Статья Повышение качества обучения на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах


Учитель русского языка и литературы высшей категории
Назарова В.Д.


В статье говорится о мерах повышения качества обучения на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах, дифференцированно-группового и индивидуального подхода к слабоуспевающим в ходе учебного занятия при опросе, в ходе изучения нового или специального материала, в ходе самостоятельной работы. Предлагаются эффективные средства для того, чтобы интенсифицировать учебную работу каждого учащегося. В статье говорится о важнейшем факторе повышения эффективности обучения.


Повышение качества обучения

1. Эффективность обучения определяется характером отношения учащихся к учению, характером их учебной работы. Это отношение во многом зависит от того, осознают ли учащиеся личностную и общественную значимость учебной работы, понимают ли они крайнюю необходимость и важность для самого учащегося и для общества активной, творческой, систематической и упорной работы.
Организация учебного процесса должна быть такой, чтобы каждому учащемуся была ясна личностная и общественная значимость его активной, творческой и упорной учебной работы и основным показателем была бы оценка именно такой учебной работы учащегося.
2. Для того чтобы интенсифицировать учебную работу каждого учащегося, недостаточно прямого воздействия учителя на ученика. Более эффективным средством является воздействие на него через ученический коллектив. А для этого нужно, чтобы класс был подлинным коллективом, референтным по отношению к каждому его члену.
Учебный процесс должен проводиться в органическом единстве коллективных и индивидуальных форм учебных занятий при определяющем характере общей коллективной деятельности учащихся.
3. Контроль должен проводиться по каждому элементу содержания учебной программы и охватывать одновременно всех без исключения учеников. Для этого необходимо привлечение самих учащихся к проведению текущего контроля и оценки в форме взаимо - и самоконтроля, взаимо- и самооценки под руководством учителя.
4. Важнейшим фактором повышения эффективности обучения является субъективный и осознанный характер деятельности учащихся в учебном процессе. Важным средством для этого является ролевое участие их в организации и проведении всего учебного процесса. Это означает, что в каждой группе организуется ученическое самоуправление, которое организует значительную часть учебной работы (текущий контроль, оценку и учет учебной работы учащихся, взаимопомощь в восполнение пробелов у отдельных учеников, подготовку к занятиям и т.д.).
5.Овладение общеучебными умениями и навыками должно быть включено в учебные программы преподавателей по каждому учебному предмету.
6. Обучение должно проводиться так, чтобы оно в максимальной степени способствовало воспитанию каждого учащегося как высоконравственной, творчески активной и социально зрелой личности.
Эффективность обучения зависит от того, какова жизнь ученика в школе, классе, удовлетворяет ли эта жизнь его потребностям и особенно потребность в эмоциональном насыщении.
Взаимоотношения между учителями и учениками должны быть основаны на оптимистическом отношении учителя к каждому студенту: учитель должен верить в силы и возможности ученика, выявлять лучшие и сильные стороны каждого и, опираясь на них, вместе с учеником бороться с его слабыми качествами.

Только при осуществлении указанных условий можно добиться полной успеваемости, предупредить отставание.

Меры дифференцированно-группового и индивидуального подхода к слабоуспевающим в ходе учебного занятия

При опросе:
Опрашивать чаще других.
Систематически проверять факт выполнения домашнего задания.
Разрешается подготовка к ответу у доски с использованием плакатов, приборов и т.д.
На первом этапе урока им разрешается пользоваться составленным дома планом ответа по ранее изученному, при необходимости учитель дает ученику план ответа.
Обеспечивается самый благожелательный тон опроса, активное поощрение первых успехов, специальное создание “ситуаций успеха”.
В ходе изучения нового материала:
1. Всемерное стимулирование интереса слабоуспевающих и поддержание их внимания при восприятии нового учебного материала.
2. Обеспечение оптимальной степени трудности содержания излагаемого материала.
3. Обеспечение оптимального темпа обучения на уроке.
В ходе самостоятельной работы:
Использование посильных, но непрерывно усложняющихся заданий.
Более подробный инструктаж о предстоящей работе (выдача карточек с планом работы, карточек с пояснительным рисунком).
Использование пропедевтических упражнений, создающих успех при решении последующих задач (свободные задачи).
Повышение внимания к слабоуспевающим в ходе работы, оказание им помощи.
Оказание помощи слабоуспевающим со стороны хорошо успевающих во время выполнения работ.
С позиции оптимизации дифференцировать необходимо не столько объем и сложность заданий слабоуспевающих, сколько меры и характер оказываемой помощи им в учении. Например, одному ученику к заданию дается алгоритм, другому рекомендуется сделать дополнительное задание, третьему - дается карточка-консультация и т.п., а сложность задания существенно не снижается.











Заголовок 115