Выступление на педсовете на тему Повышение качества знаний (1-4 класс)

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ
Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество и результативность, должно стать обучение, ориентированное на самосовершенствование и самореализацию личности. Поэтому на смену модели «образование-преподавание» пришло «образование-взаимодействие», когда личность ученика становится центром внимания педагога. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы, а успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов. Именно это и определяет активность школьника в познании себя и окружающего мира.
Мы, учителя начальных классов, первыми приступаем к реализации этой задачи и стараемся сформировать у учащихся познавательный интерес. Мне, как и всем учителям, хочется, чтобы уровень качества знаний моих детей был выше среднего.
Я остановлюсь на уроках математики и кратко расскажу, что я делаю в этом направлении.
Проведя в начале учебного года входную контрольную работу по математике, я вижу следующий результат: из 13 учащихся, выполнявших ее, у одного – «5», у семерых – «4», две – «3», три – «2». Если посмотреть в процентном соотношении, то результат неплохой: 76,9% учащихся справились с работой.
Ровно через неделю провожу контрольную работу №2. Результаты намного хуже: одна – «5», три – «4», четыре – «3», пять – «2». С работой справились только на 61,6%.
Задаю себе вопрос: в чем причина снижения уровня знаний? На уроках дети отвечают, у доски работают, индивидуально со слабыми детьми занимаюсь, консультации для родителей провожу, ничего нового не изучали – повторяем и закрепляем изученное в 1 классе.
Провожу следующую контрольную работу (в I четверти их 5): результаты не радуют.
В это время я пишу зачетную работу в НИРО на тему «Использование информационных технологий на уроках математики в начальной школе: возможности и реализация». Когда готовилась, просмотрела много литературы и разработок уроков.
Думаю, а что если попробовать применить на уроках компьютер. Как известно, именно в начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Такая перемена нелегко переносится многими учащимися, которым так не хватает игровой практики. Применение компьютерных технологий в учебном процессе как раз и позволяет совместить игровую и учебные деятельности. Использование богатых графических и звуковых возможностей компьютера создает благоприятный эмоциональный фон на занятиях.
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», - гласит народная пословица. Общеизвестно, что большую часть информации мы получаем визуально. Первые два года обучения у детей доминирует наглядно-действенное и наглядно- образное мышление. Реализовать на уроках один из важнейших принципов дидактики – принцип наглядности – значит обеспечить высокий уровень усвоения материала.
Это подтверждают и слова К. Д. Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребенок усвоит их на лету»
Об этом говорится и в китайской пословице: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь».
Как известно, каждый урок математики начинается с устного счета. Именно с него я и начала. Подготовив несколько слайдов, я провожу устный счет с применением компьютера. Дети в восторге! Им очень нравится, они с удовольствием работают и отвечают. Затем я разрабатываю отдельные фрагменты урока и тоже использую компьютер.
Провожу контрольную работу №5. И вот результат: четыре – «5», пять – «4», четыре – «3», «2» - нет. С работой справились на 100%.
На аттестации в презентацию нужно было включить фрагменты урока из разработанного раздела. Я брала раздел «Решение текстовых задач» и подготовила презентацию первого урока по теме «Структура задачи». По плану этот урок был 11 ноября. Я решила его провести опять с применением компьютера. Урок прошел – все замечательно. А на другой день – 12 ноября – я проводила родительское собрание и говорю родителям, что вчера был вот такой-то урок математики. И родители в один голос сказали, что дети рассказывали, и урок им очень понравился.
Я убедилась, что использование информационных технологий на уроке способствует активизации внимания, восприятия, мышления, воображения, памяти, творческих способностей и познавательных интересов, что является приоритетной целью уроков математики в начальной школе. Освоение и применение учителем новых технологий не может не вызвать у учащихся интереса, уважения, желания обмениваться информацией с учителем и одноклассниками. Таким образом, исподволь формируется новый стиль отношений в учебном коллективе, когда процесс передачи информации идет не от одного ко многим, а от всех ко всем.

15