учитель, игрушка,..)
Слайд 6.
- Друг это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту; друг это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний; друг это старый плюшевый медвежонок с оторванным ухом, который выслушивает тебя, когда тебе будет плохо; друг это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью.
Слайд 7.
- Какими же качествами должен обладать друг?
3) Игра.
- Хорошо ли вы знаете своих друзей? Внимательны ли вы к ним? Знаете ли вы, что они любят, чем интересуются, о чем мечтают? Поднимите, пожалуйста, руки те, кто считает себя настоящими друзьями.
- Я приглашаю вас к доске, чтобы все увидели, кто у нас в классе настоящие друзья.
- Сейчас мы поиграем в игру «Знаю ли я своего друга?» В этой игре участвует одна пара друзей. Я буду задавать вопросы. Один из друзей запишет ответ на доске, потом мы выслушаем другого. Мы сравним ответы и сделаем вывод, хорошо ли они знают друг друга.
(Одному из участников игры завязывают глаза, другой подходит к доске, чтобы писать ответы на вопросы.)
Какой урок у него любимый?
На чем он любит кататься?
Какое время года у него любимое?
Какой вид спорта любит?
Кем хочет стать, когда вырастет?
Какое животное он хотел бы иметь дома?
Какие книги любит читать?

III. Работа над новым материалом.
1)Рассуждения о дружбе.
Вы сказали, что слова, записанные на доске, объединены общим понятием ДРУЖБА. Какое прекрасное слово « дружба».
Произносишь его и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, читать новую книгу или секретничать. Произносишь слово дружба и сразу вспоминаешь веселых героев мультфильмов, мир кино, мир книги, наш мир, в котором мы живем, который дарит нам прекрасное общение с другом.

Давайте узнаем, какое определение дает толковый словарь Ожегова.
Слайд 8.
ДРУЖБА – межличностные отношения, основанные на взаимной привязанности и личных отношениях между людьми.
2) Работа по учебнику.
- А вот, что написано в учебнике на с. 32
(чтение учебника с.32)
- А почему вы не дружите с другим человеком?
- Значит, вы дружите с теми людьми, которые вам близки по характеру, по интересам, с которыми вы себя чувствуете комфортно. Вот одна из черт дружбы – избирательность.
(читаем в учебнике с. 32)
- А какая пользу вы имеете от своего друга?
- Другая черта дружбы – бескорыстность.
(читаем в учебнике с. 33)
- Скажите, будет ли вам интересно с человеком, который не разделяет ваши взгляды?
- Третья черта – общность интересов.
(читаем в учебнике с. 33)
Слайд 9 .
- А сейчас давайте познакомимся с «Законами дружбы»

IV. Обобщение.
1) Работа с пословицами.
Слайд10.
- Издавна люди свой жизненный опыт и мудрость передавали из уст в уста. Своим отношением к добру и злу народ отразил в поговорках и пословицах. А какие поговорки и пословицы о дружбе вы знаете?
2) Работа с иллюстрациями.
Слайды 11-17
- А сейчас внимание на экран. Назовите друзей известных героев произведений.

V. Итог .
- Что же такое дружба? Кого можно назвать настоящим другом?
- А закончить наш урок я хотела бы стихотворением «Дружба»
Дружба – это только счастье,
Дружба – у людей одна.
С дружбой не страшны ненастья,
С дружбой – жизнь весной полна.

Верь, храни, цени же дружбу,
Это высший идеал.
Тебе она сослужит службу.
Ведь дружба – это ценный дар!


V.Домашнее задание.
- А вот теперь мы возвращаемся к нашим «ладошкам». Дома вы должны оставить только те качества настоящего друга, которые можно отнести к вашему другу. Раскрасьте их и подарите другу.

Звучит песня «Если с другом вышел в путь»

15