«Приемы развития мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках в начальной школе»


«Приемы развития мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках в начальной школе»
Учитель начальных классов
Хомич Татьяна Владимировна

Современный педагог должен не только знать свой предмет,
но и уметь пробуждать в ученике жажду познания.
Заинтересовать, а уже потом научить –
вот в чем суть педагогического мастерства.
В.Ф. Шаталов
Проблема познавательной деятельности – одна из вечных проблем педагогики. Педагоги прошлого и настоящего по-разному пытались и пытаются ответить на извечный вопрос: как сделать так, чтобы ребенок учился с охотой и желанием? Задачи современного обучения заключаются не только в том, чтобы обеспечить усвоение школьниками программ, но и в том, чтобы продвинуть их в развитии.
Общепризнанно, что одним из важнейших мотивов учения для школьников является познавательный интерес. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более успешно.
Развитие творческой познавательной активности – тема очень актуальна для начальной школы и именно ей отводится особая роль. Ведь в начальной школе закладывается фундамент знаний, формируется личность ребенка, его мировоззрение. К сожалению, приходится наблюдать, что уже к середине учебного года у первоклассника, так сильно желавшего пойти в школу, жаждущего чего – то нового, неизвестного вдруг гаснет радостное ожидание учебного дня, проходит первоначальная тяга к учению.
Познавательную активность как педагогическое явление необходимо рассматривать как двухсторонний взаимосвязанный процесс: с одной стороны это форма самоорганизации и самореализации учащегося, с другой – результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности учащегося. При этом конечный результат усилий педагога заключается в формировании и становлении собственной активности учащегося. Не секрет, что для различных учащихся характерна разная степень или, другими словами, интенсивность в активном познании. Однако, учителю нужно работать и с тем школьником, который пассивно принимает знания. И с таким, который “включается” в учебный процесс время от времени в зависимости от учебной ситуации, и с тем, для кого активная позиция в учебном процессе стала привычной.
  Поддержание познавательной творческой активности – важное условие успешности учебного процесса.
Задача учителя – научить ребенка самостоятельно выделять учебную задачу, видеть ее за отдельными, не похожими друг на друга, заданиями. Опора на творчество учащихся - это один из основных приемов создания положительной мотивации учения. Развитие активности, пытливости, самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу, является важным звеном в активизации познавательной деятельности учащихся. Для формирования творческой познавательной активности школьников возможно использование всех методов, приемов, которыми располагает дидактика.
Объяснительно – иллюстрационный – рассказ, объяснение, опыты, таблицы, схемы – способствует формированию у младших школьников первоначальных знаний. Использование репродуктивного метода содействует развитию у учащихся практических умений и навыков. Проблемно - поисковый, частично - поисковый, в совокупности с предыдущими, служат развитию творческих способностей школьников. Необходимость формирования творческой познавательной активности заставляет учителя искать средства активизации и управления учебно-познавательной деятельностью.
Каждый урок – это определенная система заданий, которая ведет ученика к овладению тех или иных понятий, умениям, навыкам. Главным критерием урока должно стать включение в учебную деятельность всех без исключения учащихся на уровне их потенциальных возможностей. На практике я стараюсь каждый урок строить так, чтобы были вовлечены в работу и увлечены ею все дети без исключения. От того, какие задания подбирает учитель для данного урока, в какой последовательности их выстраивает, зависит достижение целей урока, активность, самостоятельность учащихся. Устойчивый познавательный интерес формируется на разных предметах в начальной школе разными средствами. Лучшему усвоению материала способствуют средства наглядности, опорные схемы, таблицы. Очень важным средством является занимательность.
Ярчайшим эмоциональным средством формирования познавательных интересов является игра. В процессе игры на уроке учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать, упражняться, тренироваться. Игра ставит ребенка в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В коллективных играх формируются нравственные качества. Важным средством активизации творческой деятельности учащихся является установление связи изучаемого материала с окружающей их действительностью.
Использование тематических кроссвордов помогают повысить грамотность учащихся, развивать у них интерес к предмету, активизировать внимание. Большое значение в развитии познавательной активности на уроках имеют загадки, пословицы, скороговорки, игры, стихи. Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения.
Приведу примеры заданий и упражнений применяемых мной для развития познавательной активности на уроках.
Русский язык.
1.Игра « Почтальон»
Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии. Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения. Дети определяют, куда их пригласили «огород, парк, море ,школа, столовая, зоопарк». Гря-ки, доро-ки, пло-цы, кни-ки, хле-цы, кле-ка, кали-ка, бере-ки, фла-ки, обло-ки, пиро-ки, марты-ка, реди-ка, ду-ки, ло-ки, тетра-ка, сли-ки, тра-ка, морко-ка, ли-ки, остро-ки, промока-ка, голу-цы, реше-ка.
2. «Замени цифры буквами алфавита и прочитай слово»
2 10 13 6 20 -билет
26 16 22 7 18 -шофёр
33 2 13 16 12 16 -яблоко
3. «За кем последнее слово?»
Эта игра научит образовывать слова от данного корня и находить корень в родственных словах, подбирать однокоренные слова. Один из учащихся, называет какое – либо слово. Второй называет другое слово с этим же корнем. Выигрывает тот, кто последним назовет слово с данным корнем.
Слова с корнем вод:
Вода, водица, водичка, водник, водовоз, водомерка, водопровод, водород, подводный, водяной, водоросль, безводный, водохранилище, водопой, водопровод, земноводный…
Слова с корнем цвет:
Цветок, цветочек, цветик, расцветает, расцветка, цветение, цветник, цветочница, цветущий, зацветать, цветовой, бесцветный, , цветной, цветущий…
3) Следующий занимательный материал – это ребусы, кроссворды, головоломки, лабиринты – позволяет ребенку потренировать внимание, память, формировать саморегуляцию, контроль за своей деятельностью.
4)Например, на уроке закрепления правила правописания безударных гласных в корне слова, я сообщаю, что верное пользование этим правилом в письменной речи очень важно для понимания высказывания. И предлагаю проблемную ситуацию. На доске текст «Женя выходи вечером гулять с мечом». Рассказываю, что эту записку написал Женя своему другу Саше. Саша вышел на улицу, в руках у него игрушечный меч. Женя удивился: «мы же в футбол собирались играть». Мальчики поссорились. Помогите помириться друзьям. С помощью вопросов дети выясняют, из-за чего возникло недоразумение, каким правилом не умеет пользоваться Женя, подбирают и записывают проверочные слова к сочетаниям с мячом, с мечом и убеждаются, что из-за одной неверно написанной буквы может измениться смысл не только слова, но и всего высказывания. Делается вывод, что знание этого правила также необходимо, чтобы речь письменная была точной и понятной.
Математика.
Одной из основных задач при обучении математике является выработка у ребят навыка хорошего счета. Однако однообразие заданий в виде примеров на вычисление притупляют интерес к счету, к урокам использую различные приемы, направленные на выработку вычислительных навыков учащихся.
1) Поиск лишнего
А) Задание: не вычисляя, найди лишний пример.
10 – 2 5 - 2 8 – 2
4 – 2 6 +2 3 - 2
Формируется умение осуществлять классификацию.
Б) Найди и исправь ошибки
2+8=7 5+3=8 7-7=3
4-3=1 7-6=2 4+0=0
В) Вставь пропущенные знаки действий
6…3=9 8…2=10 1…5=6
7…2=5 10…7=3 9…7=2
Г) Дополни числа до «круглых»
37+_=40 55+_=60 63+_=70
24+_=30 31+_=40 76+_=80
2) Найди пару. Соедини линиями выражения из первого столбика с выражениями из второго столбика

4) Блиц – ответы на вопросы.
1. К какому числу нужно прибавить 7, чтобы получить 12?
2. Из какого числа надо вычесть 6, чтобы получить 80?
3. Сумма каких двух одинаковых чисел равна 14, 16, 50, 80?
4. Какое число нужно прибавить к 40, чтобы получить: 80, 50, 60?
5. Если к 30 прибавить 5, то получится …
6. Из числа 50 вычли 40. Получилось …
7. Чему равна сумма: 9 и 2, 20 и 4, 80 и 5?
8. Найдите разность: 75 и 5, 90 и 7, 36 и 6.
9. Сумма двух чисел равна первому слагаемому. Чему равно второе слагаемое?
10. Разность двух чисел равна вычитаемому. Приведите примеры.
5) Задания в стихах, для развития логического мышления, формирования положительного отношения к предмету.
-В саду розы расцвели.
Сосчитать мы их пришли.
Девять красных, белых три.
Сколько вместе, назови!(9+3=12)
-У малышки-мартышкиНа столе лежали книжки.Девять книжек про зверей,А четыре — про детей.Кто из наших ребятишек
Скажет, сколько у мартышки книжек?(9+4=13)
6)Тема: «Вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через разряд»
Реши кроссворд.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 Часть задачи, в которой сообщается о том, что нужно узнать.
Два числа, объединенные знаком действия.
Линия, которая имеет начало и не имеет конца.
Знак действия.
Наименьшее двузначное число.
Равенство, где есть неизвестное число.
Действие.
Наименьшее возможное число сторон у многоугольника.
Часть задачи, в которой рассказывается, что в ней известно.
Литературное чтение
На уроках чтения для развития процессов активной мыслительной деятельности большое значение имеет выбор заданий самими учащимися.
1)Например, предлагаю выбрать такой отрывок из текста, который можно прочитать по ролям, или подойдёт для пересказа, найдите отрывок, где заключена главная мысль.
2)Для упражнения в скором и быстром, чистом произношении используем чистоговорки и скороговорки. Чистоговорки присутствуют на каждом уроке. Они повышают интерес к чтению, развивают творчество, познавательную активность, чувство рифмы и ритма.
3)Игра «Угадай последнее слово и запиши» ,развивает умение подбирать в рифму нужное слово.
Например:
-Глубока и широка наша быстрая (река)
-Вышел Коля на крыльцо вымыл руки и (лицо)
-Улетел скворец не зря за поля и за (моря)
4)Как нужно закончить пословицу? Прочитай все варианты и отметь правильный ответ.
Не имей сто рублей, а...
-книги читай поскорей
-имей двести рублей
-имей избу у речки
-имей сто друзей
5)Игра «Кино» применяется для развития умения составлять предложение по картинке. Берется двойной кусок картона, на котором вырезано квадратное окошко, полоска бумаги с наклеенными на нее сюжетными картинками, вставленная между картинками.
Учитель обращается к детям: «Сейчас я вам буду показывать кино, а вы внимательно посмотрите, и сделайте говорящий кадр»
6)Для накопления словаря , умению обобщать, сравнивать, применяются загадки:
1. С ветки прыгает на ветку,Ест бананы, сладости
К общей детской радости, (обезьяна)
2. Просыпается весной
А зимой, под снежный вой
Спит в избушке снеговой, (медведь)
3. Не дерево, а с листочками. Не рубашка, а сшита. Не человек, а рассказывает. (книга)
Окружающий мир
На уроке «многообразие животных» познание мира использую такие приёмы как:
1) Прием “Фантастическая добавка”
-Мы попали на другую планету, где у инопланетян такие же буквы, но говорят они на непонятном для нас языке. Давайте расшифруем названия животных, которые там обитают.
РАСУСТ /страус/ ДУЗЕМА /медуза/ КУТИЛА /улитка/ КРИКОЛ /кролик/
2) Заполни карточку.
Вопросы Ответы
Какое главное отличие пауков от насекомых? Как охотится паук? Почему паук не сразу начинает поедать добычу? Почему человек должен быть осторожен при встречи с пауком? Как отличить каракурта от других пауков? Для чего используется противокаракуртовая сыворотка? Как отличить тарантула от других пауков? Как чувствует себя человек после укуса тарантула? Как спасти себя от укуса пауков? Нужно ли бояться пауков? 3) Работа над проектами, которая применяется не только на уроках окружающего мира, но и на литературном чтении и русском языке.
Постановка проблем, совместный поиск, игра и сказки – вот те средства, которые помогают открыть детское сердце, сделать пребывание на уроке радостным. Экскурсии, часы общения, праздники, КВНы, викторины, факультативные занятия - все это помогает поддерживать и формировать интерес к учению.
Хотелось бы подчеркнуть, что формирование познавательной деятельности - не самоцель. Цель учителя - воспитать творческую личность, готовую свои познавательные возможности использовать на общее дело.
В первый класс приходят дети разные по уровню подготовки. Процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен. В начальной школе ещё только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. И только от учителя зависит, будет ли ребёнок погружаться в мир знаний с большим интересом.
Я в своей работе использую такие способы активизации познавательной деятельности, как
- игровые формы, методы и приёмы обучения
- самостоятельные работы
- проблемные ситуации
- нетрадиционные формы учебных занятий
- проектно-исследовательскую деятельность и современные образовательные технологии.
Разнообразные средства и способы активизации познавательной деятельности мной применяются на всех уроках и во внеклассной работе.
Для меня принципиально важно, чтобы дети на каждом уроке переживали радость открытия, чтобы у них формировалась вера в свои силы и познавательный интерес.